Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса Тема: ЦИФРЫ В СТИХАХ И РЕБУСАХ

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 08.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок5, цифры в стихах и ребусах.docx

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

ДСШ «Global Education»

г.Алматы

 

Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса

Тема:   ЦИФРЫ В СТИХАХ И РЕБУСАХ

 

Цель:

обучающая - формировать у учащихся понятия «цифра» и «число», «ребус», представление об истории возникновения ребусов, о правилах их расшифровки;

развивающая - развивать внимание, память, мышление, интерес к математике;

воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческое отношение к приобретению знаний.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока:  цифры в картинках, ребусы, иллюстрации к ребусам.

 

Ход урока

 

1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

Мы умные, мы дружные

Мы – внимательные, мы – старательные,

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится!

2 Актуализация: сообщение темы урока.

3 Формирование новых понятий и способов действий: цифра, число, ребус.

4 Применение. Формирование умений и навыков.

 

- Числа играют важную роль в нашей жизни и встречаются очень часто. Про цифры и числа сложены стихи.

 

Учащиеся декламируют стихотворение Самуила Маршака «От одного до десяти»

 

Вот один, иль единица

Очень тонкая, как спица.

 

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

 

А за двойкой – посмотри

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков.

Состоит из 2-х крючков.

 

За тремя идет четыре,

Острый локоть оттопыря.

 

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо потянула,

Ножку круто изогнула.

 

Цифра 6 - дверной замочек.

Сверху крюк, внизу кружочек.

 

Вот семерка - кочерга,

У нее одна нога.

 

У восьмерки два кольца.

Без начала и конца.

 

Цифра 9, иль девятка

Цифровая акробатка!

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

 

Цифра вроде буквы О.

Это ноль, иль ничего:

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

 

Если ж слева, рядом с ним,

Единицу поместим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять.

 

Учащиеся декламируют стихотворение Самуила Маршака «Веселый счет»

 

Эти цифры по порядку

Запиши в свою тетрадку.

Я про каждую сейчас

Сочиню тебе рассказ.

 

В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один.

Но скоро один

Зачеркнул одного.

И вот не осталось

От них ничего.

А если б дружили

Они меж собою,

То долго бы жили

И было б их двое!

 

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

 

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный свет –

Проезда нет.

Желтый –

Будь готов к пути,

А зеленый свет – кати!

 

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они – за две минуты.

 

Пред тобой – пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто.

 

Шесть

Котят

Есть

Хотят.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

 

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у вас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель ваш.

 

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую, –

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой –

Седьмая,

А в седьмой –

Восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим,

И ответят куклы:

– Восемь!

 

К девяти без десяти,

К девяти без десяти,

К девяти без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать –

Носом будете клевать!

 

Вот это ноль иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице:

– С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

– Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль:

– Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, –

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки – целых двести!

 

Учащиеся декламируют стихотворение Михаила Пляцковского «Всё могу я сосчитать»

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Всё могу я сосчитать:

И салазки на горе,

И коляски во дворе,

И девчонок, и мальчишек,

Их сестрёнок, и братишек,

И прилавки в гастрономе,

И окошки в нашем доме.

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Всё могу я сосчитать,

Кроме звёзд и мотыльков,

Кроме трав и облаков,

Кроме скачущих дождинок

И весенних звонких льдинок…

Мне считать их неохота:

Сбиться я могу со счёта!

 

Учащиеся декламируют стихотворение Сергея Михалкова «Котята»

 

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать.

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

 

Раз – котенок самый белый,

Два – котенок самый смелый,

Три – котенок самый умный,

А Четыре – самый шумный.

Пять – похож на Три и Два –

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

 

- Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня мы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране – городом Ребусы.

Ребус – это загадка, в которой разгадываемые слова зашифрованы с помощью рисунков, цифр, букв. и т.д. История ребусов очень интересна. Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале. Затем появились первые рисованные ребусы.

Само слово «ребус» (rebus) имеет латинское происхождение. В начале XVI века (в 1582 году) во Франции был напечатан сборник ребусов, который составил Этьен Табуро. В середине XIX века разгадыванием ребусов увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру. Решение ребусов развивает логику и мышление.

 

- Что надо знать, чтобы расшифровать ребус?

 

Правила расшифровки ребуса:

1 Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков.

2 Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот.

3 Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву.

4 Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву.

5 Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.

6 Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги: в, на, над, с, к, от и др.

7 Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками (около рисунка) буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета.

8 Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять.

9 Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове.

 

Физминутка.

 

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

 

Коллективная работа. Разгадывание ребусов

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/16/k_5a860dfaa3245/img_user_file_5a860dfb32be0_1_5.jpg   Школа

 

Ребусы для 1 класса в картинках   Развилка

 

https://cdn2.arhivurokov.ru/uploads/public/files/Rebusy_Matematika5klass2.jpg  Цифра

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/219/3973/2/img10.jpg         https://fs00.infourok.ru/images/doc/219/3973/2/img10.jpg     https://fs00.infourok.ru/images/doc/219/3973/2/img10.jpg   Один

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/219/3973/2/img10.jpg   Два

 

http://zoozel.ru/gallery/images/1209876_chislo-i-cifra-2.jpg    Подвал

 

http://zoozel.ru/gallery/images/1209876_chislo-i-cifra-2.jpg    Вата

 

https://www.maam.ru/upload/blogs/17bde6be87102a7162f5ff3eaf787800.jpg.jpg    Стрижка

 

https://www.maam.ru/upload/blogs/17bde6be87102a7162f5ff3eaf787800.jpg.jpg   Стриж

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_24.jpeg   Стрижка

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_28.png https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_31.jpeg https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_31.jpeg https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_31.jpeg https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_28.png   Трикотаж

 

http://olgasergeeff.ru/wp-content/uploads/2012/08/215.jpg   Пятка

 

https://bigslide.ru/images/16/15171/960/img16.jpg   Пятно

 

https://bigslide.ru/images/16/15171/960/img16.jpg   Запятая

 

https://bigslide.ru/images/16/15171/960/img16.jpg   Опята

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/7/1/f7123d781e17d62b4bfb5380888ea6e0eb964873/img_Natematicheskij-boj_1_24.jpg  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0e2e/0002cd4d-cc0a1ce6/img7.jpg   Семья

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/7/1/f7123d781e17d62b4bfb5380888ea6e0eb964873/img_Natematicheskij-boj_1_24.jpg   Семя

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0062/00034839-95912a6c/img32.jpg   Восемь

 

http://mypresentation.ru/documents/3f27965d8253234ac835430d00d2f4e1/img30.jpg   Девять

 

http://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/02/stihi_pro_cifru_9_1.jpg  http://ka4ka.pw/download/screen/files/2d/2ddd793666ab843b721ed38636dfda33/37762841/REBUS_34JPG_www.ka4ka.pw.jpg  http://ka4ka.pw/download/screen/files/2d/2ddd793666ab843b721ed38636dfda33/37762841/REBUS_34JPG_www.ka4ka.pw.jpg  http://ka4ka.pw/download/screen/files/2d/2ddd793666ab843b721ed38636dfda33/37762841/REBUS_34JPG_www.ka4ka.pw.jpg  https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/245485/892c8652-8911-4022-8b23-f09e4921751a/s1200   Девочка

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_11.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_12.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_13.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_14.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_15.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_14.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_14.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_18.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_19.png   Настроение

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_20.png

5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.