Факультативный курс «Работа с текстом»
Данная программа факультативного курса по русскому языку «Работа с текстом» для 9 класса разработана на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта по русскому языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.
Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова «Русский язык» - М.: «Просвещение», 2010)
Цель курса: научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи курса:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста, отрабатывать в процессе анализа базовые понятия теории текста;
- совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи, анализ авторского стиля и изобразительно-выразительных средств);
- учить построению законченных высказываний (текстов) определённых жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого единства текста; - вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста; формировать навыки литературной и правописной правки текста.
Факультативный курс по русскому языку «Работа с текстом» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом - это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником - уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Работа с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная программа факультативного курса для 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Программа факультативного курса по русскому языку «Работа с текстом» рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю (из части, формируемой участниками образовательного процесса), 34 недели.
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту родного языка, уважительное отношение к нему и гордость за него;
- достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе устного и письменного общения.
- Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- аудирование и чтение (адекватное понимание информации, владение разными видами чтения, способность извлекать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета);
- говорение и письмо (способность определить цели предстоящей деятельности, способность участвовать в речевом общении, способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, умение выступать перед аудиторией).
2) применение приобретённых знаний в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство приобретения знаний по другим предметам;
3) коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Предметные:
1) овладеть знаниями об основных признаках текста, средствах и видах связи предложений в тексте, типы текстов, практических стилях речи и их признаках, видах тропов и стилистических фигур;
2) владеть навыками определения темы, идеи и проблематики текста, выявления авторской позиции, выражения своего отношения к проблеме исходного текста, определения изобразительно-выразительных средств художественного текста.
Русский литературный язык и его нормы.
Языковая норма и её виды. Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка.
Понятие экологии языка. Виды норм русского литературного языка. Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. Коммуникативный аспект культуры речи.
Средства выразительности русского литературного языка.
Богатство и разнообразие речи. Словообразование. Заимствования. Выразительность речи.
Лексическая синонимия и антонимия. Лексическое богатство русского языка. Тропы.
Омонимия. Многозначность слова. Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия. Стилистические фигуры.
Культура речи.
Нормативный аспект культуры речи. Речевой этикет и культура диалога. Формулы вежливости.
Текстоведение.
Текстоведение как раздел лингвистики. Текст как произведение речи. Основные признаки текста. Средства связи предложений в тексте. Типология текстов. Повествование. Описание. Рассуждение. Комбинированный тип речи. Рецензия как речевой жанр. Тема текста. Микротемы текста. Тема и идея (основная мысль) текста. Проблематика текста.
Авторская позиция. Способы переработки текстовой информации.
Практическая стилистика русского языка.
Русская стилистика. Создание собственного текста на исходном материале (по материалам ОГЭ).
Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
Русский литературный язык и его нормы. |
6 |
Средства выразительности русского литературного языка. |
8 |
Культура речи. |
4 |
Текстоведение. |
15 |
Практическая стилистика русского языка. |
1 |
Всего |
34 |
Личностными результатами освоения факультативного курса по русскому языку «Работа с текстом» учащимися 9 класса являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.
Метапредметными результатами являются:
- владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):
- понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); - свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; - владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);
- коммуникативное и целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
- представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества; - понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Литература
1.Учебно-методический комплект: ОГЭ 2018. Русский язык. 36 вариантов типовых тестовых заданий + 300 дополнительных заданий. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т., М.: «Просвещение», 2018.
2.Основной государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под ред. И.П. Цыбулько. Русский язык. 9 класс - АСТ – Цыбулько, - 2018.
3. Сборник разноуровневых заданий. Русский язык. 9 класс. ГИА - Акимова - Х. - 2016.
4. ФИПИ http://www.fipi.ru/
Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005.
8. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
9. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 2001г.
10. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
Дидактический материал к теме: «Культура речи. Коммуникативный аспект культуры речи.»
Анкета для учащихся
по первоначальной диагностике знаний
о правильности речи.
1.Твой уровень культуры речи?
а) высокий
б) средний
в) низкий
2. Как ты реагируешь на ошибки в произношении окружающих?
а) отмечаю про себя
б) пытаюсь вежливо поправить говорящего
в) возмущаюсь, выражая негодование
3. Как ты расширяешь свой словарный запас?
4. Какие словари ты знаешь? Умеешь ли с ними работать?
5. В чем различие буквы от звука?
6. С какой целью ты выбрал для изучения элективный курс по работе с текстом?
Контрольная работа по определению уровня орфоэпической грамотности учащихся (нормы русского литературного языка)
Работа проводится только устно, индивидуально с каждым учащимся без предварительной подготовки.
Учитель отмечает количество произносительных и акцентологических ошибок, которые фиксирует в своем диагностическом журнале.
По окончании курса целесообразно провести эту работу повторно, чтобы сравнить результаты.
Индия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира. Мама попросила купить в кулинарии языковую колбасу, свеклу, творог, торты и бутылочку сливового сока. В Москву из США прибыли эксперты ФБР. Необходимо упростить выражение. У нас сегодня на ужин будет яичница с беконом. Самолеты НАТО бомбардировали югославские города. Правительства разных стран обсудили инцидент и выразили соболезнование. Телефон звонит не переставая. В 2009 году прибыль предприятий составила 17 миллионов 237 895 рублей. Мусоропровод опять не работает! Ожидается созыв очередного заседания Государственной Думы. Посмотри перечень товаров в каталоге. Оптовый магазин предлагает мягкую и кухонную мебель любой комплектации и расцветки: холодильники, стиральные машины, газовые плиты и прочую бытовую технику; шторы, жалюзи, мелкую галантерею.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.