Технологическая карта урока
Предметная область: химия
Класс: 8,9,10,11
Тема: Окислительно-восстановительные реакции.
Тип занятия: закрепления
Цель занятия: создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД при изучении окислительно-восстановительных реакций.
Предметные результаты:
1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
2. дать понятия «окислитель» и «восстановитель»;
3. охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
4. систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;
5. закрепить умение записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.
Метапредметные результаты:
Познавательные УД: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, находить и использовать нужную информацию;
Регулятивные УД: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Уметь в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УД: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь слушать и понимать речь других людей.
Личностные результаты: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. Организацион-ный момент 2 мин. |
Приветствие. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
|
приветствие |
Включение в учебную деятельность |
2. Мотивация и актуализация учебной деятельности Роль предмета в самоопределении учащихся 8 мин. |
Если я, вам, скажу, что сегодня на факультативе по химии мы будем говорить в том числе и о …любви, вы мне поверите? «Химия любви», «Любовь-это химия», «формула любви»! Почему бы на химии не поговорить о ЛЮБВИ! Итак, о любви… Любовь сильнейший атом мира! Ее дыханье кислород. Она прекраснее эфира, Она легка как водород.
Ты помнишь, плыли мы на лодке В порыве страстного томленья
Мне нет покоя в том мире,
Клянусь я фосфором и хлором
О чем стихотворение? О ЛЮБВИ! Что делает автор посредством этого стихотворения? Признается в любви! Кто мог так признаться в любви? Химик! Приветствую вас господа- химики нашего корпуса на нашем занятии. (8 класс – в качестве гостей, 9, 10 класс – рабочая группа, 11 класс – в качестве эксперта - консультанта. Назовите профессии, для освоения которых требуются знания химии и любовь к химии? Химик - технолог, химик - лаборант, фармацевт, врач…. Какие вузы нужно закончить? Мед. академию, фарм. академию, ПГУ, политех. ( видео приветствие студентов)…ОГЭ, ЕГЭ… Я надеюсь, что интерес и любовь к химии поможет вам определиться и с будущей профессией.
К какому типу реакций относятся все эти процессы, по одной из классификаций, в основе, которой лежит признак: с изменением степеней окисления, или без изменения степеней окисления? ОВР… Тема нашего занятия? ОВР
|
Нет? Да?
О ЛЮБВИ! Признается в любви! Химик Химик-технолог, фармацевт, врач….. Видео
С изменением степеней окисления, ОВР Записывают каждый тему по- своему |
Личностные УД Умение управлять своей познавательной деятельностью. Познавательные УД 1. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. 2.Умение выявлять причины и следствия простых явлений. Регулятивные УД 1. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий 2. Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии самооценки. Коммуникативные УД Умение слушать и вступать в диалог. |
2. Постановка учебной задачи 2 мин |
Тема знакома? Кто ошибается в 21 задании ОГЭ?(пробники) …почти все!
Значит, мы должны …закрепить, отработать, потренироваться в составлении электронного баланса, уменьшить количество ошибок.
|
Записывают каждый цели, задачи каждый свои
|
Познавательные УД 1.Умение видеть проблему 2.Умение ставить вопросы. Регулятивные УД - умение ставить цели, планировать свою работу. Коммуникативные УД Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
|
4. Формирование решения проблемы, самостоятельное применение знаний.
28 мин
3 мин
3 мин
10 мин
5мин |
1. Итак, что происходит с влюбленным химиком от тоски? Окисляется… На что он хотел бы надеяться? На реакцию горения!
Какое сегодня число? 12 апреля! День космонавтики! (видео, взаимодействие азотной кислоты со скипидаром) При разложении азотной кислоты выделяется кислород, скипидар вспыхивает 4HNO3=4NO2+O2+2H2O
Скипидар (смесь сложных органических веществ) +О2=СО2 +Н2О 2 процесса: окисление, горение Предлагаю испытать такие же чувства:
2.Лабораторный опыт: (правила ТБ) Приготовьте окислительную смесь из кристаллического перманганата калия (КMO4) с добавлением 2-3 капель концентрированной серной кислоты. Обильно смочите ватку этиловым спиртом, отодвиньте от себя, и все вместе синхронно коснитесь «волшебной» стеклянной палочкой сначала окислительной смеси, а затем ватки. (накройте тиглем) 5СH3CH2OH + 2KMnO₄ + 3H₂SO₄ = 5CH₃COH + 2MnSO₄ + K₂SO4 + 8H₂O
3.Лабораторный опыт: (правила ТБ) В четыре пронумерованные пробирки налейте по 1-2 мл разбавленного раствора перманганата калия. В первую пробирку добавьте несколько капель раствора серной кислоты, во вторую – воду, в третью – гидроксид калия, четвертую пробирку оставьте в качестве контрольной. Затем в первые три пробирки прилейте, осторожно взбалтывая, раствор сульфита натрия. Отметьте. Как изменяется окраска раствора в каждой пробирке.
2KMnO4 + 5Na2SO3 + 3H2SO4 → 2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4 + 3H2O
2KMnO4 + 3Na 2SO 3 + H2O → 2MnO2↓ + 3Na2SO4 + 2KOH
2KMnO4 + Na 2SO3 + 2КOH → Na2SO4 + 2K2MnO4 + H2O
4. Как бы хотелось, чтобы каждая любовь заканчивалась…чем? Символ брака? В чем, как золото «растворился» влюбленный химик, плывя с любимой в лодке? (видео «растворение золота в царской водке»)
HNO3 + 3HCl = NOCl + Cl2+2H2O
Au + NOCl = AuCl + NO
AuCl + Cl2 = AuCl3
AuCl3 + HCl = H[AuCl4]
Au + HNO3+ 4HCl = H[AuCl4] + NO +2H2O
5. Любовь-это «ВУЛКАН ЧУВСТВ», «вулкан страстей» (разгорается и горит с большой силой…) Сегодня мы разбудим его без поджегания! Демонстрационный опыт:(вулкан)
(NH4)Cr2O7= Cr2O3+ N2+ 4H2O
|
Окисляется На реакцию горения Видео Выходят к доске, записывают уравнения реакций, электронный баланс
Совместно выполняют лабораторный опыт, записывают реакцию на доске, составляют электронный баланс
Индивидуально выполняют лабораторный опыт, записывают реакции на доске, составляют электронный баланс
Браком! Золотые кольца
В царской водке
записывают реакции на доске, составляют электронный баланс
записывают реакции на доске, составляют электронный баланс
|
Коммуникативные УД 1. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. 2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные УД 1. Нахождение и использование нужной информации. 2. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 3. Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.). Регулятивные УД Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Личностные УД 1. Умение уважительно и доброжелательно относиться к окружающим людям. 2. Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам.
|
6. Рефлексия, итоги урока 5 мин |
В коробке предметы: пробирка, сердце, кольцо, помада, градусник, лекарства, спирт…
Химические темы, как перроны
|
Вытягивают из коробки предметы, говорят свои ассоциации по занятию, проговаривают достигли ли цели занятия |
Регулятивные УД 1.Умение проявлять настойчивость и усилия для достижения цели. Познавательные УД 1.Нахождение и использование нужной информации. Личностные УД 1.Умение оценивать меру ответственного отношения к учению.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.