Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33
План урока
«Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»
Учитель: Екатерина Александровна Кириченко
Класс: 7
Профиль обучения: непрофильный
Учебник: под ред. Т.Ф. Курдюмовой (базовый уровень)
г. Таганрог
Раздел 6 , 10 урок в разделе, второй урок по творчеству В.В. Маяковского.
Цели урока:
Обучающие цели:
- ознакомить учащихся с отдельными сведениями о жизни и творческом пути поэта;
- изучить и раскрыть художественное своеобразие стихотворения;
- совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения;
- определять роль фантастических картин в произведении;
- раскрыть понимание автором роли поэта в обществе;
- формировать умение определять главную мысль стихотворения и идейную позицию автора;
Развивающие цели: развитие универсальных учебных действий (УУД) – развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, обобщать и систематизировать учебную информацию, формулировать выводы; развивать рефлексивную культуру учащихся; формировать навыки наблюдения, развивать воображение, связную речь, творческие способности учащихся;
Воспитательные цели: воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении классной работы; любовь и уважение к родному языку, воспитывать эстетический вкус,
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования и совершенствования навыков и умений с элементами практикума.
Методы работы: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, фронтальные, групповые.
Задачи урока:
- исследовать мир поэтических образов стихотворения Маяковского, подчеркнуть их своеобразие;
- сделать вывод о роли фантастических картин в произведении и о значении творчества в жизни поэта.
Технологии: здоровьесберегающая, развитие критического мышления, проблемное обучение.
Приемы обучения: игровые, исследовательские.
Оборудование: портрет В.В. Маяковского, электронная презентация, иллюстрационный материал, выставка книг с произведениями В.В. Маяковского, учебник литературы Т.Ф. Курдюмовой для 7 класса, звукозапись авторского исполнения стихотворения, сообщение учащегося, карточки с заданиями для работы в группах, карточка для домашнего задания, толковый словарь Ожегова и Шведовой.
Ход урока:
№ п/п |
Название этапа урока |
Содержание |
Формы работы, режимы |
Использование дополнительных информационных материалов, средств ИКТ |
Примерное время |
1 |
Организационный этап |
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! |
|
|
1 мин. |
2 |
Реализация домашнего задания |
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомство с замечательным поэтом начала 20 века В.В. Маяковским. Я предлагаю вам вспомнить некоторые факты из его биографии. В этом нам поможет «волшебный мешочек», который я держу в руках. Итак, посмотрим, что в нем находится: Мыло в мыльнице – (Маяковский постоянно носил с собой мыльницу и при каждом удобной случае мыл руки); Булавка – (у Владимира Маяковского была фобия заразиться какой-либо болезнью.
Считается, что так на поэта повлияла смерть отца - он умер от заражения
крови, наступившего после укола простой иглой, когда сшивал бумаги). (Маяковский
подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л.Ю.Б»
(Лиля Юрьевна Брик). Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в
бесконечное «ЛЮБЛЮ»). (побывал множество раз за границей с гастролями, включая не только Европу (Франция, Германия), но и Америку. У Владимира Маяковского была дочь от русской эмигрантки в Америке Елизаветы Зиберт (Элли Джонс). Хелен Джонс, известная также, как Елена Маяковская родилась в 1926 году 15 июня и умерла 1 апреля в 2016 году. За свою жизнь женщина написала 15 книг, часть из которых посвящена ее отцу, была доктором философии). Билет в кино- (во времена Маяковского в России как раз зарождался кинематограф, поэт писал сценарии и сыграл пару киноролей. К сожалению, до нашего времени дошли только фрагменты из фильма «Барышня и хулиган», в котором можно посмотреть игру Владимира). Краски- (В
1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи и зодчества. (Маяковский постоянно раздавал свои деньги старикам. Он тайно отыскивал бедных стариков и помогал, не называя, от кого деньги. Злые языки часто шутили в адрес Маяковского, будто он нарочно
разбивает строки, чтобы получить больше денег за свои стихи. Слухи были
основаны на том, что в некоторых изданиях гонорар за напечатанные
стихотворения выплачивался поэтам в зависимости от количества строк в
произведении, а не от фактического количества печатных знаков.) (поэт любил домашних животных. Особенно привязывался к собакам. Он даже как-то раз подобрал на улице щенка и привел в дом, назвав его просто – Щен. Кстати, потом подписывался этой кличкой в страстных записках к своей возлюбленной Лили Брик). Учитель: Молодцы, ребята! |
Учитель-класс.
|
«Волшебный мешочек» с предметами-подсказками.
|
5 мин. |
3 |
Актуализация |
Учитель: Владимир Маяковский интересен не только как поэт, но и как личность - яркая, неординарная, самобытная. Предлагаю составить кластер «Такой разный Маяковский». (Маяковский – художник, Маяковский – киноактер, Маяковский – поэт, Маяковский–путешественник). Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о творчестве русского самобытного поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930). Дома вы знакомились со стихотворением «Необычайное приключение…», что вас удивило? (Сочетание фантастики и реальности в стихотворении), поэтому тему обозначим просто и понятно. (Записывается тема урока, которая обозначена на доске) «Фантастический сюжет и жанр стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче» |
Учитель-ученик.
|
Составление кластера.
|
2 мин. |
4 |
Целеполагание |
Какие цели мы поставим перед собой, изучая эту тему? (Цели пропечатаны на полосках желтой бумаги и прикрепляются, по мере называния, к доске магнитами) (Познакомиться с отдельными сведениями о жизни и творческом пути поэта; совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения; раскрыть художественное своеобразие стихотворения; определить роль фантастических картин в произведении;- определить главную мысль стихотворения и идейную позицию автора; развить воображение, связную речь.) |
Учитель-класс
|
|
2 мин. |
5 |
Работа над темой урока |
1. Сообщение учащегося «Маяковский и «Окна РОСТА». 2. Слово учителя Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работая в РОСТА и ежедневно приезжая в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». 3. Литературный практикум по стихотворению. 1)Работа над заголовком. Учитель: Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении? (О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.) Учитель: Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия? (Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.) Учитель: Сделайте самостоятельно вывод. (Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты). 2. Работа с текстом. Восприятие и истолкование Учитель: Послушайте внимательно стихотворение, как его читал сам Маяковский. Запись с пластинки, поэтому просьба – внимательней вслушиваться в слова. Учитель: Что реального и что фантастического вы
нашли в этом стихотворении? (Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.) Учитель: Для более детальной работы над текстом стихотворения выделим в нем композиционные части. Что мы называем композицией худ произведения? (Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.) Ребята, на доске вы видите названия композиционных частей стихотворения. Предлагаю расположить их в верной последовательности. (1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта». 2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"». 3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом». 4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».) Учитель: Давайте проанализируем мир поэтических приемов Маяковского, рассмотрев каждую из частей стихотворения. 1. «Обыденная работа поэта». Учитель: Прочитайте выразительно первую часть стихотворения.(читает ученик) Учитель: Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал»? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.) Учитель: Как называется такой прием в литературе? (гипербола) Учитель: А попробуйте объяснить речевой оборот «жара плыла»? (Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.) Учитель: Как называется такой прием в литературе? (метафора) Найдите в этой части ещё метафору (Закат пылал) – Как в этой части представлено солнце? Его работа?(Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд. И день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставал. Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.) Учитель: Куда каждый вечер уходит солнце? В. Маяковский отвечает на этот вопрос по-своему, как истинный поэт. Почему он употребляет слово «наверно»? (Поэт не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...) Учитель: Очень хорошо. Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? (Нет, все то же, что и вчера.) - Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен! Он разгневан и срывает зло на солнце.) Учитель: Таким образом перед нами действующие лица…какие? (Поэт Владимир Маяковский, который отдыхает на даче от работы в РОСТа, где рисует плакаты, не зная «ни зим, ни лет…» Еще одно действующее лицо - это солнце). Учитель: Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (На доске составляется кластер в виде солнца) (солнце – лучи со словами: счастье, радость, свет, жизнь, мудрость, величие, тепло) . Учитель: Солнце – большое, сильное, добродушное, работящее. Солнце и словообразования в тексте употребляются 18 раз. Что может объединять действующих лиц? (оба великие труженики) 2. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение «на чай». Учитель: Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части? Слазь! Дармоед! Довольно шляться! Неженка!.... …Зашло бы Учитель: Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обращаясь к солнцу? Как их называют еще? (Просторечные слова) Учитель: Справедливы ли такие слова?(Наверное, нет. Солнце - не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...) Учитель: Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотонная, но долг художника превыше усталости.) Учитель: Слышит ли солнце поэта, отреагировало ли на его грубость?(солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но поэт не привык отступать!). Учитель: А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...») Найдите синонимы в тексте к слову «солнце». (дармоед, златолобо, светило, масса) Почему слова-синонимы меняют свою стилистическую окраску? (дармоед-златолобо-светило) (Поэт возмущен, раздражен, что хотя работа солнца – медленный, верный, утомительный и однообразный труд «и день за днем», «спускалось солнце каждый раз, медленно и верно», «и завтра снова …вставало», «снова мир залить..», но оно ведь временами отдыхает, а поэт вынужден работать круглый год «не знай ни зим, ни лет…»), срывает зло на солнце, называя его «дармоедом», используя при этом разговорную лексику (Слазь! Шляться в пекло). Затем интонация меняется, поэт обращается к солнцу уже вежливо «златолобо».) Учитель: Что это за слово? Как его называют? (неологизм). Как вы понимаете неологизм поэта «златолобо»? (Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звука-ми [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце - живое!) Учитель: Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны? (Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.) Работа с литературным термином «каламбур». (На доске записано определение слова каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта). Учитель: Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:«...чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»? Объясним значения этих слов. (Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости). Работа со словарем. Учитель: Обратимся к толковому словарю за подтверждением. (Зайти – 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться.) Учитель: Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется? (В словах солнца: Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.) Учитель: Давайте вернемся к ряду слов: Сначала – используются слова «Слазь!», «Погоди!», «послушай». В форме какого наклонения стоят глаголы? (Повелительное наклонение. А потом - «зашло бы». Интонация сменилась: от пренебрежительного раздражения - к примирительному и дружелюбному тону). Учитель: Реакция появилась? Что случилось? Как поэт передает свой испуг? (Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».) 3. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом» Учитель: Что создает автор
с помощью стилистически сниженной лексики:Черт дернул дерзости мои (В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!) Учитель: В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить? Работа со словарем Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым. (Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.) Учитель: Как меняются взаимоотношения героев? (Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.) Учитель: Возникает тема двух солнц – солнца света и солнца поэзии – поэтический образ «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а с другого – свет поэзии. Солнце и поэт – союзники, несущие добро людям. Учитель: В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.) Учитель: Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии? (Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)
Учитель: Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение? (Кутерьма –
суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией
жизни, несущий жизнь, свет. Физкультминутка. (1 мин.) Звучит аудиозапись «Солнышко любит скакать». |
Индивид. сообщение
Учитель-класс
Учитель-ученик
Учитель-класс
Учитель-класс
Учитель-ученик
Учитель-ученик
Учитель-класс
Учитель-класс
Учитель-ученик
Учитель-класс
Учитель-ученик
Учитель-класс
Учитель-класс
Учитель-ученик
Учитель-класс
Ученик-класс
|
Электронная презентация
Прослушивание аудиозаписи
Работа с иллюстративным материалом у доски
Работа с раздаточным материалом («Словарик литературоведческих терминов»)
Работа с учебником
Составление кластера
Работа с толковым словарем
|
2 мин.
20 мин.
|
6 |
Закрепление |
Учитель: Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского? (В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.) Первичная проверка понимания. Исследовательскую языковую работу по данному стихотворению вы продолжите в группах. Формулировка задания отпечатана на карточках). 1 группа. Задание: Вспомните, что такое гипербола. Найдите примеры гиперболы в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение…”. Письменно объясните, зачем автор использует данный приём?
2 группа. Задание: Вспомните, какие слова называются неологизмами. Доступны ли они для понимания? Зачем поэту понадобилось создавать новые слова? Найдите неологизмы в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение…”. Письменно объясните толкование слов. (Большое количество неологизмов: горбил, сонница, занежен, ясь,взорим, степенность, заела РОСТа, трезвонится, донца, луч-шаги, златолобо, вспоем - придает стихотворению неповторимый стиль. Некоторые их них требуют пояснения. Например, «взорим» может означать «взойдем над землей, чтобы озарить ее».) (эти слова помогают более точно, конкретно изображать видимые события)
3 группа. Задание: Маяковский творчески переосмысливает фразеологизмы, чтобы показать читателям, что привычные уже фразы, устойчивые выражения могут служить для раскрытия новой мысли. Найдите в тексте фразеологизмы и выпишите их, объясните значение каждого. (Фразеологизмы привлекают поэта своей задорностью, остротой, делают беседу живой, естественной. «Смотреть в оба» — « … Идёшь
— и светишь в оба!» 4 группа. Задание: Как вы понимаете смысл понятий – грубая лексика, разговорная лексика. Найдите грубую, разговорную лексику в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение…”. Письменно объясните, с какой целью Маяковский использует такие слова в поэтическом тексте? (В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Это придает его речи панибратский характер. Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием). |
Учитель-класс
|
Работа с раздаточным материалом (карточки для каждой группы)
|
4 мин. |
7 |
Рефлексия |
Проверка достижения поставленных целей урока. Учитель: Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского? (В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.) Главная мысль стихотворения в том, что Маяковский приравнивает творческую энергию поэта к животворной энергии солнца. Автор убеждает нас в своей правоте, утверждая, что необходимо не только физическое, но и духовное преобразование мира. Лирический герой воспринимает небесное светило как некое реальное существо — помощника поэта. Оба они делают одно общее дело — несут миру свет. |
Учитель-класс |
Оформление шаблона «Солнце» лучами-целями. |
2 мин. |
8 |
Домашнее задание |
1. Работа по карточкам. Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского. 2. Выучить стихотворение наизусть. 3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению, подписать цитатой. Учитель: Жизнь и судьба… Жизнь Маяковского уместилась в 37 лет, судьба подарила ему бессмертие. И снова сквозь десятилетия мы слышим голос поэта: Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, Весь боль и ушиб. Вам завещаю сад фруктовый Моей великой души. Ребята, спасибо за урок. |
Учитель-класс |
Работа с раздаточным материалом (индивидуальные карточки) |
1 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Доклад «Работа В.В. Маяковского в окнах РОСТА»
Плакатный отдел Российского телеграфного агентства (РОСТА) начал работу в Москве в сентябре 1919 года.
Плакаты делались от руки и вывешивались в витринах (окнах) магазинов, на вокзалах, в агитпунктах и других людных местах. Сатирические плакаты, посвященные злободневным событиям, снабжались короткими стихотворными текстами. Техника рисунка плакатов отличалась простотой, выразительностью, ограниченным набором цветов (раскраска в 2-3 цвета).
Первое "Окно сатиры № 1" в 1919 г. выпустил художник М.М. Черемных в сотрудничестве с журналистом Н.К. Ивановым. Первые окна состояли из нескольких не связанных между собою карикатур, фельетонов.
В начале октября 1919 г. к выпуску "Окон" приступил В.В.Маяковский, который изменил структуру плаката, подчинив текст и рисунки каждого плаката одной теме. С января 1920 г. окончательно установился тип однотемного окна.
С приходом Маяковского «Окна РОСТА» приобрели структуру, напоминающую современный комикс: серия рисунков, отображающая последовательно развивающиеся события, с краткими стихотворными подписями. Попытки сделать тексты более доступными малограмотному и малообразованному читателю обусловили обращение к стилизации под фольклор. Рисунки и тексты к плакатам были анонимны, и точно установить авторство Маяковского не всегда представляется возможным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.