Галина РЕЗАПКИНА
Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ
Факультативный курс для учащихся 9-х классов
Кому и зачем нужна эта программа
Опыт преподавания в школе предметов, традиционно считающихся «второстепенными» («Этика и психология семейной жизни», «Человек—труд—профессия», «Выбор профессии», «Основы психологических знаний»), и практика психологического консультирования подростков убеждают в необходимости включения в обязательную программу курса «Я и моя профессия», который поможет ребятам:
· узнать особенности своего темперамента, мышления;
· определить свои интересы и склонности;
· соотнести их с конкретными профессиями;
·
понять некоторые закономерности развития человечес
ких отношений.
Стремление к самопознанию у старшеклассников настолько велико, что на эти уроки приходят учащиеся из других школ. Результат уроков — «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношениях с миром.
Особые требования предъявляются к преподавателю. Только знания педагогики и психологии недостаточно. Специфика предмета такова, что здесь неприменимы традиционные для нашей школы отношения между учителем и учеником и формы преподавания. Например, полностью исключаются авторитарные способы воздействия, система оценок, контроль усвоения предмета. Человек, ведущий этот курс, должен не просто любить детей, а видеть в каждом ребенке личность, заслуживающую внимания и уважения; защищать его интересы, проявлять такт и мудрость; руководствоваться в своей работе принципом «не навреди». Необходимым условием успешности является доверие учеников к своему учителю и уверенность в том, что открытость и откровенность не будет использована им во вред.
Структура курса
Курс «Я и моя профессия» состоит из трех равноценных частей. В первой части — «Я» — дается возможность каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть — «Моя профессия» — знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. Третья часть представляет собой авторский тренинг, в ходе которого актуализируется процесс профессионально-
го самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей.
Цели и задачи курса
·
Актуализация процесса профессионального самоопре
деления учащихся благодаря получению знаний о себе и о
мире профессий; помощь в социальной и профессиональ
ной адаптации.
·
Повышение уровня психологической компетентности
учащихся; расширение границ самовосприятия; формиро
вание адекватной самооценки; пробуждение потребности
в самосовершенствовании.
Форма проведения
Занятия проходят в виде уроков, включающих: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения; сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения и т. п. Занятия проходят не реже одного раза в неделю. Их итогом является трехдневный тренинг; его целесообразно проводить во время каникул. В последней четверти проведение занятий, как показала практика, неэффективно.
Темы занятий
1-я часть
1. Что я знаю о своих возможностях?
2. Склонности и интересы в выборе профессии.
3. Понятие о темпераменте. Темперамент.
4. Мышление.
Как определить тип своего мышления? Как
развивать мышление?
5. Память. Виды памяти. Как улучшить память?
6. Внимание.
Как оценить свое внимание? Как развивать
внимание?
7. Воображение. Как определить уровень развития своего воображения? Как развивать воображение?
8. Что такое характер?
9. Коллаж «Мой психологический портрет».
2-я часть
10. Что я знаю о мире
профессий? Классификация про
фессий.
11. Профессии типа «Человек—техника».
12. Профессии типа «Человек—природа».
13. Профессии типа «Человек—знак».
14. Профессии типа «Человек—искусство».
15. Профессии типа «Человек—человек».
16. Ошибки в выборе профессии.
17. Формула профессии.
18. Способности и профессиональная пригодность.
19. Опросник профессиональной готовности.
20. Что такое профессиограмма.
21. Психологический кроссворд.
3-я часть
Трехдневный тренинг «Необитаемый остров».
1-Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ
I. БЕСЕДА
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится задумываться над вопросами: «Кто я? Чем отличаюсь от других людей? Чем похож на них?» Ответы можно искать всю жизнь, и нет никакой гарантии их найти.
Наука, которая призвана помочь найти эти ответы, называется психология.
Познакомившись с ее основами, вы, кроме удовольствия от самого процесса самопознания, получите возможность использовать эти знания в решении практических вопросов.
Рассмотрим актуальную для вас проблему. Для того чтобы избежать ошибок в выборе профессии, о чем мы будем говорить подробно, нужно иметь представление о своих интеллектуальных и психофизиологических возможностях, специальных способностях, интересах и склонностях. Эти знания необходимо соотнести с требованиями профессии к человеку. Но этого сейчас уже мало.
Формально каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Однако ситуация на рынке труда складывается таким образом, что обучение по избранной специальности для многих становится недоступным из-за:
1. Высоких требований, предъявляемых к абитуриентам
(это касается в первую очередь так называемых престижных профессий и тех профессий,
которые предполагают особую одаренность).
Как вы думаете, какие это профессии?
Какие требования они предъявляют к человеку?
2. Стоимости обучения, которая часто несопоставима с
доходами большей части населения (речь идет об обучении
на коммерческой основе, то есть платном).
В этих условиях особенно актуально правильно выбрать профессию, то есть требования профессии к человеку должны совпадать с его психологическими особенностями. Правильному выбору мешает дефицит знаний о самих профессиях, неумение оценить собственные способности, интересы, склонности и соотнести их с конкретной профессией. Научиться этому вам поможет курс «Я и моя профессия» (научное название — «Психологические аспекты выбора профессии»).
Каждый из вас не только неповторим, но и непознаваем до конца, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе.
Область психологии, которая занимается «измерением
различных качеств человека, называется психодиагностикой.
Эта наука требует строгого соблюдения определенных пра
вил. Первое правило — психолог, как и врач, должен соблю
дать конфиденциальность. -,
Второе правило — искренность. Полученная информация будет достоверной только в том случае, если вы серьезно и искренне отвечаете на предложенные вопросы и выполняете предложенные задания.
Третье правило — добровольность. Нельзя никого осчастливить насильно. Для того чтобы заглянуть в себя, необходимо определенное мужество. Вероятно, кого-то испугает возможность узнать о себе что-то новое. Хотя мне такие люди пока не встречались, этот вариант допустим: тестирование — дело добровольное.
Что касается самих тестов, то их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии, в Книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пила воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.
На каждом уроке вы будете узнавать о себе что-то новое благодаря тестам, упражнениям и заданиям. Поэтому пропуск занятий для тех, кто заинтересован в самопознании и саморазвитии, нежелателен. На наших уроках не будет традиционных оценок знаний и умений — их исключает сама специфика курса. Об успешности усвоения информации вы будете судить сами по готовности к выбору профессии в конце учебного года, когда получите профессиональную консультацию для уточнения и коррекции своего выбора.
Задания, которые вы станете выполнять на уроках и дома, будут храниться в папках, доступ к которым для посторонних будет закрыт.
В конце урока ребята знакомятся с правилами поведения на уроках, которые комментируются учителем и предлагаются для обсуждения.
Правила поведения на уроках
1. Не давать оценок.
2. Не перебивать.
3. Не сплетничать.
4. Не опаздывать.
Затем ученики заполняют анкету.
Анкета
Фамилия, имя
Я хочу быть
Меня интересует
Я опасаюсь
Правила признаю
II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение на тему «Я». Объем и грамотность значения не имеют. Если захотите, то прочитаете его перед классом.
2-Й УРОК. СКЛОННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
I. БЕСЕДА
Мы уже говорили о том, что для правильного выбора профессии необходимо представлять себе те требования, которые она предъявляет к человеку, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями.
Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или на одну его сторону), глубине (глубокие или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?
Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склонности — «хочу делать».
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»
Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью которого они смогут выявить свои интересы и определить степень их устойчивости.
Для этого всем раздаются бланки и опросники, дается инструкция. На выполнение теста обычно требуется 10 минут. Ребята не должны обсуждать и комментировать вопросы. Обработка данных происходит на этом же уроке.
Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как?
Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера...». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел?
Вот некоторые соображения, как сделать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями.
Препятствие, которое человек должен преодолеть для
достижения своей цели, должно быть преодолимым.
Что происходит, когда нам предстоит взяться за скуч
ную работу? На нас действует установка — это скучно. Од-
. нако ее можно изменить. Например, вообразить, что это не скучно, а интересно, тогда вы внутренне настроитесь на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.
Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть ста
рания и выполнить работу более тщательно, чем всегда.
Сколько времени надо работать, чтобы сформировался
интерес? Теоретически даже один поступок может стать
основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые пси
хологи на основании наблюдений утверждают, что для об
разования привычки нужно три недели. Единого мнения на
, этот счет нет.
5. Интересы и склонности проявляются и формируются
толь
ко в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать,
когда проявится интерес, а активнее включаться в разнооб
разную деятельность. Именно такое поведение позволит вам
выявить и сформировать интересы и склонности.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей; посмотрите, насколько результаты теста совпали с вашими собственными представлениями о своих интересах и склонностях.
3-Й УРОК. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
I. БЕСЕДА
Вам, наверное, приходилось слышать словосочетания «темпераментная музыка», «темпераментный человек». Есть такое выражение «итальянский темперамент». Что это такое, как вы думаете?
Определить особенности своего темперамента можно с помощью теста, созданного американским психологом Айзенком.
Ребятам предлагается выполнить этот тест. Обработка производится на этом же уроке. Здесь же вводятся понятия интроверсия—экстраверсия, эмоциональная стабильность.
По Айзенку, экстраверт общителен, имеет много друзей, импульсивен, беззаботен, весел, оптимистичен. На него не всегда можно положиться. Он схватывает на лету все новое, но легко забывает.
Интроверт спокоен, застенчив, сдержан в общении. Тщательно планирует свои действия. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, контролирует свои чувства.
Для каких профессий предпочтительна повышенная потребность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству?
Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли учиться в торговый техникум. Одна — экстраверт, а другая — интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто сходятся люди противоположных темпераментов? Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте представить, как сложится их карьера. ,
Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему?
Далее учитель, если нет плаката, рисует на доске «круг Айзенка», на котором каждый может найти свое место.
Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следует избегать терминов «сила—слабость нервной системы». Корректнее говорить о большей или меньшей чувствительности нервной системы. Необходимо отметить сильные стороны обоих типов.
Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально отзывчивому или к человеку невозмутимому, со стальными нервами? Почему? Какие профессии требуют выдержки, хладнокровия, готовности к оправданному риску? Какие требуют мягкости, способности сопереживать?
Здесь необходимо отметить, что эти характеристики не носят нравственной окраски, сами по себе они нейтральны и обусловлены только большей или меньшей чувствительностью нервной системы.
Если вы — экстраверт и обладаете повышенной чувствительностью нервной системы, вы — холерик. Какими, по-вашему, характеристиками обладают холерики?
Типичным холериком был полководец Суворов — энергичный, импульсивный, целеустремленный.
Полной ему противоположностью был другой великий русский полководец— Кутузов. Он был флегматиком. Флегматикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыграл темперамент полководцев в их стратегии и в истории?
Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованы, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.
Последний в этой классификации — меланхолик. Это человек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Среди людей этого типа нет прославленных полководцев. Как вы думаете, почему?
Но среди великих поэтов и писателей, композиторов и
художников очень много меланхоликов. Как вы думаете,
почему?
II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Определите без всяких тестов, пользуясь методом наблюдения, черты какого темперамента преобладают у ваших близких; кто они — экстраверты или интроверты; попробуйте определить, у кого из них более устойчивая нервная система.
4-Й УРОК. МЫШЛЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СВОЕГО
МЫШЛЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ?
I. БЕСЕДА
По мнению американского исследователя Коэна, «мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем гениями, — не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление, повысить его КПД, начать наконец использовать колоссальный кредит, отпущенный нам природой.
Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире каждому человеку предоставляет мышление,
Мыслительная деятельность людей имеет различные формы: предметно-действенную, наглядно-образную или абстрактную. Люди по-разному владеют мыслительными операциями — сравнением, анализом, синтезом, обобщением и др. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать особенности своего мышления можно с помощью практических заданий. Для того чтобы определить тип своего мышления, вам предстоит решить четыре задачи. Время решения всех задач — 4 минуты.
Условия задач учитель может прочитать вслух, но лучше, если он раздаст бумажки с условием каждому ученику.
1. В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?
2. От города А до города В — 120 км. Из города А вышел
поезд по направлению к городу В и шел со скоростью
30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со
скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась
обратно в город. Долетев до города В, она снова поверну
ла по направлению к поезду, опять долетела до поезда и
снова повернула в город В и т. д. Так она все время летала
навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в го
род В. Сколько километров налетала ласточка?
3. На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую
из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке.
Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника?
4. К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит
гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как
решить задачу?
Если вы правильно и быстро решили 1-ю задачу, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2-ю — логическое мышление и задачи 3-ю и 4-ю — практическое мышление.
Правильные ответы
1. Только обложки, так как первая страница первого
тома
соприкасается при обычной расстановке книг с последней
страницей второго.
240 км.
Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в
одной точке так, чтобы получить пирамиду.
4. Вместо молотка использовать гирю.
Вас не должно смущать, если вы справились не со всеми заданиями. Это говорит только о том, что мышление нужно и можно совершенствовать. Вот несколько правил.
Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
• Знания невозможно приобрести без мыслительных уси
лий, но и само мышление невозможно без знаний.
• Мышление начинается с вопроса. Все открытия сделаны
благодаря вопросам "почему?», «как?». Учись ставить воп
росы и ищи ответы на них.
• Свойство замечать в предмете или явлении признаки,
сравнивать между собой предметы или явления — необхо
димое свойство мышления.
• Мышление и речь неразрывны. Непременное условие
развития мышления — свободное изложение прочитанного,
участие в дискуссиях, активное использование письменной
речи, пересказа другому того, что не до конца понимаете
сами.
II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Определите тип своего мышления. Какие качества, на ваш взгляд, необходимо развивать? Намерены ли вы это делать, и если да, то каким образом? Постарайтесь составить «план мероприятий».
Задача № 1.
В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой нз них 300 страниц, во второй- 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь ?
Задача № 2.
От города А до города В - 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т.д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка ?
Задача №3.
На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника ?
Задача №4.
К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу ?
Задача № 1.
В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй - 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько
страниц испортил книжный червь ?
Задача № 2.
От города А до горда В - 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула в город В и т.д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка'?
Задача № 3.
На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника ?
Задача № 4.
К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур, и груз ( гиря весом 0,5 кг. ). Но молотка нет. Как решить задачу?
Анкета. Анкета.
Фамилия, имя Фамилия, имя
Я хочу быть Я хочу быть
Меня интересует Меня интересует
Я опасаюсь Я опасаюсь
Анкета. Анкета.
Фамилия, имя Фамилия, имя
Я хочу быть Я хочу быть
Меня интересует Меня интересует
Я опасаюсь Я опасаюсь
Анкета. Анкета.
Фамилия, имя Фамилия, имя
Я хочу быть Я хочу быть
Меня интересует Меня интересует
Я опасаюсь Я опасаюсь
Анкета. Анкета.
Фамилия, имя Фамилия, имя
Я хочу быть Я хочу быть
Меня интересует Меня интересует
Я опасаюсь Я опасаюсь
Анкета. Анкета.
Фамилия, имя Фамилия, имя
Я хочу быть Я хочу быть
Меня интересует Меня интересует
Я опасаюсь Я опасаюсь
Анкета. Анкета.
Фамилия, имя Фамилия, имя
Я хочу быть Я хочу быть
Меня интересует Меня интересует
Я опасаюсь Я опасаюсь
5-Й УРОК. ПАМЯТЬ.ВИДЫ ПАМЯТИ. КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ?
I. БЕСЕДА
Как выявить особенности своей памяти?
Память —способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент узнавать или воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение — вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, точностью воспроизведения.
Память людей имеет общие и индивидуальные различия. Например, когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду общие различия. Однако кроме них у каждого человека наблюдаются различия на уровне развития отдельных видов памяти.
К образной памяти относятся зрительные, слуховые, двигательные воспоминания. Сюда же относят память на чувства — эмоциональную память.
Логическая память помогает запоминать слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи.
Вы, наверное, замечали, что некоторые события запоминаются сами собой, без всяких усилий. Такое запоминание называется непроизвольным. К сожалению, так бывает нечасто. Обычно мы делаем усилие запомнить, а в нужный момент вспомнить — это произвольная память.
Различают механическое и смысловое запоминание. Если работа памяти основывается главным образом на многократном повторении, то это механическая память. Если же человек, запоминая, старается понять содержание, то он руководствуется смысловой памятью.
Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного вида или типа памяти у человека.
Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практической работы.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Чтобы добиться успехов, надо знать особенности своей памяти и цель, ради которой ее следует улучшать, потому что от этого зависит характер упражнений.
А. Слова.
В течение 40 секунд учащиеся запоминают слова, написанные на плакате или на доске. Затем записывают то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер слова. Умножив число правильных ответов на 5, получите эффективность запоминания в %.
1. Украинец . 11. Масло
2. Экономика 12. Бумага
3. Каша 13. Сладости
4. Татуировка 14. Логика
5. Нейрон 15. Социализм
6. Любовь 16. Глагол
7. Ножницы 17. Прорыв
8. Совесть 18. Дезертир
9. Глина 19. Свеча
10. Словарь 20. Вишня
Б. Числа.
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами.
1. 43 2. 573. 12 4. 33 5. 81 6. 72 7. 158. 44 9. 96 10. 7 11. 37 12. 38 13. 86 14. 56 15. 47 16. 6 17. 78 18. 61 19. 83 20. 73
Эффективность запоминания вычисляется, как и в первом задании. Среднюю продуктивность вы получите, найдя среднее арифметическое.
90—100% — отличная память,
71—90% — очень хорошая,
51—70% — хорошая,
31—50% — удовлетворительная. Если меньше — есть над чем работать.
Вы можете спросить: как тренировать память? Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память — это нередко слабое внимание. 'Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Постарайтесь представить ситуацию, выявить новые детали, творчески осмыслить задачу.
Для тренировки зрительной памяти перед сном как можно ярче представьте сначала дневные впечатления, лица, предметы, а затем вспомните детали.
Для тренировки слуховой памяти повторите сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик синхронист. Учите наизусть стихи, пусть небольшие отрывки, но каждый день, — и через пару месяцев почувствуете первые результаты.
После тренировок можете проконтролировать себя с помощью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова и числа.
6-Й УРОК. ВНИМАНИЕ.
КАК ОЦЕНИТЬ ВНИМАНИЕ?
КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ?
I. БЕСЕДА
Внимание — это направленность нашего сознания на определенный объект. Часто оно превращается у конкретного человека в очень важную способность — внимательность.
Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, распределением и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств проявляется у человека по-разному. Но и разные профессии предъявляют свои требования к разным свойствам внимания. Кроме того, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное.
В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь с его планами, психологи говорят о непроизвольном внимании. Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина, — это произвольное внимание. Сейчас мы сыграем в игру, которая развивает способность управлять вниманием.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Упражнение «Муха». На доске чертится девятиклеточ-ное игровое поле (3 на 3). Воображаемая «муха» находится в центральной клетке игрового поля. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Команды подаются по очереди всеми учащимися. Игроки должны неотступно следить за передвижениями «мухи». Игра требует постоянной сосредоточенности: стоит кому-то на мгновение отвлечься, и он тут же потеряет нить и выйдет из игры. Выигрывает тот, кто останется.
Если вы успешно справились с этим заданием, значит, у вас хорошая концентрация и переключаемость внимания.
Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников способностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуйте одновременно выполнять хотя бы два дела.
Желающие проверить внимание по очереди приглашаются к доске. В течение минуты они должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на доске в обратном порядке. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение внимания.
А теперь определите примерный объем своего внимания, то есть какое количество объектов вы можете одновременно и отчетливо воспринимать.
Учитель в течение секунды показывает плакат, на котором изображены геометрические фигуры — треугольник, квадрат, ромб и круг, в них вписаны соответственно цифры 1, 7, 2, 9. Затем он просит ребят записать, какие фигуры были нарисованы и какие цифры вписаны в каждую из них. После этого следует проверка по схеме:
а) сколько фигур запомнили правильно;
б) сколько цифр воспроизвели правильно;
в) сколько цифр правильно вписано в фигуры.
Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям. Какое свойство внимания в вас выражено в большей степени?
Практически все профессии предъявляют повышенные требования к тем или иным свойствам внимания. Поэтому очень важно развивать у себя внимательность. Вот несколько советов, как это лучше сделать.
• Приучайте себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.
· Упражняйтесь в одновременном наблюдении за несколькими объектами.
· .Тренируйтесь в переключении внимания. Эти тренировки должны идти по трем направлениям: быстро переключать внимание с объекта на объект; выделять наиболее важные объекты за счет второстепенных; изменять порядок переключения (выработка «маршрута восприятия»).
· . Развивайте силу воли. Следуйте принципу «надо», а не принципу «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные. При длительной работе делайте перерывы.
· . Постоянно тренируйте свою способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза, состояние мышц связаны с вниманием. Чем более собран человек, тем он. внимательнее.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припомнить все события минувшего дня — одно за другим. Начинать следует с припоминания небольших отрезков времени, но во всех подробностях.
7-Й УРОК. ВООБРАЖЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВОЕГО ВООБРАЖЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?
I. БЕСЕДА
Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое.
Именно с его помощью человек находит выход в экстремальной ситуации, когда нет ни времени, ни достаточной информации для осмысления события.
Сейчас много говорят о создании искусственного интеллекта, о возможностях компьютерного интеллекта, его превосходстве над человеческим. Что вы думаете по этому поводу?
На мой взгляд, единственная функция, недоступная искусственному интеллекту, — это воображение. Это одно из самых загадочных свойств человека. Его трудно измерить, оценить, развить. Есть особая группа профессий, для овладения которыми необходимо иметь развитое воображение, как воссоздающее (создание образа предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов). Какие профессии требуют развитого воображения? Чем эти профессии отличаются от всех остальных?
Проанализировать, как развито воображение у вас, помогут следующие задания. Чем выше результаты, тем лучше развито воображение.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. В
течение 5 минут дети должны придумать и записать
как можно больше вариантов использования обыкновенно
го карандаша.
2. Учитель
просит учащихся представить равносторонний
треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Затем он
предлагает мысленно продолжить основание треугольника
влево на 6 м, параллельно ему через вершину треугольника
провести влево такой же отрезок и соединить концы парал
лельных линий прямой. Какая фигура получилась?
Оцените успешность выполнения вами этих заданий. В каком из них задействовано воссоздающее воображение, а в каком — творческое?
Большинством людей память ценится выше воображения. Однако существуют специальные приемы запоминания, основанные на воображении. Допустим, вам нужно запомнить последовательность из 20—25 слов: «сейф», «апельсин», «яйцо», «крокодил» и т. д. Вы создаете яркую воображаемую картину, связывающую второе слово с первым. Например, из раскрывающейся дверцы сейфа выкатывается апельсин. Третье слово «привязывается» ко второму, например, под кожурой апельсина вместо мякоти оказывается... яйцо. Из яйца вылупился крокодил. И так далее. Когда понадобится вспомнить всю последовательность, достаточно зацепиться за первое слово. Нетрудно заметить, что искусственные ассоциации, к оперативному созданию которых сводится мастерство запоминания, это не что иное, как яркость, раскованность и творческая сила воображения.
Упражнение «Бег ассоциаций». Учитель произносит два случайных слова. Ученик, сидящий на первой парте, вслух описывает образ, соединяющий первое слово со вторым. Затем он добавляет свое слово. Следующий игрок связывает третье слово со вторым и придумывает четвертое.
Это упражнение предоставляет отличную возможность проверить воображение и потренироваться в практическом овладении приемами мнемотехники.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сделайте портрет своего настроения. Можете пользоваться карандашом, красками, вырезать картинки из журналов и наклеивать их на лист бумаги. Размер и качество работы значения не имеют.
8-Й УРОК. ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР
I. БЕСЕДА
У каждого человека есть все те психологические качества, о которых мы говорили, и еще многие другие. Соединяясь вместе, они образуют характер. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках действия, проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Выделяются четыре группы черт характера: отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.); отношение к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.); отношение к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность); отношение к вещам (аккуратность, бережливость и т. д.).
Черты характера во многом определяют поведение человека — способы действий в типичных ситуациях. Большое влияние на поведение человека оказывают индивидуальные особенности психических процессов. В зависимости от того, какая из них преобладает, в характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т. д.), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность). Какие из перечисленных свойств характера вы отмечаете у себя?
Какие еще черты характера вы можете в себе отметить? Запишите их.
Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Давайте попробуем составить словарь черт характера.
Ребята по очереди называют черты характера, по 2—3 на каждую букву алфавита. «Свои» черты характера каждый записывает — в один столбик те, которые помогают в жизни, а в другой — те, которые мешают. Какой столбик оказался больше?
Знаете, как формировать характер? Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируются куда легче хороших?
У вас уже есть список привычек, которые мешают вам жить. Для того чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Какие вам известны примеры из жизни великих людей, которым удалось достичь вершин в своей деятельности благодаря силе воли?
II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Я перечислю несколько упражнений на развитие силы воли, которые вы должны выполнять дома.
1. «Прогулка».
Выйдя из дому, вернитесь ровно через час
(допустимая ошибка 2 мин). Это упражнение развивает чув
ство времени и ответственности. Продолжительность про
гулки может меняться.
2. «Будильник».
После звонка будильника сосчитайте до
35 и встаньте. Каждый день убавляйте счет на 5 и через
неделю вставайте на счет «3». Упражнение будет считаться
освоенным, если три недели подряд вы будете вставать на
счет «3».
3. «Зарядка».
Начинайте зарядку с 10 минут. Прибавляя
каждый день по 1 минуте, доведите ее до 17 мин. Упраж
нение будет освоено, если в течение 3—4 недель вы регу
лярно будет делать зарядку.
Примечание. К следующему уроку ребята должны принести цветные карандаши или фломастеры, журналы с иллюстрациями, которые не жалко резать, ножницы.
9-Й УРОК. КОЛЛАЖ «МОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
I. БЕСЕДА
Подведем некоторые итоги. На протяжении восьми занятий вы узнавали что-то новое о себе, невольно сравнивали себя с другими людьми. Возможно, не всегда эти сравнения вас радовали. Но зато вы еще раз могли убедиться, насколько все мы разные: А еще вы узнали, как развивать свои способности. И теперь только от вас зависит, как вы этими знаниями распорядитесь.
Все это время вы записывали в дневники свои соображения о том, что происходит на наших занятиях, какие мысли и чувства возникают у вас. На первом занятии вы получили домашнее задание: написать сочинение «Я». У многих эта тема вызвала недоумение. Кому-то трудно было выполнить это задание. Кому-то интересно. То, что вы будете делать сегодня, — продолжение этой работы.
Ребятам предлагается на принесенных листах бумаги выполнить коллаж, изображающий себя самого. Желательно не слишком углубляться в расшифровку темы, так как при выполнении этого задания особое значение имеет спонтанность и способность к свободным ассоциациям.
Упражнение очень важно в плане самопознания и самокоррекции, поэтому для его выполнения важна раскованность учащихся и творческая атмосфера. Вначале желательно провести упражнения на разогрев. Во время работы учитель может общаться с детьми, задавать им вопросы по ходу работы, если это будет уместно. Работа имеет психодиагностический и психотерапевтический смысл, служит мощным стимулом для дальнейшего самопознания и самосовершенствования.
Работы дети обычно забирают с собой. На них время от времени полезно смотреть. Некоторые ребята вешают их на стену. Большинству доставляет удовольствие смотреть на них. Среди коллажей встречаются настоящие шедевры.
10-Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ
О МИРЕ ПРОФЕССИЙ? КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
I. БЕСЕДА
Классификация — осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам.
Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Вот почему профессор Е.А. Климов разработал классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, — и именно они обусловливают эти требования. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Что может быть предметом труда?
По первому признаку — предмету труда — все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов: «человек—техника», «человек—природа», «человек-знак», «человек—искусство», «человек—человек».
Учитель записывает название типов на доске в шесть столбиков.
А сейчас попробуйте вспомнить профессии, относящиеся к этим типам.
II. ИГРА «АУКЦИОН»
Ребятам предлагается игра «Аукцион», цель которой — актуализация имеющихся знаний о профессиях и подготовка к более сложным игровым взаимодействиям.
Класс делится на три команды. От участников требуется •назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на доске (желательно, чтобы каждая команда записывала «свою» профессию "Своим» цветом). Выигрывает та команда, игрок которой до третьего удара молотка (хлопка в ладоши) успел последним назвать необходимую профессию или игроки которой назвали большее число профессий.
Ход игры представляет собой живой диалог ведущего с игроками в условиях дефицита времени на обдумывание. «Аукцион» позволяет легко и непринужденно обнаружить степень общей информированности о мире профессий, выявить направленность профессиональных интересов учащихся.
Во время игры многие школьники часто впервые ощущают, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача ведущего — помочь «пожить» какое-то время в атмосфере информационного голода. При этом удлинение и уменьшение интервалов между хлопками, веселые реплики, подсказки ведущего должны способствовать поддержанию высокого темпа игры, мобилизации имеющихся знаний участников, углублению интересов, связанных с различными профессиональными областями.
Обычно игра занимает от 5 до 15 минут и успешно используется не только на уроке, но и на вечерах, в различных конкурсах. Наличие таких атрибутов, как деревянный молоток, гонг, символические призы, придает игре особую привлекательность. Самые активные участники «Аукциона», назвавшие наибольшее число профессий и обнаружившие знание очень редких профессий, поощряются специальными призами.
В каком столбике оказалось больше всего профессий? Как вы думаете, почему?
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Запишите в каждом столбике по пять профессий, которые еще не назывались. При работе можно пользоваться справочниками и советоваться с родителями.
11-Й УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ТЕХНИКА»
I. БЕСЕДА
Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформулировать их для профессий типа «человек—техника».
Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание. Вспомните профессии, связанные с техникой.
Техника как предмет труда предоставляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Для этой части урока необходим куб Линка или «Уникуб» Никитина. Если есть два комплекта «кубов», соревновательность упражнения будет выражена ярче.
Классу демонстрируется собранный куб и дается задание: разрушить его и собрать точно так же как можно быстрее.
Доброволец или двое перед классом собирают куб. Засекается время, за которое они справятся с этой задачей. Целесообразно дать возможность выполнить это задание 3-4 учащимся. Отмечается не только скорость решения задачи, но и стратегия.
— Какой тип мышления нужен для успешного выполнения этого задания? Какие профессионально важные качества продемонстрировали ребята?
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подумайте, в какой мере у вас развиты качества, о которых мы говорили сегодня; как соотносится тип вашего мышления с профессиями этого разряда?
12-Й УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ПРИРОДА»
I. БЕСЕДА
Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная.
Как вы думаете, что является объектом труда для профессий этого типа? Какие это профессии?
Особенность биологических объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников; они живут, растут, болеют и гибнут. Специалисту нужно не просто очень многое знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботли-* вость, терпение и дальновидность. Какой тип мышления предпочтителен для этих профессий? Какие профессиональные качества необходимы?
Вы, наверное, замечали, что животные тонко чувствуют состояние человека: боится ли он, или сам представляет угрозу; нервничает или уверен в себе, одних они любят, а других ненавидят или боятся. Исследования показали, что также реагируют на людей и растения, только эти проявления не столь очевидны.
Человек, работающий в сфере «человек—природа», должен быть спокойным и уравновешенным. Иначе он передаст свое состояние «клиентам». Впрочем, работа, связанная с природой, сама служит мощным средством нормализации состояния человека. Она успокаивает, вносит в душу гармонию, служит источником вдохновения для людей творческих.
У каждого человека есть особенности, которые в значительной степени являются врожденными. К ним относится темперамент. Может ли природа как объект труда влиять на темперамент человека?
13-Й УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА
«ЧЕЛОВЕК—ЗНАК»
I. БЕСЕДА
Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества, как сосредоточенность, усидчивость и хорошее внимание.
Особые требования профессии этого типа предъявляют к
вниманию.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
Ребятам предлагается проверить свое внимание с помощью специальной методики. Может использоваться обычный бланк или детский вариант методики. Смысл задания не только диагностический, хотя результаты выполнения задания нужно учитывать при консультировании. Невысокий по сравнению с другими результат может подтолкнуть ребят к работе по развитию внимания.
Какие виды внимания вы знаете? Какие существуют упражнения для развития внимания? Кто из вас выполняет эти упражнения? Есть ли успехи?
14-Й УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ИСКУССТВО»
I. БЕСЕДА
Важнейшие требования, которые предъявляют профессии этого типа,.— наличие способностей, творческое воображение, образное мышление и, конечно, трудолюбие.
Как вы думаете, какой темперамент преобладает у людей искусства?
Почему среди поэтов, музыкантов и художников так много меланхоликов? «Составляющие» этого темперамента — склонность к одиночеству и впечатлительность, чувствительность нервной системы. Эти чувства находят выражение в произведениях искусства.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Упражнение «Интервью». Отработка навыков спонтанного поведения. Участникам предлагается попробовать себя в роли журналистов, задающих неожиданные, острые вопросы, и известных людей (артистов, художников), которым на эти вопросы приходится отвечать. Затем провести обсуждение. Что вы чувствовали, отвечая на вопросы? Как вели себя «журналисты»? Удалось ли им расположить к себе собеседника? Как они обращались к «звездам»? Обратите внимание на позы, в которых находились участники интервью.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ '
Составьте психологический портрет человека творческой профессии — реального или вымышленного; отметьте особенности его характера, мышления, темперамента; профессионально необходимые ему качества, постарайтесь сделать его «живым».
15-Й УРОК. ПРОФЕССИЯ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»
I. БЕСЕДА
Не так уж много на земле профессий, позволяющих обходиться без общения с людьми. Поэтому вы поступите правильно, если обратите внимание на такие качества, как общительность, контактность.
Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. Какие качества, по-вашему, необходимы для работы с людьми?
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Игра «Контакт» — эффективное средство в приобретении школьниками навыков культуры общения. Она направлена также на частичное определение ими своего соответствия конкретным профессиям, так как участие в проблемных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности.
Для активизации школьников перед началом игры можно провести небольшую разминку (см. игру Аукцион»). Разделив для удобства все профессии данного типа на несколько групп (педагогика, медицина, право, культура, сфера обслуживания), учитель просит детей поочередно называть все знакомые им профессии, относящиеся к определенной группе. Выигрывает участник, последним назвавший профессию. После такой разминки ребята легко настраиваются на игровой лад.
Участники делятся на пары. Каждая пара получает листок с описанием ситуации, которую предстоит разыграть:
Воспитатель детского сада—мать (отец) ребенка. Ре
бенок провинился, воспитатель рассказывает об этом мате
ри. Она защищает малыша, не вникая в суть дела и считая,
что ее ребенок просто не может быть не прав. Какова по
зиция воспитателя?
Врач—пациент. Молодой врач при посещения больно
го (пожилого человека) ставит диагноз и назначает лече
ние. Но пациент сам имеет медицинское образование и с
диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит
молодой врач?
Следователь—свидетель. По ходу расследования пре
ступления следователь допрашивает свидетеля. Тот гово
рит неправду (придумайте сами, почему). Как убедить его
дать правдивые показания?
Учитель—ученик. Ученик-эрудит просит разрешения
дополнить учителя истории после объяснения нового мате
риала. Он рассказывает любопытные, но неизвестные пе
дагогу факты и интересуется его мнением по этому поводу.
Какова реакция учителя?
Парикмахер—клиент. Клиент заказывает стрижку, кото
рая ему явно не пойдет (придумайте, почему). Парикмахер
предлагает другой вариант, но клиент не согласен. Какую
позицию займет парикмахер?
Гид-переводчик—иностранный бизнесмен. Гид-пере
водчик сопровождает иностранного бизнесмена из аэро
порта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что место в
ней не забронировано. Уставший иностранец не понимает,
почему ему не дают отдохнуть после утомительной дороги.
Что в этой ситуации может предпринять гид?
Ответы на заданные в игре вопросы школьники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Игра заставляет самостоятельно мыслить и брать на себя ответственность за принятые решения. Задача учителя — помочь школьникам вжиться в роль, встать на место тех, кого они изображают. Иногда учащиеся боятся принимать неординарные решения потому, что незнакомы со своими правами и обязанностями. Они, например, могут не знать, что в случае сомнения при постановке диагноза (ситуация 2) врач может собрать консилиум. Подсказка учителя, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации 6 они также теряются, поскольку в обязанности переводчика не входит улаживание бытовых проблем. Но гид может проявить инициативу: успокоить иностранца, попытаться найти организаторов поездки.
На заключительном этапе игры участникам предлагается проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение «специалистов», выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение. Итогом игры должен стать вывод о том, что при выборе профессии типа «человек—человек» нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, в любых условиях сохраняя выдержку, спокойствие и доброжелательность.
По завершении игры учитель записывает на доске правила, которые ученики должны переписать в тетрадь.
Единственный способ добиться успеха в споре — укло
ниться от него.
Проявляйте уважение к мнению другого.
Если не правы, признайте это сразу и чистосердечно.
Дайте собеседнику возможность выговориться.
Честно попытайтесь взглянуть на проблему с точки зре
ния другого.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составьте «реестр» профессионально важных качеств для работы в сфере «человек—человек»; выделите те черты, которыми вы обладаете, и те, которых вам, на ваш взгляд, не хватает.
16-Й УРОК. ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
I. БЕСЕДА
Что самое главное при выборе профессии? Чтобы твоя работа в будущем была успешной и приносила удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.
Можно выделить две ошибки, приводящие к неверному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решения; во-вторых, недостаточность знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора. Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют?
Почему это произошло?
Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с помощью учителя сформулировать и записать причины, приведшие к неправильному выбору профессии: предубеждения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения (на свой счет, на счет профессии).
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспринимаются как непрестижные. Список этих профессий может меняться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, полвека считавшаяся в нашей стране престижной, в начале 90-х годов перешла в разряд непрестижных. Сейчас ее репутация медленно восстанавливается. Как вы думаете, почему это произошло? Какие профессии вы считаете престижными и почему? Как вы вообще понимаете слова «престиж», «престижность»?
Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у друзей совпадают интересы, склонности и способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только этим принципом. В этом случае его, как правило, постигает жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем случае. В худшем он будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом. Какие последствия это будет иметь для его карьеры?
Нередко интерес к профессии формируется под влиянием книг, кинофильмов, знакомства с интересным человеком, которому хочется подражать. Каковы профессии героев популярных современных фильмов? Как вы к этим профессиям относитесь?
И последнее. Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенности своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интересы и склонности.
17-Й УРОК. ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ
I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Усвоение материала происходит во время проведения игровой профориентационной методики, разработанной Н.С. Пряжниковым.
Методика служит для оперативного определения наиболее подходящих для подростка профессий на основе выбо-оа соответствующих характеристик трудовой деятельности. Она проста и эффективна.
1. Цели труда
1.1 Оценивать, проверять.
1.2 Исследовать что-либо, делать открытия.
1.3 Перевозить что-либо.
1.4 Изготавливать какие-то предметы.
1.5 Учить, воспитывать, консультировать.
1.6 Творить, создавать новое.
1.7 Руководить людьми.
1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо.
1.9 Постоянно работать над собой, «быть в форме».
2. Предмет труда
2.1 Технические объекты.
2.2 Тексты, графики, числа.
2.3 Экономика и политика.
2.4 Искусство.
2.5 Наука.
2.6 Растения и микроорганизмы.
2.7 Животный мир.
2.8 Люди.
2.9 Детали и материалы.
3. Средства труда
3.1 Ручные.
3.2 Механические.
3.3 Автомеханические.
3.4 Компьютеры.
3.5 Интеллект.
3.6 Выразительные движения, мимика.
3.7 Творческое мышление.
3.8 Возможности организма и органов чувств.
3.9 Голос, интонация.
4. Условия и организация труда
4.1 Бытовой микроклимат.
4.2 Помещения с большим числом людей.
4.3 Разъезды.
4.4 Самостоятельность.
4.5 Открытый воздух.
4.6 Экстремальные условия.
4.7 Особые условия.
4.8 Изысканные отношения.
4.9 Работа на дому.
После того как комплект карточек сделан (это не должно занимать больше 20 минут), учащимся предлагается из каждой группы карточек выбрать 2—3 наиболее привлекательных. В результате выбора предпочитаемых целей, предмета, средств и условий труда возникает достаточно полная мотивационная картина профессионального выбора. Если подросток еще не выбрал профессию, то по этим характеристикам можно ее определить.
После того как все учащиеся разложат перед собой карточки с отобранными признаками, можно попросить кого-нибудь прочитать вслух эти признаки, а остальным предлагается угадать, какая профессия загадана.
Если останется время, можно предложить стать профкон-сультантом для соседа по парте и прокомментировать его выбор карточек.
На какую профессию вам удалось выйти в результате? Соответствует ли эта профессия вашему выбору, если он есть? Запишите полученные характеристики и профессию.
II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Проконсультируйте» с помощью этой методики своих родителей и определите, как соотносится выбор указанных характеристик с их реальной профессией.
18-Й УРОК. СПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
I. БЕСЕДА
Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Профпригодность — это гармония человека и его дела.
Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность в овладении профессией и удовлетворенность человека своим трудом. В основе первого показателя лежат прежде всего способности человека. Под этим термином понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в профессиональной деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих знаний и умений.
В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, ведь мы не знаем, сколько труда потратил тот или иной человек.
Итак, способности — это возможность достижения высокого уровня мастерства. Различают общие и специальные способности. Какие способности, по-вашему, можно считать общими? А специальными?
Общие способности — это такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех видах деятельности.
Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге деятельности. К ним относятся музыкальный слух, зрительная и слуховая память, способность к сопереживанию, особая чувствительность рук и многие другие.
Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно судят о его профессиональной пригодности.
Высший уровень профессиональной пригодности подразумевает наличие у человека ярко выраженных качеств. Тогда говорят о призвании.
В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой профессии способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-либо другое, либо вспомнить о замечательном свойстве человеческой психики — компенсации.
Компенсация способностей — это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет других. Как вы думаете, каким образом?
II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Запишите, какими способностями вы обладаете и какие хотели бы развить в себе.
19-Й УРОК. ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Ребятам предлагается методика «Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой, раздаются опросники, бланки и дается обычная инструкция.
На выполнение методики требуется 20—25 минут. Учащимся следует напомнить, что нельзя обсуждать вопросы друг с другом и слишком долго думать — как правило, первая реакция самая верная. Можно также напомнить, что достоверность результатов зависит от объективности самооценки: важно адекватно оценить свои умения.
Наибольшее количество баллов говорит о предпочтении какой-то профессии. Чем больше сумма, тем ярче выражена склонность к профессии. Результат меньше 20 баллов по всем пяти группам говорит о неготовности к выбору профессии. Этим ребятам необходима индивидуальная консультация.
На какие пять групп делятся профессии по предметам труда? Попробуйте проанализировать вопросы и понять, какие типы профессий соответствуют каждому из пяти столбиков?
Если ребята испытывают затруднения, учитель рассказывает, какой тип профессии соответствует каждой колонке, приводит примеры.
Если определить сферу своей будущей деятельности по этому тесту учащиеся могут самостоятельно, то сказать конкретно, какого типа профессия ему подходит, может только учитель в ходе индивидуальной экспресс-консультации.
Как правило, за урок удается каждому сказать, какая профессия ему подходит, если сам ученик готов к осознанному выбору профессии.
II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Соотнесите результаты тестирования со своим выбором (если он есть); запишите свои соображений по этому поводу.
20-Й УРОК. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОГРАММА
I. БЕСЕДА
Одним из важнейших источников информации о профессии являются профессиограммы. Профессиограмма — характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схе ме:
название профессии;
вид труда (ручной, механизированный, автоматизирован ный, интеллектуальный и т. д.);
предмет труда и продукт труда;
знания и умения, необходимые для выполнения работы
условия работы;
медицинские противопоказания;
требования к человеку;
пути получения профессии.
Учащиеся записывают схему профессиограммы.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Игра «Аукцион».
В начале игры школьники объединяются в две численно равные команды — «Оптимистов» и «Скептиков». Предвари тельно уточняется значение этих слов. Затем учитель назы вает несколько профессий разных типов (по типологии Е.А. Климова) и предлагает участникам команд с учетом cвоей роли назвать максимальное количество их позитивных или негативных характеристик.
Для подготовки дается не более 10 мин. За это время участники могут посоветоваться друг с другом, навести необходимые справки в заранее подобранной литературе. При ответе им необходимо осветить следующее (составить профессиограмму): какое значение имеет данная профессия для общества? Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной — в ней используется? Назвать объект труда, конечный результат работы, примерную зарплату. Охарактеризовать условия работы. Предполагает ли эта профессия интенсивное общение с людьми? Имеет ли она медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию? Где ее можно получить?
Учитель может использовать доску или стенд для записи вопросов. Команды выступают по очереди. За каждую обоснованную характеристику получают 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Нередко при разборе профессии одна и та же характеристика рассматривается и как положительная, и как отрицательная. В этом случае побеждает команда, аргументы которой более весомы. Для того чтобы представление о профессии было более полным, учитель может задать наводящие вопросы или назвать недостающие характеристики.
В заключение учитель обращается к играющим с вопросами: кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Кому в команде она больше подходит и почему? Что вас особенно привлекает в ней? Насколько корректно и продуктивно проходило обсуждение? Как вы оцениваете успешность работы в группе?
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составьте профессиограмму любой профессии; повторите пройденный материал и подготовьтесь к заключительному уроку.
21-Й УРОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРОССВОРД
I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Класс делится на группы по 5-6 человек. Составьте кроссворд «Как выбирать профессию», зашифровав 10—15 понятий, с которыми вы познакомились на уроках. Можно пользоваться записями и справочниками. На работу отводится 20 минут.
Перед работой учитель напоминает правила ведения групповой дискуссии или пишет их на доске.
Во время работы он наблюдает за ходом дискуссии. Неплохо бы записать ее на видеокамеру. Когда работа над составлением кроссвордов закончена, команды меняются ими, после чего отгадывают их.
Затем учитель дает ребятам возможность самим оценить успешность выполнения работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.