Факторный анализ прибыли от продаж (методом цепных подстановок)
Анализ источников формирования прибыли позволяет выявить – какой из источников оказывает существенное влияние на общую сумму прибыли предприятия.
Как правило, основным источником прибыли/убытков является прибыль от продажи продукции, работ, услуг. Ее анализируют по счету 90 «Продажи».
Прибыль от продаж упрощенно можно представить:
ПР = В–ПС,
где В – выручка от продажи товаров, работ, услуг;
ПС – полная себестоимость, в т.ч. коммерческие расходы и управленческие расходы.
В свою очередь, В=∑ qхp - ∑ qхс,
где q – объем выпущенной продукции; p – прибыль на 1 изделие;
с – себестоимость одной единицы продукции.
При отклонении фактической прибыли от плановой следует провести ее факторный анализ, выделив при этом следующие основные факторы:
- изменение объема реализации;
- изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции;
- изменение себестоимости продукции;
- изменение цен на продукцию.
При наличии данных о номенклатуре реализованной продукции и сведений о количестве, себестоимости, цены реализации (за каждое изделие) можно провести факторный анализ прибыли:
1. Изменение объема реализации.
Прибыль с учетом изменения объема реализации:
П(qреал. ) = ∑ q1p0 - ∑ q0с0.
Влияние объема реализации на изменение прибыли от продаж:
∆П (qреал. ) = П(qреал. ) – П0.
2. Изменение цены реализации на отдельные виды продукции. Прибыль с учетом изменения цены реализации:
П(рреал. ) = ∑ q1p1 - ∑ q0с0.
Влияние цены реализации на изменение прибыли от продаж:
∆П (рреал. ) = П(рреал. ) – П(qреал. ).
3. Изменение себестоимости продукции.
Прибыль с учетом изменения себестоимости продукции:
П(с ) =∑ q1p1 - ∑ q0с1.
Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:
∆П (с ) = П(с ) - П(рреал. )
4. Изменение структуры и количества выполнения выпуска продукции.
Прибыль с учетом изменения структуры и количества выполнения выпуска продукции:
П(стр) =∑ q1p1 - ∑ q1с1.
Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:
∆П (стр ) = П(стр) - П (с ).
Факторный анализ прибыли от продаж дополняется анализом прибыли, рассчитываемой на основе баланса товарной продукции.
Поскольку объем реализованной продукции это есть:
остатки нереализованной продукции на начало года + объем товарной продукции за год – остатки нереализованной продукции на конец года.
Следует проанализировать прибыль в:
- остатках товарной продукции;
- остатках реализованной продукции.
Если в расчетах сумма прибыли от товарной продукции отличается от суммы прибыли реализованной продукции, следует указать, что планирование прибыли осуществляется неправильно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.