Федеральный государственный образовательный стандарт

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Федеральный государственный образовательный стандарт.docx

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для
детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая
часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход
согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей
всем детям право на бесплатное среднее образование. Специальный образовательный
стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на
образование детей с ОВЗ, системой норм и правил, обязательных для исполнения в
любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются такие дети.
Специфика разработки такого специального федерального государственного стандарта
образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь
при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания -
удовлетворения как общих, с нормально развивающимися детьми, так и особых
образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического
развития. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для
детей с ОВЗ является неотъемлемой частью стандартов общего образования. Базовые
положения, положенные в основу разработки стандарта общего образования
нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение применительно к
специальному стандарту, адресованному самой уязвимой части детского населения -
детям с ОВЗ.
Функции специальных федеральных государственных стандартов
образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ специальный
федеральный государственный стандарт общего образования должен стать
инструментом инновационного развития Российской образовательной системы,
позволяющим:
­ максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их
возможностям и потребностям;
­ дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право
на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития,
возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает
образование;
­ гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых
образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его
реабилитационного потенциала;
­ обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования,
адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям
специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе
того или иного варианта стандарта;
­ обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования
детей с ОВЗ;
­ эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе,
обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав
регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей
с ОВЗ;

2
­ обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность
беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;
­ создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в
его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.
Вариативность стандарта – это основа эффективного образования детей с ОВЗ.
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень). Ребенок
получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его
здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае
необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы
в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием
освоения первого варианта стандарта является систематическая специальная
психолого-педагогическая поддержка - создание специальных условий для реализации
особых образовательных потребностей, формирования полноценной жизненной
компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского
коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень). Ребенок
получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными
проблемами развития и в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития
категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием
освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и
воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к
формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных
знаний в реальных условиях. В связи с вынужденной упрощенностью среды,
специально структурированной в соответствии с особыми образовательными
потребностями ребенка и потому ограничивающей его взаимодействие со здоровыми
сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в обычную,
сложную и разнообразную среду, планомерное расширение его жизненного опыта и
обогащение социальных контактов.
Третий вариант специального стандарта (нецензовый). Третий вариант не
предполагает получения цензового уровня образования: в структуре содержания
«академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития
жизненной компетенции. Ребенок находится в коллективе сверстников со сходными
ограничениями возможностей здоровья. Среда и рабочее место организуются в
соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного
ребенка. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В связи с
неизбежной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально
приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со
здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более
сложную и богатую социальную среду. Смыслом этой работы является поэтапное и
планомерное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов
ребенка в доступных для него пределах.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень).
Ребенок получает образование, уровень которого в наибольшей степени определяется

3
его индивидуальными возможностями. При значительной редукции и прагматизации
«академического» компонента образования обеспечивается максимальное углубление
в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной
и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа.
Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при
этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место
организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.
Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации
его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется
специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную
среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное
расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Отличие от стандарта образования нормально развивающихся детей состоит и в
том, что специальный стандарт может быть представлен только в описании его вариантов,
которые и являются интегральными характеристиками, прямо соответствующими
наличествующему диапазону различий в возможностях и потребностях получения
образования.
1. Приказ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
представляет собой совокупность обязательных требований при реализации
адаптированных основных образовательных программа начального общего
образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
Предметом ФГОС являются отношения в сфере образования следующих групп
обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих,
с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с
задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со
сложными дефектами.
ФГОС включает в себя требования к:
ü структуре и объему АООП НОО;
ü условиям реализации АООП НОО (кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным);
ü результатам освоения АООП НОО.
ФГОС является основой для разработки примерных АООП НОО обучающихся с
ОВЗ, разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ, определения
требований к результатам освоения АООП НОО, разработки нормативов финансового
обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат, объективной оценки
деятельности образовательной организации, проведения текущей и промежуточной
аттестации обучающихся с ОВЗ, разработки основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ.
Сроки усвоения АООП НОО от четырех до шести лет. Возможна гибкая смена
образовательного маршрута, программ и условий получения начального общего
образования на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и

4
предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).
Требования к структуре АООП НОО
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида в части создания
специальных условий получения образования.
АООП НОО самостоятельно разрабатывается в соответствии с ФГОС и с учетом
примерной АООП НОО и утверждается организацией. АООП НОО включает
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта
АООП НОО и составляет: 80 % и 20 %, 70 % и 30 %, 60 % и 40 %. АООП НОО должна
содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Требования к условиям реализации АООП НОО
ФГОС определяет требования к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ.
Требования к условиям представляют собой интегративное описание
совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по
сферам ресурсного обеспечения.
Интегративным результатом реализации указанных требований является
создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для
обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей.
Требования к результатам освоения АООП НОО
ФГОС устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО. В
зависимости от варианта АООП НОО организация может самостоятельно
устанавливать требования только к личностным и предметным результатам.
Итоговая оценка качества освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ
осуществляется организацией. Предметом итоговой оценки должно быть достижение
предметных и метапредметных результатов и достижение результатов освоения
программы коррекционной работы.
2. Приказ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (УО) (интеллектуальными
нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при
реализации адаптированных основных образовательных программ (АООП) в организациях
осуществляющих образовательную деятельность.
Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования
следующих групп обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями): легкой степенью
умственной отсталостью, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,
тяжелыми и множественными нарушениями развития.

5
Нецензовое образование по ФГОС предусматривается для тех детей, в анамнезе
которых имеется умственная отсталость. Классификация умственной отсталости (по МКБ -
10) представлена в следующей ниже таблице.
Классификация умственной отсталости (DSM – III. Международная система)

IQ

Состояния

70 – 79

Пограничное с нормой интеллектуальное развитие

50 – 70

Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении,
легкая степень умственной отсталости

35 – 49

Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

25 – 34

Тяжёлая умственная отсталость, значительные трудности в
обучении

24 и ниже

Глубокая умственная отсталость


АООП разрабатывается на основе ФГОС с учетом особенностей указанных групп
обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. ФГОС
учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности детей с УО и их
особые образовательные потребности. К особым образовательным потребностям
относятся:
ü раннее получение специальной помощи средствами образования;
ü обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе
коррекционной работы;
ü научный, практико-ориентированный, действенный характер сожержания
образования;
ü доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
ü удлинение сроков получения образования;
ü систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и
умений;
ü специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий
учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
ü обеспечение особой пространственной и временной организации
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с УО;
ü использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и
уважительное отношение к ним;

6
ü развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и
социальному взаимодействию со средой;
ü стимуляция познавательной активности, формирование позитивного
отношения к окружающему миру.
ФГОС устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с УО 9-13 лет и
предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и
условий получения образования обучающимися с УО на основе комплексной оценки
личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения ПМПК и согласия
родителей (законных представителей).
Требования к структуре АООП
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с
тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований ФГОС и
АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития
(СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно
в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70 % и не более 30 %; не
менее 60 % и не более 40 %. АООП должна содержать три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Требования к условиям реализации АООП
ФГОС устанавливает требования к личностным и предметным результатам
освоения обучающимися с УО двух вариантов АООП. Совокупность личностных и
предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций
обучающихся