Цепи питания. Экологические пирамиды
Оценка 4.7

Цепи питания. Экологические пирамиды

Оценка 4.7
docx
19.05.2021
Цепи питания. Экологические пирамиды
Пищевые цепи.docx

Тема: Цепи питания. Экологические пирамиды

 

 

Цель: образовательная: способствование расширению знаний учащихся об экосистемах, пониманию их иерархии и пищевой взаимосвязи; обеспечение и контроль степени усвоения  понятий «пищевая цепь», «пищевая сеть», «экологические пирамиды», формирование умений строить пищевые цепи;

развивающая: создать условия для развития познавательной активности учащихся через творчество, умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать логические выводы, фантазировать;

воспитывающая: содействие в ходе урока организации работы в группе, формированию чувства товарищеской взаимопомощи, экологического мышления и сознания.

Ход урока

Этап урока

Метод

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный этап

 

«Здравствуйте! Присаживайтесь. Дежурный, кто отсутствует?»

(отмечаю в журнале отсутствующих)

Встают, приветствуют.

 Дежурный называет

 отсутствующих.

 

Этап всесторонней проверки домашнего задания

Уплотненный опрос

На прошлом занятии мы с вами рассмотрели понятия биогеоценоз, экосистема, познакомились с функциональными группами организмов в экосистемах.

Возникли ли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? (Если возникли вопросы – ответить). Если вопросов больше нет, то приступим к проверке вашей готовности к уроку. Я предлагаю….. карточки с заданиями (4 карточки для хорошо успевающих учеников), а с остальными мы поговорим устно.

1 ученик выходит к доске, а все внимательно слушают, при необходимости исправляют и дополняют.

Ø Могут ли организмы существовать изолированно друг от друга?

Почему?

 

 

Ø Давайте вспомним, что такое биоценоз?

 

 

 

 

 

Ø Что такое биотоп?

 

 

Ø Биоценоз и биотоп образуют…..

Ø Дать определение биогеоценоза (нарисовать на доске схему)

Ø Примеры биогеоценозов

2 ученик выходит к доске:

Ø Дать определение экосистемы (кем впервые был предложен термин)

Ø Продолжить мысль: различают различные виды экосистем:

 

 

 

Ø Для каких живых организмов являются средой обитания микроэкосистемы?

Ø Примеры мезо- и макроэкосистем

 

Ø Назвать функциональные группы организмов в экосистемах

 

Ø Какое из понятий шире: биогеоценоз или экосистема

 

А вот общие и отличительные признаки назовёт…

(3 ученик выходит к доске).

Вопросы классу:

Ø Дать определение продуцентам, привести примеры фото- и хемотрофов.

Ø Охарактеризовать консументов, редуцентов

Ø Чем отличаются консументы 1 порядка от консументов 2 порядка?

Работа в паре

На каждую парту- конверт с картинками живых организмов (одинакового набора), необходимо отобрать продуцентов, консументов и редуцентов.

Хожу по классу, контролирую выполнение учащимися задания Молодцы, ребята, прекрасно справились с заданием

 

 

 

 

Выполняют задания, отвечают на вопросы:

потребность в пище, жизненном пространстве заставляет организмы вступать в разнообразные взаимодействия

- исторически сложившаяся совокупность популяций растений, грибов, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема

- участок территории с однородными условиями среды

- биогеоценоз

 

-луг, болото, озеро, пустыня

 

 

 

 

-микро- (лужа, ствол гниющего дерева), мезо- и макроэкосистемы

 

- микроорганизмов, грибов, насекомых

- лес, поле, река; океан, тайга, степь, пустыня, континент

- продуценты,консументы, редуценты

- экосистема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания см. приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки см. приложение 2

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

 

 

 

 

Постановка познавательной задачи.

       Ребята, мы с вами разобрались, что разнообразие экосистем на Земле связано как с разнообразием живых организмов, так и условий физической, географической среды. Однако одни из этих экосистем устойчивы, другие нет. С чем это связано?

       Могут ли в природе существовать экосистемы, в которых отсутствует одна из функциональных групп? К ответам на эти вопросы мы вернемся в конце занятия, когда более подробно познакомимся с трофическими связями в экосистеме. Итак, тема нашего урока «Цепи и сети питания Обратите внимание на слайд. Запишите себе, пожалуйста, в тетрадь. К сегодняшнему уроку я выбрала немного шуточный эпиграф: «Миллион томов, а не четыре

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

       Да, на уроке мы с вами будем учиться правильно составлять цепи питания, разберем их значение в экосистемах, познакомимся с новыми экологическими терминами; расширим своё представление об экосистемах.

 

 

 

 

 

Записывают тему в тетрадь

 

 

 

 

Изучать пищевые связи между организмами

 

 

 

 

 

 

 

На СЛАЙДЕ 1 тема  и цель урока

Этап усвоения новых знаний

 

 

объяснение

рассказ

постановка проблемной задачи

В экосистемах  живые организмы связаны теснейшим образом, частично мы уже  с вами доказали. Наибольшее значение в природе имеют пищевые взаимоотношения, благодаря которым осуществляется непрерывный вещественно-энергетический обмен между живым и неживым веществом природы. Вспомним, экосистема включает основные компоненты: продуценты, консументы, редуценты.  Органические вещества, синтезированные продуцентами из минеральных веществ с поглощением солнечной энергии, передаются консументам и претерпевают химические превращения. В конечном итоге органические вещества под действием редуцентов возвращаются в среду в виде минеральных веществ. А затем они снова с помощью продуцентов вовлекаются в круговорот. Если бы эти вещества не использовались  многократно, жизнь на Земле была бы невозможна. Ведь запасы веществ, поглощаемых продуцентами, в природе не безграничны. Поэтому для осуществления полноценного круговорота веществ в экосистеме должны быть все три функциональные группы организмов, и между ними должно происходить постоянное взаимодействие в виде трофических связей с образованием трофических (пищевых) цепей, или цепей питания.

Так что же называется пищевой цепью? Пищевая цепь – последовательность  организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника (предыдущего звена) к потребителю (последующему звену)

Запишите пожалуйста определение себе в тетрадь

А кто же выступает источником вещества и энергии или первым звеном в цепи?

А потребителем?

Рассмотрим простую пищевую цепь (показываю на слайде).

Сок растения – тля – божья коровка – паук -  птица.

Растения поедают животные, которых в свою очередь поедают другие животные (Давайте с вами нарисуем схему  пищевых цепей:

 прод.        консументы  I, II, III порядков

растения→травоядные животные→хищники→хищники

 

                            детритофаги и редуценты

Стрелки в схеме показывают направление переноса вещества и энергии в цепи питания. Продуценты, травоядные животные, хищники – это звенья одной цепи. Каждое предыдущее звено служит пищей последующему. Зная  функциональные группы в экосистеме давайте назовем их. Кем будут являться растения, животные и хищники?

В зависимости от вида исходного источника вещества и энергии цепи питания подразделяют:

                                         Цепи питания

 

  пастбищные                                                     детритные

(цепи выедания)                                             (цепи разложения)

 

   начинаются с                                                      начинаются с

живых фотосинтез.                                       отмерших остатков

организмов                                                   растений, трупов и             

                                                                       экскрементов животных

                                                                                   (детрита)

Какой цепью будет являться  цепь на слайде 4 или та, которую мы изобразили в тетради?

Рассмотрим каждый тип цепей питания. Пастбищные цепи – это пищевые цепи, которые начинаются с продуцентов и включают консументов разных порядков.

Под схемой, под каждым звеном пищевой цепи напишите пример организмов.

Каждый организм в цепи питания относится к определенному трофическому уровню. Определение нам зачитает ….

Давайте вернемся к нашей схеме и пронумеруем трофические уровни. Первый трофический уровень будут составлять….

На втором уровне находятся…

 

На третьем и последующих уровнях ………

 

Существует определенная закономерность при переходе с одного трофического уровня на другой, которая получила название экологической пирамиды. При ее построении каждый трофический уровень изображается в виде прямоугольников и располагаются друг над другом. Так, на слайде изображена пирамида из … трофических уровней (трава-кузнечики-лягушки-змея и хищная птица). Какая цепь питания?

Но с особенностями построения экологичсеких пирамид и их типами (чисел, биомассы и энергии) мы познакомимся на следующем уроке, узнаем почему при изображении трофических уровне они принимают вид остроконечной пирамиды, а не просто лежащих друг над другом прямоугольников, научимся рассчитывать количество энергии на каждом трофическом уровне.

. Кто на рисунке связывает пищевые цепи между собой? Один и тот же организм может быть звеном разных пищевых цепей.

Какому трофическому уровню будут соответствовать кузнечик, заяц, мышь?

Так образуется пищевая сеть. Иными словами, это несколько пищевых цепей; пастбищные цепи в чистом виде в природе не встречаютсяПеред вами – пищевая сеть. Давайте ее проанализируем, назовём пищевые цепи (вызываю учеников)

 

Как вы думаете, в чем смысл, необходимость наличия в экосистемах пищевых сетей? Что они дают организмам?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детритные цепи начинаются с детрита, включают редуцентов разных порядков и заканчиваются минеральными веществами. Наишите в тетради заголовок детритные цепи и перерисуйте схему цепи Рассмотрим пример детритной цепи

Напишите под каждым звеном цепи пример организмов; пронумеруйте трофические уровни.

Благодаря детритным цепям в природе замыкается круговорот веществ. Отмершие органические вещества в детритных цепях превращаются в минеральные, которые поступают в почву, а из нее поглощаются растениями.

Пастбищные цепи преимущественно располагаются в надземных, а цепи питания – в подземных ярусах экосистем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- автотрофные организмы

 

- гетеротрофные организмы

 

 

 

 

- рисуют схему в тетрадь

 

 

 

 

-продуцентами, консументами различных порядков

 

 

 

рисуют схему в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- пастбищной

 

 

- рисуют схему из учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

продуценты

- растительноядные животные

(консументы 1 порядка)

- плотоядные животные (консументы II, III и т.д порядков)

 

 

 

- 5 (пяти)

 

- пастбищная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- характер корма определяет положение организма в цепи

- ястреб

 

- II трофическому уровню

 

 

 

 

 

 

 

- Способствуют выживанию организмов при недостатке определенного корма, дают возможность использовать другой корм;

- Чем больше видовое разнообразие особей в экосистеме, тем больше пищевых цепей в составе пищевой сети и тем устойчивее экосистема

- Выпадение одного звена из цепи питания не нарушит всей экосистемы, т.к. могут быть использованы источники питания из других пищевых цепей

 

 

 

-  гусеница,мыши, заяц  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

Физкультминутка

(2 минуты)

 

А сейчас мы с вами немного отдохнём, сделаем несколько упражнений против утомления глаз:

*      Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

*      Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

*      Закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

Выполняют упражнения

 

Этап проверки понимания учащимися нового материала

 

 

Вопросы после каждого пункта объяснения нового материала

 

 

Этап закрепления нового материала

 

 

Молодцы, ребята! Всё ли понятно по новой теме? (Если есть вопросы – ответить, обсудить с классом)

 

 

Этап подведения итогов занятия

 

Беседа

Сегодня на уроке мы расширили знания об экосистемах, познакомились с пищевыми связями между организмами,

закономерностями превращения вещества и энергии в экосистемах, что пригодится для дальнейшего изучения структуры экосистем. Так, на следующем уроке мы подробнее остановимся на различным типах экологических пирамид,  научимся рассчитывать количество энергии на каждом трофическом уровне цепи питания

Выставляю оценки за урок

Основной принцип устойчивости экосистем –круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии. Но экосистема может обеспечить круговорот вещества только в том случае, если включает необходимые для этого четыре составные части: запасы биогенных веществ, продуценты, консументы, редуценты.

 

 

Этап рефлексии

 

 

Всем спасибо за работу на уроке!

Высказывают свой мнение об уроке

приложение

 


 

Тема: Цепи питания. Экологические пирамиды

Тема: Цепи питания. Экологические пирамиды

Что такое биотоп? Ø

Что такое биотоп? Ø

Хожу по классу, контролирую выполнение учащимися задания

Хожу по классу, контролирую выполнение учащимися задания

Земле была бы невозможна. Ведь запасы веществ, поглощаемых продуцентами, в природе не безграничны

Земле была бы невозможна. Ведь запасы веществ, поглощаемых продуцентами, в природе не безграничны

Какой цепью будет являться цепь на слайде 4 или та, которую мы изобразили в тетради?

Какой цепью будет являться цепь на слайде 4 или та, которую мы изобразили в тетради?

Как вы думаете, в чем смысл, необходимость наличия в экосистемах пищевых сетей?

Как вы думаете, в чем смысл, необходимость наличия в экосистемах пищевых сетей?

Физкультминутка (2 минуты) А сейчас мы с вами немного отдохнём, сделаем несколько упражнений против утомления глаз:

Физкультминутка (2 минуты) А сейчас мы с вами немного отдохнём, сделаем несколько упражнений против утомления глаз:

Выставляю оценки за урок

Выставляю оценки за урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2021