Факультативный курс
«Литературное наследие Восточного Казахстана»
для учащихся 10-11 классов
школ с казахским языком обучения
Пояснительная записка.
На сегодняшний день очень часто приходится сталкиваться с проблемой прочтения художественного произведения школьниками, с проблемой их приобщения к миру литературных произведений, с достаточно низким уровнем читательского развития и интереса.
Факультативный курс, направлен на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к чтению, формирование читательской культуры, а также организации самостоятельного чтения.
В традициях гуманитарного образования художественная литература всегда являлась важным компонентом духовного развития народа. В школе литература - ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Цели и задачи.
Изучение
произведений писателей и поэтов направлено на достижение следующей образовательной
цели: формирование и развитие
умений творческого, т. е. эстетического
чтения, приводящих к
формированию читательской самостоятельности.
Отсюда вытекают следующие задачи:
• Познакомить учащихся с наиболее характерными направлениями в прозе, дать представления о самых ярких представителях литературы Восточного Казахстана.
• Показать сложность и неоднозначность литературного процесса, его богатство и разнообразие, эстетическую неравноценность произведений, особенности идейных и нравственных поисков современной литературы.
• Выяснить, что объединяет нравственный, идейный, эстетический поиск прозы с духовными и художественными традициями казахской классической литературы.
• Формирование способности понимать и эстетически воспринимать художественные произведения казахской литературы.
Воспитательные цели: воспитание средствами
художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, чувствующей свою принадлежность к родной культуре, формирование чувств справедливости, чести, совести, патриотизма, толерантности; обогащение жизненного опыта школьников путем приобщения к современной отечественной литературе.
Отбор материала для программы подчинен основным условиям литературного образования, формирования самостоятельности мышления и развития интеллектуальной сферы личности, а так же здоровье сберегающим задачам:
• соответствие изучаемых произведений интересам школьников, доступности их восприятию;
• небольшой объем произведений;
• сравнительный анализ произведений 19 века и 20 века и рассмотрение литературных традиций;
• чтение и анализ литературно-критических материалов;
• знакомство учащихся с основными особенностями общественно-культурной жизни страны.
Виды творческих заданий
Факультативный курс предполагает сочетание лекционных занятий, уроков анализа текста, занятий, посвященных анализу языка, стиля, сходных сюжетов, самостоятельных, творческих работ учащихся. Лекции будут давать общетеоретический материал, вводить учащихся в проблему, наибольшее внимание будет уделено авторам и произведениям, требующим новых, современных подходов в изучении, вызывающим затруднение в понимании художественного мира, нравственной, философской позиции автора. Самостоятельная творческая работа учащихся завершится выступлением на уроке-практикуме, семинаре, итоговой конференции. Таким образом, возникают два направления в изучении спецкурса: лекция учителя и самостоятельная работа учащихся.
Завершающим занятием факультативного курса предлагается проводить читательские конференции «Я хочу рассказать...», где учащиеся рассказывают о своих литературных пристрастиях, находках, открытиях в области современной литературы, «Мое любимое произведение» или «Роль литературы в жизни человека», а также творческий отчет и защиту рефератов.
Требование к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
• авторов и названия произведений;
• сюжетную особенность и композиционное своеобразие изученных произведений;
• основные теоретико-литературные термины;
• основные направления современной литературы;
• традиционные темы, мотивы, образы.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать осмысление переосмысление, развитие в произведении традиционных тем, проблем, мотивов, сюжетов, образов;
• определять идейно-тематические особенности художественного произведения;
• определять авторскую позицию в произведении;
• самостоятельно сопоставлять различные литературно-критические позиции;
• аргументировать свою точку зрения с опорой на литературоведческий понятийный аппарат;
• обнаруживать взаимосвязь явлений первичной реальности с художественной действительностью произведений литературы;
• соблюдать культуру диалога в дискуссиях;
• выполнять работы творческого характера.
Для выявления «обратной связи» уровня подготовленности учащихся используются следующие формы проверки:
• высказывания учеников на уроке;
• турниры знатоков по современной литературе,
• создание творческих работ: эссе, отзыва, рецензии, сценария, реферата.
В конце учебного года проводятся срезовые работы, это могут быть тесты, контрольные работы и т. д., выявляющие уровень литературного развития учеников, их знания в области современной литературы.
Работа факультативных занятий рассчитана на годичный курс с одним уроком в неделю(34 урока в год).
Основная направленность программы – нравственно-эстетическая направленность.
Основными типами уроков предполагаются: традиционный урок, урок-лекция, урок-беседа, урок-викторина, урок-игра, уроки развития речи.
Основные виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Ожидаемые результаты:
- овладение новой литературоведческой терминологией;
- умение проанализировать текст художественного произведения;
- умение проследить за развитием сюжета и проанализировать образы героев литературного произведения;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- повышение мотивации к чтению;
- развитие читательской культуры учащихся.
Календарное планирование факультативного курса
10 класс
№ |
Тема |
К-во часов |
Сроки |
1 |
Введение. Знакомство с писателями и поэтами Восточного Казахстана. |
1 |
|
2 |
Разнообразие художественных жанров в творчестве писателей |
1 |
|
3 |
Абай Кунанбаев – человек – маяк своего народа |
1 |
|
4 |
«Мудрые уроки Абая» в поэме «Искандер» |
1 |
|
5 |
Абай и Пушкин в моей жизни. Конкурс чтецов |
1 |
|
6 |
Роман М. Ауэзова «Путь Абая»–«…подлинная энциклопедия казахского народа во второй половине 19 столетия.» |
1 |
|
7-8 |
Мудрость великого Абая. Анализ отрывков из произведения М.Ауэзова «Путь Абая» |
2 |
|
9 |
Конкурс знатоков (по литературному наследию Абая и роману М. Ауэзова «Путь Абая»). |
1 |
|
10 |
А.Нуршаихов. Песня любви |
1 |
|
11 |
А.Нуршаихов. Ботагоз. Рассказ |
1 |
|
12 |
А.Нуршаиховю Удивительный человек. Рассказ. |
1 |
|
13 |
Т.Абдрахманова. Маркаколь. |
1 |
|
14-15 |
М.Магауин. Повести и рассказы. «Гибель борзого» |
2 |
|
16 |
М.Магауин. Сборник стихотворений «Белый пушистый снег» |
1 |
|
17-18 |
М.Магауин. Голубое марево. Роман. Анализ отрывков |
2 |
|
19-20 |
М.Магауин. Смутное время .Исторический роман. Анализ отрывков |
2 |
|
21 |
М.Магауин. Зимовье в глуши. Рассказ. |
1 |
|
22 |
Улугбек Есдаулетов. Стихи. |
1 |
|
23 |
Габиден Кулахметов. Стихи |
1 |
|
24 |
Оралхан Бокеев. Жизнь и творчество. |
1 |
|
25-26 |
Оралхан Бокеев. Кербугу – серый олень. Рассказ |
2 |
|
27-28 |
Оралхан Бокеев. Поющие барханы. |
2 |
|
29-30 |
Кадирбек Сегизбаев. Когда солнце склонялось к закату. |
2 |
|
31-32 |
Человек – легенда К. Кайсенов «Партизанской тропой». Рассказы. |
2 |
|
33 |
Поэт и воин: Семен Анисимов. Биографический очерк |
1 |
|
34 |
Итоговый урок. Повторение |
1 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.