Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
ДСШ «Global Education»
г.Алматы
Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса
Тема: ЦИФРЫ В СТИХАХ И РЕБУСАХ
Цель:
обучающая - формировать у учащихся понятия «цифра» и «число», «ребус», представление об истории возникновения ребусов, о правилах их расшифровки;
развивающая - развивать внимание, память, мышление, интерес к математике;
воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческое отношение к приобретению знаний.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: цифры в картинках, ребусы, иллюстрации к ребусам.
Ход урока
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
Мы умные, мы дружные
Мы – внимательные, мы – старательные,
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится!
2 Актуализация: сообщение темы урока.
3 Формирование новых понятий и способов действий: цифра, число, ребус.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
- Числа играют важную роль в нашей жизни и встречаются очень часто. Про цифры и числа сложены стихи.
Учащиеся декламируют стихотворение Самуила Маршака «От одного до десяти»
Вот один, иль единица
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков.
Состоит из 2-х крючков.
За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо потянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра 6 - дверной замочек.
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка - кочерга,
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца.
Без начала и конца.
Цифра 9, иль девятка
Цифровая акробатка!
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О.
Это ноль, иль ничего:
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним,
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
Учащиеся декламируют стихотворение Самуила Маршака «Веселый счет»
Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.
В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.
Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.
А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!
Две сестрицы – две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет –
Проезда нет.
Желтый –
Будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они – за две минуты.
Пред тобой – пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.
Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель ваш.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой –
Седьмая,
А в седьмой –
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим,
И ответят куклы:
– Восемь!
К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.
К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать –
Носом будете клевать!
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
– С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
– Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль:
– Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, –
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести!
Учащиеся декламируют стихотворение Михаила Пляцковского «Всё могу я сосчитать»
Раз, два, три, четыре, пять –
Всё могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
Их сестрёнок, и братишек,
И прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме.
Раз, два, три, четыре, пять –
Всё могу я сосчитать,
Кроме звёзд и мотыльков,
Кроме трав и облаков,
Кроме скачущих дождинок
И весенних звонких льдинок…
Мне считать их неохота:
Сбиться я могу со счёта!
Учащиеся декламируют стихотворение Сергея Михалкова «Котята»
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать.
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз – котенок самый белый,
Два – котенок самый смелый,
Три – котенок самый умный,
А Четыре – самый шумный.
Пять – похож на Три и Два –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
- Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня мы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране – городом Ребусы.
Ребус – это загадка, в которой разгадываемые слова зашифрованы с помощью рисунков, цифр, букв. и т.д. История ребусов очень интересна. Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале. Затем появились первые рисованные ребусы.
Само слово «ребус» (rebus) имеет латинское происхождение. В начале XVI века (в 1582 году) во Франции был напечатан сборник ребусов, который составил Этьен Табуро. В середине XIX века разгадыванием ребусов увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру. Решение ребусов развивает логику и мышление.
- Что надо знать, чтобы расшифровать ребус?
Правила расшифровки ребуса:
1 Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков.
2 Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот.
3 Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву.
4 Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву.
5 Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.
6 Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги: в, на, над, с, к, от и др.
7 Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками (около рисунка) буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета.
8 Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять.
9 Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове.
Физминутка.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Коллективная работа. Разгадывание ребусов
Школа
Развилка
Цифра
Один
Два
Подвал
Вата
Стрижка
Стриж
Стрижка
Трикотаж
Пятка
Пятно
Запятая
Опята
Семья
Семя
Восемь
Девять
Девочка
Настроение
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.