Свойства электролитов

Свойства электролитов

Медиа
Разработки уроков
docx
Химия
9 кл—11 кл
04.12.2019
Разработка урока
«Свойства электролитов».docx

Цель урока:

создание условий для формирования  у учащихся УУД по теме «Свойства электролитов».

 

    Личностных: 

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметных:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.  

Предметных:

формирование представления об изученном материале; умение мыслить, отстаивать свою точку зрения, развитие внимания, мышления, логики.              

Задачи урока:

 образовательные: обобщить знания об электролитах, и их свойствах;

 развивающие: развивать навыки экспериментальной деятельности, анализировать полученную информацию, развивать эмоциональную сферу, настрой на творческую деятельность;

воспитательные: воспитывать трудолюбие, добросовестность, ответственность.

 

Универсальные учебные действия в ходе урока:

А) регулятивные: определение темы и цели  деятельности учениками с помощью учителя; самостоятельный анализ своих действия; выделение и осознание  усвоенного, прогноз;

Б)  познавательные :  систематизация информации до изучения нового материала, извлечение новой информации из проблемной ситуации, выделение основной и второстепенной информации, построение логических цепей рассуждений, использование знако – символических средств для написания формул веществ;

В)  коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, осуществлять контроль, корректировка своих и окружающих действия, приведение к общему решению при совместной деятельности.

Тип урока обобщение знаний

            Методы обучения:

А) методы организации учебной деятельности: словесные (диалогическое изложение, эвристическая беседа, межпредметная беседа, объяснение); наглядные (демонстрационный эксперимент, демонстрация символико-графических средств наглядности).

Б) методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия, актуализация имеющихся знаний и применение полученных знаний на практике.

В) методы контроля: устный, предварительный, текущий.

Структура урока:

1.Организационный момент – настрой на работу

2.Стадия вызова     – создание проблемной ситуации;

                                   -  определение темы и цели урока

3.Стадия осмысления

- работа по выделению электролитов среди других веществ;

- работа по составлению и закреплению алгоритма действий;

-первичное закрепление материала;

-организована экспериментальная деятельность по изучению свойств;

4.Стадия Рефлексии

-работа с дополнительной информацией,

-творческое Д/З

-собственно рефлексия (+ и -)

-выставление оценок

Оборудование к уроку:

мультимедийные пособия, оборудование и реактивы для опытов, прибор для демонстрации электропроводимости веществ, модель молекулы воды, карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока

1.Организационный момент: отметить отсутствующих, объяснить цели урока

2. Актуализация опорных знаний в ходе фронтального опроса.

1) Какие существовали теории, объясняющие процесс растворения?

2) Кто были авторами, и в чём сущность физической теории?

3) Дайте определение растворов, исходя из химической теории.

4) К каким процессам относит растворение современная наука?

Учитель: Изучение процесса растворения, продолжалось. Особенно большое внимание этому вопросу уделял шведский химик С. Аррениус. Он установил, что физическим процессом при растворении является не диффузия, а диссоциация. С этим процессом, его причиной и механизмом, мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

План изучения данной темы: (записан на доске)

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Электролитическая диссоциация.

3. Причины электролитической диссоциации.

4. Механизм диссоциации веществ.

Учитель: Ученые решили выяснить, а проводят ли ток сложные вещества: оксиды, кислоты, соли, основания? Они провели целую серию опытов, которые помогли ответить на этот вопрос.

Вопрос: На какие группы можно разделить растворы по электропроводности?

Учитель: Вещества по электропроводности делятся на две группы:

1) Электролиты – это вещества, растворы и расплавы, которых проводят электрический ток (соли, щёлочи, кислоты).

2) Неэлектролиты – это вещества, растворы и расплавы, которых не проводят электрический ток (дистиллированная вода, оксиды, газы, сахар и другие органические вещества).

4) Какие вещества не являются электролитами? Почему?

Учитель: Вопрос 2. Электролитическая диссоциация.

Проблема №1: Почему растворы электролитов проводят электрический ток?

Давайте вспомним, из курса физики, что такое электрический ток?

Ученик: Электрический ток - это направленное движение заряженных частиц.

Учитель: Очевидно, чтобы вещество проводило электрический ток, нужны заряженные частицы, и они в кристалле соли есть. В кристалле NaCl есть заряженные частицы, а эксперимент показал, что твёрдый NaCl электрический ток не проводит. Почему?

Ученик: нет движения заряженных частиц.

Учитель: А почему раствор NaCl проводит электрический ток?

Ученик: есть движение заряженных частиц.

Учитель: При растворении происходит освобождение заряженных частиц - ионов. Этот процесс С. Аррениус назвал электролитической диссоциацией. (Дается определение)

3. Для определения присутствия веществ, анионов, катионов используются качественные реакции. Проведя их можно подтвердить однозначно их наличие. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа , целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях. Здесь представлены основные качественные реакции на органические соединения и ионы.

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ

Катион

Воздействие или реактив

Наблюдаемая реакция

  Li+

Пламя

Карминово-красное окрашивание

  Na+

Пламя

Желтое окрашивание

К+

Пламя

Фиолетовое окрашивание

Са2+

Пламя

Кирпично-красное окрашивание

Sr2+

Пламя

Карминово-красное окрашивание

Ва2+

Пламя
S042-

Желто-зеленое окрашивание
Выпадение белого осадка, не раствори­мого в кислотах: Ва2+ + S042-c BaS04c

Сu2+

Вода

Гидратированные ионы Сu2+ имеют голубую окраску

РЬ2+

S2-

Выпадение черного осадка: Pb2+ + S2- cPbS c

Аg+

Cl-

Выпадение белого осадка; не раствори­мого в HNO3, но растворимого в конц.
NH3 • Н20:
Аg+ +Cl-cAgCl c

Fe2+

гексациано-феррат (III) калия (красная кровяная соль) ,K3[Fe(CN)6]

Выпадение синего осадка:
К++ Fe2+ + [Fe(CN)6]3-c KFe[Fe(CN)6]4

Fe3+

1)  гексацианоферрат (II) калия (желтая
кровяная соль)
K4[Fe(CN)6
2)   роданид-ион
SCN-

Выпадение синего осадка:
К+ + Fe3+ + [Fe(CN)6]4- c KFe[Fe(CN)6]c
Появление ярко-красного окрашивания за счет образования комплексных ионов Fe(SCN)2+, Fe(SCN)+2

Al3+

щелочь (амфотерные свойства гидроксида)

Выпадение осадка гидроксида алюминия при приливании первых порций щелочи и его растворение при дальнейшем приливании

NH4+

щелочь, нагрев

Запах аммиака: NH4+ + ОН-c NH3 c+ Н20

Н+
(кислая среда)

Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый

красное окрашивание
красное окрашивание

 

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА АНИОНЫ


Анион


Реактив


Наблюдаемая реакция

S042-

Ва2+

Выпадение белого осадка, нерастворимого в кислотах:
Ва2+ + S042-c BaS04c

N03-

1) добавить конц. H2SO4 и Си, нагреть "2) смесь
H2S04 +FeSO4

Образование голубого раствора, содержащего ионы Сu2+, выделение газа бурого цвета (NO2)
Возникновение окраски сульфата нитрозо-железа (II) [Fe(H20)5NO]2+. Окраска от фи­олетовой до коричневой (реакция «бурого кольца»)

РО43-

ионы Ag+

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде: ЗАg+ + Р043-c Аg3Р04c

СrO42-

ионы Ва2+

Выпадоние желтого осадка, не раствори­мого в уксусной кислоте, но растворимого в HCI: Ва2+ + СrO42-c BaCr04c

S2-  ,

ионы РЬ2+

Выпадение черного осадка: Pb2+ + S2-c PbSc

СО32-

ионы Са2+

выпадение белого осадка, растворимого в
кислотах: Са2+ + С032- = СаСОзc

CO2

известковая вода Са(ОН)2

Са(ОН)2 + С02 cСаСО3c + Н20, СаСО3 + С02 + Н20 cСа(НС03)2 Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании С02

SO32-

ионы Н+

Появление характерного запаха S02: 2Н+ + SO32-c Н20 + S02f

F-

ионы Са2+

Выпадение-белого осадка: Са2+ + 2F" cCaF2

Cl-

ионы Аg+

Выпадение белого осадка, не растворимо­го в HN03, но растворимого в конц. NH3 • Н20: Аg+ +CI-c AgClc
AgCI + 2(NH3• Н20) c[Ag(NH3)2]+ + CI- + 2Н2О

Br-

ионы Аg+

Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HN03: Ag+ + Br- = AgBrc осадок темнеет на свету

I-

ионы Аg+

Выпадение желтого осадка, не раствори­мого в HNO3 и NH3 конц.: Аg+ + I- cАgIc осадок темнеет на свету

ОН- (щелочная среда)

индикаторы: лакмус
фенолфталеин

синее окрашивание малиновое окрашивание

 

1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради.

  2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов.

Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот:

  HCl H+ + Cl -

  HNO3 H+ + Cl -

  H2SO4 2H+ + SO42 -

Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н+ во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски индикатора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н+:

  Н+ + метилоранж красное окрашивание

  Н+ + лакмус красное окрашивание

Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предложенное учителем:

 си) Ba2+ + SO42 - BaSO4,

которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва2+. Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений:

 м) Ba(NO3)2 + Na2SO4 BaSO4 + 2NaNO3

 пи)Ba2+ + 2NO3 - +2Na+ + SO42 - BaSO4 + 2Na+ + 2NO3 -

Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва2+ является его взаимодействие с ионом SO42 - , в результате чего выпадает белый осадок.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

  3. Определение некоторых анионов.

Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы.

К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований:

 NaOH Na+ + OH -

 Ba(OH)2 Ba2+ + 2OH -

 Ca(OH)2 Ca2+ + 2OH -

Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН - -

ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде:

  ОН - + фенолфталеин малиновый цвет

  ОН - + лакмус синий цвет

  ОН - + метилоранж желтый цвет

Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО32 - ):

 си) СО32 - + 2Н+ СО2 + Н2О

Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осуществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения:

 м) Na2CO3 + 2HNO3 CO2 + H2O + 2NaNO3

 пи) 2Na+ + CO32 - + 2H+ + 2NO3 - CO2 + H2O + 2Na+ + 2NO3 -

Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag+ можно определить три аниона Cl - , Br - и I - :

 си) Ag+ + Cl - AgCl (белый)

  Ag+ + Br - AgBr (желтоватый)

  Ag+ + I - AgI (жёлтый)

Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетради записывают уравнения реакций:

  м) NaCl + AgNO3 AgCl + NaNO3

 пи) Na+ + Cl - + Ag+ + NO3 - AgCl + Na+ + NO3 -

Фосфат - ион (РО43 - ) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag+:

  си) РО43 - + 3Ag+ Ag3PO4 (жёлтый)

  м) Na3PO4 + 3AgNO3 Ag3PO4 + 3NaNO3

  пи) 3Na+ + PO43 - + 3Ag+ + 3NO3 - Ag3PO4 + 3Na+ + 3NO3 -

  4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы.

Например, хромат - ионы (CrO42 - ) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O72 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu2+, но и катионы Fe2+, Fe3+, Ni2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску.

  Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке?

  Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе.

  Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки…

Домашнее задание: § 11 +

Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ:

 1) KOH и NaOH 2) CuSO4 и BaCl2

 3) HNO3 и Na2CO3 4) HNO3 и H2SO4

 5) AlCl3 и NaOH 6) Cu(NO3)2 и NaOH

Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы:

 Ba2+, OH - , SO42 - , Na+, Cu2+, K+, Al3+

 Какие реакции будут происходить между некоторыми из них?

Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)