Факторный анализ прибыли от продаж (методом цепных подстановок)

  • docx
  • 17.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л2-001840.docx

Факторный анализ прибыли от продаж (методом цепных подстановок)

Анализ источников формирования прибыли позволяет выявить – какой из источников оказывает существенное влияние на общую сумму прибыли предприятия.

Как правило, основным источником прибыли/убытков является прибыль от продажи продукции, работ, услуг. Ее анализируют по счету 90 «Продажи».

Прибыль от продаж упрощенно можно представить:

ПР = В–ПС,

где В выручка от продажи товаров, работ, услуг;

ПС             –       полная        себестоимость,           в       т.ч.       коммерческие          расходы и управленческие расходы.

В свою очередь, В=∑ qхp - qхс,

где q объем выпущенной продукции; p прибыль на 1 изделие;

с себестоимость одной единицы продукции.

При отклонении фактической прибыли от плановой следует провести ее факторный анализ, выделив при этом следующие основные факторы:

-          изменение объема реализации;

-          изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции;

-          изменение себестоимости продукции;

-          изменение цен на продукцию.

При наличии   данных   о   номенклатуре   реализованной   продукции и сведений о количестве, себестоимости, цены реализации (за каждое изделие) можно провести факторный анализ прибыли:

1.      Изменение объема реализации.

Прибыль с учетом изменения объема реализации:

П(qреал. ) = q1p0 - q0с0.

Влияние объема реализации на изменение прибыли от продаж:

∆П (qреал. ) = П(qреал. ) – П0.

2.      Изменение цены реализации на отдельные виды продукции. Прибыль с учетом изменения цены реализации:

П(рреал. ) = q1p1 - q0с0.

Влияние цены реализации на изменение прибыли от продаж:

∆П реал. ) = П(рреал. ) П(qреал. ).

3.      Изменение себестоимости продукции.

Прибыль с учетом изменения себестоимости продукции:

П(с ) =∑ q1p1 - q0с1.

Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:

∆П ) = П(с ) - П(рреал. )

4.      Изменение структуры и количества выполнения выпуска продукции.

Прибыль с учетом изменения структуры и количества выполнения выпуска продукции:

П(стр) =∑ q1p1 - q1с1.


Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:

∆П (стр ) = П(стр) - П ).

Факторный анализ прибыли от продаж дополняется анализом прибыли, рассчитываемой на основе баланса товарной продукции.

Поскольку объем реализованной продукции это есть:

остатки нереализованной продукции на начало года + объем товарной продукции за год остатки нереализованной продукции на конец года.

Следует проанализировать прибыль в:

-          остатках товарной продукции;

-          остатках реализованной продукции.

Если в расчетах сумма прибыли от товарной продукции отличается от суммы прибыли реализованной продукции, следует указать, что планирование прибыли осуществляется неправильно.