факультативная программа

  • Документация
  • docx
  • 22.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ктп.docx

№ урока

Дата проведения

Тема раздела, урока

 

Основные изучаемые вопросы

1

2

3

4

Тема 1. Ориентирование на местности. Азимут (2 часа)

1

 

Определение сторон горизонта разными способами

Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для ориентирования транспортира, компаса.

 

2

 

Виртуальные путешествия по азимуту

Схематическое изображение пути следования (прямой и обратный путь). Решение задач на движение по азимутам.

Тема 2. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности (2 часа)

3

 

 

Работа с масштабом

Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный и обратно. Измерение расстояний на плане местности с помощью линейки, курвиметра, циркуля-измерителя

4

 

Решение задач на определение масштаба

Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности

5

 

Решение задач на определение площадей

Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами

Тема 3. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности (3 часа)

6

 

Особенности определения абсолютной высоты

Решение задач на определение превышения высоты между отдельными точками на местности. Определение отметок горизонталей на плане. Решение задач на определение высоты сечения горизонталей на плане местности

7

 

Изображение неровностей рельефа

Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Построение простых профилей холмов и впадин

8

 

Чтение рельефа по плану местности

Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты.

 

Тема 4. Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли (2 часа)

9

 

Решение задач на определение радиусов

Решение задач на определение радиусов и диаметра Земли, масштаба глобуса, длины экватора на глобусах разного масштаба.

 

10

 

Решение задач

Определение расстояния от объектов на земной поверхности до центра Земли. Решение задач на определение изменения веса в различных местах земного шара как способе объяснения формы Земли.

Тема 5. Градусная сетка (3 часа)

11

 

Определение сторон горизонта

Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин параллелей и меридианов. Решение задач на сравнение протяженности параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в зависимости от направления движения (по разным параллелям и меридианам).

12

 

Определение расстояний на карте

Определение и анализ отличий расстояний на карте с помощью масштаба, градусной сетки. Решение задач на определение искажений на картах. Решение задач на определение расстояний до экватора и полюсов с учетом истинной формы планеты.

13

 

Решение задач на определение территорий

Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где Солнце бывает в зените, продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца.

Тема 6. Географические координаты (2 часа)

14

 

Определение местоположения объекта

Определение местоположения объекта по одной координате. Решение задач на определение расстояний в градусах и километрах между пунктами по данным географических координат.

15

 

 

Решение задач на определение антиподов

Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара).

Тема 7. Часовые пояса (2 часа)

16

 

Решение задач на определение времени

Решение задач на определение местного и поясного времени

17

 

Линия перемены дат

Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение времени, затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения 180-го меридиана.

Тема 8. Внутреннее строение Земли (1 час)

18

 

Решение задач на определение температуры земли

Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли.

Решение задач на определение глубины при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине

Тема 9. Рельеф Земли (2 часа)

19

 

Работа со шкалой высот

Работа со шкалой высот на физических картах. Определение абсолютных и относительных высот по горизонталям на физических картах. Отработка умения характеризовать горы и равнины по типовому плану.

Определение по географическим картам особенностей форм рельефа (основных отличительных черт).

20

 

Работа со шкалой глубин

Работа со шкалой глубин. Решение задач на определение глубины океана по изобатам.

Тема 10. Атмосфера (6 часов)

21

 

Решение задач с температурными показателями

 

Выполнение заданий на отработку умения работать с температурными показателями: построение графиков хода температур различного уровня сложности, определение средних температур (среднемесячных, среднегодовых), определение амплитуд (месячных, годовых). Сравнение полученных данных средних температур с данными многолетних наблюдений. Анализ графиков показателей метеорологических элементов.

22

 

Решение задач на определение высоты

Решение задач на определение высоты гор при условии, что известны данные температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на различной высоте в атмосфере

23

 

Решение задач с использованием метеорологических данных

Решение задач с использованием данных атмосферного давления для определения высоты форм рельефа. Построение схемы движения ветра, решение задач на сравнение силы ветра. Анализ различных роз ветров

24

 

Решение задач на определение влажности

Решение задач на определение относительной и абсолютной влажности

25

 

Построение климатодиаграмм

Отработка умений строить диаграммы и их анализировать. Определение годовой суммы осадков

26

 

Работа с климатическими картами

Работа с климатическими картами: чтение изотерм, определение количества осадков. Простейшие приемы работы с синоптическими картами (анализ информации условных обозначений, используемых при составлении синоптических карт)

Тема 11. Мировой океан и его части (2 часа)

27

 

Ранжирование географических объектов по глубине

Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине.

Решение задач на определение протяженности береговой линии. Решение задач на определение ширины зоны затопления прибрежной полосы

28

 

Решение задач на определение показателей воды

Решение задач на определение, сравнение и анализ температуры солености воды. Решение задач на определение содержания количества соли (в промилле и граммах) в определенном объеме воды

Тема 12. Воды суши (4 часа)

29

 

Определение длины реки

Определение длины реки различными способами. Решение задач на определение зависимости характера течения реки от форм рельефа. Определение границ и площади бассейна реки по географической карте. Определение принадлежности бассейна реки к бассейну океана, бассейну внутреннего стока

30

 

Решение задач на определение уклона реки

Решение задач на определение уклона и падения реки. Определение фаз водного режима рек на основе анализа тематических карт. Определение сточных и бессточных, соленых и пресных озер по картам

31

 

Описание водных объектов

Составление описания водных объектов (рек, озер, болот) по карте

32

 

Определение высоты формирования снеговой линии

Решение задач на определение высоты формирования снеговой линии в зависимости от географической широты, удаленности от моря и других факторов. Решение задач на определение скорости движения льда по предложенным данным (длине ледника, скорости его движения и т.д.)

Тема 13. Биосфера (3 часа)

33

 

Работа с почвенным профилем

Работа с почвенным профилем, выделение почвенных горизонтов. Определение зависимости видового состава произрастаемой растительности от характера почв (на местном материале). Механизмы приспособления растений и животных к определенным природным условиям

34

 

Выделение компонентов природного комплекса

Выделение компонентов природного комплекса (на местном материале), определение проявления взаимосвязи между компонентами на примере местных природно-территориальных комплексов

35

 

Работа с тематическими картами

Работа с тематическими картами: выявление зависимости между различными природными компонентами и составление описания природных комплексов по типовому плану

Резерв времени (1 час)

 


 

Посмотрите также