Факторные модели оценки и планирования рентабельности

  • docx
  • 21.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л1-222.docx

 Факторные модели оценки и планирования рентабельности

 

Важным направлением анализа эффективности деятельности предприятия является факторный анализ рентабельности, по- зволяющий оценить влияние основных факторов на изменение соответствующих итоговых показателей.

Уровень рентабельности продукции зависит от факторов цены и себестоимости единицы продукции, объемов и структуры про- даж. На основе финансовой отчетности, отражающей только валовые показатели, возможно выявить влияние средней цены


р  и средней себестоимости продукции z ,

объемов и структуры реализации:


без учета изменения


 


 

РПР


= Пвал = ЧВР Спр = Q ( p z) ЧВР     ЧВР     Q p


(8.39)


где Q объем реализации в натуральном выражении

Общее изменение рентабельности продукции  РПР    по пра-

вилам статистического анализа может быть разложено на из- менение рентабельности продукции за счет изменения средней

цены РПР  и на изменение рентабельности продукции за счет


изменения средней себестоимости РПР z :

РПР  =РПР p  +РПР z


 

(8.40)


Изменение рентабельности продукции за счет изменения средней цены определяется как:

 


РПР p


= (ЧВР отч С баз ) (ЧВР баз С баз )

ЧВР отч                                                   ЧВР баз


(8.41)


 

Изменение рентабельности продукции за счет изменения средней себестоимости определяется как:

 


РПР z


= (ЧВР отч С отч ) (ЧВР отч С баз )

ЧВР отч                                                     ЧВР отч


(8.42)


Данные базовые факторные модели анализа рентабельно- сти продукции широко используются в экономическом ана- лизе при оценке и планировании отдельных видов продукции. Но в анализе финансовой отчетности их применение ограни- чено.

Такой анализ возможен и целесообразен в случае небольшой номенклатуры однородной реализуемой продукции  (товаров), так как основывается на усредненных данных о цене и себестои- мости.

При ограниченной номенклатуре продукции одним из важ- ных направлений анализа является определение влияния рента- бельности отдельных изделий на общую рентабельность продук- ции (продаж), позволяющее оценить рациональность структуры реализации.

Для проведения такого анализа проводят следующие анали- тические операции:

  определяют удельный вес каждого вида продукции в объеме реализации;

  определяют индивидуальные показатели рентабельности от- дельных видов продукции;

  устанавливают влияние доходности  на  средний  уровень по всей реализованной продукции путем умножения индиви- дуальной доходности на долю изделия в общем объеме реали- зации;


  определяют влияние, вызванное изменением индивидуаль- ной рентабельности изделий путем умножения разницы между рентабельностью отчетного и базисного периода на долю изде- лий в реализации отчетного периода;

  устанавливают влияние суммарного фактора путем умноже- ния рентабельности базисного периода на разность удельного веса отчетного и базисного периодов.

Информационной базой такого анализа служат данные бух- галтерского учета при условии налаженной системы аналитиче- ского учета по видам продукции.

Пример анализа представлен в таблице 8.10.

Таблица 8.10

Анализ влияния рентабельности отдельных видов продукции на общую рентабельность продукции или продаж

(форма, данные условные)

 

 

Изделие

Рентабельность, %

Доля в объеме реализации

Влияние на общую рентабельность продукции

Базисный период

Отчетный период

 

Отклонение

Базисный период

Отчетный период

 

Отклонение

 

Структуры реализации

 

Рентабельности изделия

 

Общее влияние

1

2

3

4

5

6

7

[2] x [7]

[4] x [6]

[8]+ [9]

1

10,5

13,0

+2,5

0,36

0,30

–0,06

–0,63

+0,75

+0,12

2

8,3

7,1

–1,2

0,28

0,28

–0,336

–0,336

3

7,8

3,4

–4,4

0,27

0,22

–0,05

-0,39

–0,968

–1,358

4

31,1

21,5

–9,6

0,09

0,20

+0,11

3,421

–1,92

+1,501

Итого

11,009

10,936

–0,073

1,00

1,00

2,401

–2,474

–0,073

Из полученных данных видно, что рост удельного веса изделия

№ 4, даже при снижении его рентабельности, оказал положитель- ное влияние на общую рентабельность продукции, увеличив ее на 3,421 пункта. Рост рентабельности изделия № 1, при незначитель- ном падении спроса, также привело к положительному изменению


общей рентабельности. Изделия № № 2, 3 характеризуются как падением спроса, так и падением индивидуальной рентабельности.

Взаимосвязь рентабельности и оборачиваемости капитала

Еще  одним   важным   направлением   финансового   анализа и прогнозирования является изучение взаимосвязи показателей эффективности предприятия, а именно показателей рентабель- ности и оборачиваемости.

Как правило, основными показателями эффективности пред- приятия, интересующим собственников, акционеров и потенци- альных инвесторов, и влияющими на рыночную стоимость пред- приятия является уровень рентабельности активов и собственного капитала. Именно показатель рентабельности собственного капи- тала (ROE) в мировой практике выступает одним из основных ин- дикаторов, определяющих инвестиционную привлекательность предприятия и непосредственно влияющим на рыночную стои- мость его ценных бумаг. Но, так как данный индикатор зависит от структуры пассивов, т.е. чем меньше доля собственного капитала в структуре баланса, тем больше разница между рентабельностью собственного капитала и совокупного капитала (совокупных ак- тивов), эти индикаторы, как правило, анализируют в паре.

Среди основных рычагов управления эффективностью капита- ла в финансовом менеджменте выделяют скорость оборота ак- тивов и собственного капитала, рентабельность деятельности, структуру капитала, т.е. степень использования «финансового ры- чага».

Эффективность использования капитала обусловлена как це- нообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство (комплексно отражаемыми в показателе общей рентабельности деятельности), так и деловой активностью пред- приятия, измеряемой оборачиваемостью средств и их источни- ков, что подтверждается зависимостью, известной как двухфак- торная модель Дюпона (рис. 8.3):


Рисунок 8.3. Логическая формула двухфакторной модели Дюпона

 

Применительно к показателям эффективности предприятия рассмотренным выше эту формулу можно представить в виде следующих моделей:

1)                    Р    = Р         ×К       = ЧП     ЧВР = ЧП ,            (8.43)



СК                                                                  общ ЧВР             об СК


×

ЧВР        СК      СК


где рентабельность собственного капитала РСК  выражается фак-

торной зависимостью  от  общей  рентабельности  деятельности


предприятия от выручки


Робщ ЧВР


и коэффициента оборачивае-


мости собственного капитала Роб СК .


2)                    Р    = Р


×К              = ЧП     ЧВР = ЧП

 

 


,             (8.44)


СА                                                                  общ ЧВР              об СА


×

ЧВР        СА      СА


где рентабельность совокупных активов РСА   выражается фактор-

ной зависимостью от общей рентабельности деятельности пред-


приятия от выручки


Робщ ЧВР


и коэффициента оборачиваемости


совокупных активов Роб СА .

Дробление рентабельности капитала (активов) на две состав-

ляющие позволяет выявить что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность деятельности (продаж), объемы реализации (валовый оборот) или оба эти по- казателя вместе.

Общая рентабельность деятельности предприятия (от выручки) представляет собой отношение чистого дохода от основной опе- рационной деятельности и совокупных затрат от всех видов дея- тельности, здесь учтены доходы только от реализации продукции, поэтому во многих источниках этот показатель также называют рентабельностью продаж. Его уровень в большей степени зависит от рентабельности продукции, а также уровня удельных постоян-


ных затрат, затрат от финансовой и инвестиционной деятельно- сти связанных с необходимостью привлечения дополнительного капитала в оборот. Как видно из приведенных выше моделей, рен- табельность деятельности и оборачиваемость активов находятся в обратно пропорциональной зависимости. Предприятия с высо- кой рентабельностью продукции и продаж, как правило, имеют низкую оборачиваемость активов, и наоборот. Из этого следует, что при анализе рентабельность продукции и продаж не может быть главным индикатором эффективности предприятия, кото- рая должна оцениваться только по совокупности факторов созда- ния добавочной стоимости и деловой активности. Следовательно, с целью повышения рентабельности использования капитала при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости, а при низкой оборачиваемости (вызванной, на- пример, спецификой производимой продукции) — к повышению рентабельности реализуемой продукции.

Использование модели также позволяет определять целевые

показатели рентабельности деятельности и оборачиваемости, необходимые для достижения целевого уровня рентабельности активов и собственного капитала.

Например, при среднерыночной доходности капитала 30 % го- довых и максимально допустимой торговой наценке на продукцию предприятия в 25 %, величине накладных расходов — 15 %, себе- стоимости продукции 80 %, ставке налогообложения в 25 %, коэффициент оборачиваемости собственного капитала должен со- ставлять не менее 5,0, т.е. величина чистой выручки должна пре- вышать стоимость собственного капитала не менее, чем в 5 раз. Подтвердим расчетами приведенный вывод.

Желаемый   уровень   рентабельности   собственного   капита- ла не менее 30 %. Рентабельность продукции по себестоимости


РПР (по Спр )


= 0,25, следовательно рентабельность продукции от


выручки


РПР (по ЧВР )


составит 0,20, что означает, что доля вало-


вой прибыли в чистой выручке составит 20 %. Затраты основной операционной деятельности составят сумму себестоимости и на- кладных расходов, т.е. 80 × 1,15 = 92 %. Таким образом, прибыль основной операционной деятельности составит 8 % от суммы чи- стой выручки. При отсутствии иных доходов и затрат прибыль от


обычной деятельности до налогообложения также составит 8 % от суммы чистой выручки. С учетом налогообложения чистая при- быль предприятия составит 8 × 0,75 = 6 % от чистой выручки, т.е. общая рентабельность предприятия составит 0,06 или 6 %. Ис- пользуя двухфакторную модель, определим необходимый коэффици- ент оборачиваемости собственного капитала:


Коб СК   = РСК


Робщ = 0,30  0,06 = 5,0


(8.45)


Рассмотренная двухфакторная модель может трансформиро- ваться в трехфакторную, включающую в анализ фактор структу- ры капитала или финансового рычага (рис. 8.4).

 

 

 

=

 

Рентабельность деятельности (продаж)

 

×

 

Оборачиваемость активов

 

×

 

Финансовый рычаг

Рентабельность

собственного

капитала

 

 

Рисунок 8.4. Логическая формула трехфакторной модели Дюпона

 

Напомним, что финансовый рычаг отражает отношение ак- тивов к величине собственного капитала: ФиР = СА ÷СК

Применительно к показателям эффективности предприятия

рассмотренным выше эту формулу можно представить в виде следующей расчетной модели:


 

Р                  = Р


×К              ×ФиР = ЧП     ЧВР × СА = ЧП

 

  


(8.46)


СК                                                общ ЧВР             об СА


×

ЧВР                  СА     СК     СК


Эта модель говорит о том, что руководство предприятия рас- полагает тремя основными рычагами воздействия на рентабель- ность собственного капитала:

1)   чистой прибылью, полученной с каждой денежной едини- цы выручки от реализации или общей рентабельностью;

2)   выручкой от реализации полученной с каждой денежной единицы стоимости задействованных активов или коэффициен- том оборачиваемости активов;

3)   суммой и долей заемного капитала, использованного для финансирования активов.


Таким образом, любые усилия руководства по увеличению этих показателей приводят к соответствующему росту рента- бельности собственного капитала.

Увеличение рентабельности продаж может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую про- дукцию, а также превышением темпа роста объема реализован- ной продукции над темпами роста расходов.

Расходы могут быть снижены за счет:

   использования более дешевых сырья и материалов;

   автоматизации производства в целях увеличения произво- дительности труда (что, однако, может привести к увеличению активов и следовательно при прочих равных условиях снизить скорость их оборота);

   сокращения условно-постоянных расходов, например рас- ходов на рекламу, на совершенствование системы управления, НИОКР.

Повышение цен на реализуемую продукцию также может слу- жить средством увеличения рентабельности имущества (акти- вов). Однако, в условиях рыночной экономики только компании, имеющие ценовую власть, могут повышать цены на свою про- дукцию и сохранять уровень рентабельности, даже, в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры. Обычно к таким компаниям относятся компании, выпускающие уникальную продукцию или оказывающие услуги, суть которых важнее, чем их цена.

Повышение скорости оборота активов может быть обеспече- но посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне, или же при уменьшении активов. Например, предприятие может:

   снизить материально-производственные запасы (при усло- вии четкого контроля за их уровнем);

   ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;

   выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства;

   использовать денежные средства, полученные в результате реализации выше перечисленных мероприятий, для погашения долга, выкупа своих акций, или для вложения в другие более до- ходные виды деятельности.


Но, если в случае рентабельности продаж и скорости оборота активов всегда действует правило чем выше, тем лучше, это- го никак нельзя сказать о финансовом рычаге, т.е. привлечении заемного финансирования. Высокий показатель финансового рычага будет увеличивать рентабельность собственного капита- ла, но снижать рентабельность активов. Чем выше разрыв между этими показателями тем больше вес заемных средств в струк- туре капитала, и тем больше риск потери финансовой стабиль- ности данным предприятием. Можно сказать, что повышение финансового рычага снижает «качество» и «устойчивость» рен- табельности.

Анализируя три выше приведенных «рычага» управления эф- фективностью использования капитала аналитику потребуется выявить факторы, которые привели к изменениям каждого из них для принятия необходимых мер по повышению эффектив- ности. Помочь в этом может взаимосвязь финансовых коэффи- циентов Баланса и Отчета о финансовых результатах и показате- лей эффективности и структуры капитала (рис. 8.5).


Рисунок 8.5. Рычаги эффективности капитала как ориентиры при анализе финансовых коэффициентов и отчетности