Материал содержит рассуждение учителя-практика об основных факторах успешной сдачи государственного экзамена по русскому языку в 9 классе. Учитель в своей статье делится опытом и описывает некоторые приемы работы с девятиклассниками, которые, по его мнению, могут помочь учащимся успешно сдать экзамен.
Факторы успешной сдачи ГИА.docx
Факторы успешной сдачи ГИА
Конечно, сегодня я поговорю о подготовке к ОГЭ наших
девятиклассников. За годы работы в новом формате сдачи экзаменов у
каждого педагога выработались свои любимые формы и методы, которые
позволяют качественно подготовить выпускников к экзамену. Много мы об
этом говорим из года в год, и тем не менее проблемы всё равно есть. И
каждый из учителей задумывается, как сделать так, чтобы и педагог был
уверен в успешной сдаче экзамена, и дети не робели перед экзаменом и были
уверены в своих результатах? Так какие же факторы способствуют успешной
сдаче ГИА?
Конечно, можно говорить о разных моментах, влияющих на подготовку
к экзамену: психологическая поддержка выпускников, эмоциональный фон,
мотивация обучающихся и многое другое. Но мне кажется, что есть два самых
важных фактора, которые нужно учитывать при подготовке к экзамену: это
уровень знаний обучающихся (познавательный фактор) и профессиональная
компетенция педагога.
Как повысить уровень знаний обучающихся, ведь чем выше он будет,
тем спокойнее себя будет чувствовать и педагог, и ученик на экзамене?
Выявить уровень готовности к экзамену, конечно, помогают пробные
тестирования, которые мы неоднократно проводим в течение года. Последнее
тестирование показало, что сложнее всего даются вопросы, связанные со
сложным предложением и с выделением грамматической основы. Сложное
предложение мы изучаем на протяжении всего 9 класса, это материал, ещё не
закреплённый достаточно хорошо, а вот трудности при выделении основы –
это странно, т.к. этим мы начинаем заниматься ещё в начальной школе.
При объяснении материала я давно уже привыкла всё упрощать, сводить
теорию до минимума, до короткой фразы, которую должен запомнить
каждый. Давно уже не надеясь на память учеников и их сознательность, я
повторяю эти фразы из урока в урок, сотни раз. Это та опора и основа, от
которой на экзамене должен суметь оттолкнуться каждый. А усложнять
можно с теми, кому это нужно, кому интересно большее.
На уроках я часто использую устную формы работы (как математики
устный счёт на уроках), это повышает сосредоточенность, держит класс в
напряжении (они не знают, кого я спрошу в следующую секунду), повышает
мыслительную деятельность. Например, чтобы научить выделять основу,
читаю короткое предложение и предлагаю сделать это устно, определить
односоставное или двусоставное предложение, тип односоставного и т.д. То же самое можно делать при перестраивании словосочетений. При определении
деепричастных и причастных оборотов и т.д.
Компетенция учителя. Я убеждена, что нельзя добиться успеха в чем
то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности
заданий, не разбирается в трудных темах и т.п. Нужно быть настоящим
специалистом. Когда мы учимся писать сочинения определённого типа, я даю
под запись сочинения, написанные мной, этот образец помогает понять, как
нужно написать, от него отталкиваются ученики, так проще, понятнее.
Поэтому, как правило, с сочинением вообще проблем не бывает.
Учитель обязан учиться: посещать (по возможности) курсы по
подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают
о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы; перенимать опыт
у других учителей, знать, что такое кодификатор, спецификация и т.д.
Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы
понастоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий, видеть
все подводные камни. Педагог не должен лениться, это сделать сложно,
особенно когда ты в сотый раз рассказываешь одно и то же, нужно быть в
постоянном поиске приёмов, методов, форм работы, которые подходят вашим
ученикам (индивидуальная работа, дифференцированный подход, заучивание
наизусть, разработка алгоритмов и т.д.), и тут нет единого рецепта, что
делать.
Уже с конца 8 класса я оцениваю изложения и сочинения только по
критериям ОГЭ. Это сложно, приходится перестраиваться самой,
рассказывать о новых критериях оценивания, самой разрабатывать систему
оценивания (никаких методических рекомендаций на это счет нет: например,
за изложение обучающиеся могут набрать 17 баллов (изложение и
грамотность), я ставлю «5» за 1517 баллов, «4» за 1214 баллов, «3» за 911
баллов), но я убеждена, что это необходимо делать: обучающиеся должны
привыкнуть к этой системе, они чётко должны знать, за что они получают
баллы, все критерии, сколько ошибок можно допустить и т.д.
А ещё должно быть взаимное уважение учителя и ученика, создание
такого микроклимата – это тоже компетенция педагога. Только при взаимном
понимании, уважении, доверии друг другу возможно качественно подготовить
выпускника к экзамену.
Факторы успешной сдачи ГИА
Факторы успешной сдачи ГИА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.