Факторные модели оценки и планирования рентабельности
Важным направлением анализа эффективности деятельности предприятия является факторный анализ рентабельности, по- зволяющий оценить влияние основных факторов на изменение соответствующих итоговых показателей.
Уровень рентабельности продукции зависит от факторов цены и себестоимости единицы продукции, объемов и структуры про- даж. На основе финансовой отчетности, отражающей только валовые показатели, возможно выявить влияние средней цены
![]()
р и средней себестоимости продукции z ,
объемов и структуры реализации:
без учета изменения
РПР
= Пвал = ЧВР −Спр = Q ( p − z) ЧВР ЧВР Q ⋅ p
(8.39)
где Q — объем реализации в натуральном выражении
Общее изменение рентабельности продукции ∆РПР по пра-
вилам статистического анализа может быть разложено на из- менение рентабельности продукции за счет изменения средней
цены ∆РПР p и на изменение рентабельности продукции за счет
изменения средней себестоимости ∆РПР z :
∆РПР =∆РПР p +∆РПР z
(8.40)
Изменение рентабельности продукции за счет изменения средней цены определяется как:
∆РПР p
= (ЧВР отч −С баз ) − (ЧВР баз −С баз )
![]()
ЧВР отч ЧВР баз
(8.41)
Изменение рентабельности продукции за счет изменения средней себестоимости определяется как:
∆РПР z
= (ЧВР отч −С отч ) − (ЧВР отч −С баз )
![]()
ЧВР отч ЧВР отч
(8.42)
Данные базовые факторные модели анализа рентабельно- сти продукции широко используются в экономическом ана- лизе при оценке и планировании отдельных видов продукции. Но в анализе финансовой отчетности их применение ограни- чено.
Такой анализ возможен и целесообразен в случае небольшой номенклатуры однородной реализуемой продукции (товаров), так как основывается на усредненных данных о цене и себестои- мости.
При ограниченной номенклатуре продукции одним из важ- ных направлений анализа является определение влияния рента- бельности отдельных изделий на общую рентабельность продук- ции (продаж), позволяющее оценить рациональность структуры реализации.
Для проведения такого анализа проводят следующие анали- тические операции:
– определяют удельный вес каждого вида продукции в объеме реализации;
– определяют индивидуальные показатели рентабельности от- дельных видов продукции;
– устанавливают влияние доходности на средний уровень по всей реализованной продукции путем умножения индиви- дуальной доходности на долю изделия в общем объеме реали- зации;
– определяют влияние, вызванное изменением индивидуаль- ной рентабельности изделий путем умножения разницы между рентабельностью отчетного и базисного периода на долю изде- лий в реализации отчетного периода;
– устанавливают влияние суммарного фактора путем умноже- ния рентабельности базисного периода на разность удельного веса отчетного и базисного периодов.
Информационной базой такого анализа служат данные бух- галтерского учета при условии налаженной системы аналитиче- ского учета по видам продукции.
Пример анализа представлен в таблице 8.10.
Таблица 8.10
Анализ влияния рентабельности отдельных видов продукции на общую рентабельность продукции или продаж
(форма, данные условные)
|
Изделие |
Рентабельность, % |
Доля в объеме реализации |
Влияние на общую рентабельность продукции |
||||||
|
Базисный период |
Отчетный период |
Отклонение |
Базисный период |
Отчетный период |
Отклонение |
Структуры реализации |
Рентабельности изделия |
Общее влияние |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
[2] x [7] |
[4] x [6] |
[8]+ [9] |
|
№ 1 |
10,5 |
13,0 |
+2,5 |
0,36 |
0,30 |
–0,06 |
–0,63 |
+0,75 |
+0,12 |
|
№ 2 |
8,3 |
7,1 |
–1,2 |
0,28 |
0,28 |
— |
— |
–0,336 |
–0,336 |
|
№ 3 |
7,8 |
3,4 |
–4,4 |
0,27 |
0,22 |
–0,05 |
-0,39 |
–0,968 |
–1,358 |
|
№ 4 |
31,1 |
21,5 |
–9,6 |
0,09 |
0,20 |
+0,11 |
3,421 |
–1,92 |
+1,501 |
|
Итого |
11,009 |
10,936 |
–0,073 |
1,00 |
1,00 |
— |
2,401 |
–2,474 |
–0,073 |
Из полученных данных видно, что рост удельного веса изделия
№ 4, даже при снижении его рентабельности, оказал положитель- ное влияние на общую рентабельность продукции, увеличив ее на 3,421 пункта. Рост рентабельности изделия № 1, при незначитель- ном падении спроса, также привело к положительному изменению
общей рентабельности. Изделия № № 2, 3 характеризуются как падением спроса, так и падением индивидуальной рентабельности.
Взаимосвязь рентабельности и оборачиваемости капитала
Еще одним важным направлением финансового анализа и прогнозирования является изучение взаимосвязи показателей эффективности предприятия, а именно показателей рентабель- ности и оборачиваемости.
Как правило, основными показателями эффективности пред- приятия, интересующим собственников, акционеров и потенци- альных инвесторов, и влияющими на рыночную стоимость пред- приятия является уровень рентабельности активов и собственного капитала. Именно показатель рентабельности собственного капи- тала (ROE) в мировой практике выступает одним из основных ин- дикаторов, определяющих инвестиционную привлекательность предприятия и непосредственно влияющим на рыночную стои- мость его ценных бумаг. Но, так как данный индикатор зависит от структуры пассивов, т.е. чем меньше доля собственного капитала в структуре баланса, тем больше разница между рентабельностью собственного капитала и совокупного капитала (совокупных ак- тивов), эти индикаторы, как правило, анализируют в паре.
Среди основных рычагов управления эффективностью капита- ла в финансовом менеджменте выделяют скорость оборота ак- тивов и собственного капитала, рентабельность деятельности, структуру капитала, т.е. степень использования «финансового ры- чага».
Эффективность использования капитала обусловлена как це- нообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство (комплексно отражаемыми в показателе общей рентабельности деятельности), так и деловой активностью пред- приятия, измеряемой оборачиваемостью средств и их источни- ков, что подтверждается зависимостью, известной как двухфак- торная модель Дюпона (рис. 8.3):

Рисунок 8.3. Логическая формула двухфакторной модели Дюпона
Применительно к показателям эффективности предприятия рассмотренным выше эту формулу можно представить в виде следующих моделей:
1) Р = Р ×К = ЧП ЧВР = ЧП , (8.43)
СК общ ЧВР об СК
×
ЧВР СК СК
где рентабельность собственного капитала РСК выражается фак-
торной зависимостью от общей рентабельности деятельности
предприятия от выручки
Робщ ЧВР
и коэффициента оборачивае-
мости собственного капитала Роб СК .
2) Р = Р
×К = ЧП ЧВР = ЧП
![]()
, (8.44)
СА общ ЧВР об СА
×
ЧВР СА СА
где рентабельность совокупных активов РСА выражается фактор-
ной зависимостью от общей рентабельности деятельности пред-
приятия от выручки
Робщ ЧВР
и коэффициента оборачиваемости
совокупных активов Роб СА .
Дробление рентабельности капитала (активов) на две состав-
ляющие позволяет выявить что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность деятельности (продаж), объемы реализации (валовый оборот) или оба эти по- казателя вместе.
Общая рентабельность деятельности предприятия (от выручки) представляет собой отношение чистого дохода от основной опе- рационной деятельности и совокупных затрат от всех видов дея- тельности, здесь учтены доходы только от реализации продукции, поэтому во многих источниках этот показатель также называют рентабельностью продаж. Его уровень в большей степени зависит от рентабельности продукции, а также уровня удельных постоян-
ных затрат, затрат от финансовой и инвестиционной деятельно- сти связанных с необходимостью привлечения дополнительного капитала в оборот. Как видно из приведенных выше моделей, рен- табельность деятельности и оборачиваемость активов находятся в обратно пропорциональной зависимости. Предприятия с высо- кой рентабельностью продукции и продаж, как правило, имеют низкую оборачиваемость активов, и наоборот. Из этого следует, что при анализе рентабельность продукции и продаж не может быть главным индикатором эффективности предприятия, кото- рая должна оцениваться только по совокупности факторов созда- ния добавочной стоимости и деловой активности. Следовательно, с целью повышения рентабельности использования капитала при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости, а при низкой оборачиваемости (вызванной, на- пример, спецификой производимой продукции) — к повышению рентабельности реализуемой продукции.
Использование модели также позволяет определять целевые
показатели рентабельности деятельности и оборачиваемости, необходимые для достижения целевого уровня рентабельности активов и собственного капитала.
Например, при среднерыночной доходности капитала 30 % го- довых и максимально допустимой торговой наценке на продукцию предприятия в 25 %, величине накладных расходов — 15 %, себе- стоимости продукции — 80 %, ставке налогообложения в 25 %, коэффициент оборачиваемости собственного капитала должен со- ставлять не менее 5,0, т.е. величина чистой выручки должна пре- вышать стоимость собственного капитала не менее, чем в 5 раз. Подтвердим расчетами приведенный вывод.
Желаемый уровень рентабельности собственного капита- ла — не менее 30 %. Рентабельность продукции по себестоимости
РПР (по Спр )
= 0,25, следовательно рентабельность продукции от
выручки
РПР (по ЧВР )
составит 0,20, что означает, что доля вало-
вой прибыли в чистой выручке составит 20 %. Затраты основной операционной деятельности составят сумму себестоимости и на- кладных расходов, т.е. 80 × 1,15 = 92 %. Таким образом, прибыль основной операционной деятельности составит 8 % от суммы чи- стой выручки. При отсутствии иных доходов и затрат прибыль от
![]()
обычной деятельности до налогообложения также составит 8 % от суммы чистой выручки. С учетом налогообложения
чистая при- быль предприятия составит 8 ×
0,75 = 6 % от чистой
выручки, т.е. общая
рентабельность предприятия составит
0,06 или 6 %. Ис- пользуя
двухфакторную модель, определим необходимый коэффици- ент оборачиваемости собственного капитала:
Коб СК = РСК
Робщ = 0,30 0,06 = 5,0
(8.45)


Рассмотренная двухфакторная
модель может трансформиро- ваться в
трехфакторную, включающую в анализ фактор структу- ры капитала или финансового рычага
(рис. 8.4).
|
|
= |
Рентабельность деятельности (продаж) |
× |
Оборачиваемость активов |
× |
Финансовый рычаг |
|
Рентабельность |
||||||
|
собственного |
||||||
|
капитала |
||||||
|
|
Рисунок 8.4. Логическая формула трехфакторной модели Дюпона
Напомним, что финансовый рычаг отражает отношение ак- тивов к величине собственного капитала: ФиР = СА ÷СК
Применительно к показателям эффективности предприятия
рассмотренным выше эту формулу можно представить в виде следующей расчетной модели:
Р = Р
![]()
×К ×ФиР = ЧП ЧВР × СА = ЧП
![]()
(8.46)
СК общ ЧВР об СА
×
ЧВР СА СК СК
Эта модель говорит о том, что руководство предприятия рас- полагает тремя основными рычагами воздействия на рентабель- ность собственного капитала:
1) чистой прибылью, полученной с каждой денежной едини- цы выручки от реализации или общей рентабельностью;
2) выручкой от реализации полученной с каждой денежной единицы стоимости задействованных активов или коэффициен- том оборачиваемости активов;
3) суммой и долей заемного капитала, использованного для финансирования активов.
Таким образом, любые усилия руководства по увеличению этих показателей приводят к соответствующему росту рента- бельности собственного капитала.
Увеличение рентабельности продаж может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую про- дукцию, а также превышением темпа роста объема реализован- ной продукции над темпами роста расходов.
Расходы могут быть снижены за счет:
– использования более дешевых сырья и материалов;
– автоматизации производства в целях увеличения произво- дительности труда (что, однако, может привести к увеличению активов и следовательно при прочих равных условиях снизить скорость их оборота);
– сокращения условно-постоянных расходов, например рас- ходов на рекламу, на совершенствование системы управления, НИОКР.
Повышение цен на реализуемую продукцию также может слу- жить средством увеличения рентабельности имущества (акти- вов). Однако, в условиях рыночной экономики только компании, имеющие ценовую власть, могут повышать цены на свою про- дукцию и сохранять уровень рентабельности, даже, в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры. Обычно к таким компаниям относятся компании, выпускающие уникальную продукцию или оказывающие услуги, суть которых важнее, чем их цена.
Повышение скорости оборота активов может быть обеспече- но посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне, или же при уменьшении активов. Например, предприятие может:
– снизить материально-производственные запасы (при усло- вии четкого контроля за их уровнем);
– ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;
– выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства;
– использовать денежные средства, полученные в результате реализации выше перечисленных мероприятий, для погашения долга, выкупа своих акций, или для вложения в другие более до- ходные виды деятельности.
Но, если в случае рентабельности продаж и скорости оборота активов всегда действует правило — чем выше, тем лучше, это- го никак нельзя сказать о финансовом рычаге, т.е. привлечении заемного финансирования. Высокий показатель финансового рычага будет увеличивать рентабельность собственного капита- ла, но снижать рентабельность активов. Чем выше разрыв между этими показателями — тем больше вес заемных средств в струк- туре капитала, и тем больше риск потери финансовой стабиль- ности данным предприятием. Можно сказать, что повышение финансового рычага снижает «качество» и «устойчивость» рен- табельности.
Анализируя три выше приведенных «рычага» управления эф- фективностью использования капитала аналитику потребуется выявить факторы, которые привели к изменениям каждого из них для принятия необходимых мер по повышению эффектив- ности. Помочь в этом может взаимосвязь финансовых коэффи- циентов Баланса и Отчета о финансовых результатах и показате- лей эффективности и структуры капитала (рис. 8.5).
![]() |
Рисунок 8.5. Рычаги эффективности капитала как ориентиры при анализе финансовых коэффициентов и отчетности
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.