Факультативный курс для учащихся 9-ого класса "Я и моя профессия"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Галина РЕЗАПКИНА.doc

Галина РЕЗАПКИНА

 

Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ

Факультативный курс для учащихся 9-х классов

 


Кому и зачем нужна эта программа

Опыт преподавания в школе предметов, традиционно счи­тающихся «второстепенными» («Этика и психология семей­ной жизни», «Человек—труд—профессия», «Выбор профес­сии», «Основы психологических знаний»), и практика пси­хологического консультирования подростков убеждают в необходимости включения в обязательную программу кур­са «Я и моя профессия», который поможет ребятам:

·        узнать особенности своего темперамента, мышления;

·        определить свои интересы и склонности;

·        соотнести их с конкретными профессиями;

·        понять некоторые закономерности развития человечес­
ких отношений.

Стремление к самопознанию у старшеклассников настоль­ко велико, что на эти уроки приходят учащиеся из других школ. Результат уроков — «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношениях с миром.

Особые требования предъявляются к преподавателю. Толь­ко знания педагогики и психологии недостаточно. Специ­фика предмета такова, что здесь неприменимы традицион­ные для нашей школы отношения между учителем и учени­ком и формы преподавания. Например, полностью исклю­чаются авторитарные способы воздействия, система оце­нок, контроль усвоения предмета. Человек, ведущий этот курс, должен не просто любить детей, а видеть в каждом ребенке личность, заслуживающую внимания и уважения; защищать его интересы, проявлять такт и мудрость; руко­водствоваться в своей работе принципом «не навреди». Необходимым условием успешности является доверие уче­ников к своему учителю и уверенность в том, что откры­тость и откровенность не будет использована им во вред.

 

Структура курса

Курс «Я и моя профессия» состоит из трех равноценных частей. В первой части — «Я» — дается возможность каждо­му узнать свои интересы и склонности; особенности темпе­рамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть — «Моя профессия» — знакомит с требованиями различных профес­сий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностя­ми. Третья часть представляет собой авторский тренинг, в ходе которого актуализируется процесс профессионально-

го самоопределения, расширяются границы восприятия са­мого себя и других людей.

 

Цели и задачи курса

·        Актуализация процесса профессионального самоопре­
деления учащихся благодаря получению знаний о себе и о
мире профессий; помощь в социальной и профессиональ­
ной адаптации.

·        Повышение уровня психологической компетентности
учащихся; расширение границ самовосприятия; формиро­
вание адекватной самооценки; пробуждение потребности
в самосовершенствовании.

 

Форма проведения

Занятия проходят в виде уроков, включающих: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам пси­хологии и профессиоведения; сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на прак­тике эффективность различных моделей поведения, отра­ботать навыки принятия решения, бесконфликтного обще­ния и т. п. Занятия проходят не реже одного раза в неде­лю. Их итогом является трехдневный тренинг; его целесо­образно проводить во время каникул. В последней четвер­ти проведение занятий, как показала практика, неэффек­тивно.

 

Темы занятий

1-я часть

1.     Что я знаю о своих возможностях?

2.     Склонности и интересы в выборе профессии.

3.     Понятие о темпераменте. Темперамент.

4.     Мышление. Как определить тип своего мышления? Как
развивать мышление?

5.     Память. Виды памяти. Как улучшить память?

6.     Внимание. Как оценить свое внимание? Как развивать
внимание?

7.     Воображение. Как определить уровень развития свое­го воображения? Как развивать воображение?

8.     Что такое характер?

9.     Коллаж «Мой психологический портрет».


2-я часть

10. Что я знаю о мире профессий? Классификация про­
фессий.

11. Профессии типа «Человек—техника».

12. Профессии типа «Человек—природа».

13. Профессии типа «Человек—знак».

14. Профессии типа «Человек—искусство».

15. Профессии типа «Человек—человек».

16. Ошибки в выборе профессии.

17. Формула профессии.

18. Способности и профессиональная пригодность.

19. Опросник профессиональной готовности.

20. Что такое профессиограмма.

21. Психологический кроссворд.

3-я часть

Трехдневный тренинг «Необитаемый остров».

 

 

 

1-Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ

 

I. БЕСЕДА

В жизни каждого человека наступает момент, когда при­ходится задумываться над вопросами: «Кто я? Чем отлича­юсь от других людей? Чем похож на них?» Ответы можно искать всю жизнь, и нет никакой гарантии их найти.

Наука, которая призвана помочь найти эти ответы, назы­вается психология.

Познакомившись с ее основами, вы, кроме удовольствия от самого процесса самопознания, получите возможность использовать эти знания в решении практических вопросов.

Рассмотрим актуальную для вас проблему. Для того чтобы избежать ошибок в выборе профессии, о чем мы будем го­ворить подробно, нужно иметь представление о своих ин­теллектуальных и психофизиологических возможностях, спе­циальных способностях, интересах и склонностях. Эти зна­ния необходимо соотнести с требованиями профессии к человеку. Но этого сейчас уже мало.

Формально каждому гражданину нашей страны предо­ставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Однако ситуация на рынке труда складывается та­ким образом, что обучение по избранной специальности для многих становится недоступным из-за:

1.       Высоких требований, предъявляемых к абитуриентам
(это касается в первую очередь так называемых престиж­ных профессий и тех профессий, которые предполагают особую одаренность).

Как вы думаете, какие это профессии?

Какие требования они предъявляют к человеку?

2.       Стоимости обучения, которая часто несопоставима с
доходами большей части населения (речь идет об обучении
на коммерческой основе, то есть платном).

В этих условиях особенно актуально правильно выбрать профессию, то есть требования профессии к человеку дол­жны совпадать с его психологическими особенностями. Правильному выбору мешает дефицит знаний о самих про­фессиях, неумение оценить собственные способности, ин­тересы, склонности и соотнести их с конкретной профес­сией. Научиться этому вам поможет курс «Я и моя профес­сия» (научное название — «Психологические аспекты выбо­ра профессии»).

Каждый из вас не только неповторим, но и непознаваем до конца, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе.

Область психологии, которая занимается «измерением
различных качеств человека, называется психодиагностикой.
Эта наука требует строгого соблюдения определенных пра
вил. Первое правило — психолог, как и врач, должен соблю
дать конфиденциальность.     -,

Второе правило — искренность. Полученная информация будет достоверной только в том случае, если вы серьезно и искренне отвечаете на предложенные вопросы и выполня­ете предложенные задания.

Третье правило — добровольность. Нельзя никого осчас­тливить насильно. Для того чтобы заглянуть в себя, необхо­димо определенное мужество. Вероятно, кого-то испугает возможность узнать о себе что-то новое. Хотя мне такие люди пока не встречались, этот вариант допустим: тестиро­вание — дело добровольное.

Что касается самих тестов, то их применяют для опреде­ления способностей человека и прогнозирования его пове­дения очень давно. Один из первых психологических тес­тов описан в Библии, в Книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, пред­стояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наи­более стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пила воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

На каждом уроке вы будете узнавать о себе что-то новое благодаря тестам, упражнениям и заданиям. Поэтому про­пуск занятий для тех, кто заинтересован в самопознании и саморазвитии, нежелателен. На наших уроках не будет тра­диционных оценок знаний и умений — их исключает сама специфика курса. Об успешности усвоения информации вы будете судить сами по готовности к выбору профессии в конце учебного года, когда получите профессиональную консультацию для уточнения и коррекции своего выбора.

Задания, которые вы станете выполнять на уроках и дома, будут храниться в папках, доступ к которым для посторон­них будет закрыт.

В конце урока ребята знакомятся с правилами поведения на уроках, которые комментируются учителем и предлага­ются для обсуждения.

 

Правила поведения на уроках

1.     Не давать оценок.

2.     Не перебивать.

3.     Не сплетничать.

4.     Не опаздывать.

Затем ученики заполняют анкету.

Анкета

Фамилия, имя     

Я хочу быть        

Меня интересует

Я опасаюсь

Правила признаю

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение на тему «Я». Объем и грамотность значения не имеют. Если захотите, то прочитаете его пе­ред классом.

 

 

 

2-Й УРОК. СКЛОННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

I.       БЕСЕДА

Мы уже говорили о том, что для правильного выбора про­фессии необходимо представлять себе те требования, ко­торые она предъявляет к человеку, а также знать свои ин­дивидуально-психологические особенности, чтобы соотне­сти их с этими требованиями.

Значение интересов в жизни человека велико: они по­буждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помо­гают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разно­сторонние или узкие, направленные только на один пред­мет или на одну его сторону), глубине (глубокие или поверх­ностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности — стремление за­ниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?

Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склон­ности — «хочу делать».

 

II.      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»

Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью кото­рого они смогут выявить свои интересы и определить сте­пень их устойчивости.

Для этого всем раздаются бланки и опросники, дается инструкция. На выполнение теста обычно требуется 10 ми­нут. Ребята не должны обсуждать и комментировать вопро­сы. Обработка данных происходит на этом же уроке.

Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как?

Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера...». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел?

Вот некоторые соображения, как сделать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склоннос­тями.

Препятствие, которое человек должен преодолеть для
достижения своей цели, должно быть преодолимым.

Что происходит, когда нам предстоит взяться за скуч­
ную работу? На нас действует установка — это скучно. Од-

. нако ее можно изменить. Например, вообразить, что это не скучно, а интересно, тогда вы внутренне настроитесь на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.

Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть ста­
рания и выполнить работу более тщательно, чем всегда.

Сколько времени надо работать, чтобы сформировался
интерес? Теоретически даже один поступок может стать
основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые пси­
хологи на основании наблюдений утверждают, что для об­
разования привычки нужно три недели. Единого мнения на

, этот счет нет.

5.       Интересы и склонности проявляются и формируются толь­
ко в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать,
когда проявится интерес, а активнее включаться в разнооб­
разную деятельность. Именно такое поведение позволит вам
выявить и сформировать интересы и склонности.

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте общую характеристику своих интересов и склон­ностей; посмотрите, насколько результаты теста совпали с вашими собственными представлениями о своих интересах и склонностях.

 

 

 

3-Й УРОК. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

 

I. БЕСЕДА

Вам, наверное, приходилось слышать словосочетания «темпераментная музыка», «темпераментный человек». Есть такое выражение «итальянский темперамент». Что это та­кое, как вы думаете?

Определить  особенности своего темперамента можно с помощью теста, созданного американским психологом Айзенком.

Ребятам предлагается выполнить этот тест. Обработка производится на этом же уроке. Здесь же вводятся понятия интроверсия—экстраверсия, эмоциональная стабильность.

По Айзенку, экстраверт общителен, имеет много друзей, импульсивен, беззаботен, весел, оптимистичен. На него не всегда можно положиться. Он схватывает на лету все новое, но легко забывает.

Интроверт спокоен, застенчив, сдержан в общении. Тща­тельно планирует свои действия. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, контролирует свои чувства.

Для каких профессий предпочтительна повышенная по­требность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству?

Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли учиться в торговый техникум. Одна — экстраверт, а другая — интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто схо­дятся люди противоположных темпераментов? Подруги ста­ли продавцами и устроились на работу. Попробуйте пред­ставить, как сложится их карьера. ,

Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему?

Далее учитель, если нет плаката, рисует на доске «круг Айзенка», на котором каждый может найти свое место.

Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следу­ет избегать терминов «сила—слабость нервной системы». Корректнее говорить о большей или меньшей чувствитель­ности нервной системы. Необходимо отметить сильные сто­роны обоих типов.

Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально отзыв­чивому или к человеку невозмутимому, со стальными не­рвами? Почему? Какие профессии требуют выдержки, хлад­нокровия, готовности к оправданному риску? Какие требу­ют мягкости, способности сопереживать?

Здесь необходимо отметить, что эти характеристики не носят нравственной окраски, сами по себе они нейтральны и обусловлены только большей или меньшей чувствитель­ностью нервной системы.

Если вы — экстраверт и обладаете повышенной чувстви­тельностью нервной системы, вы — холерик. Какими, по-вашему, характеристиками обладают холерики?

Типичным холериком был полководец Суворов — энер­гичный, импульсивный, целеустремленный.

Полной ему противоположностью был другой великий русский полководец— Кутузов. Он был флегматиком. Флег­матикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыг­рал темперамент полководцев в их стратегии и в истории?

Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, рас­кованы, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.

Последний в этой классификации — меланхолик. Это че­ловек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Сре­ди людей этого типа нет прославленных полководцев. Как вы думаете, почему?

Но среди великих поэтов и писателей, композиторов и
художников очень много меланхоликов. Как вы думаете,
почему?    

 

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите без всяких тестов, пользуясь методом наблю­дения, черты какого темперамента преобладают у ваших близких; кто они — экстраверты или интроверты; попробуй­те определить, у кого из них более устойчивая нервная си­стема.

 

 

 

4-Й УРОК. МЫШЛЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СВОЕГО

МЫШЛЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ?

 

I. БЕСЕДА

По мнению американского исследователя Коэна, «мы ни­когда даже близко не подходим к границам наших воз­можностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем гениями, — не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы рас­крепостить мышление, повысить его КПД, начать наконец использовать колоссальный кредит, отпущенный нам при­родой.

Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире каждому человеку предоставляет мышление,

Мыслительная деятельность людей имеет различные фор­мы: предметно-действенную, наглядно-образную или абст­рактную. Люди по-разному владеют мыслительными опера­циями — сравнением, анализом, синтезом, обобщением и др. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать особенности своего мышления можно с помощью практи­ческих заданий. Для того чтобы определить тип своего мыш­ления, вам предстоит решить четыре задачи. Время реше­ния всех задач — 4 минуты.

Условия задач учитель может прочитать вслух, но лучше, если он раздаст бумажки с условием каждому ученику.

1. В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько стра­ниц испортил книжный червь?

2.       От города А до города В — 120 км. Из города А вышел
поезд по направлению к городу В и шел со скоростью
30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со
скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась
обратно в город. Долетев до города В, она снова поверну­
ла по направлению к поезду, опять долетела до поезда и
снова повернула в город В и т. д. Так она все время летала
навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в го­
род В. Сколько километров налетала ласточка?

3.       На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую
из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке.

Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника?

4.       К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит
гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как
решить задачу?

Если вы правильно и быстро решили 1-ю задачу, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2-ю — логическое мышление и задачи 3-ю и 4-ю — практическое мышление.

Правильные ответы

1.       Только обложки, так как первая страница первого тома
соприкасается при обычной расстановке книг с последней
страницей второго.

240 км.

Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в
одной точке так, чтобы получить пирамиду.

4.       Вместо молотка использовать гирю.

Вас не должно смущать, если вы справились не со всеми заданиями. Это говорит только о том, что мышление нужно и можно совершенствовать. Вот несколько правил.

 Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, вни­мательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда не­чего больше сказать.

•        Знания невозможно приобрести без мыслительных уси­
лий, но и само мышление невозможно без знаний.

•        Мышление начинается с вопроса. Все открытия сделаны
благодаря вопросам "почему?», «как?». Учись ставить воп­
росы и ищи ответы на них.

•        Свойство замечать в предмете или явлении признаки,
сравнивать между собой предметы или явления — необхо­
димое свойство мышления.

•        Мышление и речь неразрывны. Непременное условие
развития мышления — свободное изложение прочитанного,
участие в дискуссиях, активное использование письменной
речи, пересказа другому того, что не до конца понимаете
сами.

 

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип своего мышления. Какие качества, на ваш взгляд, необходимо развивать? Намерены ли вы это делать, и если да, то каким образом? Постарайтесь составить «план мероприятий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 1.

В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой нз них 300 страниц, во второй- 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома.  Сколько страниц испортил книжный червь ?

 

Задача № 2.

От города А до города В - 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т.д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка ?

 

Задача №3.

На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника ?

 

Задача №4.

К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу ?

 

 

 

 

 

Задача № 1.

В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй - 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько

страниц испортил книжный червь ?

 

Задача № 2.

От города А до горда В - 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова повернула в город В и т.д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка'?

 

Задача № 3.

На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника ?

 

Задача № 4.

К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур, и груз ( гиря весом 0,5 кг. ). Но молотка нет. Как решить задачу?

 

Анкета.                                                                Анкета.

Фамилия, имя                                                     Фамилия, имя

Я хочу быть                                                        Я хочу быть

Меня интересует                                               Меня интересует

Я опасаюсь                                                         Я опасаюсь

 

 

Анкета.                                                                Анкета.

Фамилия, имя                                                     Фамилия, имя

Я хочу быть                                                        Я хочу быть

Меня интересует                                               Меня интересует

Я опасаюсь                                                         Я опасаюсь

 

 

Анкета.                                                                Анкета.

Фамилия, имя                                                     Фамилия, имя

Я хочу быть                                                        Я хочу быть

Меня интересует                                               Меня интересует

Я опасаюсь                                                         Я опасаюсь

 

 

Анкета.                                                                Анкета.

Фамилия, имя                                                     Фамилия, имя

Я хочу быть                                                        Я хочу быть

Меня интересует                                               Меня интересует

Я опасаюсь                                                         Я опасаюсь

 

 

Анкета.                                                                Анкета.

Фамилия, имя                                                     Фамилия, имя

Я хочу быть                                                        Я хочу быть

Меня интересует                                               Меня интересует

Я опасаюсь                                                         Я опасаюсь

 

 

Анкета.                                                                Анкета.

Фамилия, имя                                                     Фамилия, имя

Я хочу быть                                                        Я хочу быть

Меня интересует                                               Меня интересует

Я опасаюсь                                                         Я опасаюсь

 

 

 

 

 

5-Й УРОК. ПАМЯТЬ.ВИДЫ ПАМЯТИ. КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ?

 

I. БЕСЕДА

Как выявить особенности своей памяти?

Память —способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нуж­ный момент узнавать или воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение — вот те глав­ные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быст­ротой запоминания информации, длительностью ее сохра­нения, точностью воспроизведения.

Память людей имеет общие и индивидуальные различия. Например, когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду общие различия. Однако кроме них у каждого человека наблюдаются различия на уровне развития отдельных видов памяти.

К образной памяти относятся зрительные, слуховые, дви­гательные воспоминания. Сюда же относят память на чув­ства — эмоциональную память.

Логическая память помогает запоминать слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи.

Вы, наверное, замечали, что некоторые события запоми­наются сами собой, без всяких усилий. Такое запоминание называется непроизвольным. К сожалению, так бывает не­часто. Обычно мы делаем усилие запомнить, а в нужный момент вспомнить — это произвольная память.

Различают механическое и смысловое запоминание. Если работа памяти основывается главным образом на многократ­ном повторении, то это механическая память. Если же че­ловек, запоминая, старается понять содержание, то он ру­ководствуется смысловой памятью.

Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного вида или типа памяти у человека.

Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практиче­ской работы.

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Чтобы добиться успехов, надо знать особенности своей памяти и цель, ради которой ее следует улучшать, потому что от этого зависит характер упражнений.

А. Слова.

В течение 40 секунд учащиеся запоминают слова, напи­санные на плакате или на доске. Затем записывают то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно ука­зывается и порядковый номер слова. Умножив число пра­вильных ответов на 5, получите эффективность запомина­ния в %.

1.     Украинец   .         11. Масло

2.     Экономика           12. Бумага

3.     Каша                     13. Сладости

4.     Татуировка           14. Логика

5.     Нейрон               15. Социализм

6.     Любовь              16. Глагол

7.     Ножницы           17. Прорыв

8.     Совесть              18. Дезертир

9.     Глина                 19. Свеча

10. Словарь             20. Вишня

 

Б. Числа.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковы­ми номерами.

1. 43 2. 573. 12 4. 33 5. 81 6. 72 7. 158. 44 9. 96 10. 7 11. 37 12. 38 13. 86 14. 56 15. 47 16. 6 17. 78 18. 61 19. 83 20. 73

Эффективность запоминания вычисляется, как и в первом задании. Среднюю продуктивность вы получите, найдя сред­нее арифметическое.

90—100% — отличная память,

71—90% — очень хорошая,

51—70% — хорошая,

31—50% — удовлетворительная. Если меньше — есть над чем работать.

Вы можете спросить: как тренировать память? Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память — это нередко слабое внимание. 'Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Поста­райтесь представить ситуацию, выявить новые детали, твор­чески осмыслить задачу.

Для тренировки зрительной памяти перед сном как мож­но ярче представьте сначала дневные впечатления, лица, предметы, а затем вспомните детали.

Для тренировки слуховой памяти повторите сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик синхронист. Учите наизусть стихи, пусть неболь­шие отрывки, но каждый день, — и через пару месяцев по­чувствуете первые результаты.

После тренировок можете проконтролировать себя с по­мощью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова и числа.

 

 

 

6-Й УРОК. ВНИМАНИЕ.

КАК ОЦЕНИТЬ ВНИМАНИЕ?

КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ?

 

I.       БЕСЕДА

Внимание — это направленность нашего сознания на оп­ределенный объект. Часто оно превращается у конкретно­го человека в очень важную способность — внимательность.

Внимание характеризуется целым рядом свойств: устой­чивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, рас­пределением и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств проявляется у человека по-разному. Но и разные профессии предъявляют свои требования к разным свой­ствам внимания. Кроме того, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное.

В тех случаях, когда предмет насильно захватывает вни­мание человека, не считаясь с его планами, психологи го­ворят о непроизвольном внимании. Внимание, ставшее по­слушным слугой своего хозяина, — это произвольное вни­мание. Сейчас мы сыграем в игру, которая развивает спо­собность управлять вниманием.

 

II.      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Упражнение «Муха». На доске чертится девятиклеточ-ное игровое поле (3 на 3). Воображаемая «муха» находит­ся в центральной клетке игрового поля. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «вле­во») «муха» перемещается соответственно команде на со­седнюю клетку. Команды подаются по очереди всеми уча­щимися. Игроки должны неотступно следить за передви­жениями «мухи». Игра требует постоянной сосредоточен­ности: стоит кому-то на мгновение отвлечься, и он тут же потеряет нить и выйдет из игры. Выигрывает тот, кто оста­нется.

Если вы успешно справились с этим заданием, значит, у вас хорошая концентрация и переключаемость внимания.

Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников спо­собностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуй­те одновременно выполнять хотя бы два дела.

Желающие проверить внимание по очереди приглашают­ся к доске. В течение минуты они должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на дос­ке в обратном порядке. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение внимания.

А теперь определите примерный объем своего внима­ния, то есть какое количество объектов вы можете одно­временно и отчетливо воспринимать.

Учитель в течение секунды показывает плакат, на кото­ром изображены геометрические фигуры — треугольник, квадрат, ромб и круг, в них вписаны соответственно цифры 1, 7, 2, 9. Затем он просит ребят записать, какие фигуры были нарисованы и какие цифры вписаны в каждую из них. После этого следует проверка по схеме:

а)       сколько фигур запомнили правильно;

б)      сколько цифр воспроизвели правильно;

в)       сколько цифр правильно вписано в фигуры.

Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям. Какое свойство внимания в вас выражено в боль­шей степени?

Практически все профессии предъявляют повышенные требования к тем или иным свойствам внимания. Поэтому очень важно развивать у себя внимательность. Вот несколь­ко советов, как это лучше сделать.

         Приучайте себя работать в самых разнообразных усло­виях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.

·        Упражняйтесь в одновременном наблюдении за несколь­кими объектами.

·        .Тренируйтесь в переключении внимания. Эти трениров­ки должны идти по трем направлениям: быстро переклю­чать внимание с объекта на объект; выделять наиболее важ­ные объекты за счет второстепенных; изменять порядок переключения (выработка «маршрута восприятия»).

·        . Развивайте силу воли. Следуйте принципу «надо», а не принципу «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, инте­ресные и неинтересные. При длительной работе делайте перерывы.

·        . Постоянно тренируйте свою способность к сосредото­чению, концентрации внимания. Поза, состояние мышц свя­заны с вниманием. Чем более собран человек, тем он. вни­мательнее.

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припом­нить все события минувшего дня — одно за другим. Начи­нать следует с припоминания небольших отрезков време­ни, но во всех подробностях.

 

 

 

7-Й УРОК. ВООБРАЖЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВОЕГО ВООБРАЖЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?

 

I.       БЕСЕДА

Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Вооб­ражение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое.

Именно с его помощью человек находит выход в экстре­мальной ситуации, когда нет ни времени, ни достаточной информации для осмысления события.

Сейчас много говорят о создании искусственного интеллек­та, о возможностях компьютерного интеллекта, его превосход­стве над человеческим. Что вы думаете по этому поводу?

На мой взгляд, единственная функция, недоступная ис­кусственному интеллекту, — это воображение. Это одно из самых загадочных свойств человека. Его трудно измерить, оценить, развить. Есть особая группа профессий, для овла­дения которыми необходимо иметь развитое воображение, как воссоздающее (создание образа предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов). Какие профессии требуют развитого воображения? Чем эти профессии отличаются от всех остальных?

Проанализировать, как развито воображение у вас, помо­гут следующие задания. Чем выше результаты, тем лучше развито воображение.

 

II.      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.     В течение 5 минут дети должны придумать и записать
как можно больше вариантов использования обыкновенно­
го карандаша.

2.     Учитель просит учащихся представить равносторонний
треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Затем он
предлагает мысленно продолжить основание треугольника
влево на 6 м, параллельно ему через вершину треугольника
провести влево такой же отрезок и соединить концы парал­
лельных линий прямой. Какая фигура получилась?

Оцените успешность выполнения вами этих заданий. В каком из них задействовано воссоздающее воображение, а в каком — творческое?

Большинством людей память ценится выше воображения. Однако существуют специальные приемы запоминания, ос­нованные на воображении. Допустим, вам нужно запомнить последовательность из 20—25 слов: «сейф», «апельсин», «яйцо», «крокодил» и т. д. Вы создаете яркую воображае­мую картину, связывающую второе слово с первым. Напри­мер, из раскрывающейся дверцы сейфа выкатывается апель­син. Третье слово «привязывается» ко второму, например, под кожурой апельсина вместо мякоти оказывается... яйцо. Из яйца вылупился крокодил. И так далее. Когда понадо­бится вспомнить всю последовательность, достаточно заце­питься за первое слово. Нетрудно заметить, что искусст­венные ассоциации, к оперативному созданию которых сво­дится мастерство запоминания, это не что иное, как яркость, раскованность и творческая сила воображения.

Упражнение «Бег ассоциаций». Учитель произносит два случайных слова. Ученик, сидящий на первой парте, вслух описывает образ, соединяющий первое слово со вторым. Затем он добавляет свое слово. Следующий игрок связыва­ет третье слово со вторым и придумывает четвертое.

Это упражнение предоставляет отличную возможность проверить воображение и потренироваться в практическом овладении приемами мнемотехники.

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сделайте портрет своего настроения. Можете пользоваться карандашом, красками, вырезать картинки из журналов и наклеивать их на лист бумаги. Размер и качество работы значения не имеют.

 

 

 

 

8-Й УРОК. ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

 

I. БЕСЕДА

У каждого человека есть все те психологические каче­ства, о которых мы говорили, и еще многие другие. Соеди­няясь вместе, они образуют характер. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в по­ступках действия, проявления индивидуальных свойств че­ловека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Выделяются четыре группы черт ха­рактера: отношение к другим людям (общительность, замк­нутость, равнодушие, чуткость и др.); отношение к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.); отношение к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность); отношение к вещам (аккурат­ность, бережливость и т. д.).

Черты характера во многом определяют поведение чело­века — способы действий в типичных ситуациях. Большое влияние на поведение человека оказывают индивидуальные особенности психических процессов. В зависимости от того, какая из них преобладает, в характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Гово­ря об интеллектуальных чертах, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдатель­ность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отноше­ние к явлениям действительности (возбудимость, рассудоч­ность и т. д.), а также преобладающие настроения. Воле­вые черты характера определяют умение и готовность че­ловека сознательно регулировать свою деятельность, свя­занную с преодолением трудностей (решительность, целе­устремленность). Какие из перечисленных свойств характера вы отмечаете у себя?

Какие еще черты характера вы можете в себе отметить? Запишите их.

Насчитывается более тысячи наименований черт характе­ра. Давайте попробуем составить словарь черт характера.

Ребята по очереди называют черты характера, по 2—3 на каждую букву алфавита. «Свои» черты характера каждый записывает — в один столбик те, которые помогают в жиз­ни, а в другой — те, которые мешают. Какой столбик ока­зался больше?

Знаете, как формировать характер? Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привыч­ки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Что­бы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Как быть с плохими привычками, которые зачастую формируют­ся куда легче хороших?

У вас уже есть список привычек, которые мешают вам жить. Для того чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Какие вам известны примеры из жизни великих людей, которым удалось достичь вершин в своей деятельности благодаря силе воли?

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Я перечислю несколько упражнений на развитие силы воли, которые вы должны выполнять дома.

1.     «Прогулка». Выйдя из дому, вернитесь ровно через час
(допустимая ошибка 2 мин). Это упражнение развивает чув­
ство времени и ответственности. Продолжительность про­
гулки может меняться.

2.     «Будильник». После звонка будильника сосчитайте до
35 и встаньте. Каждый день убавляйте счет на 5 и через
неделю вставайте на счет «3». Упражнение будет считаться
освоенным, если три недели подряд вы будете вставать на
счет «3».

3.     «Зарядка». Начинайте зарядку с 10 минут. Прибавляя
каждый день по 1 минуте, доведите ее до 17 мин. Упраж­
нение будет освоено, если в течение 3—4 недель вы регу­
лярно будет делать зарядку.

Примечание. К следующему уроку ребята должны принести цветные карандаши или фломастеры, журналы с иллюстрациями, которые не жалко резать, ножницы.

 

 

 

9-Й УРОК. КОЛЛАЖ «МОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»

 

I. БЕСЕДА

Подведем некоторые итоги. На протяжении восьми заня­тий вы узнавали что-то новое о себе, невольно сравнивали себя с другими людьми. Возможно, не всегда эти сравне­ния вас радовали. Но зато вы еще раз могли убедиться, на­сколько все мы разные: А еще вы узнали, как развивать свои способности. И теперь только от вас зависит, как вы этими знаниями распорядитесь.

Все это время вы записывали в дневники свои соображе­ния о том, что происходит на наших занятиях, какие мысли и чувства возникают у вас. На первом занятии вы получили домашнее задание: написать сочинение «Я». У многих эта тема вызвала недоумение. Кому-то трудно было выполнить это задание. Кому-то интересно. То, что вы будете делать сегодня, — продолжение этой работы.

Ребятам предлагается на принесенных листах бумаги вы­полнить коллаж, изображающий себя самого. Желательно не слишком углубляться в расшифровку темы, так как при выполнении этого задания особое значение имеет спон­танность и способность к свободным ассоциациям.

Упражнение очень важно в плане самопознания и само­коррекции, поэтому для его выполнения важна раскован­ность учащихся и творческая атмосфера. Вначале желатель­но провести упражнения на разогрев. Во время работы учи­тель может общаться с детьми, задавать им вопросы по ходу работы, если это будет уместно. Работа имеет психодиагностический и психотерапевтический смысл, служит мощ­ным стимулом для дальнейшего самопознания и самосовер­шенствования.

Работы дети обычно забирают с собой. На них время от времени полезно смотреть. Некоторые ребята вешают их на стену. Большинству доставляет удовольствие смотреть на них. Среди коллажей встречаются настоящие шедевры.

 

 

 

10-Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ

О МИРЕ ПРОФЕССИЙ? КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

 

I.       БЕСЕДА

Классификация — осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам.

Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Вот почему профессор Е.А. Климов разра­ботал классификацию профессий, построенную на основа­нии существенных признаков. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, — и именно они обус­ловливают эти требования. В соответствии с этими четырь­мя признаками и строится классификация профессий, удоб­ная для профессионального самоопределения. Что может быть предметом труда?

По первому признаку — предмету труда — все существу­ющие профессии и специальности можно разделить на пять типов: «человек—техника», «человек—природа», «человек-знак», «человек—искусство», «человек—человек».

Учитель записывает название типов на доске в шесть стол­биков.

А сейчас попробуйте вспомнить профессии, относящие­ся к этим типам.

 

II.      ИГРА «АУКЦИОН»

Ребятам предлагается игра «Аукцион», цель которой — актуализация имеющихся знаний о профессиях и подготов­ка к более сложным игровым взаимодействиям.

Класс делится на три команды. От участников требуется •назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на доске (желательно, чтобы каждая команда записывала «свою» профессию "Сво­им» цветом). Выигрывает та команда, игрок которой до тре­тьего удара молотка (хлопка в ладоши) успел последним назвать необходимую профессию или игроки которой на­звали большее число профессий.

Ход игры представляет собой живой диалог ведущего с иг­роками в условиях дефицита времени на обдумывание. «Аук­цион» позволяет легко и непринужденно обнаружить степень общей информированности о мире профессий, выявить на­правленность профессиональных интересов учащихся.

Во время игры многие школьники часто впервые ощуща­ют, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача ведущего — помочь «пожить» какое-то вре­мя в атмосфере информационного голода. При этом удли­нение и уменьшение интервалов между хлопками, веселые реплики, подсказки ведущего должны способствовать под­держанию высокого темпа игры, мобилизации имеющихся знаний участников, углублению интересов, связанных с раз­личными профессиональными областями.

Обычно игра занимает от 5 до 15 минут и успешно ис­пользуется не только на уроке, но и на вечерах, в различ­ных конкурсах. Наличие таких атрибутов, как деревянный молоток, гонг, символические призы, придает игре особую привлекательность. Самые активные участники «Аукциона», назвавшие наибольшее число профессий и обнаружившие знание очень редких профессий, поощряются специальны­ми призами.

В каком столбике оказалось больше всего профессий? Как вы думаете, почему?

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите в каждом столбике по пять профессий, кото­рые еще не назывались. При работе можно пользоваться справочниками и советоваться с родителями.

 

 

 

11-Й УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ТЕХНИКА»

 

I.       БЕСЕДА

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъяв­ляет эта профессия к человеку. Поэтому очень важно, выби­рая профессию, знать эти требования. Попробуем сформу­лировать их для профессий типа «человек—техника».

Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оцен­ке от работника требуется точность, определенность дей­ствий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, акку­ратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уде­ляется особое внимание. Вспомните профессии, связанные с техникой.

Техника как предмет труда предоставляет широкие воз­можности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практи­ческое мышление. Техническая фантазия, способность мыс­ленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области.

 

II.      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Для этой части урока необходим куб Линка или «Уникуб» Никитина. Если есть два комплекта «кубов», соревнователь­ность упражнения будет выражена ярче.

Классу демонстрируется собранный куб и дается задание: разрушить его и собрать точно так же как можно быстрее.

Доброволец или двое перед классом собирают куб. За­секается время, за которое они справятся с этой задачей. Целесообразно дать возможность выполнить это задание 3-4 учащимся. Отмечается не только скорость решения задачи, но и стратегия.

— Какой тип мышления нужен для успешного выполнения этого задания? Какие профессионально важные качества продемонстрировали ребята?

 

III.    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подумайте, в какой мере у вас развиты качества, о кото­рых мы говорили сегодня; как соотносится тип вашего мыш­ления с профессиями этого разряда?

 

 

 

12-Й УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ПРИРОДА»

 

I. БЕСЕДА

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созер­цательная, а деятельная.

Как вы думаете, что является объектом труда для профес­сий этого типа? Какие это профессии?

Особенность биологических объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и жи­вотные, и микроорганизмы развиваются без всяких выход­ных и праздников; они живут, растут, болеют и гибнут. Спе­циалисту нужно не просто очень многое знать о живых орга­низмах, но предвидеть возможные изменения в них, кото­рые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботли-* вость, терпение и дальновидность. Какой тип мышления предпочтителен для этих профессий? Какие профессиональ­ные качества необходимы?

Вы, наверное, замечали, что животные тонко чувствуют состояние человека: боится ли он, или сам представляет угрозу; нервничает или уверен в себе, одних они любят, а других ненавидят или боятся. Исследования показали, что также реагируют на людей и растения, только эти проявле­ния не столь очевидны.

Человек, работающий в сфере «человек—природа», дол­жен быть спокойным и уравновешенным. Иначе он передаст свое состояние «клиентам». Впрочем, работа, связанная с природой, сама служит мощным средством нормализации состояния человека. Она успокаивает, вносит в душу гармо­нию, служит источником вдохновения для людей творческих.

У каждого человека есть особенности, которые в значи­тельной степени являются врожденными. К ним относится темперамент. Может ли природа как объект труда влиять на темперамент человека?

 

 

 

13-Й УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА
          «ЧЕЛОВЕК—ЗНАК»

 

I.       БЕСЕДА

Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физичес­ких, химических, механических свойств предметов, а с дру­гой — представлять и воспринимать характеристики реаль­ных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества, как сосредоточенность, усид­чивость и хорошее внимание.

Особые требования профессии этого типа предъявляют к
вниманию.

 

II.      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Ребятам предлагается проверить свое внимание с помо­щью специальной методики. Может использоваться обыч­ный бланк или детский вариант методики. Смысл задания не только диагностический, хотя результаты выполнения задания нужно учитывать при консультировании. Невысо­кий по сравнению с другими результат может подтолкнуть ребят к работе по развитию внимания.

Какие виды внимания вы знаете? Какие существуют уп­ражнения для развития внимания? Кто из вас выполняет эти упражнения? Есть ли успехи?

 

 

 

14-Й УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ИСКУССТВО»

 

I.       БЕСЕДА

Важнейшие требования, которые предъявляют профес­сии этого типа,.— наличие способностей, творческое вооб­ражение, образное мышление и, конечно, трудолюбие.

Как вы думаете, какой темперамент преобладает у людей искусства?

Почему среди поэтов, музыкантов и художников так мно­го меланхоликов? «Составляющие» этого темперамента — склонность к одиночеству и впечатлительность, чувствительность нервной системы. Эти чувства находят выражение в произведениях искусства.

 

II.      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Упражнение «Интервью». Отработка навыков спонтанного поведения. Участникам предлагается попробовать себя в роли журналистов, задающих неожиданные, острые вопро­сы, и известных людей (артистов, художников), которым на эти вопросы приходится отвечать. Затем провести обсуж­дение. Что вы чувствовали, отвечая на вопросы? Как вели себя «журналисты»? Удалось ли им расположить к себе со­беседника? Как они обращались к «звездам»? Обратите вни­мание на позы, в которых находились участники интервью.

 

III.    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ      '

Составьте психологический портрет человека творческой профессии — реального или вымышленного; отметьте осо­бенности его характера, мышления, темперамента; профес­сионально необходимые ему качества, постарайтесь сде­лать его «живым».

 

 

 

15-Й УРОК. ПРОФЕССИЯ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»

 

I.       БЕСЕДА

Не так уж много на земле профессий, позволяющих об­ходиться без общения с людьми. Поэтому вы поступите пра­вильно, если обратите внимание на такие качества, как об­щительность, контактность.

Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавли­вать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. Какие качества, по-вашему, необходимы для работы с людьми?

 

II.      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Игра «Контакт» — эффективное средство в приобрете­нии школьниками навыков культуры общения. Она направлена также на частичное определение ими своего соответ­ствия конкретным профессиям, так как участие в проблем­ных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности.

Для активизации школьников перед началом игры можно провести небольшую разминку (см. игру Аукцион»). Разделив для удобства все профессии данного типа на несколько групп (педагогика, медицина, право, культура, сфера обслуживания), учитель просит детей поочередно называть все знакомые им профессии, относящиеся к определенной группе. Выигрыва­ет участник, последним назвавший профессию. После такой разминки ребята легко настраиваются на игровой лад.

Участники делятся на пары. Каждая пара получает листок с описанием ситуации, которую предстоит разыграть:

Воспитатель детского сада—мать (отец) ребенка. Ре­
бенок провинился, воспитатель рассказывает об этом мате­
ри. Она защищает малыша, не вникая в суть дела и считая,
что ее ребенок просто не может быть не прав. Какова по­
зиция воспитателя?

Врач—пациент. Молодой врач при посещения больно­
го (пожилого человека) ставит диагноз и назначает лече­
ние. Но пациент сам имеет медицинское образование и с
диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит
молодой врач?

Следователь—свидетель. По ходу расследования пре­
ступления следователь допрашивает свидетеля. Тот гово­
рит неправду (придумайте сами, почему). Как убедить его
дать правдивые показания?

Учитель—ученик. Ученик-эрудит просит разрешения
дополнить учителя истории после объяснения нового мате­
риала. Он рассказывает любопытные, но неизвестные пе­
дагогу факты и интересуется его мнением по этому поводу.
Какова реакция учителя?

Парикмахер—клиент. Клиент заказывает стрижку, кото­
рая ему явно не пойдет (придумайте, почему). Парикмахер
предлагает другой вариант, но клиент не согласен. Какую
позицию займет парикмахер?

Гид-переводчик—иностранный бизнесмен. Гид-пере­
водчик сопровождает иностранного бизнесмена из аэро­
порта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что место в
ней не забронировано. Уставший иностранец не понимает,
почему ему не дают отдохнуть после утомительной дороги.
Что в этой ситуации может предпринять гид?

Ответы на заданные в игре вопросы школьники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Игра заставляет самостоятель­но мыслить и брать на себя ответственность за принятые решения. Задача учителя — помочь школьникам вжиться в роль, встать на место тех, кого они изображают. Иногда уча­щиеся боятся принимать неординарные решения потому, что незнакомы со своими правами и обязанностями. Они, например, могут не знать, что в случае сомнения при по­становке диагноза (ситуация 2) врач может собрать конси­лиум. Подсказка учителя, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации 6 они также теряются, поскольку в обязанности переводчика не входит улажива­ние бытовых проблем. Но гид может проявить инициативу: успокоить иностранца, попытаться найти организаторов по­ездки.

На заключительном этапе игры участникам предлагается проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение «специалистов», выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение. Итогом игры должен стать вывод о том, что при выборе профессии типа «человек—человек» нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, в любых условиях сохраняя выдержку, спокой­ствие и доброжелательность.

По завершении игры учитель записывает на доске прави­ла, которые ученики должны переписать в тетрадь.

Единственный способ добиться успеха в споре — укло­
ниться от него.

Проявляйте уважение к мнению другого.

Если не правы, признайте это сразу и чистосердечно.

Дайте собеседнику возможность выговориться.

Честно попытайтесь взглянуть на проблему с точки зре­
ния другого.

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте «реестр» профессионально важных качеств для работы в сфере «человек—человек»; выделите те черты, которыми вы обладаете, и те, которых вам, на ваш взгляд, не хватает.

 

 

 

16-Й УРОК. ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

I. БЕСЕДА

Что самое главное при выборе профессии? Чтобы твоя работа в будущем была успешной и приносила удовлетво­рение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.

Можно выделить две ошибки, приводящие к неверному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отноше­ние к различным обстоятельствам выбора (к области дея­тельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решения; во-вторых, недостаточность знаний, опыта, информированно­сти о существенных обстоятельствах этого выбора. Встре­чались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют?

Почему это произошло?

Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с помощью учителя сформулировать и записать причины, приведшие к неправильному выбору профессии: предубеж­дения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения (на свой счет, на счет профессии).

В отношении ряда профессий существуют предубежде­ния, которые заключаются в том, что некоторые виды дея­тельности воспринимаются как непрестижные. Список этих профессий может меняться в течение одного или несколь­ких поколений. Так, профессия учителя, полвека считав­шаяся в нашей стране престижной, в начале 90-х годов перешла в разряд непрестижных. Сейчас ее репутация мед­ленно восстанавливается. Как вы думаете, почему это про­изошло? Какие профессии вы считаете престижными и почему? Как вы вообще понимаете слова «престиж», «пре­стижность»?

Довольно часто выпускники выбирают профессию «за ком­панию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у друзей совпадают интересы, склонности и способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только этим принципом. В этом случае его, как правило, постигает жестокое разоча­рование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем слу­чае. В худшем он будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом. Какие последствия это будет иметь для его карьеры?

Нередко интерес к профессии формируется под влияни­ем книг, кинофильмов, знакомства с интересным челове­ком, которому хочется подражать. Каковы профессии геро­ев популярных современных фильмов? Как вы к этим про­фессиям относитесь?

И последнее. Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенно­сти своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интере­сы и склонности.

 

 

 

17-Й УРОК. ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ

 

I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Усвоение материала происходит во время проведения игровой профориентационной методики, разработанной Н.С. Пряжниковым.

Методика служит для оперативного определения наибо­лее подходящих для подростка профессий на основе выбо-оа соответствующих характеристик трудовой деятельности. Она проста и эффективна.

1.       Цели труда

1.1 Оценивать, проверять.

1.2 Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3 Перевозить что-либо.

1.4 Изготавливать какие-то предметы.

1.5 Учить, воспитывать, консультировать.

1.6 Творить, создавать новое.

1.7 Руководить людьми.

1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо.

1.9 Постоянно работать над собой, «быть в форме».

2.       Предмет труда

2.1 Технические объекты.

2.2 Тексты, графики, числа.

2.3 Экономика и политика.

2.4 Искусство.

2.5 Наука.

2.6 Растения и микроорганизмы.

2.7 Животный мир.

2.8 Люди.

2.9 Детали и материалы.

3.       Средства труда

3.1 Ручные.

3.2 Механические.

3.3 Автомеханические.

3.4 Компьютеры.

3.5 Интеллект.

3.6 Выразительные движения, мимика.

3.7 Творческое мышление.

3.8 Возможности организма и органов чувств.

3.9 Голос, интонация.

4.       Условия и организация труда

4.1 Бытовой микроклимат.

4.2 Помещения с большим числом людей.

4.3 Разъезды.

4.4 Самостоятельность.

4.5 Открытый воздух.

4.6 Экстремальные условия.

4.7 Особые условия.

4.8 Изысканные отношения.

4.9 Работа на дому.

После того как комплект карточек сделан (это не должно занимать больше 20 минут), учащимся предлагается из каж­дой группы карточек выбрать 2—3 наиболее привлекательных. В результате выбора предпочитаемых целей, предме­та, средств и условий труда возникает достаточно полная мотивационная картина профессионального выбора. Если подросток еще не выбрал профессию, то по этим характе­ристикам можно ее определить.

После того как все учащиеся разложат перед собой кар­точки с отобранными признаками, можно попросить кого-нибудь прочитать вслух эти признаки, а остальным предла­гается угадать, какая профессия загадана.

Если останется время, можно предложить стать профкон-сультантом для соседа по парте и прокомментировать его выбор карточек.

На какую профессию вам удалось выйти в результате? Соответствует ли эта профессия вашему выбору, если он есть? Запишите полученные характеристики и профессию.

 

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«Проконсультируйте» с помощью этой методики своих родителей и определите, как соотносится выбор указанных характеристик с их реальной профессией.

 

 

 

18-Й УРОК. СПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

 

I. БЕСЕДА

Если требования, предъявляемые профессией к челове­ку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Профпригодность — это гармония человека и его дела.

Пригодность к профессии характеризуют такие показате­ли, как успешность в овладении профессией и удовлетво­ренность человека своим трудом. В основе первого пока­зателя лежат прежде всего способности человека. Под этим термином понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в профессиональной деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих зна­ний и умений.

В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, ведь мы не знаем, сколько труда потратил тот или иной человек.

Итак, способности — это возможность достижения высо­кого уровня мастерства. Различают общие и специальные способности. Какие способности, по-вашему, можно счи­тать общими? А специальными?

Общие способности — это такие качества, как трудолю­бие, внимательность, сообразительность, целеустремлен­ность. Эти качества важны во всех видах деятельности.

Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге деятельности. К ним относятся музыкаль­ный слух, зрительная и слуховая память, способность к сопе­реживанию, особая чувствительность рук и многие другие.

Каждому человеку свойственны определенные способно­сти. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обыч­но судят о его профессиональной пригодности.

Высший уровень профессиональной пригодности подра­зумевает наличие у человека ярко выраженных качеств. Тогда говорят о призвании.

В том случае, если у человека нет необходимых для изби­раемой профессии способностей, он может пойти по одно­му из двух путей: либо отказаться от своего выбора и пере­ключиться на что-либо другое, либо вспомнить о замеча­тельном свойстве человеческой психики — компенсации.

Компенсация способностей — это возмещение недоста­ющих или плохо развитых качеств за счет других. Как вы думаете, каким образом?

 

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите, какими способностями вы обладаете и какие хотели бы развить в себе.

 

 

 

19-Й УРОК. ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

 

I.       ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Ребятам предлагается методика «Опросник профессио­нальной готовности» Л.Н. Кабардовой, раздаются опросни­ки, бланки и дается обычная инструкция.

На выполнение методики требуется 20—25 минут. Уча­щимся следует напомнить, что нельзя обсуждать вопросы друг с другом и слишком долго думать — как правило, пер­вая реакция самая верная. Можно также напомнить, что до­стоверность результатов зависит от объективности самооцен­ки: важно адекватно оценить свои умения.

Наибольшее количество баллов говорит о предпочтении какой-то профессии. Чем больше сумма, тем ярче выражена склонность к профессии. Результат меньше 20 баллов по всем пяти группам говорит о неготовности к выбору профессии. Этим ребятам необходима индивидуальная консультация.

На какие пять групп делятся профессии по предметам тру­да? Попробуйте проанализировать вопросы и понять, какие типы профессий соответствуют каждому из пяти столбиков?

Если ребята испытывают затруднения, учитель рассказы­вает, какой тип профессии соответствует каждой колонке, приводит примеры.

Если определить сферу своей будущей деятельности по этому тесту учащиеся могут самостоятельно, то сказать кон­кретно, какого типа профессия ему подходит, может только учитель в ходе индивидуальной экспресс-консультации.

Как правило, за урок удается каждому сказать, какая про­фессия ему подходит, если сам ученик готов к осознанному выбору профессии.

 

II.      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Соотнесите результаты тестирования со своим выбором (если он есть); запишите свои соображений по этому поводу.

 

 

 

 

20-Й УРОК. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОГРАММА

 

I. БЕСЕДА

Одним из важнейших источников информации о профес­сии являются профессиограммы. Профессиограмма — характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к лич­ным качествам человека.

Все профессиограммы построены примерно по такой схе ме:

название профессии;

вид труда (ручной, механизированный, автоматизирован ный, интеллектуальный и т. д.);

предмет труда и продукт труда;

знания и умения, необходимые для выполнения работы

условия работы;

медицинские противопоказания;

требования к человеку;

пути получения профессии.

Учащиеся записывают схему профессиограммы.

 

II.      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Игра «Аукцион».

В начале игры школьники объединяются в две численно равные команды — «Оптимистов» и «Скептиков». Предвари тельно уточняется значение этих слов. Затем учитель назы вает несколько профессий разных типов (по типологии Е.А. Климова) и предлагает участникам команд с учетом cвоей роли назвать максимальное количество их позитивных или негативных характеристик.

Для подготовки дается не более 10 мин. За это время учас­тники могут посоветоваться друг с другом, навести необходи­мые справки в заранее подобранной литературе. При ответе им необходимо осветить следующее (составить профессиограмму): какое значение имеет данная профессия для обще­ства? Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной — в ней используется? Назвать объект труда, ко­нечный результат работы, примерную зарплату. Охарактери­зовать условия работы. Предполагает ли эта профессия ин­тенсивное общение с людьми? Имеет ли она медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать че­ловек, выбравший эту профессию? Где ее можно получить?

Учитель может использовать доску или стенд для записи вопросов. Команды выступают по очереди. За каждую обо­снованную характеристику получают 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Нередко при разборе профессии одна и та же характери­стика рассматривается и как положительная, и как отрица­тельная. В этом случае побеждает команда, аргументы ко­торой более весомы. Для того чтобы представление о про­фессии было более полным, учитель может задать наводя­щие вопросы или назвать недостающие характеристики.

В заключение учитель обращается к играющим с вопро­сами: кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Кому в команде она больше подходит и почему? Что вас особенно привлекает в ней? Насколько корректно и продуктивно про­ходило обсуждение? Как вы оцениваете успешность рабо­ты в группе?

 

III.    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте профессиограмму любой профессии; повтори­те пройденный материал и подготовьтесь к заключительно­му уроку.

 

 

 

21-Й УРОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРОССВОРД

 

I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Класс делится на группы по 5-6 человек. Составьте кроссворд «Как выбирать профессию», зашиф­ровав 10—15 понятий, с которыми вы познакомились на уроках. Можно пользоваться записями и справочниками. На работу отводится 20 минут.

Перед работой учитель напоминает правила ведения груп­повой дискуссии или пишет их на доске.

Во время работы он наблюдает за ходом дискуссии. Не­плохо бы записать ее на видеокамеру. Когда работа над составлением кроссвордов закончена, команды меняются ими, после чего отгадывают их.

Затем учитель дает ребятам возможность самим оценить успешность выполнения работы.