Фактура музыки (лекция)

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Этим термином в музыкальной теории называют строение музыкальной ткани. Несколько невразумительно звучит, верно? Боюсь, что в одной фразе это понятие точнее и не выразишь. В современном понимании, при четком делении музыки на мелодию и аккомпанемент, фактурой можно назвать тип этого аккомпанемента, его устройство: чередование баса и аккорда, просто фон из длинных аккордов, гитарный перебор, сопровождение, организованное в самых разных ритмах - все это разные фактуры. Так вот, поиск, подбор новой фактуры - тоже один из инструментов аранжировщика. Вы можете облечь мелодию в нежные полупрозрачные одежды, окружить тонкими кружевами, или снабдить острыми активными ритмами, или заковать в броню и поставить на гусеницы - одними лишь средствами фактуры.
Иконка файла материала 1.docx
Фактура музыки Этим термином в музыкальной теории называют строение  музыкальной ткани. Несколько невразумительно звучит, верно?  Боюсь, что в одной фразе это понятие точнее и не выразишь. В  современном понимании, при четком делении музыки на  мелодию и аккомпанемент, фактурой можно назвать тип этого  аккомпанемента, его устройство: чередование баса и аккорда,  просто фон из длинных аккордов, гитарный перебор,  сопровождение, организованное в самых разных ритмах ­ все  это разные фактуры. Так вот, поиск, подбор новой фактуры ­  тоже один из инструментов аранжировщика. Вы можете облечь  мелодию в нежные полупрозрачные одежды, окружить тонкими  кружевами, или снабдить острыми активными ритмами, или  заковать в броню и поставить на гусеницы ­ одними лишь  средствами фактуры. Мы, пожалуй, продолжим терзать нашу бедную "елочку", чтобы виднее была разница на одном и том же примере, хорошо? Итак, первая же фактурная формула, которая нам известна  (поскольку мы ее слышим по сто раз на дню от нашего убогого  радио) ­ формула "ум­ца" или "ис­та" или "бум­шварк", или как  ее только ни называют, короче говоря, чередование баса и  аккорда. Что будет с нашей песенкой, если дать ей такое  сопровождение? Послушаем (пример). Кстати, для тех, кто  интересовался уроками об аккордах на нашем сайте: ноты  набраны мной с таким использованием обращений трезвучий,  какое рекомендуется для плавного голосоведения. Вообще,  всегда стремитесь к естественности, тогда Ваша музыка будетлегче находить поклонников, быстрее запоминаться. Просто  будет приятнее! Но вернемся к нашим баранам. Я умышленно лишил этот  пример всяких украшений, чтобы было заметнее то, что с ним  можно сделать. Как Вам звучание? Не правда ли, похоже на  пьяного слона? Может, это и не годится для детской  колыбельной, но запомним, понадобится может быть: вот так,  если потребуется, мы будем изображать пьяный крупный скот. Но это ­ лишь скелет фактуры. Даже примитивное "ум­ца"  вполне может стать разнообразнее, есть целая куча вариаций  этого ритма. Посмотрим, как это можно обработать. Для  начала, не изменяя тембра, можно внести штриховые краски:  пусть бас, как более тяжелое и неповоротливое от природы  создание, "ходит" крупными длительностями, тупо и тяжело.  Для пущего утяжеления его можно удвоить в октаву снизу. А  вот аккорды, соответствующие более подвижным тембрам, мы  исполним более стаккатно, легко: (пример). Далее, можно варьировать эту фактуру, заполнив все восьмые в  такте ровными аккордами. При этом фактура потеряет эти  наглые акценты на слабых долях, зато станет динамичнее,  устремится вперед. Позволим ей это, увеличив темп (пример). Можно затем добавлять какие­либо ритмические дробления в  аккомпанирующую формулу и даже совсем изменять ритм ­  оставаясь в пределах принципа "чередование баса с аккордом":  Я попробую просто­напросто вставить в басовую партию в  нескольких местах вспомогательные звуки (выбирая их из тех,  которые входят в состав того трезвучия, которое "живет" в  данный момент) и другие вспомогательные нотки ­ как быкороткие гаммы перед некоторыми опорными долями. А в  аккордовой части фактуры ­ просто смещу аккорды взад и  вперед от их "законных" моментов времени, создам некую  джазовую "кривизну", синкопность (пример). Для тех, кто не в  курсе: синкопа ­ это именно смещение звукового удара, акцента в сторону от сильной доли такта ­ типично джазовое явление.  Ну как, повеселее зазвучало? Дальше, можно, к примеру, удвоить каждый "бас­аккорд"  (пример), намекая на популярный некогда танец "шейк", и так  далее ­ что позволит Ваша фантазия. Фактура будет  приобретать всевозможные танцевальные оттенки до тех пор,  пока Вы не изменяете размер и сохраняете хотя бы намек на это самое чередование "ум­ца". Ничего не изменится в характере  музыки, если подключить ударную группу. Ведь Вы будете  просто вынуждены здесь повторить ту же формулу "бас­ барабан ­ малый барабан (или маленькая тарелочка"хэт")".  Музыка утяжелится, но останется танцевальной, причем грубой и тяжелой, как это сейчас модно (пример). Такой тип фактуры  создается очень (я бы сказал, слишком) легко: берете любую  музыку и добавляете удары малого барабана на четных долях  такта. Этим нынче зарабатывают свой хлеб сотни звезд, но нам с Вами этого не пристало! Слишком легко достигается ­ значит и  цена такой работы ­ грош. И долговечность, и ценность любого  искусства ВСЕГДА прямо пропорциональны затраченному  труду, вернее, мучениям. Потому, познакомившись с фактурой  "ум­ца", продолжим вооружаться средствами, которые  недоступны никаким звездам, о­кей? Значит, двигаемся дальше. Фактура может быть вывернута наизнанку, то есть роль  мелодии поручается басовому голосу, а аккомпанементперебирается наверх. И тут появляется еще целый набор  красок, смотря по тому, каков тип аккомпанемента и какой  именно инструмент ведет тему (примеры [B], [C]). Слышите?  Тремолирующая гитара вызывает ассоциации с фольклором, с  балалайкой или домрой, в другом случае сочетание колоколов с литаврами придает мелодии некую величественность, а в  третьем ­ напоминание о, быть может, балетной музыке  Чайковского, он обожал пульсирующие флейты и певучие темы  виолончели. Вы должны уметь изобразить любой стиль, любую  эмоцию ­ ведь не зря же все эти композиторы на свете жили. Все уже придумано, пользуйтесь! Какие еще типы фактуры существуют? Аккордовая. В принципе то же самое, только гармонии не раскладываются во времени.  Весьма многоликий, между прочим, тип. Вот несколько  примеров (отдохнем малость от "елочки", согласны?) ­ остинато (то есть однообразная пульсация, повторение) создает ­ в  быстром темпе ­ напряжение, ожидание какой­то развязки  (пример), или ­ реже ­ воодушевление, приподнятость  (пример), а в медленном темпе ­ либо эффект траурного  шествия, либо мягкую качку медленного танца (пример),  полностью аккордовое оформление как темы, так и  сопровождения ­ прекрасное средство для кульминаций  (пример). Арпеджированное сопровождение ­ вотчина арфы или гуслей.  Если Вы напишете свободное, вне ритма, "блуждание" арфы по  звукам трезвучия, получится вроде как шум водопада. Такой  прием, кстати, здорово наполняет оркестровую партитуру  объемом и широтой размаха, не перегружая при этом ни Вашслух, ни секвенсор Вашего компьютера (пример). Такое же  арпеджированное сопровождение, но в условиях ритма и  размера хорошо служит полноценным аккомпанементом, а не  только "подкраской", и даже может совсем заменить собой  мелодию. Прекрасный пример тому ­ первая прелюдия из  классического сборника Баха "Хорошо темперированный  клавир" (пример). Это тот удивительный случай, когда фактура аккомпанемента столь точна и полна, что даже в мелодии  нужды не возникло. Впрочем, мелодия тоже прекрасно  чувствует себя в сопровождении арпеджио, вплетенного в  ровный ритм (пример). Еще разновидность арпеджио, так называемая "фигурация" ­  это, по сути, те же аккорды, равномерно разложенные по одной  нотке, ровными длительностями. Пользовался этим еще  Моцарт, как всегда, весьма остроумно. Фигурация не требует  никакого мастерства (ею пользуются при подборе на слух все  дети даже сегодня), и в то же время фигурация прекрасно  показывает все гармонии, создает ритмическую сетку, "канву" ­  как нынешняя ритм­гитара. Два классических примера  фигурации ­ "ломаное" движение (пример) и "прямое"  (пример). Вот, это наверно, все основные виды фактуры. Но на этом еще  рано успокаиваться, потому что наша цель ­ передать  разнообразные эмоции, душевные состояния воображаемого  музыкального персонажа, не так ли? И музыкальная фактура  имеет свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание.  Это, во­первых, расположение музыки по регистрам (то есть на  высотной оси) и во­вторых, во времени. Не пугайтесь чересчур  строгих определений, на самом деле все очень просто.Существует условное деление высотного (или частотного, если  хотите) диапазона на отрезки или зоны ­ "регистры", которые  так и называются ­ высокий, средний и низкий. Как можно легко догадаться, звучание этих регистров окрашено эмоционально  так же, как окружающие нас в жизни звуки: нижний регистр  занимают звуки страшные, угрожающие, мощные, таинственные. Ассоциируйте их, с чем угодно: локомотив, медведь, подземный гул, ракетный двигатель, тьма, смерть и т.п. Стало быть, почти  все, что Вы напишете в этом регистре, будет вызывать те же  ощущения и у Ваших слушателей. Средний регистр ­ наиболее  близкий звучанию спокойного человеческого голоса,  естественно настраивает на отдых, повествует. В этом регистре  хорошо писать длинные спокойные мелодии, никого не  напрягающие и ничего не требующие. Высокий же регистр ­  опять подключайте воображение ­ это птичье пение, это  истошный крик, это ветер, колокольчики, напряжение,  кульминация, прозрачная дымка ­ все зависит от тембра, от  инструмента, которому Вы поручите ведение темы.  Согласитесь, поющая в третьей октаве нежная флейта и  заходящаяся истошным визгом дисторшн­гитара ­ совсем  разные сферы! Но чаще всего, если Вы не предпринимаете  каких­то специальных необычных мер, работает элементарная  закономерность: чем выше звучание, тем больше напряжение.  Поэтому самая главная кульминационная нота в почти любой  мелодии ­ самая высокая. Вот пример: миниатюра Грига из  сюиты "Пер Гюнт" ­ шествие гномов. В начале (и в конце тоже)  тема этих самых гномов рисует их сказочность, их крошечные  шажки, их таинственность (пример). А в кульминации ­  заметьте, АБСОЛЮТНО та же фактура, прямо до последней  ноты ­ музыка захватывает верхний регистр, вернее дажеохватывает почти весь музыкальный диапазон. И получается ­  та же музыка, те же ноты, но эмоционально ­ какая­то оргия  нечистой силы, волосы шевелятся от ужаса (пример)! Таким  образом, Вам подвластны практически любые эмоции за счет  контрастного применения разных регистров, как в  сопоставлении, так и одновременно. Кроме того, величина эмоционального напряжения Вашей  партитуры напрямую зависит от густоты, насыщенности  фактуры. Проще говоря, чем больше нот у Вас будет  одновременно звучать в тех же регистровых рамках, тем музыка будет массивнее, а следовательно, напряженнее. В этой  каденции (пример) я плавно расширяю диапазон, начиная в  среднем регистре и постепенно захватывая все более широкие  границы вверх и вниз. Начинаем почти во сне, заканчиваем в  восторге. Аналогично же работает и насыщенность, плотность  фактуры и "по горизонтали", во времени: Чем активнее в  среднем движение, чем мельче длительности, чем менее ровен  ритмический рисунок, и чем больше возникает синкоп и  ритмических противоречий между разными партиями ­ тем  более резкие, активные эмоции это будет вызывать. Напоследок пара слов о технологии, один совет. Есть глубокие  физические причины, по которым красиво и пропорционально  звучат только такие сочетания звуков, высоты (или частоты)  которых располагаются на шкале возможно ближе к  логарифмическому закону. Сейчас поясню. Вы видели когда­ нибудь шкалу логарифмической вычислительной линейки?  Помните, как у нее расставлены деления ­ слева широко, а  далее все теснее и теснее. По этому же закону располагаются на звуковысотной шкале частоты обертонов. И этому же законуВам придется следовать, если Вы хотите, чтобы Ваши созвучия  были плотными, "вкусными", сочными, вызывали резонанс, так  сказать, в позвоночнике слушателей. А именно: Чем ниже в  аккорде расположены ноты ( причем, это касается не только  собственно аккордов, но и аккордовых фигураций, арпеджио, и  даже всей фактуры в целом), тем шире должны быть между  ними интервалы. Обычно басовые голоса движутся октавами,  квинтами или квартами, а верхние ­ как угодно, хоть  хроматизмами. Сами попробуйте, нажмите интервал терции в  первой­второй октаве, и сравните с большой и контроктавой ­  намного тяжелее, даже тупее звучит. Вот. Есть, конечно,  исключения: вспомните примеры, где мы с Вами поручали  мелодию басам. Но это ­ особая ситуация, ее никак не назовешь  классической. Мелодия оказывается в крайне невыгодных  акустических условиях, и, как следствие ­ аккомпанемент по  возможности разрежается, облегчается, сводится к  гармоническому неподвижному фону. Общий же закон Вы  можете проследить во всех моих примерах ­ арпеджио, бас­ аккорд, фигурация ­ везде в нижнем конце фактуры  используются широкие интервалы. В качестве тренировки предлагаю Вам взять любую  понравившуюся Вам тему и написать вариации с применением  всех типов фактуры, о которых мы говорили. Насладитесь тем,  как разительно переокрашивается настроение музыки при столь непохожем оформлении.

Посмотрите также