Этот сложный подросток…
1. Чтобы добиться взаимодействия
Если ребенок не хочет что‑то делать, а вам это сделать надо.
Деструктивные способы:
– обсуждение и обвинение;
– ругать;
– угрозы;
– приказы;
– нотации и морализаторство;
– предупреждения;
– мученические высказывания;
– сравнения;
– сарказм;
– пророчества.
Это не выход!.
Вот конструктивные способы:
! Описывайте, что видите, или описывайте проблему («Уже вечер, а уроки не сделаны / я вижу, что ты еще не сделал уроки / я вижу, что тебе лень»).
! Предоставляйте информацию («Вижу, вижу / надо сделать уроки сегодня / если не сделаешь уроки сегодня, ляжешь спать без них).
! Скажите одним словом («Уроки»).
! Жест (уроки).
! Поговорите о своих чувствах («Мне очень не нравится, когда мне звонит классный руководитель и на тебя жалуется, потому что я знаю, что ты молодец, а мне приходится выслушивать это все»).
! Пишите записки (сделать уроки / сделать уборку / составить чек‑лист, как сделать эту самую уборку). Порой дети действительно не знают, что и за чем убирать. В этом случае вы просто берете и описываете: первое – выкинуть мусор, второе – отнести грязную посуду в раковину, третье – одежда, четвертое – игрушки. То есть порой детям бывает достаточно такого короткого чек‑листа.
2. Когда надо помочь ребенку разобраться с чувствами
Очень больной вопрос, особенно когда ребенок врет, грубит, истерит.
Деструктивно:
– отрицать чувства («Да много ты понимаешь / да чего ты хочешь?»);
– философские ответы («Да подумаешь, у всех такое было»);
– советы;
– вопросы;
– защита другого человека (защищать других, а не вашего ребенка);
– жалость (давить на жалость; самому говорить, что вот мать не любишь, в гроб вгонишь);
– попытка психоанализа;
– жалость.
Это не выход!
Конструктивные:
! Выслушайте внимательно ребенка.
! Разделите его чувства («я‑сообщения»; глаза в глаза; уши в уши).
! Назовите его чувства («Я правильно понимаю, что ты очень разозлен на брата / я правильно понимаю, что тебя очень бесит / тебе кажется, что я тебе очень мало внимания уделяю / я правильно понимаю, что ты думаешь, раз я тебя попросила посуду убрать, значит, я тебя мало люблю»).
! Покажите, что вам понятны желания ребенка, подарите ему желаемое хотя бы в фантазии.
! «Давай представим, что я тебя больше не буду просить помыть посуду, станет ли тебе от этого легче?», «О чем можно тебя просить?», «Когда у тебя будет подходящее настроение, чтобы помыть посуду?»
! Записывайте желания, фиксируйте их, не отрицайте; распишите плюсы и минусы желания.
3. Когда надо поощрить самостоятельность
Должен делать, но не делает. Как с ним быть?
Сразу перейдем к конструктивным:
! Позвольте детям делать выбор («Ты начнешь с русского или с математики? / ты наденешь такие носки или такие? / такую рубашку или такую? / вещи сразу в шкаф уберешь или после завтрака?»), но довести до конца дело вы предлагаете ему самому, вы напоминаете ему: «Ты обещал, давай доделай»; также включаете жесты и все остальное.
! Показывайте уважение к усилиям ребенка, когда он пишет первую букву, когда он делает математику, даже если он делал ее уже несколько раз.
! Не задавайте слишком много вопросов (это детей раздражает).
! Не спешите отвечать на вопросы.
! Предложите ребенку искать источники информации вне дома.
! Не лишайте ребенка надежды, позволяйте ему мечтать.
Адекватность – это баланс. Помните про это. Вы не должны быть на поводу у ребенка, вы лидер в семье.
4. Освобождаем детей от ролей.
Что для этого нужно? Давайте разберем примеры ролей:
– разрушитель;
– любитель жаловаться;
– несообразительный;
– ненадежный;
– непослушный;
– разиня;
– неуклюжий;
– жадный;
– плакса;
– легковозбудимый;
– не умеющий проигрывать;
– плохая координация.
Что делать?
! Ищите возможность показать ребенку новый образ. Не медлительный, а вдумчивый. Не ленивый, а только сегодня случайно забыл.
! Пусть дети нечаянно услышат, как вы говорите о них положительно.
! Ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя ваш ребенок (хотите, чтобы ребенок был аккуратен – будьте сами аккуратны; хотите, чтобы ребенок гладил одежду – сами гладьте; хотите, чтобы убирал посуду – уберите первой; инициируйте эти изменения).
! Храните особенные моменты, связанные с вашим ребенком.
– если ваш ребенок ведет себя в соответствии со старым ярлыком, изложите ему ваши чувства и ожидания (скажите, чего вы на самом деле от него хотите).
5. Альтернатива наказанию. Что делать
! Обратите внимание, как ребенок может принести пользу. Все самые вредные, самые трудные дети – прекрасные помощники, правая рука. Их можно назначать ответственными, им этого очень не хватает.
! Выразите сильное неодобрение, не делая нападок на характер.
! Покажите ребенку, как загладить вину. Обсудите с ним. Он обманул, украл вещь, он что‑то сделал плохое, разбил окно, получил «двойку», прогулял школу, да мало ли что он сделал. Что делать? Обсуждайте вместе. Скажите ребенку, что вы его любите в любых ситуациях, пусть только придет, расскажет вам, а не кому‑то. Учите ребенка говорить «нет».
! Предоставьте ему выбор. Это тоже очень здорово, когда вы можете спросить: «Вот такая ситуация, как мне тебя наказать? Ты же понимаешь, что так нельзя. Что будем делать?» Ребенок сам вам предложит.
! Предпримите действия. Предпринимайте совместные действия. Если вы уже определили, что в случае если ребенок не придет в девять, он неделю не выйдет из дома, пусть он реально неделю не выйдет из дома. Тогда это будет ответственность.
! Позвольте ребенку оценить последствия плохого поведения. Спросите: «А как ты думаешь, почему это случилось? А что можно было бы сделать, чтобы этого не случилось?» Не пропускайте этот возраст, пока ваши дети еще школьники.
Именно в этот момент у ребенка закладывается самое главное – свое мнение о себе. Как он будет думать о себе, так он и будет вести себя всю оставшуюся жизнь. Как вы о себе думаете, так вы себя и ведете. Что вы позволяете себе, что вы думаете, что вам позволительно, так вы и делаете.
6.. Для решения проблемы
! Поговорите о его чувствах и потребностях.
! Поговорите с ребенком о своих чувствах и потребностях (расскажите ему о себе, о том, какое у вас настроение, какие у вас были истории в детстве).
! Обсудите это вместе, чтобы найти решение для вас обоих.
! Запишите все свои идеи без разбора (техника «Мозговой штурм»).
! Решите, какие варианты вам нравятся, какие нет, и какие вы хотите воплотить в жизнь.
НЕ живите за ребенка.
НЕ выбирайте за него.
НЕ забывайте о том, что важнее настоящее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.