Этим термином в музыкальной теории называют строение музыкальной ткани. Несколько невразумительно звучит, верно? Боюсь, что в одной фразе это понятие точнее и не выразишь. В современном понимании, при четком делении музыки на мелодию и аккомпанемент, фактурой можно назвать тип этого аккомпанемента, его устройство: чередование баса и аккорда, просто фон из длинных аккордов, гитарный перебор, сопровождение, организованное в самых разных ритмах - все это разные фактуры. Так вот, поиск, подбор новой фактуры - тоже один из инструментов аранжировщика. Вы можете облечь мелодию в нежные полупрозрачные одежды, окружить тонкими кружевами, или снабдить острыми активными ритмами, или заковать в броню и поставить на гусеницы - одними лишь средствами фактуры.
Фактура музыки
Этим термином в музыкальной теории называют строение
музыкальной ткани. Несколько невразумительно звучит, верно?
Боюсь, что в одной фразе это понятие точнее и не выразишь. В
современном понимании, при четком делении музыки на
мелодию и аккомпанемент, фактурой можно назвать тип этого
аккомпанемента, его устройство: чередование баса и аккорда,
просто фон из длинных аккордов, гитарный перебор,
сопровождение, организованное в самых разных ритмах все
это разные фактуры. Так вот, поиск, подбор новой фактуры
тоже один из инструментов аранжировщика. Вы можете облечь
мелодию в нежные полупрозрачные одежды, окружить тонкими
кружевами, или снабдить острыми активными ритмами, или
заковать в броню и поставить на гусеницы одними лишь
средствами фактуры.
Мы, пожалуй, продолжим терзать нашу бедную "елочку", чтобы
виднее была разница на одном и том же примере, хорошо? Итак,
первая же фактурная формула, которая нам известна
(поскольку мы ее слышим по сто раз на дню от нашего убогого
радио) формула "умца" или "иста" или "бумшварк", или как
ее только ни называют, короче говоря, чередование баса и
аккорда. Что будет с нашей песенкой, если дать ей такое
сопровождение? Послушаем (пример). Кстати, для тех, кто
интересовался уроками об аккордах на нашем сайте: ноты
набраны мной с таким использованием обращений трезвучий,
какое рекомендуется для плавного голосоведения. Вообще,
всегда стремитесь к естественности, тогда Ваша музыка будетлегче находить поклонников, быстрее запоминаться. Просто
будет приятнее!
Но вернемся к нашим баранам. Я умышленно лишил этот
пример всяких украшений, чтобы было заметнее то, что с ним
можно сделать. Как Вам звучание? Не правда ли, похоже на
пьяного слона? Может, это и не годится для детской
колыбельной, но запомним, понадобится может быть: вот так,
если потребуется, мы будем изображать пьяный крупный скот.
Но это лишь скелет фактуры. Даже примитивное "умца"
вполне может стать разнообразнее, есть целая куча вариаций
этого ритма. Посмотрим, как это можно обработать. Для
начала, не изменяя тембра, можно внести штриховые краски:
пусть бас, как более тяжелое и неповоротливое от природы
создание, "ходит" крупными длительностями, тупо и тяжело.
Для пущего утяжеления его можно удвоить в октаву снизу. А
вот аккорды, соответствующие более подвижным тембрам, мы
исполним более стаккатно, легко: (пример).
Далее, можно варьировать эту фактуру, заполнив все восьмые в
такте ровными аккордами. При этом фактура потеряет эти
наглые акценты на слабых долях, зато станет динамичнее,
устремится вперед. Позволим ей это, увеличив темп (пример).
Можно затем добавлять какиелибо ритмические дробления в
аккомпанирующую формулу и даже совсем изменять ритм
оставаясь в пределах принципа "чередование баса с аккордом":
Я попробую простонапросто вставить в басовую партию в
нескольких местах вспомогательные звуки (выбирая их из тех,
которые входят в состав того трезвучия, которое "живет" в
данный момент) и другие вспомогательные нотки как быкороткие гаммы перед некоторыми опорными долями. А в
аккордовой части фактуры просто смещу аккорды взад и
вперед от их "законных" моментов времени, создам некую
джазовую "кривизну", синкопность (пример). Для тех, кто не в
курсе: синкопа это именно смещение звукового удара, акцента
в сторону от сильной доли такта типично джазовое явление.
Ну как, повеселее зазвучало?
Дальше, можно, к примеру, удвоить каждый "басаккорд"
(пример), намекая на популярный некогда танец "шейк", и так
далее что позволит Ваша фантазия. Фактура будет
приобретать всевозможные танцевальные оттенки до тех пор,
пока Вы не изменяете размер и сохраняете хотя бы намек на это
самое чередование "умца". Ничего не изменится в характере
музыки, если подключить ударную группу. Ведь Вы будете
просто вынуждены здесь повторить ту же формулу "бас
барабан малый барабан (или маленькая тарелочка"хэт")".
Музыка утяжелится, но останется танцевальной, причем грубой
и тяжелой, как это сейчас модно (пример). Такой тип фактуры
создается очень (я бы сказал, слишком) легко: берете любую
музыку и добавляете удары малого барабана на четных долях
такта. Этим нынче зарабатывают свой хлеб сотни звезд, но нам с
Вами этого не пристало! Слишком легко достигается значит и
цена такой работы грош. И долговечность, и ценность любого
искусства ВСЕГДА прямо пропорциональны затраченному
труду, вернее, мучениям. Потому, познакомившись с фактурой
"умца", продолжим вооружаться средствами, которые
недоступны никаким звездам, окей? Значит, двигаемся дальше.
Фактура может быть вывернута наизнанку, то есть роль
мелодии поручается басовому голосу, а аккомпанементперебирается наверх. И тут появляется еще целый набор
красок, смотря по тому, каков тип аккомпанемента и какой
именно инструмент ведет тему (примеры [B], [C]). Слышите?
Тремолирующая гитара вызывает ассоциации с фольклором, с
балалайкой или домрой, в другом случае сочетание колоколов с
литаврами придает мелодии некую величественность, а в
третьем напоминание о, быть может, балетной музыке
Чайковского, он обожал пульсирующие флейты и певучие темы
виолончели. Вы должны уметь изобразить любой стиль, любую
эмоцию ведь не зря же все эти композиторы на свете жили. Все
уже придумано, пользуйтесь!
Какие еще типы фактуры существуют? Аккордовая. В принципе
то же самое, только гармонии не раскладываются во времени.
Весьма многоликий, между прочим, тип. Вот несколько
примеров (отдохнем малость от "елочки", согласны?) остинато
(то есть однообразная пульсация, повторение) создает в
быстром темпе напряжение, ожидание какойто развязки
(пример), или реже воодушевление, приподнятость
(пример), а в медленном темпе либо эффект траурного
шествия, либо мягкую качку медленного танца (пример),
полностью аккордовое оформление как темы, так и
сопровождения прекрасное средство для кульминаций
(пример).
Арпеджированное сопровождение вотчина арфы или гуслей.
Если Вы напишете свободное, вне ритма, "блуждание" арфы по
звукам трезвучия, получится вроде как шум водопада. Такой
прием, кстати, здорово наполняет оркестровую партитуру
объемом и широтой размаха, не перегружая при этом ни Вашслух, ни секвенсор Вашего компьютера (пример). Такое же
арпеджированное сопровождение, но в условиях ритма и
размера хорошо служит полноценным аккомпанементом, а не
только "подкраской", и даже может совсем заменить собой
мелодию. Прекрасный пример тому первая прелюдия из
классического сборника Баха "Хорошо темперированный
клавир" (пример). Это тот удивительный случай, когда фактура
аккомпанемента столь точна и полна, что даже в мелодии
нужды не возникло. Впрочем, мелодия тоже прекрасно
чувствует себя в сопровождении арпеджио, вплетенного в
ровный ритм (пример).
Еще разновидность арпеджио, так называемая "фигурация"
это, по сути, те же аккорды, равномерно разложенные по одной
нотке, ровными длительностями. Пользовался этим еще
Моцарт, как всегда, весьма остроумно. Фигурация не требует
никакого мастерства (ею пользуются при подборе на слух все
дети даже сегодня), и в то же время фигурация прекрасно
показывает все гармонии, создает ритмическую сетку, "канву"
как нынешняя ритмгитара. Два классических примера
фигурации "ломаное" движение (пример) и "прямое"
(пример).
Вот, это наверно, все основные виды фактуры. Но на этом еще
рано успокаиваться, потому что наша цель передать
разнообразные эмоции, душевные состояния воображаемого
музыкального персонажа, не так ли? И музыкальная фактура
имеет свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание.
Это, вопервых, расположение музыки по регистрам (то есть на
высотной оси) и вовторых, во времени. Не пугайтесь чересчур
строгих определений, на самом деле все очень просто.Существует условное деление высотного (или частотного, если
хотите) диапазона на отрезки или зоны "регистры", которые
так и называются высокий, средний и низкий. Как можно легко
догадаться, звучание этих регистров окрашено эмоционально
так же, как окружающие нас в жизни звуки: нижний регистр
занимают звуки страшные, угрожающие, мощные, таинственные.
Ассоциируйте их, с чем угодно: локомотив, медведь, подземный
гул, ракетный двигатель, тьма, смерть и т.п. Стало быть, почти
все, что Вы напишете в этом регистре, будет вызывать те же
ощущения и у Ваших слушателей. Средний регистр наиболее
близкий звучанию спокойного человеческого голоса,
естественно настраивает на отдых, повествует. В этом регистре
хорошо писать длинные спокойные мелодии, никого не
напрягающие и ничего не требующие. Высокий же регистр
опять подключайте воображение это птичье пение, это
истошный крик, это ветер, колокольчики, напряжение,
кульминация, прозрачная дымка все зависит от тембра, от
инструмента, которому Вы поручите ведение темы.
Согласитесь, поющая в третьей октаве нежная флейта и
заходящаяся истошным визгом дисторшнгитара совсем
разные сферы! Но чаще всего, если Вы не предпринимаете
какихто специальных необычных мер, работает элементарная
закономерность: чем выше звучание, тем больше напряжение.
Поэтому самая главная кульминационная нота в почти любой
мелодии самая высокая. Вот пример: миниатюра Грига из
сюиты "Пер Гюнт" шествие гномов. В начале (и в конце тоже)
тема этих самых гномов рисует их сказочность, их крошечные
шажки, их таинственность (пример). А в кульминации
заметьте, АБСОЛЮТНО та же фактура, прямо до последней
ноты музыка захватывает верхний регистр, вернее дажеохватывает почти весь музыкальный диапазон. И получается
та же музыка, те же ноты, но эмоционально какаято оргия
нечистой силы, волосы шевелятся от ужаса (пример)! Таким
образом, Вам подвластны практически любые эмоции за счет
контрастного применения разных регистров, как в
сопоставлении, так и одновременно.
Кроме того, величина эмоционального напряжения Вашей
партитуры напрямую зависит от густоты, насыщенности
фактуры. Проще говоря, чем больше нот у Вас будет
одновременно звучать в тех же регистровых рамках, тем музыка
будет массивнее, а следовательно, напряженнее. В этой
каденции (пример) я плавно расширяю диапазон, начиная в
среднем регистре и постепенно захватывая все более широкие
границы вверх и вниз. Начинаем почти во сне, заканчиваем в
восторге. Аналогично же работает и насыщенность, плотность
фактуры и "по горизонтали", во времени: Чем активнее в
среднем движение, чем мельче длительности, чем менее ровен
ритмический рисунок, и чем больше возникает синкоп и
ритмических противоречий между разными партиями тем
более резкие, активные эмоции это будет вызывать.
Напоследок пара слов о технологии, один совет. Есть глубокие
физические причины, по которым красиво и пропорционально
звучат только такие сочетания звуков, высоты (или частоты)
которых располагаются на шкале возможно ближе к
логарифмическому закону. Сейчас поясню. Вы видели когда
нибудь шкалу логарифмической вычислительной линейки?
Помните, как у нее расставлены деления слева широко, а
далее все теснее и теснее. По этому же закону располагаются на
звуковысотной шкале частоты обертонов. И этому же законуВам придется следовать, если Вы хотите, чтобы Ваши созвучия
были плотными, "вкусными", сочными, вызывали резонанс, так
сказать, в позвоночнике слушателей. А именно: Чем ниже в
аккорде расположены ноты ( причем, это касается не только
собственно аккордов, но и аккордовых фигураций, арпеджио, и
даже всей фактуры в целом), тем шире должны быть между
ними интервалы. Обычно басовые голоса движутся октавами,
квинтами или квартами, а верхние как угодно, хоть
хроматизмами. Сами попробуйте, нажмите интервал терции в
первойвторой октаве, и сравните с большой и контроктавой
намного тяжелее, даже тупее звучит. Вот. Есть, конечно,
исключения: вспомните примеры, где мы с Вами поручали
мелодию басам. Но это особая ситуация, ее никак не назовешь
классической. Мелодия оказывается в крайне невыгодных
акустических условиях, и, как следствие аккомпанемент по
возможности разрежается, облегчается, сводится к
гармоническому неподвижному фону. Общий же закон Вы
можете проследить во всех моих примерах арпеджио, бас
аккорд, фигурация везде в нижнем конце фактуры
используются широкие интервалы.
В качестве тренировки предлагаю Вам взять любую
понравившуюся Вам тему и написать вариации с применением
всех типов фактуры, о которых мы говорили. Насладитесь тем,
как разительно переокрашивается настроение музыки при столь
непохожем оформлении.