Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)
Оценка 4.8

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
математика
6 кл
07.04.2017
Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)
Цель данной работы: изучить и обобщить вклад математики как науки и математиков в победу русского народа в Великой Отечественной войне. В рамках этой цели ставились следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по данной теме. 2. Раскрыть роль науки математики в научных изобретениях для создания превосходства нашей армии над противником. 3. Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в победу в Великой Отечественной войне. 4. Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. 5. Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны. 6. Составить буклет «Математики и их открытия в годы Великой Отечественной войны».
Гелуненко Надточиев НОШ 2016.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа № 1                                                с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В.П. Захарченко»                                     Каменского муниципального района                                                         Воронежской области Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа) Выполнили: учащиеся VI «Б» класса МКОУ «Каменская СОШ №1 с УИОП» Гелуненко Вячеслав Романович, Надточиев Игорь Андреевич Научный руководитель: учитель математики Столярова Н. В. п.г.т. Каменка 2016 План 3. 1. Введение………………………………………………………………...стр.3­4 2. Участие математиков в военных действиях…………………………..стр.4­5 2.1. Бессмертный полк………………………………………………..стр.5­6 2.2. Медсёстры, лётчицы, артиллеристы…………………………....стр.6­7  Математические задачи для фронта и тыла………………………….стр.7­8 3.1. Эффективность стрельбы…………………………………….....стр.8­11 3.2. Совершенствование военной техники…………………………стр.11­14 3.3. Статистика в военном производстве………………………..…стр.14­16 4. Заключение……………………………………………………………..стр.16­17 5. Список используемой литературы…………………………………….стр.18 6. Приложение…………………………………………………………….стр.19­30  «А нам судьбу России доверяли,  2 И кажется, что мы не подвели». Николай Старшинов 1. Введение                     Прошло   почти   71  год   со   дня   победы   советского   народа   в  Великой Отечественной   войне.   Неисчислимые   жертвы   понесла   страна   во   имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания   от   голода,   тысячи   разрушенных   городов   и   деревень,   сотни   тысяч угнанных на фашистскую каторгу.  Несмотря ни на что, советский народ выстоял и победил. Огромная   роль   в   победе   нашего   народа   принадлежит   науке,   в   частности математике.   Одновременно   с   развёртыванием   фронтов   действующей   армии советские   математики   в   научно­исследовательских   институтах,   лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Тысячи из них ушли на фронт   по   мобилизации   или   добровольцами,   многие   переключились   на   решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих   постах,   веря   в   разгром   врага   и   создавая   для   будущего   новые   научные ценности.           Годы войны стали временем смелых и оригинальных творческих решений, высокого подъема творческой мысли учёных и конструкторов. Тематика научных исследований быстро перестраивалась на военный лад.                    Актуальность  данного   исследования   состоит   в   том,   что   реальных участников   тех   событий   почти   не   осталось   в   жизни.   Память   человеческая несовершенна,   многие   события   забываются.   Мы   должны   знать   и   помнить   тех людей,  которые приближали победу и подарили нам  будущее.        Объектом исследования стала Великая Отечественная война.   Отечественной войне.           Предметом   исследования  ­   математики   и   математика   в   Великой 3 Цель данной работы:  изучить и обобщить вклад математики как науки и математиков в победу русского народа в Великой Отечественной войне.       В рамках этой цели ставились следующие задачи:  Изучить теоретический материал по данной теме. Раскрыть роль науки математики в научных изобретениях для создания 1. 2. превосходства нашей армии над противником. 3. Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в победу в Великой Выяснить,   кто   из   учёных­математиков   принимал   участие   в   боевых Отечественной войне. 4. действиях. 5. Определить,  какие  задачи  приходилось   решать  математикам   в  годы Великой Отечественной войны.          6.       Составить буклет «Математики и их открытия в годы Великой  Отечественной войны».                Основным  методом  исследования   стала   работа   с   научно­популярной литературой, сравнительный анализ  полученной информации, отбор  информации для   работы   и   изучение   задач,   которые   могли   бы   решаться   в   годы   войны. В начале исследования была выдвинута  гипотеза  о том, что научные разработки учёных­математиков сыграли большую роль в победе над фашизмом. 2. Участие математиков в военных действиях «Всё для фронта, всё для победы!» ­ было призывом для каждого жителя нашей страны, которые стремились помочь Родине в борьбе с врагом. С первых дней войны математики принимали участие в защите страны: призывались в армию, записывались в народное ополчение, шли на фронт добровольцами. Они храбро воевали   и   честно   исполняли   свой   гражданский   долг.   В   самые   тяжелые   для страны   дни   они   показали   себя   верными   сыновьями   Родины,   способными   на самопожертвование   и   готовыми   отдать   жизнь   во   имя   свободы   Отчизны.   И 4 действительно,   многие   из   тех,   кто   ушел   на   фронт,   не   возвратились   и   не приступили к своей любимой работе. Среди погибших было много талантливых математиков, подававших большие надежды, способных внести большой вклад в   прогресс   наших   знаний.       При   этом   страна   потеряла   огромное   число талантливой   молодёжи,   которая   могла   бы   стать   гордостью   отечественной науки.   Об   этом   мы   можем   судить,   во­первых,   по   тому,   что   среди возвратившихся   после   участия   в   сражениях   Великой   Отечественной   войны значительное   число   стало   крупными   учеными   ­   профессорами,   членами   ­ корреспондентами   и   академиками   Всесоюзной   и   республиканских,   академии наук.  А во­вторых, каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже   сумевших   проявить   себя   и   обещавших   в   будущем   очень   многое,   но   не вернувшихся с войны. Жизнь этих людей удивительна. За ничтожно короткий срок, отпущенный им жизнью, молодым талантам удалось дважды обессмертить свое имя: сначала в стенах университетов, а затем — на поле боя. 2.1. Бессмертный полк             Один и них Николай Борисович Веденисов, родился 27 мая 1905 г. в семье саранского инженера. Поступив после школы на физико­математический факультет МГУ, Веденисов очень скоро зарекомендовал себя талантливым и старательным   студентом.   Утончённый   интеллигент­Николай   Борисович, казалось бы, создан природой для занятий математикой. Он обожал живопись, старинную архитектуру, поэзию Пушкина, стихи французских поэтов (которые читал   в   подлиннике).   Война   застала   молодого   учёного   преподавателем Артиллерийской академии. Не смотря на слабое здоровье и «бронь», он принял твёрдое решение уйти в ополчение. В тяжёлых боях под Ельней учёный был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли и он умер от ран и нечеловеческих   условий   вражеского   плена,   вероятно,   в   октябре   1941. Восхищает  судьба Глеба Александровича Селиверстова, который родился 24 5 июля   1905   г.   в   семье   иркутского   инженера.   В   школьные   годы   мальчик   не проявлял большого рвения к занятиям, зато рос непоседой и любил лазить по водосточным   трубам.   Лишь   в   пятнадцати   летнем   возрасте   Глеб   неожиданно увлёкся   математикой,   так,   что   ещё   не   окончив   школы,   засел   за   вузовские пособия.   Поступив   в   университет,   Глеб   Александрович   заявил   о   себе,   как прирождённый   исследователь,   тонкий   знаток   тригонометрии.   С   1942   г. Селиверстов   в   армии,   в   1943   г.   отправлен   на   фронт,   где   был   командиром минометного расчета. Глеб Селиверстов погиб в 1944 г. А как не вспомнить Давида   Оскаровича   Шкляровского,   рождённого     23   ноября   1918   г.   в Харькове,   рос   безотцовщиной.   В   школе   долгое   время   был   шалуном,   любил сбегать с уроков, но увлекся поэзией и начал посещать Дом литераторов и даже сам пробовал писать стихи. Интерес к числам проснулся у юноши внезапно, когда  он  прочитал  в  какой­то  популярной книжке  о   недоказанной   великой теореме   Ферма,   после   этого   он   просто     влюбился   в   математику   и   начал заниматься в школьном кружке. А по поступлении в МГУ сам, ещё будучи студентом, открыл школьный кружок при университете. В первые же дни войны Давид добровольцем пошел в действующую армию. При этом молодой человек хранил веру в скорую победу. В июне 1942 г. в боях с фашистами на территории Белоруссии Давид Шкляровский погиб. Список   этих людей длинен, а жизнь удивительна. За ничтожно короткий срок, отпущенный им жизнью, молодым талантам   удалось   дважды   обессмертить   свое   имя:   сначала   в   стенах университетов, а затем — на поле боя. 2.2. Медсёстры, лётчицы, артиллеристы                           Многие студентки после прохождения двухмесячных курсов медсестер   были   направлены   в   госпитали,   медсанбаты   и   непосредственно   на передовую.   Кроме   того,   студентки   университета   откликнулись   на   призыв известной   летчицы   Героя   Советского   Союза  Марины   Расковой  и   стали 6 штурманами   и   летчицами,   в   частности,   46­го   гвардейского   полка   ночных бомбардировщиков.  Летали   эти  летчицы  на   тихоходном  и   незащищённом   от огня   самолете   «У­2»,   но   наносили   противнику   весьма   значительный   ущерб. Пяти лётчицам выпускницам мехмата было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их имена:  Руднева Е.,  Пасько Е.,  Гашева Р., Зубкова А., Рябова Е. Ещё три выпускника факультета были Героями Советского Союза —  Барыков Г., Волохов Г.,   Ратушная Л. (см. прил. 1). Добровольцем пошел в Армию и профессор Алексей Андреевич Ляпунов (см. прил. 2) как и многие мехматовцы, стал артиллерийским офицером. Он не только храбро воевал, но и вносил много ценного в правила стрельбы. Но здесь он использовал свой опыт математика, которому   свойственно   искать   самые   лучшие   решения.   Его   предложения позволили увеличить эффективность стрельбы. Алексей Андреевич уже после войны   был   избран   член   ­   корреспондентом   АН   СССР.   В   частях   тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город   Ленинград выдающийся математик  Юрий Владимирович Линник  (см. прил. 3). Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявили себя как подлинные патриоты, проявляли величайшее мужество, были храбрыми и расчётливыми воинами.  Мы   преклоняемся   перед   выдержкой,   самоотверженностью   и   верностью Отчизне,   которую   проявляли   математики­воины.   Однако   нельзя   забывать   и   о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. 3. Математические задачи для фронта и тыла                     Мы   должны   преклоняться   перед   выдержкой,  самоотверженностью   и верностью   Отчизне,   которую   проявляли   математики­воины.   Однако   нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и   коварным   врагом.   Этот   вклад   состоит   в   использовании   тех   специфических знаний   и   умений,   которыми   обладают   математики.   Значение   этого   фактора 7 особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием разума,   изобретательности   и   точного   расчета.   Дело   в   том,   что   для   военных действии   привлекаются   все   достижения   естествознания,   а   вместе   с   ними   и математика   во   всех   ее   проявлениях.   В   период   Великой   Отечественной   войны техника была разнообразной и сложной.               Увеличение скорости полета самолётов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов (см. прил. 4).           Создание атомного и ракетного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных  математических  расчётов,  создания новых математических   моделей   и   даже   новых   ветвей   математики.   Без   таких предварительных математических исследований не создаётся ни одна техническая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее математический аппарат. Роль   математики   в   военном   деле   велика.   Обратимся   к   фактам   прошлого. Попробуем понять, какие задачи приходилось решать учёным­математикам в годы Великой Отечественной войны. 3.1. Эффективность стрельбы         Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчётов не мог бы существовать. На фронте были  и  специальные  расчётные  части. Еще  в  древности  математические  знания использовались   в   военном   деле.   В   знаменитом   диалоге   Платона   “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: «При устройстве   лагерей,   занятия   местностей,   стягивания   и   развертывания   войск   и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает». 8 Проблемы пристрелки, разработанные еще в XIX веке, в связи с появлением новых типов   артиллерии   потребовали   в   период   Великой   Отечественной   войны дополнительных исследований и составления таблиц.                Стрельба с самолёта по самолёту и по наземным целям также привела к математическим   задачам,   которые   нужно   было   срочно   решить.   Ими   упорно занимались как специалисты в области артиллерии, так и математики. Проблемы бомбометания   привели   к   необходимости   составления   таблиц,   позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, а также область, которую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще до начала  войны, но для самолетов, обладающих большими скоростями. Во время войны были созданы специальные полки ночных тихоходных бомбардировщиков, но для них не было таблиц бомбометания.   На кафедре теории вероятностей МГУ были рассчитаны таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолёта. Они оказали несомненную помощь нашим  летчикам (см. прил. 5).                Традиционная область деятельности учёных нашей страны ­ исследование артиллерийских   систем.   В   апреле   1942   году   коллектив   математиков   под руководством   основателя   конструктивной   теории   функции   действительного переменного и первого аксиоматика теории вероятностей  академика Бернштейна С.   Н.(1880­1968)   разработал     и   вычислил   таблицы   для   определения местонахождения   судна   по   радиопеленгам.   Таблицы   ускоряли   штурманские расчеты примерно в 10 раз. В 1943 году были подготовлены штурманские таблицы, которые     нашли   широкое   применение   в   боевых   действиях   дальней   авиации, значительно   повысили   точность   самолетовождения.   Штаб   авиации   дальнего действия,   дал   высокую   оценку   работе   математиков,   отметив,   что   ни   в   одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по простоте и оригинальности (см. прил. 6). 9 В результате решения сложной математической задачи член ­ корреспондент АН СССР  Четаев Н. Г. (1902­1959) определил самую выгоднейшую крутизну нарезки стволов   орудия.   Это   обеспечивало   максимальную   кучность   боя,     и     скорость снаряда при полёте (см. прил. 7).          Видную роль сыграли в годы войны математики Московского университета. Существенное   значение   для   решения   некоторых   практических   задач   имело развитие   в   Московском   университете   одного   из   разделов   математики   ­ номографии,   изучающей   теорию   и   способы   построения   особых   чертежей­ номограмм.   Номограммы   позволяют   значительно   экономить   время   вычислений,   Работу   специального максимально   упрощают   расчеты   ряда   задач. номографического   бюро   при   Научно­исследовательском   институте   математики МГУ   возглавлял   известный   советский   геометр,   Н.   А.   Глаголев   (1888­1945). Номограммы, подготовленные в этом бюро, применялись в военно­морском флоте, зенитной   артиллерии,   оборонявшей   советские   города   от   налетов   вражеской авиации (см. прил. 8). Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог Ляпунов А. А.  (1911 ­ 1973). Он  храбро воевал и внёс много значимого в   правила   стрельбы.   Здесь   он   использовал   свой   опыт   математика,   которому свойственно   искать   самые   лучшие   решения.   Его   предложения   увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А. Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член ­ корреспондентом АН СССР.        Эту же проблему решал и академик А.Н. Колмогоров (1903­1987) (см. прил. 9).   Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наиболее выгодного рассеяния артиллеристских снарядов. Математическая суть проблемы   состоит   в   следующем.   При   стрельбе   по   некоторому   объекту   А, 10 находящейся на земной поверхности снаряды не попадают, вообще говоря, точно в точку   прицеливания,   а   рассеиваются.   Полученные   им   результаты   помогли повысить   меткость   стрельбы   и   тем   самым   увеличить   эффектность   действия артиллерии, которую заслуженно называли богом войны.             В   частях   тяжёлой   артиллерии   на   Пулковских   высотах   отстаивал   город Ленинград выдающийся  специалист в области теории чисел, теории вероятностей и   математической   статистики,   доктор   физико­математических   наук,   а   потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 ­ 1972).Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена.          Веденисон   Б.   Н.   (1905   ­1941)   (см.   прил.   10).   Свой   путь   в   математике талантливый   учёный   начинал   в   области   теории   множеств   и   теории   функций действительного   переменного.  Позже   его   научные   интересы   перешли   в  область теоретико­множественной   топологии,   где   он   получил   ряд   важных   результатов. Война застала  Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твёрдое решение уйти в ополчение.           Бебутов М. В. (1913 ­ 1942) начал свою научную работу еще в студенческие годы.   Его   научные   интересы   были   связаны   с   качественной   теорией дифференциальных уравнений. Первая публикация относится к 1938г, а последняя опубликована посмертно в 1942г. И все же,   несмотря на   такой ограниченный промежуток   научной   деятельности,   М.   В.   Бебутов   получил   в   математике   ряд важных результатов. Защищённая им в июне 1941г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.            Не   вернулись   с   войны   и   такие     талантливые     молодые     математики   Московского университета, как Г.М. Бавли, В.Н. Засухин, А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман,   И.Р.   Лепёхин,   X.М.   Мильштейн,   С.С.   Кудашев,   С.Я.   Карпов,   А.Т. Павлов, М.И. Песин  и многие, многие другие.  11 Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными,  какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо   говорят,   что   трудно   даже   представить,   какой   была   бы   сегодня математика, не понеси мы этих потерь. 3.2. Совершенствование военной техники            Богатый опыт математиков в годы   войны весьма поучителен. Он ещё ярче высвечивает феноменальные достижения творцов новой техники, положивших на алтарь защиты Отечества весь свой талант, силу энергии, ум и вдохновение.   В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и   эксплуатации.     Только   с   июля   по   декабрь   1941   года   штаб   Ленинградского фронта принял 422 изобретения и рацпредложения.      В годы войны поединок шёл не только на полях сражений, но и в лабораториях учёных,   в   конструкторских   бюро,   в   заводских   цехах.   Так,   в   специальном конструкторском бюро (СКБ) при заводе «Компрессор» было разработано 78, а сдано   на   вооружение   36   типов   пусковых   реактивных   установок   (гвардейских минометов). Уже к началу ноября 1942 года в Красной Армии их насчитывалось 1724. Всего во время войны было изготовлено свыше 7 тыс. «катюш», выпущено около 500 тыс. артиллерийских орудий всех систем и калибров. Первый залп по немецким войскам из опытного оружия был произведен 14 июля 1941 года. Он привёл врага в ужас.           Не менее важными явились достижения изобретателей и в других областях военной техники, благодаря чему фронт получал новое, передовое вооружение. Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей,   но     выбора   оптимального   профиля   фюзеляжа   и   крыльев,   а   также решения   многих   других   вопросов.   Достижение   блестящих   результатов   в 12 А.   С.   Яковлеву   и   С.А. совершенствовании   боевых   самолётов   позволило   Лавочкину   создать   грозные   истребители,   С.   В.   Илюшину   ­   неуязвимые штурмовики,   А.Н. Туполеву, Н. Н. Поликарпову и В. М. Петлякову ­ мощные бомбардировщики.   Например,   за   время   войны   в   серийное   производство   были запущены 25 новых типов самолетов  и 23 типа авиационных моторов. В каждом из них   было   заложено   немало   принципиально   новых   технических   решений,   что являлось результатом творческого труда не только авиаторов, но и специалистов других областей (см. прил. 11).              Но,   овладевая   большими   скоростями,   авиаконструкторы   столкнулись   с неизвестным   ранее   явлениями   в   поведении   самолета.   В  определенных   режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение,  причем с большой амплитудой,  и это явление (флаттер)  вело к разрушению самолёта в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке   самолета   колеса   вдруг   начинали   вилять   из   стороны   в   сторону.   Это явление,   названное   шимми,   нередко   вызывало   катастрофы   самолетов   на аэродромах.  Выдающийся советский математик   М. В. Келдыш (1911­1978) (см. прил. 12) и возглавляемый им коллектив учёных исследовали причины флаттера и шимми.   Созданная   учёными   математическая   теория   этих   опасных   явлений позволила авиационной науке   защитить  конструкции скоростных самолетов от появления   таких   вибраций.   Ученые   дали   рекомендации,   которые   требовалось учитывать при конструировании самолетов. В результате наша авиация во время войны   не   знала   случаев   разрушения   самолетов   по   причине   неточного   расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков.   Видная   роль   в   деле   обороны   нашей   страны   принадлежит   выдающемуся математику – академику А. Н. Крылову (см. прил. 13)   , чьи труды по теории непотопляемости  и качки корабля были использованы нашими Военно­Морскими силами. Он создал  таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков 13 нужно   затопить,  чтобы   ликвидировать   крен   и  насколько   это   затопление   может улучшить устойчивость корабля.  Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.  Изобретательский   талант,   непрерывный   поиск   более   совершенных   решений   и неистовый труд конструктора М.И. Кошкина, его соавторов А.А. Морозова, Н.А. Кучеренко, М.П. Таршинова, А.А. Малоштанова, Я.И. Барана, В.Г. Матюхина и др. были заложены в прославленный танк Второй мировой войны Т­34. Сконструированный Ю.Б. Кобзаревым, П.А. Погорелко, Н.Я. Черенцовым на базе изобретения П.К. Ощепкова прибор позволял обнаруживать вражеские самолеты. Трал   П.М.   Мугалева   дал   возможность   проходить   минные   поля   противника.   С помощью   простого   и   эффективного   оружия,   предложенного   В.   Кошкиным (бутылка с горючей жидкостью), поджигались фашистские танки на подступах к Москве. Бронебойный подкалиберный снаряд Н. Рахманова мог пробивать броню любой крепости и толщины.          Большую роль в развитии авиации сыграли работы академика Н.Е. Кочина, отдавшего   последние   годы   своей   научной   деятельности   МГУ.   Значительным вкладом Н.Е. Кочина в победу явились разработка   и решение комплекса задач «теории   круглого   крыла»,   в   которых   впервые   было   дано   строгое   решение   для крыла   конечного   размаха,   что   давало   возможность   точно   рассчитывать   силы, действующие на крыло самолета во время полета. Н.Е. Кочин академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте.             Важная   для   ПВО   задача   об   устойчивости   формы   аэростата   воздушного заграждения, а также прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А. Рахматулиным. 14 В начале войны молодые ученые мехмата А.А. Космодемьянский  и Л.П. Смирнов   выполнили   исследования,   имеющие   непосредственное   отношение образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».          В осажденном Ленинграде  великий математик Яков Исидорович Перельман прочитал   десятки   лекций   воинам­разведчикам   Ленинградского   фронта, Балтийского флота и партизанам  о способах ориентирования  на местности без приборов. 3.3. Статистика в военном производстве      Имеется ещё один аспект работы советских математиков на помощь фронту ­ это   работа   по   организации   производственного   процесса,   направленная   на повышение производительности труда и на улучшение качества продукции. Здесь было  огромное число проблем, которые нуждались в математических методах и в усилиях   математиков.   Одна   из   проблем   –   контроль   качества   продукции   и управления   качеством   в   процессе   производства.     Ведь   военные   действия невозможны без патронов, снарядов, бомб и мин, причём все это было необходимо в огромных количествах.      Эта проблема со всей остротой возникла перед промышленностью уже в первые дни   войны,   поскольку   прошла   массовая   мобилизация   и   квалифицированные рабочие   стали   солдатами.   Им   на   смену   пришли   женщины   и   подростки   без квалификации   и   общего   опыта   работы.   Некачественный   патрон   мог   испортить пушку и причинить вред стрелявшему.       Один из математиков вспоминает такой случай: ему пришлось быть на одном из   приборостроительных   заводов   в   Свердловске.   Он   изготовлял   крайне необходимые   приборы   для   авиации   и   артиллерии.   У   станков   он   увидел практически  только   подростков  13 — 15  лет.  Увидел   и  также  огромные   кучи бракованных   деталей.   Сопровождавший   его   мастер   пояснил,   что   эти   детали 15 выходят за пределы допуска и поэтому непригодны для сборки. А вот если бы удилось собрать из этих «запоротых» деталей пригодные приборы, они бы смогли сразу     удовлетворить   потребности   на   месяц   вперед.   Слова   мастера   не   давали математику покоя. В результате общения с инженерами завода родилась мысль разбить детали на 6 групп по размерам, которые уже было бы возможно сопрягать между   собой.   В   шестую   группу   входили   детали   совершенно   непригодные   для сборки.   Исследования   показали,   что   так   собранные   приборы   оказались   вполне пригодными для дела. Они обладали одним недостатком: если какая­либо деталь выходила из строя, то ее можно было заменять лишь деталью той же группы, из деталей которой собран прибор. Но в ту пору и для тех целей, для которых были предназначены приборы, можно было обойтись заменой приборов, а не деталей. В итоге,   им   удалось   успешно   использовать   завалы     испорченных   подростками деталей.      Чтобы проверить кучность стрельбы, необходимо провести стрельбы. А что же останется   после   испытаний?     Испытания   нужно   произвести   так,   чтобы подавляющая   часть   продукции   осталась   пригодной   для   дальнейшего использования.  Была поставлена задача ­ как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии. Методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических.   Во время войны их совершенствованием занялся А.Н. Колмогоров и его ученик Б.В. Гнеденко (1912­1995).      После окончания войны выяснилось, что аналогичные исследования проводили математики   США.   Они   подсчитали,   что   результаты   их   работы   за   годы   войны принесли стране миллиардную экономию. То же самое можно сказать и о работе советских математиков и инженеров.  4. Заключение 16 Результаты изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов     показали,   что   выдвинутая   нами   гипотеза   оказалась   верной.   Велик личный вклад признанных  учёных и только начинающих математиков, учителей и студентов в победу, которые принимали участие в военных действиях, руководили отрядами, находились в окружении и блокаде.        Вторая мировая война оказалась, прежде всего, войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Огромное значение имели труды ученых математиков в военные годы. За годы войны наблюдался прогресс теоретической математики.   До сих пор нет обобщающего источника, который бы показал, как много   математики   дали   фронту   для   победы,   как   их   исследования   помогали совершенствовать   оружие,   которое   использовали   воины   в   боях,   поэтому практической частью данной работы стало создание буклета «А нам судьбу России доверяли, и кажется, что мы не подвели».     Этот пробел следует восполнить как можно быстрее, поскольку многих из тех, кто это делал, уже нет в живых. А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа   в   Великой   Отечественной   войне   не   ограничивается   только   славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки,   артиллерийские   орудия   стали   совершеннее   тех, самолеты,   которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось   объединить   интеллектуальные   усилия   физиков,   химиков,   технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти этот путь.         Победа в Великой Отечественной войне стала историческим рубежом в судьбах человечества.   Героический   порыв   в   годы   войны   получил   продолжение   в 17 стремительном  послевоенном восстановлении разрушенного хозяйства, развитии науки, выходе в космическое пространство, создании ядерного щита и в конечном итоге — превращении нашей страны в могучую сверхдержаву. Во всем этом — величие и историческое значение великих умов России!    Таким образом, мы считаем, что тема  нашей работы очень актуальна в наши дни. Во­первых, она приближает математику к истории России, к жизни. Показывает, что   это   не   просто   сухие     цифры,   это   история,   человеческие   судьбы.   Ведь   от точности расчётов зависели человеческие жизни.      Во ­ вторых, эта работа помогает понять, что изучение математики необходимо, она   соприкасается   со   всеми   отраслями   науки.   И   чем   бы   мы   в   дальнейшем   ни занимались, что бы мы не выбрали, знания математики нам просто необходимы. Гипотеза исследования подтвердилась: Научные разработки ученых­математиков сыграли огромную роль в Победе над фашизмом. Мы преклоняемся перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли математики­воины. Список используемой литературы Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, ­ М.: 1978. Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции,­ М.:     Знание,  1. 2. 1984. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны, ­ М.:  3. Наука, 1983. 4. 5. Оружие Победы,­2­е изд., перераб. И доп. ­ М: 1986. Помогайбо А.А. Тайны великих открытий, ­ М.: 2012. 18 6. Прасолов В.В., Т.И. Голенищева­Кутузова, А.Я. Канель­Белов,   Ю.Г. Кудряшов  И. В. Ященко, ­ М: МЦНМО, 2010.  Приложение Приложение №1.  Герой Советского Союза Екатерина Рябова перед боевым вылетом 19 Приложение №2. Алексей Андреевич Ляпунов 20 21 Приложение №3. Юрий Владимирович Линник 22 Приложение №4. Новая боевая техника 23 Приложение №5.   Бомбометание при малых скоростях самолёта 24 Приложение №6.  Сергей Бернштейн и его штурманские таблицы 25 Приложение №7.  Николай Четаев и его кучность стрельбы 26 Приложение №8.  Глаголев Н. А.   Приложение №9. Колмогоров А. Н. 27 Приложение №10.  Веденисон Б. Н. 28 Приложение №11. Советские авиаконструкторы     29 30 Приложение №12.  Келдыш М. В.   31 Приложение №13. Крылов А. Н. 32

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)

Этот день мы приближали, как могли… (исследовательская работа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.