Эволюция систем органов беспозвоночных животных
Оценка 4.8

Эволюция систем органов беспозвоночных животных

Оценка 4.8
docx
19.05.2021
Эволюция систем органов беспозвоночных животных
эволюция урок.docx

Тема урока: «Эволюция систем органов беспозвоночных животных».

Тип урока: изучение новой темы.

Цели и задачи:

1. Содействовать формированию представлений об эволюционном развитии систем органов у Кишечнополостных, Плоских червей, Круглых червей. Обобщить знания учеников по пройденному материалу.

2. Способствовать развитию общеучебных умений и навыков: сравнивать, анализировать, делать вывод.

3. Содействовать воспитанию культуры речи, интересу к предмету, умению взаимодействовать в группах и парах. Способствовать формированию бережного отношения к животным.

Методы: объяснение, беседа, устный опрос, работа с книгой, тетрадями.

 

Ход урока:

 

1.     Организационный этап (2 мин.)

2. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала (2 мин.)

- Ребята, вы познакомились с различными типами животных. Сегодня мы обобщим знания по типам Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви и рассмотрим, как эти организмы развивались  в процессе эволюции.

 

3. Этап усвоения новых знаний

Критерии

Кишечнополостные

Плоские черви

Круглые черви

1. Среда обитания и образ жизни

Прибрежные части чистых рек, озер, прудов. Водные организмы. Прикрепленные и плавающие.

Водные организмы, хищники, паразиты животных и человека.

Водные, почвенные организмы, паразиты животных и человека, вредители растений.

2. Покровы тела

Однослойный эпителий

Кожно-мускульный мешок: кутикула, однослойный эпителий, кольцевые, косые и продольные мышцы.

Кожно-мускульный мешок: многослойная кутикула, однослойный эпителий, продольные мышцы.

3. Опорные образования

В теле 2 слоя клеток: наружный (покровный) и внутренний (пищеварительный). Между ними в виде прослойки опорная пластинка, не имеющая клеточного строения.

Паренхима – между кожно-мускульным мешком и внутренними органами, служит опорой для мышц, переносит питательные вещества и продукты жизнедеятельности.

 

Полостная жидкость является гидроскелетом, придающим телу упругость.

4. Пищеварительная система

Гидры – хищники, питаются мелкими животными, поражая их нитями стрекательных клеток и захватывая щупальцами. Во внутреннем слое – железистые клетки, которые выделяют в кишечную полость пищеварительные соки. Пищеварительные клетки имеют жгутики и образуют ложноножки. Полостное и внутриклеточное пищеварение. Непереваренные остатки пищи через рот. Кишечная полость у полипов мешковидная, у медуз – желудок с системой радиальных и концевых каналов.

Два отдела кишечника: передний (рот, глотка), средний (разветвлен и слепо замкнут). Рот на брюшной стороне тела – мускулистая глотка – кишечник (пища переваривается и всасывается). Непереваренные остатки через рот. Кишечник замкнутый. У ленточных кишечник редуцирован, пищу всасывают ворсинками поверхности тела из кишечника хозяина.

На переднем конце тела рот, окруженный тремя губами – ротовая полость – мускулистая глотка – средний отдел кишечника(пищеварение и всасывание питательных веществ) – задний отдел кишечника – анальное отверстие. Кишечная трубка сквозная.

5. Выделительная система

Отсутствует. Продукты обмена выделяются клетками тела в воду.

Протонефридиальная: выделение продуктов жизнедеятельности через многочисленные канальцы со звездчатыми клетками на концах, пронизывающие все тело.

Продукты обмена накапливаются в полостной жидкости, поступают в 2 боковых выделительных канала, которые сливаются друг с другом и открываются выделительным отверстием в передней части тела. Есть выделительные железы.

6. Кровеносная система

Отсутствует.

Отсутствует.

Отсутствует.

7. Нервная система

Диффузного типа (рассеянная) – нервные клетки звездчатой формы, своими отростками соединяются друг с другом, образуя нервную сеть в наружном слое.

Стволовая: парный головной нервный узел, от которого отходят нервные стволы к органам и тканям.

Стволовая: окологлоточное нервное кольцо и отходящими нервными стволами, которые соединены полукольцевыми нервными перемычками.

8. Размножение

Бесполое(почкованием), половое(в конце лета, во внешнем слое из резервных клеток образуются мужские и женские половые клетки). Развитие с превращением, личинка планктонная.

Гермафродиты. Каждая имеет мужскую и женскую половую системы. Размножение летом. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямое (планария), у паразитов – с преврещением.

Раздельнополые. У аскариды половой деморфизм. Оплодотворение внутреннее, развитие с превращением.

 

 

4. Физкультминутка (3 мин.)

 

- Ребята, вы, наверное, устали. Сейчас мы с вами немного отдохнем.

Исходное положение – сидя на стуле.

1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Исходное положение – сидя, руки на поясе.

1. Поворот головы вправо.

2. Исходное положение.

3. Поворот головы влево.

4. Исходное положение.

Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

3. Исходное положение.

4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.

6. Исходное положение.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

 

 

6. Этап проверки понимания учащимися нового

- И так, ребята, вот мы с вами и закончили рассмотрение нового материала.

1. Сравните покровы тела Кишечнополостных, Плоских и Круглых червей.

2. Что является опорным образованием у Круглых червей? Какие функции выполняет?

3. О ком идет речь: во внутреннем слое – железистые клетки, которые выделяют в кишечную полость пищеварительные соки. Пищеварительные клетки имеют жгутики и образуют ложноножки. Полостное и внутриклеточное пищеварение. Непереваренные остатки пищи через рот.

4. У какого типа животных выделительная система отсутствует? Как осуществляется выделение?

5. Что означает протонефридиальная выделительная система?

6. Охарактеризовать кровеносные системы рассматриваемых типов животных.

7. Что означает диффузная нервная система и для кого она характерна?

8. Что такое стволовая нервная система? У кого она обнаружена?

9. Кто такие гермафродиты?

10. Что такое половой деморфизм и для кого он характерен?

 

7. Этап закрепления учащимися нового материала

 

9. Этап подведения итогов

Выставить отметки

10. Этап рефлексии


 

Тема урока: « Эволюция систем органов беспозвоночных животных »

Тема урока: « Эволюция систем органов беспозвоночных животных »

Однослойный эпителийКожно-мускульный мешок: кутикула, однослойный эпителий, кольцевые, косые и продольные мышцы

Однослойный эпителийКожно-мускульный мешок: кутикула, однослойный эпителий, кольцевые, косые и продольные мышцы

Полостное и внутриклеточное пищеварение

Полостное и внутриклеточное пищеварение

Нервная система Диффузного типа (рассеянная) – нервные клетки звездчатой формы, своими отростками соединяются друг с другом, образуя нервную сеть в наружном слое

Нервная система Диффузного типа (рассеянная) – нервные клетки звездчатой формы, своими отростками соединяются друг с другом, образуя нервную сеть в наружном слое

И так, ребята, вот мы с вами и закончили рассмотрение нового материала

И так, ребята, вот мы с вами и закончили рассмотрение нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2021