«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»
Оценка 4.7

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

Оценка 4.7
docx
17.12.2019
«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»
открытый урок.docx

            Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Екатерина Александровна Кириченко

 Класс: 7

Профиль обучения: непрофильный

Учебник: под ред. Т.Ф. Курдюмовой (базовый уровень)

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Таганрог

 

 

 

 

Раздел 6 , 10 урок в разделе, второй урок  по творчеству В.В. Маяковского.

 

Цели урока:

Обучающие цели:

- ознакомить учащихся с отдельными сведениями о жизни и творческом пути поэта;

- изучить и раскрыть художественное своеобразие стихотворения;

- совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения;

- определять роль фантастических картин в произведении;

- раскрыть понимание автором роли поэта в обществе;

- формировать умение определять главную мысль стихотворения и идейную позицию автора;

Развивающие цели: развитие универсальных учебных действий (УУД) – развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, обобщать  и систематизировать учебную информацию, формулировать выводы; развивать рефлексивную культуру учащихся; формировать навыки наблюдения, развивать воображение, связную речь, творческие способности учащихся;

Воспитательные цели: воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении классной работы; любовь и уважение к родному языку, воспитывать эстетический вкус,

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования и совершенствования навыков и умений с элементами практикума.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

 

Формы работы: анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, фронтальные, групповые.

 

Задачи урока:

- исследовать мир поэтических образов стихотворения Маяковского, подчеркнуть их своеобразие;

- сделать вывод о роли фантастических картин в произведении и о значении творчества в жизни поэта.

 

Технологии: здоровьесберегающая, развитие критического мышления, проблемное обучение.

 

Приемы обучения: игровые, исследовательские.

Оборудование: портрет В.В. Маяковского, электронная презентация, иллюстрационный материал, выставка книг с произведениями В.В. Маяковского, учебник литературы Т.Ф. Курдюмовой для 7 класса, звукозапись авторского исполнения стихотворения, сообщение учащегося, карточки с заданиями для работы в группах, карточка для домашнего задания, толковый словарь Ожегова и Шведовой.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

№ п/п

Название этапа урока

Содержание

Формы работы,

режимы

Использование

дополнительных информационных материалов,

средств ИКТ

Примерное время

1

Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

 

 

1 мин.

2

Реализация домашнего задания

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомство с замечательным поэтом начала 20 века В.В. Маяковским. Я предлагаю вам вспомнить некоторые факты из его биографии. В этом нам поможет «волшебный мешочек», который я держу в руках. Итак, посмотрим, что в нем находится:

Мыло в мыльнице

(Маяковский постоянно носил с собой мыльницу и при каждом удобной случае мыл руки);

Булавка –

(у Владимира Маяковского была фобия заразиться какой-либо болезнью. Считается, что так на поэта повлияла смерть отца - он умер от заражения крови, наступившего после укола простой иглой, когда сшивал бумаги).  
Кольцо-

(Маяковский подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л.Ю.Б» (Лиля Юрьевна Брик). Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ»).
Американский флаг-

 (побывал множество раз за границей с гастролями, включая не только Европу (Франция, Германия), но и Америку. У Владимира Маяковского была дочь от русской эмигрантки в Америке Елизаветы Зиберт (Элли Джонс). Хелен Джонс, известная также, как Елена Маяковская родилась в 1926 году 15 июня и умерла 1 апреля в 2016 году. За свою жизнь женщина написала 15 книг, часть из которых посвящена ее отцу, была доктором философии).

Билет в кино-

(во времена Маяковского в России как раз зарождался кинематограф, поэт писал сценарии и сыграл пару киноролей. К сожалению, до нашего времени дошли только фрагменты из фильма «Барышня и хулиган», в котором можно посмотреть игру Владимира).

Краски-

(В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи и зодчества.
1918-1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. Плакатов, предназначенных для вывешивания в витринах пустующих магазинов и отражающих злободневные политические и военные события).
Деньги-

(Маяковский постоянно раздавал свои деньги старикам. Он тайно отыскивал бедных стариков и помогал, не называя, от кого деньги.

Злые языки часто шутили в адрес Маяковского, будто он нарочно разбивает строки, чтобы получить больше денег за свои стихи. Слухи были основаны на том, что в некоторых изданиях гонорар за напечатанные стихотворения выплачивался поэтам в зависимости от количества строк в произведении, а не от фактического количества печатных знаков.)
Собака-

(поэт любил домашних животных. Особенно привязывался к собакам. Он даже как-то раз подобрал на улице щенка и привел в дом, назвав его просто – Щен. Кстати, потом подписывался этой кличкой в страстных записках к своей возлюбленной Лили Брик).

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель-класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Волшебный мешочек» с предметами-подсказками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

3

Актуализация

Учитель: Владимир Маяковский интересен не только как поэт, но и как личность - яркая, неординарная, самобытная. Предлагаю составить кластер «Такой разный Маяковский».  (Маяковский – художник, Маяковский – киноактер, Маяковский – поэт,

Маяковский–путешественник).

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о творчестве русского самобытного поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930). Дома вы знакомились со стихотворением «Необычайное приключение…»,  что вас удивило? (Сочетание фантастики и реальности в стихотворении), поэтому тему обозначим просто и понятно. (Записывается тема урока, которая обозначена на доске)

 «Фантастический сюжет и жанр стихотворения

В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

Учитель-ученик.

 

Составление кластера.

 

2 мин.

4

Целеполагание

Какие цели мы поставим перед собой, изучая эту тему?

(Цели пропечатаны на полосках желтой бумаги и прикрепляются, по мере называния, к доске магнитами)

 (Познакомиться с отдельными сведениями о жизни и творческом пути поэта; совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения; раскрыть художественное своеобразие стихотворения; определить роль фантастических картин в произведении;- определить главную мысль стихотворения и идейную позицию автора; развить воображение, связную речь.)

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

5

Работа над темой урока

1. Сообщение учащегося «Маяковский и «Окна РОСТА».

2. Слово учителя

Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работая в РОСТА и ежедневно приезжая в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

3. Литературный практикум по стихотворению.

1)Работа над заголовком.

Учитель: Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)

Учитель: Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)

Учитель: Сделайте самостоятельно вывод.

(Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты).

2. Работа с текстом. Восприятие и истолкование

Учитель: Послушайте внимательно стихотворение, как его читал сам Маяковский. Запись с пластинки, поэтому просьба – внимательней вслушиваться в слова.

Учитель: Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?

(Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)

Учитель:  Для более детальной работы над текстом стихотворения выделим в нем композиционные части.

Что мы называем композицией худ произведения?

(Композиция это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.)

Ребята, на доске вы видите названия композиционных частей стихотворения. Предлагаю расположить их в верной последовательности.

(1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта».

2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"».

3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».)

Учитель: Давайте проанализируем мир поэтических приемов Маяковского, рассмотрев каждую из частей стихотворения.

1. «Обыденная работа поэта».

Учитель: Прочитайте выразительно первую часть стихотворения.(читает ученик)

Учитель: Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал»? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.)

Учитель: Как называется такой прием в литературе? (гипербола)

Учитель: А попробуйте объяснить речевой оборот «жара плыла»? (Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.)

Учитель: Как называется такой прием в литературе? (метафора)

Найдите в этой части ещё метафору (Закат пылал)

– Как в этой части представлено солнце? Его работа?(Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд. И день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставал. Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)

Учитель: Куда каждый вечер уходит солнце? В. Маяковский отвечает на этот вопрос по-своему, как истинный поэт. Почему он употребляет слово «наверно»? (Поэт не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...)

Учитель: Очень хорошо. Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? (Нет, все то же, что и вчера.)

- Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен! Он разгневан и срывает зло на солнце.)

Учитель: Таким образом перед нами действующие лица…какие? (Поэт Владимир Маяковский, который отдыхает на даче от работы в РОСТа, где рисует плакаты, не зная «ни зим, ни лет…» Еще одно действующее лицо - это солнце).

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

(На доске составляется 

кластер в виде солнца)

(солнце – лучи со словами: счастье, радость, свет, жизнь, мудрость, величие, тепло) .

Учитель: Солнце – большое, сильное, добродушное, работящее. Солнце и словообразования в тексте употребляются 18 раз. Что может объединять действующих лиц? (оба великие труженики)

2. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение «на чай».

Учитель: Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?

Слазь!

Дармоед!

Довольно шляться!

Неженка!....

Зашло бы

Учитель: Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обращаясь к солнцу? Как их называют еще? (Просторечные слова)

Учитель: Справедливы ли такие слова?(Наверное, нет. Солнце - не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...)

Учитель: Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотонная, но долг художника превыше усталости.)

Учитель: Слышит ли солнце поэта, отреагировало ли на его грубость?(солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но поэт не привык отступать!).

Учитель: А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...»)

Найдите синонимы в тексте к слову «солнце». (дармоед, златолобо, светило, масса)

Почему слова-синонимы меняют свою стилистическую окраску? (дармоед-златолобо-светило)

(Поэт возмущен, раздражен, что хотя работа солнца – медленный, верный, утомительный и однообразный труд «и день за днем», «спускалось солнце каждый раз, медленно и верно», «и завтра снова …вставало», «снова мир залить..», но оно ведь временами отдыхает, а поэт вынужден работать круглый год «не знай ни зим, ни лет…»), срывает зло на солнце, называя его «дармоедом», используя при этом разговорную лексику (Слазь! Шляться в пекло). Затем интонация меняется, поэт обращается к солнцу уже вежливо «златолобо».)

Учитель: Что это за слово? Как его называют? (неологизм). Как вы понимаете неологизм поэта «златолобо»? (Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звука-ми [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце - живое!)

Учитель: Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны? (Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)

Работа с литературным термином «каламбур».

(На доске записано определение слова каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта).

Учитель: Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:«...чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»? Объясним значения этих слов.

(Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости).

Работа со словарем.

Учитель: Обратимся к толковому словарю за подтверждением.

(Зайти 

1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь.

2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой.

3. Подойти не прямо, обходя со стороны.

4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел.

5. Возникнуть, начаться.)

Учитель: Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?

(В словах солнца: Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.)

Учитель: Давайте вернемся к ряду слов: Сначала – используются слова «Слазь!», «Погоди!», «послушай». В форме какого наклонения стоят глаголы? (Повелительное наклонение. А потом - «зашло бы». Интонация сменилась: от пренебрежительного раздражения - к примирительному и дружелюбному тону).

Учитель: Реакция появилась? Что случилось? Как поэт передает свой испуг? 

(Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».)

3. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом»

Учитель: Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:Черт дернул дерзости мои
Орать ему...?

(В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!)

Учитель: В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?

Работа со словарем

Светить – 1. Излучать свет.

2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно.

3. Казаться привлекательным, заманчивым.

(Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)

Учитель: Как меняются взаимоотношения героев?

(Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)

Учитель: Возникает тема двух солнц – солнца света и солнца поэзии – поэтический образ «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а с другого – свет поэзии. Солнце и поэт – союзники, несущие добро людям.

Учитель: В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)

Учитель: Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии?

(Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: 

двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)

 

Учитель: Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?

(Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.
Трезвонится – звонит во все колокола. Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)

Физкультминутка. (1 мин.)

Звучит аудиозапись «Солнышко любит скакать».

Индивид.

сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-класс

 

 

 

 

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-ученик

 

 

 

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-ученик

 

 

 

 

 

 

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик-класс

 

 

Электронная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание аудиозаписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстративным материалом у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с раздаточным материалом («Словарик литературоведческих терминов»)

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление кластера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с толковым словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

20 мин.

 

 

 

6

Закрепление

Учитель: Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского? (В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)

Первичная проверка понимания. Исследовательскую языковую работу по данному стихотворению вы продолжите в группах. Формулировка задания отпечатана на карточках).

1 группа.

Задание: Вспомните, что такое гипербола. Найдите примеры гиперболы в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение…”. Письменно объясните, зачем автор использует данный приём?

 

2 группа.

Задание: Вспомните, какие слова называются 

неологизмами. Доступны ли они для понимания?

Зачем поэту понадобилось создавать новые слова? Найдите неологизмы в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение…”. Письменно объясните толкование слов.

(Большое количество 

неологизмов: горбил, сонница, 

занежен, ясь,взорим, степенность, заела РОСТа, трезвонится, донца, луч-шаги, златолобо, вспоем - придает стихотворению неповторимый стиль.

Некоторые их них требуют пояснения. Например, «взорим» может означать «взойдем над землей, чтобы озарить ее».)

 (эти слова помогают более точно, конкретно изображать видимые события)

 

3 группа.

Задание: Маяковский творчески переосмысливает фразеологизмы, чтобы показать читателям, что привычные уже фразы, устойчивые выражения могут служить для раскрытия новой мысли. Найдите в тексте фразеологизмы и выпишите их, объясните значение каждого. (Фразеологизмы привлекают поэта своей задорностью, остротой, делают беседу живой, естественной.

«Смотреть в оба» — « … Идёшь — и светишь в оба!»
«Сколько лет, сколько зим» — « … А тут — не знай ни зим, ни лет / сиди, рисуй плакаты!» «Никаких гвоздей» — « … Светить — / и никаких гвоздей!»)

4 группа.

Задание: Как вы понимаете смысл понятий – грубая лексика, разговорная лексика. Найдите грубую, разговорную лексику в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение…”. Письменно объясните, с какой целью Маяковский использует такие слова в поэтическом тексте?

(В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Это придает его речи панибратский характер. Перво­начально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек слов­но кичится своим бесстрашием).

Учитель-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с раздаточным материалом (карточки для каждой группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

7

Рефлексия

Проверка достижения поставленных целей урока.

Учитель: Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?

(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)

Главная мысль стихотворения в том, что Маяковский приравнивает творческую энергию поэта к животворной энергии солнца. Автор убеждает нас в своей правоте, утверждая, что необходимо не только физическое, но и духовное преобразование мира. Лирический герой воспринимает небесное светило как не­кое реальное существо — помощника поэта. Оба они делают одно общее дело — несут миру свет.

 

 

Учитель-класс

 

 

Оформление шаблона «Солнце» лучами-целями.

2 мин.

8

Домашнее задание

1. Работа по карточкам.

Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

2. Выучить стихотворение наизусть.

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению, подписать цитатой.

Учитель: Жизнь и судьба… Жизнь Маяковского уместилась в 37 лет, судьба подарила ему бессмертие. И снова сквозь десятилетия  мы слышим голос поэта:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

Весь боль и ушиб.

Вам завещаю сад фруктовый

Моей великой души.

Ребята, спасибо за урок.

Учитель-класс

Работа с раздаточным материалом

(индивидуальные карточки)

1 мин.

                                                          

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Доклад «Работа В.В. Маяковского в окнах РОСТА»

 

     Плакатный отдел Российского телеграфного агентства (РОСТА) начал работу в Москве в сентябре 1919 года.

Плакаты делались от руки и вывешивались в витринах (окнах) магазинов, на вокзалах, в агитпунктах и других людных местах. Сатирические плакаты, посвященные злободневным событиям, снабжались короткими стихотворными текстами. Техника рисунка плакатов отличалась простотой, выразительностью, ограниченным набором цветов (раскраска в 2-3 цвета).

 

    Первое "Окно сатиры № 1" в 1919 г. выпустил художник М.М. Черемных в сотрудничестве с журналистом Н.К. Ивановым. Первые окна состояли из нескольких не связанных между собою карикатур, фельетонов.

 

    В начале октября 1919 г. к выпуску "Окон" приступил В.В.Маяковский, который изменил структуру плаката, подчинив текст и рисунки каждого плаката одной теме. С января 1920 г. окончательно установился тип однотемного окна.

 

    С приходом Маяковского «Окна РОСТА» приобрели структуру, напоминающую современный комикс: серия рисунков, отображающая последовательно развивающиеся события, с краткими стихотворными подписями. Попытки сделать тексты более доступными малограмотному и малообразованному читателю обусловили обращение к стилизации под фольклор. Рисунки и тексты к плакатам были анонимны, и точно установить авторство Маяковского не всегда представляется возможным.

 

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»

«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2019