Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса Тема: ЦИФРЫ В СТИХАХ И РЕБУСАХ
Оценка 4.6

Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса Тема: ЦИФРЫ В СТИХАХ И РЕБУСАХ

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
логика +1
1 кл
08.07.2022
Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса Тема: ЦИФРЫ В СТИХАХ И РЕБУСАХ
Урок5, цифры в стихах и ребусах.docx

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

ДСШ «Global Education»

г.Алматы

 

Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса

Тема:   ЦИФРЫ В СТИХАХ И РЕБУСАХ

 

Цель:

обучающая - формировать у учащихся понятия «цифра» и «число», «ребус», представление об истории возникновения ребусов, о правилах их расшифровки;

развивающая - развивать внимание, память, мышление, интерес к математике;

воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческое отношение к приобретению знаний.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока:  цифры в картинках, ребусы, иллюстрации к ребусам.

 

Ход урока

 

1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

Мы умные, мы дружные

Мы – внимательные, мы – старательные,

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится!

2 Актуализация: сообщение темы урока.

3 Формирование новых понятий и способов действий: цифра, число, ребус.

4 Применение. Формирование умений и навыков.

 

- Числа играют важную роль в нашей жизни и встречаются очень часто. Про цифры и числа сложены стихи.

 

Учащиеся декламируют стихотворение Самуила Маршака «От одного до десяти»

 

Вот один, иль единица

Очень тонкая, как спица.

 

А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

 

А за двойкой – посмотри

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков.

Состоит из 2-х крючков.

 

За тремя идет четыре,

Острый локоть оттопыря.

 

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо потянула,

Ножку круто изогнула.

 

Цифра 6 - дверной замочек.

Сверху крюк, внизу кружочек.

 

Вот семерка - кочерга,

У нее одна нога.

 

У восьмерки два кольца.

Без начала и конца.

 

Цифра 9, иль девятка

Цифровая акробатка!

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

 

Цифра вроде буквы О.

Это ноль, иль ничего:

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

 

Если ж слева, рядом с ним,

Единицу поместим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять.

 

Учащиеся декламируют стихотворение Самуила Маршака «Веселый счет»

 

Эти цифры по порядку

Запиши в свою тетрадку.

Я про каждую сейчас

Сочиню тебе рассказ.

 

В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один.

Но скоро один

Зачеркнул одного.

И вот не осталось

От них ничего.

А если б дружили

Они меж собою,

То долго бы жили

И было б их двое!

 

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

 

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный свет –

Проезда нет.

Желтый –

Будь готов к пути,

А зеленый свет – кати!

 

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они – за две минуты.

 

Пред тобой – пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто.

 

Шесть

Котят

Есть

Хотят.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

 

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у вас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель ваш.

 

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую, –

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой –

Седьмая,

А в седьмой –

Восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим,

И ответят куклы:

– Восемь!

 

К девяти без десяти,

К девяти без десяти,

К девяти без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать –

Носом будете клевать!

 

Вот это ноль иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице:

– С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

– Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль:

– Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, –

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки – целых двести!

 

Учащиеся декламируют стихотворение Михаила Пляцковского «Всё могу я сосчитать»

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Всё могу я сосчитать:

И салазки на горе,

И коляски во дворе,

И девчонок, и мальчишек,

Их сестрёнок, и братишек,

И прилавки в гастрономе,

И окошки в нашем доме.

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Всё могу я сосчитать,

Кроме звёзд и мотыльков,

Кроме трав и облаков,

Кроме скачущих дождинок

И весенних звонких льдинок…

Мне считать их неохота:

Сбиться я могу со счёта!

 

Учащиеся декламируют стихотворение Сергея Михалкова «Котята»

 

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать.

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

 

Раз – котенок самый белый,

Два – котенок самый смелый,

Три – котенок самый умный,

А Четыре – самый шумный.

Пять – похож на Три и Два –

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

 

- Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня мы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране – городом Ребусы.

Ребус – это загадка, в которой разгадываемые слова зашифрованы с помощью рисунков, цифр, букв. и т.д. История ребусов очень интересна. Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале. Затем появились первые рисованные ребусы.

Само слово «ребус» (rebus) имеет латинское происхождение. В начале XVI века (в 1582 году) во Франции был напечатан сборник ребусов, который составил Этьен Табуро. В середине XIX века разгадыванием ребусов увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру. Решение ребусов развивает логику и мышление.

 

- Что надо знать, чтобы расшифровать ребус?

 

Правила расшифровки ребуса:

1 Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков.

2 Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот.

3 Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву.

4 Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву.

5 Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.

6 Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги: в, на, над, с, к, от и др.

7 Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками (около рисунка) буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета.

8 Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять.

9 Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове.

 

Физминутка.

 

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

 

Коллективная работа. Разгадывание ребусов

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/02/16/k_5a860dfaa3245/img_user_file_5a860dfb32be0_1_5.jpg   Школа

 

Ребусы для 1 класса в картинках   Развилка

 

https://cdn2.arhivurokov.ru/uploads/public/files/Rebusy_Matematika5klass2.jpg  Цифра

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/219/3973/2/img10.jpg         https://fs00.infourok.ru/images/doc/219/3973/2/img10.jpg     https://fs00.infourok.ru/images/doc/219/3973/2/img10.jpg   Один

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/219/3973/2/img10.jpg   Два

 

http://zoozel.ru/gallery/images/1209876_chislo-i-cifra-2.jpg    Подвал

 

http://zoozel.ru/gallery/images/1209876_chislo-i-cifra-2.jpg    Вата

 

https://www.maam.ru/upload/blogs/17bde6be87102a7162f5ff3eaf787800.jpg.jpg    Стрижка

 

https://www.maam.ru/upload/blogs/17bde6be87102a7162f5ff3eaf787800.jpg.jpg   Стриж

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_24.jpeg   Стрижка

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_28.png https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_31.jpeg https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_31.jpeg https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_31.jpeg https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_28.png   Трикотаж

 

http://olgasergeeff.ru/wp-content/uploads/2012/08/215.jpg   Пятка

 

https://bigslide.ru/images/16/15171/960/img16.jpg   Пятно

 

https://bigslide.ru/images/16/15171/960/img16.jpg   Запятая

 

https://bigslide.ru/images/16/15171/960/img16.jpg   Опята

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/7/1/f7123d781e17d62b4bfb5380888ea6e0eb964873/img_Natematicheskij-boj_1_24.jpg  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0e2e/0002cd4d-cc0a1ce6/img7.jpg   Семья

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/7/1/f7123d781e17d62b4bfb5380888ea6e0eb964873/img_Natematicheskij-boj_1_24.jpg   Семя

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0062/00034839-95912a6c/img32.jpg   Восемь

 

http://mypresentation.ru/documents/3f27965d8253234ac835430d00d2f4e1/img30.jpg   Девять

 

http://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/02/stihi_pro_cifru_9_1.jpg  http://ka4ka.pw/download/screen/files/2d/2ddd793666ab843b721ed38636dfda33/37762841/REBUS_34JPG_www.ka4ka.pw.jpg  http://ka4ka.pw/download/screen/files/2d/2ddd793666ab843b721ed38636dfda33/37762841/REBUS_34JPG_www.ka4ka.pw.jpg  http://ka4ka.pw/download/screen/files/2d/2ddd793666ab843b721ed38636dfda33/37762841/REBUS_34JPG_www.ka4ka.pw.jpg  https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/245485/892c8652-8911-4022-8b23-f09e4921751a/s1200   Девочка

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_11.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_12.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_13.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_14.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_15.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_14.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_14.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_18.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_19.png   Настроение

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829d4695349e/konspiekt_zaniatiia_kruzhka_zanimatiel_naia_matiematika_dlia_uchashchikhsia_nach_20.png

5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.


 

Чаплинская Жанна Геннадьевна учитель начальных классов

Чаплинская Жанна Геннадьевна учитель начальных классов

Тройка – третий из значков. Состоит из 2-х крючков

Тройка – третий из значков. Состоит из 2-х крючков

Зачеркнул одного. И вот не осталось

Зачеркнул одного. И вот не осталось

Семь ночей и дней в неделе. Семь вещей у вас в портфеле:

Семь ночей и дней в неделе. Семь вещей у вас в портфеле:

В девять слышится звонок. Начинается урок

В девять слышится звонок. Начинается урок

Раз, два, три, четыре, пять –

Раз, два, три, четыре, пять –

Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот

Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот

Цифра Один

Цифра Один

Пятка Пятно Запятая

Пятка Пятно Запятая

Настроение 5 Подведение итогов урока

Настроение 5 Подведение итогов урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2022