«Этот удивительный песок»
Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования в процессе опытно – экспериментальной деятельности с песком.
Задачи:
Образовательная:
Ø закрепить умение получать информацию о песке в процессе его исследования;
Ø познакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
Ø расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни.
Развивающая:
Ø развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам;
Ø активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
Ø развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательная:
Ø воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ø воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности.
Методы и приемы:
Ø словесные (беседа, рассказ).
Ø наглядные (наблюдение за формой, цветом песка).
Ø практические (проведение опытов)
Программное содержание:
Ø формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах;
Ø развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
Ø познакомить со способом изготовления рисунка из песка;
Ø развивать познавательную активность.
Материалы: песок, поднос, салфетки, стакан с водой,волшебный мешочек,«солнце» и «туча» для рефлексии, ноутбук, стол с песком для рисования с подсветкой.
Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Беседы о назначении и применении песка, чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни.
Используемые современные образовательные технологии:
Ø игровые;
Ø ИКТ;
Ø исследовательская;
Ø
здоровьесберегающие.
Ход занятия:
Приветствие:
Воспитатель:Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: "Привет!"
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй друг, здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
Воспитатель:Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: здравствуйте!
Воспитатель:Ребята, у меня «Волшебный мешочек», а что в нем находится, я предлагаю вам определить на ощупь.
Дети:сахар, мука, песок, соль и т. д…
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Правильно ребята, угадали ,молодцы. Предлагаю вам отправиться в лабораторию для исследования песка. Нов лабораториях учёные работают в халатах .Вам необходимо одеть халат и сесть за стол.
Воспитатель: А что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель:Молодцы! Садитесь за столы.
Но прежде чем начнем исследовать песок, надо запомнить правила:
1. Нельзя дотрагиваться руками до лица, глаз – мельчайшие песчинки могут попасть в глаза;
2. Нельзя вытирать руки об одежду;
3. Отряхивать руки надо над столом;
4. После работы нужно помыть руки с мылом
Воспитатель:Запомнили правила?
Дети:Да!
Опыт 1. «Сыпучесть песка».
Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета?
Дети: Песок серого цвета.
Воспитатель: Теперь потрогайте его. Надавите руками. Какой он на ощупь?
Дети: Песок сухой, рыхлый.
Воспитатель: А теперь возьмите немного песка и обратно высыпайте его. Какой песок?
Дети: Песок сыпучий, рассыпчатый.
Вывод: песок – сыпучий ,рассыпчатый, рыхлый.
Опыт 2. «Из чего состоит песок»
Воспитатель: А вы знаете, почему песок сыпучий, рыхлый?
Дети: Песок состоит из песчинок, маленьких камушков.
Воспитатель: Как
они выглядят, похожи ли песчинки одна на другую?
Дети: Они разные, маленькие и чуть больше, темные и светлые.
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры.
Опыт 3. «Песок впитывает воду»
Воспитатель: Ребята возьмите стакан воды и маленькой струйкой налейте ее в поднос с песком. Что у вас получилось?
Дети: Песок стал мокрым.
Воспитатель: Куда
исчезла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Воспитатель: Мы можем сказать
по этому опыту, что песок впитывает воду, и он становиться липким клейким, и из
него можно уже что-нибудь слепить.
Дети: Да!
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды.
Воспитатель: А вы знаете, что песком можно еще и рисовать?
Воспитатель: А вы бы хотели попробовать порисовать песком?
Дети:Да!
Воспитатель: Тогда давайте мы немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Мы песчинки, мы песчинки(приседания, руки на пояс)
Покружиться мы не прочь.(кружатся)
Мы песчинки, мы песчинки(приседания, руки на пояс)
Танцевали б день и ночь.(танцуют)
Встанем дружно все в кружок(в круг)
Получается песок.
Воспитатель: Ребята, а теперь пройдите к столу с песком и давайте попробуем порисовать песком.
(Включается спокойная классическая музыка)
Воспитатель:Я предлагаю вам стать необычными художниками и нарисовать песчаную картину.Такая техника называется пескография.
Воспитатель:Давайте «поздороваемся» с песком. Дотроньтесь до него пальчиками правой, а теперь левой руки. А теперь разровняйте песок ладошками.
Воспитатель:А теперь вспомним приемы рисования на песке. Расскажите, чем можно рисовать на песке?
Дети:Пальчиками, ладонями.
Воспитатель:Правильно, рисовать можно одним или несколькими
пальчиками, ребром ладони, кулачком, тыльной стороной ладони, вот этой частью
(здесь и в дальнейшем одновременно показываю и объясняю детям). Если вам что-то
не понравилось или вы захотели что-то изменить в своем рисунке, вы можете
разровнять песочек и продолжить рисовать.
Воспитатель:Давайте вспомним, как
можно рисовать елочку. Одним пальчиком, начиная со ствола из треугольников,
двумя указательными пальчиками правой и левой руки (показываю).
Воспитатель:Как можно нарисовать солнышко? Ребром ладони или кулачком нарисовать круг, затем лучики (показываю).
Воспитатель:Как вы нарисуете волны?
Дети:Ответы детей.
Воспитатель:Верно, можно провести волнистую линию одним пальчиком
или несколькими пальчиками одновременно.
Воспитатель:Что бы вы хотели
нарисовать на песке? Какой пейзаж?
Дети:Ответы детей.
(Дети рисуют)
Воспитатель:Давайте посмотрим, что вы нарисовали. (Дети
рассказывают про картины.)
Воспитатель:Ребята, очень красивые
песочные картины у вас получились.
Воспитатель:Молодцы. Вот какой удивительный песок!
Итог
Воспитатель: Что принёс вам волшебный мешок на ОД?
Рефлексия
Вам понравилось работать с песком? Кому понравилось работа с песком потопайте, кому нет похлопайте!
Посмотрите на стойки.
«солнышко» - на душе светло, радостно.
«тучка» - на душе пасмурно. Раз,два, три
–подойди.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями. До скорого свидания. Приходите к нам ещё.
Для первого опыта нам понадобятся: пластина,
лупа, магнит, песок. Посмотрите, у всех есть эти предметы?
Каждый ребенок обследует сухой песок: ощупывает его, насыпает его на
пластины, рассматривает в лупу, опускает в песок магнит.
Воспитатель: Ребята, что вы увидели? какой песок? из чего он состоит?
(ответы детей: песок состоит из частиц, они мелкие, их можно рассмотреть в
лупу, а еще в песке можно найти мелкие частички металла – они притянулись
к магниту).
Воспитатель подводит итог: песок - это очень-очень мелкие камешки
разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие
частички металла.
Воспитатель: Из чего состоит песок, мы увидели, а сейчас опытным путём
мы узнаем, тонет песок или нет.
Проведем второй опыт: для второго опыта нам понадобится баночка с
водой, сухой песок, лопатка. У вех они есть? Все готовы
экспериментировать?
Каждый ребенок в банку с водой опускает горсть сухого песка, не
размешивая.
Воспитатель: Ребята, что происходит в банках? (ответы детей: песок оседает
вниз, на дно банки, а на воде, на поверхности воды пыль)
Воспитатель: А теперь возьмите лопатки и размешайте песок в банках. Что
произошло? (ответы детей: вода окрасилась, а затем песок опустился на дно,
а пыль осталась на поверхности).
Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что песок тяжелый, он
опускается на дно банки, а пыль легкая - она осталась на поверхности, при
размешивании примеси песка окрасили воду; мокрый песок меняет цвет-
становится темнее сухого.
Воспитатель: А сейчас самое время немного отдохнуть после таких опытов.
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Наклоняемся с хлопком,
И с хлопком потом встаём.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех! (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу,
распрямиться — хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Ход НОД.
Воспитатель: Я рада видеть всех вас, ребята, здоровыми и весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Ребята! Я для вас приготовила одно очень интересное видео. Вы бы хотели узнать про что видео?
Просмотр фильма
Воспитатель: Ребята, про что мы с вами сейчас смотрели фильм? (ответы детей)
Воспитатель: А вот недавно вы, ребята, спрашивали у меня что такое песок и откуда он берется? Так вот сегодня я бы хотела вам рассказать что такое песок. А вы мне вы в этом поможете?
Дети: Да!
Опыт
4. «Движение песка» (дыхательное упражнение)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться? Ответы
детей.
Воспитатель: А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько
подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит?
Дети: Песок движется.
Воспитатель: А теперь подуйте на мокрый песок. Что происходит?
Дети: Песок не движется, потому что он в воде склеился.
Опыт 5. «Песок тяжелее воды»
Воспитатель: Ребята давайте в стакан с водой насыпим немного сухого песка. Что произошло с песком? Ответы детей.
Воспитатель:Правильно песок упал на дно стакана. Этим мы можем сказать, что песок тяжелее воды. А если мы палочкой размешаем песок в воде, что у нас получиться? Ответы детей.
Воспитатель:Правильно вода станет мутной, грязной. А почему? Ответы детей. Потому что некоторые песчинки растворились в воде, но не все только очень мелкие.
Воспитатель: Песок – это природный материал, взрослые его используют при строительстве домов, дорог, мостов. Но в песок любят играть и дети. А что вы умеете делать из песка?
Дети: Куличики, башни, замки, дороги…
Воспитатель: А из какого песка лучше строить сухого или мокрого?
Дети: Из мокрого песка.
Воспитатель: Сейчас мы с вами возьмем леечки и польем песок водой, чтобы он стал мокрый и с вами сделаем куличики из формочек.
Воспитатель: Ребята, за проведенную исследовательскую работу, хочу вам вручить медали «Юный исследователь».
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о песке? Что вам показалось наиболее интересным и что больше всего запомнилось? А как вы думаете что можно сделать из песка?(Ответы детей). А еще из песка делают дома и стекло (лампочки, бутылки, вазы). Но об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.
Конспект НОД по познавательному развитию «Ах, этот удивительный песок!» .
Цель: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи: закрепить умения работать с лабораторными приборами, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; развивать социальные навыки- умение работать в группе.
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, вода, большой плоский лоток, тарелочки, вода, стаканчики, палочки, воронка и пустая полиэтиленовая емкость, увеличительные стекла (лупа, пластиковые ложечки, песочный световой стол.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой. Какой песок?. (сухой, шершавый, мягкий, ласковый).
Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!».
Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?. Плохо слышите, потому что Он говорит тихим голосом.
Возьмите в руки песок, потихоньку отпустите. Еще раз возьмите в кулачок и медленно отпускайте. Вы слышите, как шуршит песок? Это он здоровается с вами.
Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете.
Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа?
Почему? (Не дышит, не растет, не размножается).
- Ребята, где встречается песок?
(№ 1 – пляжи) Посмотрите как сияет песок на летнем морском берегу. Какой он золотистый, ласковый, тёплый.
(№ 2 - пустыня)- Есть ещё песок пустыни; барханы, дюны - песок и только песок – куда ни глянь!
(№ 3 – стройка) А есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на строительство жилых домов.
(№4 – тушение пожаров) Используют при тушении пожаров
(№ 5 – дороги) Применяется песок в дорожных работах. Им посыпают зимние обледеневшие дороги.
(№ 6– детсады) Ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.
- откуда берется песок на планете? Песок – это кусочки камней и морских ракушек. Камни, ракушки и известняк под воздействием ветра, дождя, разрушаются и получается… песок.
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в лабораторию и там провести несколько опытов и познакомиться со свойствами песка.
-Ребята, все сотрудники лаборатории носят спецодежду. Давайте наденем белые халаты, шапочки. И как настоящие учёные проведем опыты с песком.
- Прежде чем приступить к работе повторим правила безопасности:
Приступаем к работе
ОПЫТ № 1
- У вас на столах в тарелочке находится песок. Какого цвета песок? (коричневого, желтого, светло-желтого, золотистого)
-Возьмите щепотку песка и потрите между пальцами. Что вы заметили? Какой песок? (сухой, сыпучий, рыхлый). Это свойство песка с давних времен используют в песочных часах. (Воспитатель показывает песочные часы). Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.
ОПЫТ № 2 Работа с лупой.
- Ребята, возьмите лупу и внимательно рассмотрите песок. Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки)
- Какие песчинки? (маленькие, полупрозрачные, круглые)
- Осторожно дуньте на них через трубочку. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу)
опыт 3.
Воспитатель: Ребята, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях – это очистка песком. Возьмем воронку, поместив в нее песок, и будем медленно выливать заранее загрязненную воду (В нее мы положим бумажки мелкие палочки).
Что происходит с водой? (вода просачивается через песок)
- Где остается мусор? (на поверхности песка)
Воспитатель: сделаем вывод- Что делает песок с водой? (песок пропускает воду и очищает её)
ОПЫТ №4
- Добавьте в чашечку с песком немного воды. Аккуратно перемешайте ложечкой.
- Что произошло? Куда исчезла вода? (она впиталась в песок)
-Каким стал песок? (влажный, мокрый)
- Попробуйте влажный песок посыпать? Что происходит? (он не сыплется)
- Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.)
- А теперь я предлагаю отдохнуть и превратиться в эти песчинки.
7. Физкультминутка:
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
ОПЫТ№5
- Возьмите формочки и сделайте оттиски на сухом песке. Встряхните аккуратно тарелочку. Что мы видим? (рисунок исчез).
- Теперь сделайте оттиски на мокром песке. Аккуратно встряхните емкость. Исчез ли рисунок? (Нет) Почему он сохранился на мокром песке? (мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок) В сухом песке песчинки не скреплены, они рассыпаются.
-Ребята, а что вы летом делаете из песка? (крепости, куличики)
Я предлагаю вам, дети,
Рисунок создать песком.
Песок засыпаешь ты на стекло,
Что снизу светом освещено.
И, включая воображение,
Рисуешь картины на удивление.
Плавно пальцами волну начерти,
И поплывут на картине ручьи.
Пальцы большие навстречу веди
И ель на картине изобрази.
Чтоб показать облака в небесах,
Пальцы свои сожми в кулачках.
И по стеклу кулачками кружа,
Ты нарисуешь вверху облака.
Я рассказала вам лишь крупицу,
Как фантазия может развиться.
Стоит лишь только начать рисовать
И идеи уже не унять.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.