ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА ДОБРУШСКОГО РАЙИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЕРЕХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»
Факультативное занятие «По ступенькам правил здорового питания » в 4 классе
«Лето-витаминная пора»
Учитель высшей квалификационной категории Канина И.В.
г.п. Тереховка
2019
Тема: «Лето - витаминная пора»
Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения здоровому образу жизни.
Задачи:
ü познакомить учащихся с понятием «витамины»;
ü продолжить формировать у учащихся представление о главных источниках
витаминов – фруктами, овощами и ягодами и их значением для организма;
ü способствовать развитию навыков здорового образа жизни;
ü стимулировать у учащегося самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков правильного питания в реальной жизни;
ü воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье.
Основные методы: исследовательский, деятельностный, групповой, игровой, практический.
Приемы: словесные, наглядные, практические; установление причинно-следственных связей, обобщение, мотивация, рефлексия.
Технологии: игровая.
Оборудование: карточки с изображением фруктов и овощей, рабочая тетрадь «По ступенькам правил здорового питания»; картинка Ням – Нямчика, картинки – витамины, ребусы.
Ожидаемый результат:
К концу занятия учащиеся должны знать:
что такое витамины;
для чего они необходимы;
в каких продуктах больше всего и каких содержится витаминов;
как сохранить витамины в продуктах питания;
правила здорового питания.
К концу занятия учащиеся должны уметь:
уметь объективно оценить свои знания и знания одноклассников, по данной теме;
когда и какие следует употреблять витамины для нашего здоровья.
Ход занятия
1.Организационный момент.
1.1. Психологическая подготовка к занятию.
На полянке расцвели
Желтые цветочки.
Из цветочков мы сплели
Яркие веночки!
Летом с маленьким лукошком
На полянку мы придем.
Земляники и морошки
Много – много соберем!
1.2.Актуализация опорных знаний
- У нас сегодня факультативное занятие «По ступенькам правил здорового
питания».
- Ребята, скажите, пожалуйста, а какого человека мы можем назвать
здоровым? (Того, кто делает зарядку, занимается спортом, ест здоровую и полезную пищу.)
Вы все, конечно, правы. Быть здоровым, значит быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным, красивым.
Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Не зря в народе говорят: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
1.3. Постановка проблемных вопросов.
- Как вы думаете, какие правила нужно помнить и выполнять, чтобы
сохранить своё здоровье? (заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться, закаливаться, больше времени проводить на свежем воздухе).
- Что значит правильно питаться? (Это значит: питаться полезными для нашего здоровья продуктами питания).
Верно, ребята. Одним из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Еда бывает разной: вкусная – невкусная, любимая – нелюбимая, полезная – неполезная. Какие полезные продукты вы знаете? Чем эти продукты полезны? (Ответы детей).
2. Сообщение темы и цели занятия.
- О чём сегодня пойдёт речь, вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма. (Просмотр познавательного мультфильма «Фиксики – Витамины» https://www.youtube.com/watch?v=6LHgo4ziw4c .)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы учащихся.)
- А как вы думаете, ребята, какую пору года можно назвать витаминной? (Ответы учащихся.)
2.1.Работа с тетрадью (с.34 рис. 1). Дети читают текст. Обсуждают, чем можно заниматься летом.
3.Объяснение нового материала.
- Сегодня к нам приходила бабушка Ням – Нямчика и просила помочь
разобраться ей, в том, какую «вкусную и полезную» еду её внучок имел ввиду, когда написал вот это сообщение. Послушайте его.
«Здравствуй, дорогая бабушка! Спешу обрадовать тебя! Ты целый год скучала и ждала меня и вот уже через две недели мы с тобой встретимся!
За летние каникулы нам необходимо поправить свое здоровье и отдохнуть. Но я не могу представить, чем лучше питаться у тебя в гостях, бабуля?
Родителям передал, чтобы взяли с собой побольше сладенького и шипучих напитков, а еще гамбургеры и пиццу. Этого в деревне мы не купим, а питаться мне надо хорошо.
До скорой встречи! Твой Ням – Нямчик»
- Ребята, о тех ли продуктах и витаминах написал Ням – Нямчик бабушке?
(Нет, не о тех. Для того, чтобы быть весь день энергичным и поправить здоровье, наша пища должна быть разнообразной, т.е. в течение дня мы должны употреблять необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов).
- Действительно, свое название витамины получили от латинского слова
«вита» – жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека. Витамины бывают разные. На середину 2018 года известно 13 витаминов. Как и у человека, так и у каждого витамина есть свое имя. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита.
(читают подготовленные учащиеся)
Маленькие,
как пылинки,
Есть на свете витаминки.
Знают взрослые и дети
Как нужны малютки эти.
Надо все любить продукты
Мясо, овощи и фрукты.
Витамин в них много есть
Их количество не счесть.
В творожке и молоке,
В колбасе или муке,
Витаминов много в сыре,
В вишнях, яблоках, инжире.
Есть в сгущенке и тушенке,
Много в жареной печенке.
В клюкве, ежевике, сливе,
В груше, дыне и маслине.
В рыбе, масле и сметанке,
В кукурузе, редьке, манке.
Витамины в простокваше,
В гречневой, полезной каше.
В соке, ряженке, кефире,
В мармеладе и пломбире.
В шпротах, яйцах и рисе,
В хлебе, чае, арахисе.
Нам всего не перечесть,
Витамины всюду есть.
Они полезные друзья!
Их огромная семья
Нам поможет крепче стать.
Мы должны о них все знать.
Источник: https://www.chitalnya.ru/work/443027/
3.1.Работа с тетрадью (с.34 рис.2).
Учащиеся рассматривают изображения ягод, которые растут в Беларуси, и вписывают их названия в кроссворд.
3.2.Это интересно знать.
- Само существование витаминов открыл в 1880 году русский врач –
педиатр Николай Иванович Лунин. Он изучал на мышах роль минеральных веществ в питании и заметил, что мыши, которым давали цельное молоко, жили и толстели, а вот их собратья, которых доктор известными к тому времени кормил составляющими частями молока – казеином, жиром, сахаром и солью – болели и погибали.
Дело Николая Ивановича Лунина продолжил Казимир Функ. Он кормил голубей очищенным рисом и вскоре они заболели. После добавления в корм рисовых отрубей птицы быстро поправились. Казимир Функ открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, необходимо для жизни. Соединив латинское слово «vita» (жизнь) с «амин», в 1912 г он ввёл в науку термин «витамин» и открыл первый витамин В1.
- А какие витамины вы знаете? (Ответы детей.)
- Да, вы совершенно правы. Самые полезные и известные витамины – это А, В, С, Д. (Слайд )
В различных продуктах – от рыб до малины,
Для жизни важнейшие есть витамины.
Физкультминутка
«А в лесу растёт черника»
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания)
Нагулялся я в лесу
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься (Дети садятся за парты.)
3.3.Минутка занимательности.
- А теперь давайте разгадаем ребусы (приложение 1). Разгадав ребусы, мы узнаем: какого витамина в каком продукте содержится больше всего.
- Так же, ребята, банановый сок например богат витамином В, а томатный сок - витамином С.
- Летом, ребята, необходимо помнить не только о витаминах, но и том,
что нас тоже могут подстерегать болезни. Чтобы их избежать, нужно обязательно выполнять два важных правила.
- О чем нужно помнить, прежде чем съесть фрукты или овощи? (Ответы
детей).
3.4.Работа с тетрадью (с.35 рис.3).
Ребята помогают Ням-Нямчику расшифровать важные правила, которые он не соблюдал и потому заболел.
- Ребята, помните! Чтобы сохранить витамины в продуктах:
• нужно чистить овощи непосредственно перед варкой или едой;
• нельзя оставлять овощи на ночь в воде – витамины уходят в воду;
• необходимо варить овощи под закрытой крышкой, так как витамины могут разрушиться от кислорода воздуха;
• кастрюли должны быть эмалированные или из термостойкого стекла.
4.Закрепление изученного материала
- Молодцы ребята, на занятии вы узнали много всего нового. Давайте еще
раз напомним Ням – Нямчику о полезных продуктах, которые употребляют в летний период, чтобы ваш организм сделал запас витаминов на зиму.
- Ягодки – подружки предлагают вам ответить на вопросы викторины.
4.1. Викторина
1. Какой овощ дал название вкусному пирожному?
а) редиска; б) картошка;
в) петрушка; г) морковка.
2. Чем пахнет свежевыловленная рыбка корюшка?
а) огурцом; б) помидором;
в) луком; г) петрушкой.
3. Какие земные овощные плоды называют «синенькие»?
а) сливы; б) кабачки;
в) баклажаны; г) чёрный виноград.
4. Какую овощную культуру огородники сажают осенью?
а) баклажаны; б) лук;
в) свёкла; г) чеснок.
5. Плоды, какого овоща называют корнишонами?
а) баклажан; б) свёкла;
в) огурец; г) помидор.
6. Какой овощ употребляют в пищу только в сыром виде?
а) репа; б) кабачок;
в) редис; г) картофель.
7. Сорт, какого из этих овощей называется цуккини?
а) капуста; б) огурец;
в) помидор; г) кабачок.
8. В какой сок добавляют соль по вкусу?
а) яблочный; б) апельсиновый;
в) грушевый; г) томатный.
9. В каком из этих фруктов наибольшее число калорий?
а) абрикос; б) груша;
в) виноград; г) апельсин.
(60-70 ккал на 100 гр.)
10. Сортом, какого из этих фруктов является нектарин?
а) персик; б) яблоко;
в) апельсин; г) гранат.
6. Итог занятия.
- Давайте поделимся своими впечатлениями.
Дополните предложения:
1. Витамины – это…
2. Я буду обязательно…
3. Дома я расскажу о…
- И еще несколько слов…
Работа с тетрадью (с.35 рис.4).
Учащиеся знакомятся с важной информацией о ягодах, которые растут вблизи промышленных объектов и автомобильных дорог.
6.1. Рефлексия.
- В заключение нашего занятия, мне хочется дать вам совет: когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пищи и принесут вам здоровье.
- Веселых каникул!
Список литературы
1. Грабчикова, Е.С. По ступенькам правил здорового питания. Факультативные занятия в 4 классе: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / Е.С. Грабчикова, Л.Ф. Кузнецова. – Минск: Пачатковая школа, 2017. – 57- 60 с.
2. Грабчикова, Е.С. По ступенькам правил здорового питания. Факультативные занятия в 4 классе: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / Е.С. Грабчикова, Л.Ф. Кузнецова. – Минск: Пачатковая школа, 2018. – 34- 35 с.
3. Ладодо, К.С. Продукты и блюда в детском питании / К.С Ладодо, Л. В. Дружинина. – М., 1991. – 192 с.
4. «Основы здорового питания», http://www.uvelka.ru/, 2012 г.
5. Учебно – методический комплект «Формула правильного питания» / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B
Приложение 1
Приложение 2
В нашем классе 17 человек любят овощи, а 23 человека любят фрукты. 11 человек любят и то, и другое. Сколько человек в классе?
Анализ задачи.
· Что известно?
· Что сказано про 11 человек?
· Что такое пересечение?
· Что нужно узнать в задаче?
· Что означает запись внизу схемы?
· Что такое объединение множеств?
I способ:
(17 + 23) – 11 = 29 (чел.)
Можно ли решить задачу другим способом?
II способ:
1) 17 – 11 = 6 (чел.) – только овощи,
2) 23 – 11 = 12 (чел.) – только фрукты
3) 6 + 12 + 11 = 29 (чел.) – всего
4) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.