Факультативный курс «Учимся понимать художественный текст» для учащихся 6 классов школ с казахским языком обучения на 2019-2020 учебный год

  • docx
  • 31.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 29_fak_6kl_uchimsya_ponimat__hud_tekst.docx

 

 

 

 

 

Факультативный курс

 

«Учимся понимать художественный текст»

для учащихся 6  классов

школ с казахским языком обучения

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Учитель русского языка и литературы: Болт Н.В.

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Программа факультативного курса для 6-х классов «Учимся понимать художественный текст» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), построена с учетом принципов системности, доступности и научности учебного материала.

Факультативный курс «Учимся понимать художественный текст» посвящен одной из ключевых учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний. В 5-6 классах закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится художественный текст как речевое произведение, который является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.

Понимание прочитанного текста является необходимым условием полноценного общения ученика с книгой (учебником, литературным произведением) - только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.

Курс «Учимся понимать художественный текст» даёт учащимся возможность освоить приёмы понимания и анализа текста, овладеть универсальными учебными действиями, которые будут способствовать успешному освоению программы средней школы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку и литературе, поэтому данный факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных лингвистических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.

Программа факультатива расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного понимания и анализа предложенного текста.

 

 

 

Задачи курса «Учимся понимать художественный текст»:

 

1.Сформирорвать приемы осознанного чтения.

2.Совершенствовать умение вести диалог с текстом.

2. Помочь учащимся приобрести опыт сопереживания и размышления.

3.Научить видеть в художественном тексте интеллектуальные, эстетические и нравственные задачи и решать их собственными силами и с собственных нравственных позиций.

     

                                         Цели курса заключаются в

·  формировании умений чтения и анализа текстов с привлечением базовых лингвистических понятий и необходимых сведений по теории языка;

·  приобретении опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой основной и второстепенной информации;

·  формировании коммуникативных умений учащихся при работе над текстом;

·  овладении основных текстоведческих понятий;

·  приобретении опыта анализа текстов разных стилей. 

           Основные формы работы - индивидуальные, групповые. На занятиях используются приемы технологии критического мышления, диагностический материал в форме тестов, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал.

Формами входного и итогового контроля могут стать проверочные работы по чтению познавательных текстов, обучающая самостоятельная работа, контрольный тест, сочинение, собеседование, создание кроссворда, презентация кластера по теме курса.

Учащиеся, по итогам работы, награждаются грамотами.

Требования к результатам изучения факультативного курса «Учимся понимать художественный текст»

 

Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы факультативного курса являются следующие умения и качества:

·  стремление к совершенствованию собственной речи;

·  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами освоения учащимися 6 класса программы факультативного курса являются:

·  способность адекватно понимать прочитанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей (определять тему, основные мысли текста, объяснять смысл названия, основную и дополнительную информацию);

·  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);

·  уметь задавать вопросы к тексту;

 

Предметными результатами освоения учащимися 6 класса программы факультативного курса являются:

·  осознание русского языка как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

·  способность извлекать необходимую информацию в зависимости от коммуникативной задачи;

·  проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.

 

Ожидаемый результат

 

иметь представление

1.     о видах информации в тексте;

2.     о функционально-смысловых типах речи в тексте;

3.     о видах работы с текстом.

Овал: Ученик будет 

уметь

7.     анализировать текст;

8.     формулировать, обосновывать свою точку зрения;

9.     выполнять задания творческого характера в рамках курса;

10. создавать самостоятельные творческие работы на заданную тему;

 

 

 

знать

  1. признаки текста;

5.     лингвистические термины;

6.     алгоритм анализа текста;

 

иметь опыт (владеть)

11. иметь опыт анализа текста;

12. применять на практике полученные знания, умения и навыки;

13. иметь опыт работы со справочной и дополнительной литературой филологической направленности;

14. иметь опыт в составлении кроссвордов, в выполнении тестовых заданий.

 

 

Литература для учащихся

  1. Жанпейс У.А., Русский язык и литература. Хрестоматия 6класс, Алматы «Атамура» 2018 г

2.     Лингвистический энциклопедический словарь. - М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»

3.     Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы - М.: Русский язык, 1983. - 704с.

4.     Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Азбуковник, 2003. - 944с.

 

Литература для учителя

1.     Владовская Е.А. Комплексный анализ текста. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

2.     Граник Г.Г. С.М. Бондаренко и др. Литература. Учимся понимать художественный текст.. - Москва, «Астрель-АСТ», 2001.

3.     Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой.- М.: «Мой учебник», 2007.

4.     Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Когда книга учит. - М.: Педагогика,1991.

5.     Жанпейс У.А.,Есетова А.Т.Русский язык и литература .6класс ч.1,Алматы «Атамура» 2018 г

6.     Жанпейс У.А.,Есетова А.Т.Русский язык и литература .6класс ч.2,Алматы «Атамура» 2018 г

7.     Жанпейс У.А., Русский язык и литература. Хрестоматия 6класс, Алматы «Атамура» 2018 г

8.     Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность, 2003

9.     Малюшкин А.Б Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

10. Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку.5-7 классы-Ростов н/Д: Легион, 2013.

11. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. Серия «Педагогический практикум». Москва, «Первое сентября», 2002.

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Учимся понимать художественный текст»

 

№п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки

Основное содержание

по темам

Основные виды деятельности ученика

Учебные ресурсы

 

Текст и его основные понятия (19 ч.)

 

1

Текст.

Определение текста

 

1

02.09-06.09

Текст. Признаки теста. Построение текста.

Устанавливать различия между набором  предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы.

«На катке», «Сыновья», «Просто старушка» -В. Осеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагменты рассказа А.Беляева «Последний человек из Атлантиды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Есенин «Поёт зима – аукает»

 

 

Отрывки из рассказа Роберта Стайна «Проклятие гробницы фараона»

 

 

Отрывки из рассказа Роберта Стайна «Проклятие гробницы фараона»

 

 

Фрагменты сказкиЛ.Кэррола «Алиса в Стране чудес»

2

Авторская позиция в тексте

1

09.09-13.09

 

 

3

 

 

Тема текста. 

 

1

16.09-20.09

Тема текста. Темы широкие и узкие. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.

Определять тему и основную мысль высказывания. Устанавливать связи между темой и идеей текста. Осмысливать способы выражения темы и основной мысли текста.

Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию.

4

Основная мысль

1

23.09-27.09

5

Заголовок текста

1

30.09-04.10

6

7

Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Зачин (первое предложение).

2

07.10-11.10

 

 

14.10-18.10

Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация.

Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца.

8

Виды зачинов.

 

1

21.10-25.10

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру  текста

9

10

Ключевые слова.

 

2

04.11-08.11

 

11.11-15.11

Ключевые слова.

Уметь выделять в тексте научные слова.

11

12

Художественно – изобразительные средства.

2

18.11-22.11

 

25.11-29.11

Эпитет. Сравнение. Олицетворение.

Уметь находить из текста примеры худ –изобр. средств

Анализировать тексты.

 

13

Графическое моделирование структуры текста.

 

1

 

03.12-06.12  

Работа с содержанием текста

преобразовывать текст в графическую форму : схемы, кластер, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, карта

14

15

Составление текста из рассыпанных частей

 

2

09.12-13.12

 

 

 

18.12-20.12   

Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте.

 

 

Совершенствование умения распознавать замысел автора.

16

17

 

Смысловая и композиционная целостность текста.

 

2

23.12-27.12

 

 

09.01-10.01

Работа над анализом текстов.

18

 

 

План текста.

1

 

13.01-17.01

План как вид информационной переработки текста.

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного);соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана

 

 

 

 

 

 

 

«Страна пирамид» («Весёлый затейник»)

Почему льва называют «царём зверей» (из инциклопедии «Чудо – книга»)

19-20

Проверяем себя!

Текст. Признаки теста. Построение текста.

 

2

 

20.01-24.01

 

 

27.01-31.01

Основные термины и понятия раздела

Определять тему, основную мысь текстов. Находить ключевые слова. Находить в текстах самостоятельные части речи и определять их морфологические признаки. Определять худож-изобразит средства. Составлять простой план прочитанного текста. Устанавливать различия между набором предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы.

 

 

С чего начинается понимание текста (6ч.)

 

21-22

 

Внимание к знаку.

2

 

03.02-07.02

 

10.02-14.02

Формирование умения воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания.

 

Произведения С.Есенина «Берёза», «Черёмуха»

 

 

 

Фрагменты из произведений хрестоматии

 

23

 

Идеальный читатель.

1

 

17.02-21.02

Последовательность работы с текстом.

 

24

Увидеть  Услышать

1

 

24.02-28.02

 

Формирование умения «увидеть», «услышать» написанное автором.

25-26

Учимся делать монтаж текста.

 

2

02.03-06.03

 

09.03-13.03

Составление плана текста

 

 

Функционально -смысловые типы речи в тексте(3ч)

 

27

Описание

1

 

16.03-20.03

Описание как тип речи. Композиция описания.

Сопоставлять типы речи на материале предложенных текстов и опыта речевого общения.

Упражняться в определении типа речи.

Редактировать написанное.

 

28

 

Повествование

1

 

03.04-10.04

Повествование как тип речи. Рассказ как повествовательный жанр.

29

Рассуждение

1

 

13.04-17.04

Рассуждать - значит доказывать. Композиция рассуждения.

 

Раздел 1.         Система работы с текстом. Приемы диалога с текстом 5(ч.)

 

30

 

Основные виды работы с текстом.

1

 

20.04-24.04

Тезирование текста.

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

 

 

 

 

Сочинение историй, сказок.

Описать словами, изобразить небольшой текст, прочитанный учителем.

Описать словами, изобразить текст, где есть что представить и то, что представит нельзя.

Тексты на ассоциации

Раздаточный материал

 

 

 

 

 

Произведения русских и казахских поэтов о природе

31

Основные виды работы с текстом. Работа с вопросами

1

27.04-30.04

классификация Б. Блума, в которой выделяют шесть типов вопросов:

 

32

 

Поэтическая экскурсия «Краски и звуки в пейзажной лирике.Воображе

ние-  эмоциональ

ный компонент чтения

1

04.05-08.05

умение понимать основную мысль текста, умение прогнозировать развитие событий, умение интерпретировать текст, умение составлять оригинальные тексты.

 

 

33

Восстановление деформированного текста

1

11.05-15.05

 

34.

Комплексный анализ текста.

1

18.05-22.05

Итоговый комплексный анализ текста

Работа с тестом

Раздаточный материал