Здоровье населения – понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.
Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 15-20% – составляют биологические (наследственные) факторы, а на долю здравоохранения отводится 10%.
Основные факторы, влияющие на здоровье, представлены на схеме 1, а зависимость заболеваемости от групп факторов дана ниже вЗдоровье населения – понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.
Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 15-20% – составляют биологические (наследственные) факторы, а на долю здравоохранения отводится 10%.
Основные факторы, влияющие на здоровье, представлены на схеме 1, а зависимость заболеваемости от групп факторов дана ниже в
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Здоровье населения – понятие статистическое, обычно характеризуемое
комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью,
детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития,
средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.
Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается
примерно в 2025% всех воздействий, 1520% – составляют биологические
(наследственные) факторы, а на долю здравоохранения отводится 10%.
Основные факторы, влияющие на здоровье, представлены на схеме 1, а
зависимость заболеваемости от групп факторов дана ниже в таблице 2.
Окружающая среда
Природные элементы среды (воздух,
вода, почва, радиация, пища, биосфера)
Социальные элементы среды (социально
экономический уклад жизни, труд, быт,
информация)
Свойства элементов или факторы окружающей среды
Социальные факторы
Социальноэкономический
уклад
Информация
1. Социальноправовое
положение.
2. Материальная
обеспеченность.
3. Уровень образования.
4. Уровень культуры.
1. Объем
информации.
2. Качество.
3. Доступность
восприятия.
Природные факторы:
механические, физические,
химические, биологические.
Труд (учеба)
Быт
1. Тяжесть.
2. Напряженность.
3. Режим.
4. Характер связи
человека с
орудием труда.
5. Внешние
условия труда.
1. Условия
проживания.
2. Одежда.
3. Питание.
4.
Водоснабжени
е.
5. Отдых.
Образ жизни
1. Уровень жизни.
2. Качество жизни.
3. Режим жизни.
4. Стиль жизни.
Схема 1. Основные факторы здоровья.Таблица 2. Модель обусловленности общественного здоровья
(Ю.П. Лисицын, 1992)
Болезни
В целом
Ишемическая болезнь сердца
Сосудистые поражения мозга
Рак
Диабет
Пневмония
Эмфизема легких,
бронхиальная астма
Цирроз печени
Транспортные травмы
Самоубийства
Образ
жизни
5055
Группы факторов (в %)
Внешняя
Генетический
среда
2025
риск
1520
60
65
45
35
19
35
70
65
55
12
13
19
2
43
40
9
27
15
18
17
26
35
18
15
18
3
25
Здраво
охранение
810
10
5
10
10
20
10
3
5
5
Отметим, что существуют и другие модели, оценивающие отрицательное
влияние тех или иных факторов на здоровье человека.
Одним из признаков здоровья человека является устойчивость его
организма к действию неблагоприятных факторов.
Человеческий организм наделен приспособительными и компенсаторными
возможностями, данными ему эволюционным развитием. Человек – высший и
наиболее сложно организованный продукт биологической и социальной
эволюции. Цель жизненной позиции человека – быть не только самому
здоровым, но и иметь здоровым будущее поколение – здоровых детей, внуков
и правнуков.
Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений,
которые происходят в организме человека по мере развития.
Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов
определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и
характером их изменений. Согласно современным представлениям, большую
роль в становлении адаптационных механизмов (примерно на 50%) играет
период раннего развития (до 58 лет). Сформировавшаяся на этом этапе
потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется
и постоянно совершенствуется. Но это лишь задатки, которые необходимо
развивать. Работами генетиков доказано, что при благоприятных условиях
поврежденный ген может и не проявить своей агрессивности. Здоровый образ
жизни, общий здоровый статус организма могут «усмирить» его
агрессивность. Неблагоприятные условия внешней среды почти всегда
усиливают агрессивность патологических генов и могут спровоцировать
болезнь, которая бы при иных обстоятельствах не проявилась.
2Активность организма снижается, он заболевает, теряет способность к
сопротивлению, происходят изменения органов и систем, вплоть до
патологических изменений психической деятельности. В популяции, таким
образом, возрастает число детей с врожденными умственными и физическими
недостатками, что, естественно, сказывается на благополучии общества.
В России, к сожалению, подобные природоохранные и социальные
программы проводятся в недостаточном объеме. Не удается преодолеть
последствия экологических катастроф в разных регионах (Челябинск, Арал,
Чернобыль и другие), не прекращается вырубка лесов, отравляют атмосферу
и землю кислотные дожди.
Нарушение экологического равновесия или так называемые экологические
ножницы опасны срывом механизма адаптации человека. Организм отвечает
различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений;
профессиональными заболеваниями на неподготовленность к новым
профессиям; нервнопсихической неустойчивостью на информационные
перегрузки и перенаселенность, чрезмерный шум в городах; аллергическими
реакциями на изменение химического состава окружающей среды. Население
продолжает употреблять далеко не безопасные с экологической точки зрения
продукты питания.
и отрицательные факторы,
Итак, попытаемся оценить факторы, оказывающие положительное влияние
которые не
на здоровье человека,
благоприятствуют здоровью. Для характеристики здорового образа жизни
используется восемь основных позиций, отражающих наиболее благоприятные
воздействия на здоровье. Это и активная жизненная позиция, и полноценный
отдых, и сбалансированность питания, и др. Каждая из позиций здорового
образа жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью,
что положительно сказывается на состоянии здоровья.
Противоположная позиция (неудовлетворенность жизненной ситуацией,
гиподинамия, злоупотребление алкоголем, курением и т.д.) характеризует
нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением
отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом
отразятся на нервнопсихологическом статусе человека, первой ступеньке
начала заболевания организма.
В становлении здорового образа жизни человека и формировании культуры
здоровья в обществе большое значение имеет понимание психологии здоровья.
Основными практическими задачами повышения психологической культуры
человека являются:
1) повышение психологической грамотности;
2) поднятие уровня индивидуального общения педагога со студентами
(обучающимися) и культуры их взаимоотношений;
3) совершенствование навыков и умений в психодиагностике и
психокоррекции;
34) повышение уровня знаний социальных аспектов деятельности человека;
5) определение путей и условий для самореализации (самоактуализации)
жизни, т.е. роста и развития личности в обществе.
В настоящее время уже не вызывает сомнений, что не менее 30%, а по
некоторым данным не менее 50% обращающихся с соматическими жалобами в
поликлиники и стационары, составляют по существу практически здоровые
лица, нуждающиеся лишь в известной коррекции эмоционального состояния.
Выделяют стержневые характеристики эмоционального благополучия
человека.
1. Прежде всего, это адекватная самооценка и уважение собственной
личности. Уважение к себе есть неотъемлемая часть самосознания во внутренней
картине здоровья. Адекватное восприятие себя означает признание своих
недостатков, как части своей натуры.
2. Следующей причиной здорового самочувствия можно назвать способность
адаптироваться к меняющимся условиям. Это один из законов биологии,
который говорит о том, что каждый живой организм, встречаясь с постоянно
меняющейся средой, должен приспосабливаться к ней для своего выживания.
Чтобы быть достаточно защищенным, человеку необходимо привить
уверенность в способности усвоения им любых изменяющихся условий жизни. В
таком случае человек может смотреть в будущее не со страхом, а с
уверенностью и интересом. Это и есть свидетельство высокого уровня
эмоционального благополучия.
3. В формировании эмоционального благополучия активно участвует
способность человека эффективно удовлетворять свои потребности и умение
компенсировать те, которые невозможно удовлетворить на данный момент или
вообще. Способами удовлетворения разнообразных потребностей человек
овладевает в ходе жизни. Каждый человек должен определить, в чем именно он
нуждается и насколько. Непонимание или отрицание своих потребностей делает
человека несчастным. Можно достигнуть высокого материального благополучия
и положения в обществе, но не чувствовать при этом себя счастливым, так как
базовые потребности в любви, теплом отношении со стороны других остаются
неудовлетворенными. Некоторые люди абстрагируются от осознания этих
вопросов или даже отрицают их изза страха быть отвергнутыми.
4. Эмоциональное благополучие подразумевает уверенность человека в том,
что он сам в значительной мере управляет своей жизнью. Счастливый человек
осознает ограниченность этой свободы, так как понимает, что есть определенные
аспекты, которые от него не зависят, и поэтому не стремится все подчинить
своей воле, чтобы не испытывать разочарование.
5. Психологически благополучные люди независимы, умеют самостоятельно
принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам.
Напротив, люди эмоционально незрелые затрудняются в принятии решений.
Важно понимать, что полной независимости не существует, более того, каждому
4необходима и определенная степень зависимости. Например, любовные
отношения предполагают взаимную зависимость, и без нее одна из самых
главных потребностей человека не будет удовлетворена.
6. Независимо от того, удачно или неудачно складывается жизнь человека, в
ней неизбежно наступает момент, когда какоето из желаний оказывается
неудовлетворенным. Эмоционально здоровый человек всегда может найти
подходящий способ справиться с разочарованием. Таким образом,
эмоциональное благополучие зависит от способности человека активно пре
одолевать жизненные разочарования, неприятности, связанные со стрессами, с
помощью действия, а не алкоголизации или наркотизации.
7. Признаком эмоционального благополучия человека является способность
заботиться о других людях. Через заботу о себе человек выполняет
генетическую программу заботы о других. Эгоистичный человек, как правило,
несчастен, ибо имеет больше, чем другие, неудовлетворенных и ненасытных
потребностей.
8. Важной характеристикой эмоционального благополучия является
качество взаимоотношений людей друг с другом. Эмоционально здоровые люди
любят других людей, верят, доверяют им и ждут такого же отношения к себе и
получают его. Они чувствуют свою принадлежность ко всему сообществу людей.
Безусловно, прежде чем человек научится любить других, он должен научиться
уважать и любить себя.
9. Эмоциональное благополучие неразрывно связано со способностью
творить, эффективно работать и получать удовлетворение от проделанной ра
боты.
Перечисленный ряд индикаторов эмоционального благополучия не может
быть завершен окончательно. В целом психологическое оптимальное
самочувствие не имеет предела, следовательно, всегда есть возможности для
улучшения неразрывно связанного с этим качества жизни человека. Судя по
стержневым показателям эмоционального благополучия, можно сказать, что
именно психическое здоровье в значительной степени определяет наше общее
самочувствие.
Таким образом, здоровье человека зависит от множества факторов, однако
каждый из них имеет свой психологический подтекст. В изучении здоровья
необходим многофакторный подход.
5