Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Специальные федеральные государственные
образовательные стандарты для
детей с ограниченными возможностями здоровья
рассматриваются как неотъемлемая
часть федеральных государственных стандартов общего
образования. Такой подход
согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и
Конституцией РФ, гарантирующей
всем детям право на бесплатное среднее образование.
Специальный образовательный
стандарт должен стать базовым инструментом реализации
конституционных прав на
образование детей с ОВЗ, системой норм и правил,
обязательных для исполнения в
любом образовательном учреждении, где обучаются и
воспитываются такие дети.
Специфика разработки такого специального федерального
государственного стандарта
образования определена тем, что дети с ОВЗ могут
реализовать свой потенциал лишь
при условии вовремя начатого и адекватно
организованного обучения и воспитания -
удовлетворения как общих, с нормально развивающимися
детьми, так и особых
образовательных потребностей, заданных характером
нарушения их психического
развития. Специальный федеральный государственный
образовательный стандарт для
детей с ОВЗ является неотъемлемой частью стандартов
общего образования. Базовые
положения, положенные в основу разработки стандарта
общего образования
нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение
применительно к
специальному стандарту, адресованному самой уязвимой
части детского населения -
детям с ОВЗ.
Функции специальных федеральных государственных
стандартов
образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ
специальный
федеральный государственный стандарт общего образования
должен стать
инструментом инновационного развития Российской
образовательной системы,
позволяющим:
максимально
расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их
возможностям и потребностям;
дать ребенку
возможность реализовать на практике Конституционное право
на школьное образование, вне зависимости от тяжести
нарушения развития,
возможностей освоения цензового уровня, типа
учреждения, где он получает
образование;
гарантировать
ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых
образовательных потребностей, создать оптимальные
условия реализации его
реабилитационного потенциала;
обеспечить на
практике возможность выбора стандарта образования,
адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию
семьи и рекомендациям
специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений
ребенка при выборе
того или иного варианта стандарта;
обеспечить на
всей территории РФ сопоставимое качество образования
детей с ОВЗ;
эволюционно
перейти от двух параллельных к единой национальной системе,
обеспечив механизм взаимодействия общего и специального
образования и сделав
регулируемым процесс совместного обучения нормально
развивающихся детей и детей
с ОВЗ;
2
обеспечить
детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность
беспрепятственно переходить из одного типа
образовательного учреждения в другое;
создать условия
и стимулировать модернизацию специального образования в
его структурно-функциональном, содержательном и
технологическом аспектах.
Вариативность стандарта – это основа эффективного
образования детей с ОВЗ.
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень). Ребенок
получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с
образованием его
здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же
календарные сроки. В случае
необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть
специально организованы
в соответствии с особенностями ограничений его
здоровья. Обязательным условием
освоения первого варианта стандарта является
систематическая специальная
психолого-педагогическая поддержка - создание
специальных условий для реализации
особых образовательных потребностей, формирования
полноценной жизненной
компетенции. Обязательной является подготовка
педагогического и детского
коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень). Ребенок
получает цензовое образование, находясь в среде
сверстников со сходными
проблемами развития и в более пролонгированные, чем в
норме, календарные сроки.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с
особенностями развития
категории детей и дополнительно приспосабливаются к
конкретному ребенку. Условием
освоения второго варианта стандарта является
организация специального обучения и
воспитания для реализации как общих, так и особых
образовательных потребностей.
Второй вариант стандарта отличается от первого
усилением внимания к
формированию полноценной жизненной компетенции,
использованию полученных
знаний в реальных условиях. В связи с вынужденной
упрощенностью среды,
специально структурированной в соответствии с особыми
образовательными
потребностями ребенка и потому ограничивающей его
взаимодействие со здоровыми
сверстниками, требуется специальная работа по введению
ребенка в обычную,
сложную и разнообразную среду, планомерное расширение
его жизненного опыта и
обогащение социальных контактов.
Третий вариант специального стандарта (нецензовый). Третий вариант не
предполагает получения цензового уровня образования: в
структуре содержания
«академический» компонент редуцирован за счет
расширения области развития
жизненной компетенции. Ребенок находится в коллективе
сверстников со сходными
ограничениями возможностей здоровья. Среда и рабочее
место организуются в
соответствии с нуждами данной категории детей и
особенностями развития конкретного
ребенка. Обязательной является организация специального
обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей. В связи с
неизбежной упрощенностью среды обучения и воспитания,
максимально
приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его
взаимодействие со
здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по
введению ребенка в более
сложную и богатую социальную среду. Смыслом этой работы
является поэтапное и
планомерное расширение повседневного жизненного опыта и
социальных контактов
ребенка в доступных для него пределах.
Четвертый вариант специального стандарта
(индивидуальный уровень).
Ребенок получает образование, уровень которого в
наибольшей степени определяется
3
его индивидуальными возможностями. При
значительной редукции и прагматизации
«академического» компонента образования обеспечивается
максимальное углубление
в область развития жизненной компетенции. В этом
варианте стандарта обязательной
и единственно возможной является индивидуальная
образовательная программа.
Ребенок находится в среде сверстников с выраженными
нарушениями развития, при
этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.
Среда и рабочее место
организуются в соответствии с особенностями развития
конкретного ребенка.
Обязательной является специальная организация всей
жизни ребенка для реализации
его особых образовательных потребностей в условиях дома
и школы. Требуется
специальная работа по введению ребенка в более сложную
предметную и социальную
среду, её смыслом является индивидуально дозированное
поэтапное и планомерное
расширение его жизненного опыта и повседневных
социальных контактов.
Отличие от стандарта образования нормально
развивающихся детей состоит и в
том, что специальный стандарт может быть представлен
только в описании его вариантов,
которые и являются интегральными характеристиками,
прямо соответствующими
наличествующему диапазону различий в возможностях и
потребностях получения
образования.
1. Приказ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
представляет собой совокупность обязательных
требований при реализации
адаптированных основных образовательных программа
начального общего
образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность.
Предметом ФГОС являются
отношения в сфере образования следующих групп
обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих,
позднооглохших, слепых, слабовидящих,
с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, с
задержкой психического развития, с расстройствами
аутистического спектра, со
сложными дефектами.
ФГОС включает в себя требования к:
ü структуре
и объему АООП НОО;
ü условиям
реализации АООП НОО (кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным);
ü результатам
освоения АООП НОО.
ФГОС является основой для разработки примерных АООП НОО
обучающихся с
ОВЗ, разработки и реализации АООП НОО обучающихся с
ОВЗ, определения
требований к результатам освоения АООП НОО, разработки
нормативов финансового
обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат,
объективной оценки
деятельности образовательной организации, проведения
текущей и промежуточной
аттестации обучающихся с ОВЗ, разработки основных
профессиональных
образовательных программ и дополнительных
профессиональных программ.
Сроки усвоения АООП НОО от четырех до шести лет.
Возможна гибкая смена
образовательного маршрута, программ и условий получения
начального общего
образования на основе комплексной оценки личностных,
метапредметных и
4
предметных результатов освоения АООП НОО,
заключения психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК) и мнения родителей
(законных представителей).
Требования к структуре АООП НОО
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих
инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида в
части создания
специальных условий получения образования.
АООП НОО самостоятельно разрабатывается в соответствии
с ФГОС и с учетом
примерной АООП НОО и утверждается организацией. АООП
НОО включает
обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в
зависимости от варианта
АООП НОО и составляет: 80 % и 20 %, 70 % и 30 %, 60 % и
40 %. АООП НОО должна
содержать три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Требования к условиям реализации АООП НОО
ФГОС определяет требования к кадровым, финансовым,
материальнотехническим и иным условиям получения образования обучающимися с
ОВЗ.
Требования к условиям представляют собой интегративное
описание
совокупности условий, необходимых для реализации АООП
НОО, и структурируются по
сферам ресурсного обеспечения.
Интегративным результатом реализации указанных
требований является
создание комфортной коррекционно-развивающей
образовательной среды для
обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых
образовательных потребностей.
Требования к результатам освоения АООП НОО
ФГОС устанавливает требования к личностным,
метапредметным и предметным
результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных
вариантов АООП НОО. В
зависимости от варианта АООП НОО организация может
самостоятельно
устанавливать требования только к личностным и
предметным результатам.
Итоговая оценка качества освоения АООП НОО обучающимися
с ОВЗ
осуществляется организацией. Предметом итоговой оценки
должно быть достижение
предметных и метапредметных результатов и достижение
результатов освоения
программы коррекционной работы.
2. Приказ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (УО)
(интеллектуальными
нарушениями) представляет собой совокупность
обязательных требований при
реализации адаптированных основных образовательных
программ (АООП) в организациях
осуществляющих образовательную деятельность.
Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере
образования
следующих групп обучающихся с УО (интеллектуальными
нарушениями): легкой степенью
умственной отсталостью, умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью,
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
5
Нецензовое образование по ФГОС предусматривается
для тех детей, в анамнезе
которых имеется умственная отсталость. Классификация
умственной отсталости (по МКБ -
10) представлена в следующей ниже таблице.
Классификация умственной отсталости (DSM – III.
Международная система)
IQ |
Состояния |
70 – 79 |
Пограничное с нормой интеллектуальное развитие |
50 – 70 |
Незначительная умственная
отсталость, затруднение в учении, |
35 – 49 |
Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении |
25 – 34 |
Тяжёлая умственная отсталость,
значительные трудности в |
24 и ниже |
Глубокая умственная отсталость |
АООП разрабатывается на основе ФГОС с учетом особенностей
указанных групп
обучающихся, их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и
обеспечивает коррекцию нарушений развития и их
социальную адаптацию. ФГОС
учитывает возрастные, типологические и индивидуальные
особенности детей с УО и их
особые образовательные потребности. К особым
образовательным потребностям
относятся:
ü раннее
получение специальной помощи средствами образования;
ü обязательность
непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных областей,
так и в процессе
коррекционной работы;
ü научный,
практико-ориентированный, действенный характер сожержания
образования;
ü доступность
содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
ü удлинение
сроков получения образования;
ü систематическая
актуализация сформированных у обучающихся знаний и
умений;
ü специальное
обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий
учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
ü обеспечение
особой пространственной и временной организации
общеобразовательной среды с учетом функционального
состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающихся с УО;
ü использование
преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих
доброжелательное и
уважительное отношение к ним;
6
ü развитие
мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к
обучению и
социальному взаимодействию со средой;
ü стимуляция
познавательной активности, формирование позитивного
отношения к окружающему миру.
ФГОС устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с
УО 9-13 лет и
предусматривает возможность гибкой смены
образовательного маршрута, программ и
условий получения образования обучающимися с УО на
основе комплексной оценки
личностных и предметных результатов освоения АООП,
заключения ПМПК и согласия
родителей (законных представителей).
Требования к структуре АООП
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой
умственной отсталостью, с
тяжелыми и множественными нарушениями развития на
основе требований ФГОС и
АООП организация разрабатывает специальную
индивидуальную программу развития
(СИПР), учитывающую специфические образовательные
потребности обучающихся.
АООП может быть реализована в разных формах: как
совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в
отдельных организациях.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками
образовательных отношений. Соотношение частей
определяется дифференцированно
в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70
% и не более 30 %; не
менее 60 % и не более 40 %. АООП должна содержать три
раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Требования к условиям реализации АООП
ФГОС устанавливает требования к личностным и
предметным результатам
освоения обучающимися с УО двух вариантов АООП.
Совокупность личностных и
предметных результатов составляет содержание жизненных
компетенций
обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.