№ урока |
Дата проведения |
Тема раздела, урока
|
Основные изучаемые вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тема 1. Ориентирование на местности. Азимут (2 часа) |
|||
1 |
|
Определение сторон горизонта разными способами |
Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для ориентирования транспортира, компаса.
|
2 |
|
Виртуальные путешествия по азимуту |
Схематическое изображение пути следования (прямой и обратный путь). Решение задач на движение по азимутам. |
Тема 2. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности (2 часа) |
|||
3 |
|
Работа с масштабом |
Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный и обратно. Измерение расстояний на плане местности с помощью линейки, курвиметра, циркуля-измерителя |
4 |
|
Решение задач на определение масштаба |
Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности |
5 |
|
Решение задач на определение площадей |
Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами |
Тема 3. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности (3 часа) |
|||
6 |
|
Особенности определения абсолютной высоты |
Решение задач на определение превышения высоты между отдельными точками на местности. Определение отметок горизонталей на плане. Решение задач на определение высоты сечения горизонталей на плане местности |
7 |
|
Изображение неровностей рельефа |
Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Построение простых профилей холмов и впадин |
8 |
|
Чтение рельефа по плану местности |
Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты.
|
Тема 4. Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли (2 часа) |
|||
9 |
|
Решение задач на определение радиусов |
Решение задач на определение радиусов и диаметра Земли, масштаба глобуса, длины экватора на глобусах разного масштаба.
|
10 |
|
Решение задач |
Определение расстояния от объектов на земной поверхности до центра Земли. Решение задач на определение изменения веса в различных местах земного шара как способе объяснения формы Земли. |
Тема 5. Градусная сетка (3 часа) |
|||
11 |
|
Определение сторон горизонта |
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин параллелей и меридианов. Решение задач на сравнение протяженности параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в зависимости от направления движения (по разным параллелям и меридианам). |
12 |
|
Определение расстояний на карте |
Определение и анализ отличий расстояний на карте с помощью масштаба, градусной сетки. Решение задач на определение искажений на картах. Решение задач на определение расстояний до экватора и полюсов с учетом истинной формы планеты. |
13 |
|
Решение задач на определение территорий |
Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где Солнце бывает в зените, продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца. |
Тема 6. Географические координаты (2 часа) |
|||
14 |
|
Определение местоположения объекта |
Определение местоположения объекта по одной координате. Решение задач на определение расстояний в градусах и километрах между пунктами по данным географических координат. |
15 |
|
Решение задач на определение антиподов |
Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара). |
Тема 7. Часовые пояса (2 часа) |
|||
16 |
|
Решение задач на определение времени |
Решение задач на определение местного и поясного времени |
17 |
|
Линия перемены дат |
Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение времени, затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения 180-го меридиана. |
Тема 8. Внутреннее строение Земли (1 час) |
|||
18 |
|
Решение задач на определение температуры земли |
Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли. Решение задач на определение глубины при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине |
Тема 9. Рельеф Земли (2 часа) |
|||
19 |
|
Работа со шкалой высот |
Работа со шкалой высот на физических картах. Определение абсолютных и относительных высот по горизонталям на физических картах. Отработка умения характеризовать горы и равнины по типовому плану. Определение по географическим картам особенностей форм рельефа (основных отличительных черт). |
20 |
|
Работа со шкалой глубин |
Работа со шкалой глубин. Решение задач на определение глубины океана по изобатам. |
Тема 10. Атмосфера (6 часов) |
|||
21 |
|
Решение задач с температурными показателями
|
Выполнение заданий на отработку умения работать с температурными показателями: построение графиков хода температур различного уровня сложности, определение средних температур (среднемесячных, среднегодовых), определение амплитуд (месячных, годовых). Сравнение полученных данных средних температур с данными многолетних наблюдений. Анализ графиков показателей метеорологических элементов. |
22 |
|
Решение задач на определение высоты |
Решение задач на определение высоты гор при условии, что известны данные температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на различной высоте в атмосфере |
23 |
|
Решение задач с использованием метеорологических данных |
Решение задач с использованием данных атмосферного давления для определения высоты форм рельефа. Построение схемы движения ветра, решение задач на сравнение силы ветра. Анализ различных роз ветров |
24 |
|
Решение задач на определение влажности |
Решение задач на определение относительной и абсолютной влажности |
25 |
|
Построение климатодиаграмм |
Отработка умений строить диаграммы и их анализировать. Определение годовой суммы осадков |
26 |
|
Работа с климатическими картами |
Работа с климатическими картами: чтение изотерм, определение количества осадков. Простейшие приемы работы с синоптическими картами (анализ информации условных обозначений, используемых при составлении синоптических карт) |
Тема 11. Мировой океан и его части (2 часа) |
|||
27 |
|
Ранжирование географических объектов по глубине |
Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине. Решение задач на определение протяженности береговой линии. Решение задач на определение ширины зоны затопления прибрежной полосы |
28 |
|
Решение задач на определение показателей воды |
Решение задач на определение, сравнение и анализ температуры солености воды. Решение задач на определение содержания количества соли (в промилле и граммах) в определенном объеме воды |
Тема 12. Воды суши (4 часа) |
|||
29 |
|
Определение длины реки |
Определение длины реки различными способами. Решение задач на определение зависимости характера течения реки от форм рельефа. Определение границ и площади бассейна реки по географической карте. Определение принадлежности бассейна реки к бассейну океана, бассейну внутреннего стока |
30 |
|
Решение задач на определение уклона реки |
Решение задач на определение уклона и падения реки. Определение фаз водного режима рек на основе анализа тематических карт. Определение сточных и бессточных, соленых и пресных озер по картам |
31 |
|
Описание водных объектов |
Составление описания водных объектов (рек, озер, болот) по карте |
32 |
|
Определение высоты формирования снеговой линии |
Решение задач на определение высоты формирования снеговой линии в зависимости от географической широты, удаленности от моря и других факторов. Решение задач на определение скорости движения льда по предложенным данным (длине ледника, скорости его движения и т.д.) |
Тема 13. Биосфера (3 часа) |
|||
33 |
|
Работа с почвенным профилем |
Работа с почвенным профилем, выделение почвенных горизонтов. Определение зависимости видового состава произрастаемой растительности от характера почв (на местном материале). Механизмы приспособления растений и животных к определенным природным условиям |
34 |
|
Выделение компонентов природного комплекса |
Выделение компонентов природного комплекса (на местном материале), определение проявления взаимосвязи между компонентами на примере местных природно-территориальных комплексов |
35 |
|
Работа с тематическими картами |
Работа с тематическими картами: выявление зависимости между различными природными компонентами и составление описания природных комплексов по типовому плану |
Резерв времени (1 час) |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.