Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Оценка 4.6
Документация +1
ppt
администрации +1
Взрослым
23.01.2017
Данный материал будет полезен для слушателей курсов, основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ)
новое содержание стандарта (совокупность требований)
расширение функций и пользователей стандарта
новое методологическое основание
(системно-деятельностный
подход)
В презентации есть различные схемы и различные таблицы, что позволяет грамотно приподнести данный материалпрезентация с файлами
FGOS_.ppt
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Федеральный государственный
образовательный стандарт общего
образования:
актуальные вопросы введения
Июль 2010 г.
1
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Федеральный государственный образовательный стандарт
• Федеральный закон от 1 декабря 2007 г.
№ 309ФЗ
новое понимание содержания и структуры понятия
«федеральный государственный образовательный стандарт»
(ФГОС)
• Закон Российской Федерации
«Об образовании», статья 7
« В Российской Федерации устанавливаются федеральные
государственные образовательные стандарты, представляющие
собой совокупность требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования…»
2
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Основные характеристики нового стандарта
• новый формат стандарта (рамочный
документ)
• новое содержание стандарта (совокупность
требований)
• расширение функций и пользователей
стандарта
• новое методологическое основание
(системнодеятельностный
подход)
3
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Стандарт как совокупность требований
Стандарт как совокупность требований
З
З
А
А
П
П
Р
Р
О
О
С
С
Ы
Ы
И
И
О
О
Ж
Ж
И
И
Д
Д
А
А
Н
Н
И
И
Я
Я
Требования к
Требования к
структуре
структуре
ООП
ООП
Требования к
Требования к
результатам
результатам
освоения ООП
освоения ООП
Требования к
Требования к
условиям
условиям
реализации ООП
реализации ООП
О
О
Б
Б
Щ
Щ
И
И
Е
Е
Р
Р
А
А
М
М
К
К
И
И
Д
Д
Л
Л
Я
Я
С
С
И
И
С
С
Т
Т
Е
Е
М
М
Ы
Ы
Н
Н
О
О
Р
Р
М
М
А
А
Т
Т
И
И
В
В
О
О
В
В
Организационные
Организационные
и педагогические
и педагогические
условия деятельности
условия деятельности
системы образования
системы образования
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты
системы образования
системы образования
деятельности
деятельности
материальная база,
материальная база,
Ресурсы: кадры,
Ресурсы: кадры,
информация,
информация,
финансы
финансы
444
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Федеральные государственные образовательные стандарты
•Требования к
• результатам
результаты
• зафиксированы личностные, метапредметные, предметные
• преемственность результатов для разных ступеней
• зафиксирован системнодеятельностный подход
• структуре
• зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой
участниками образовательного процесса и их соотношение
• определены разделы ООП (содержательно и количественно)
• интеграция учебной и внеучебной деятельности
• включена «неаудиторная занятость»
• условиям
• кадровым
• финансовым
• материальнотехническим
• иным (информационнообразовательная среда, учебно
5
методическое обеспечение)
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Личностным
готовность и способность к саморазвитию
мотивация к обучению и познанию
ценностносмысловые установки
социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
универсальные учебные действия:
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Предметным
опыт деятельности специфической для данной предметной
области
система основополагающих элементов научного знания
6
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Требования к структуре
• основная образовательная программа –целостный
документ
• пояснительная записка
• планируемые результаты освоения основной
образовательной программы
• учебный план
• программа формирования универсальных учебных действий
• программы учебных предметов
• программа духовнонравственного развития, воспитания
• программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни
• программа коррекционной работы
• система оценки достижения планируемых результатов
• внеурочная деятельность
• время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до
1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)
7
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Требования к структуре
основной образовательной программы
Зафиксированы требования к:
количеству и наименованию разделов (всего9), в том числе к
учебному плану общеобразовательного учреждения;
минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4
года (2 904 3 210 часов);
содержанию каждого из разделов;
соотношению частей основной общеобразовательной
программы (80/20% для первой ступени);
организации внеурочной деятельности
8
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Требования к условиям реализации
основной образовательной программы
• кадровые условия
• возможность требовать наличие квалификационной категории
в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях
• повышение квалификации один раз в пять лет
• финансовые условия
• норматив финансирования не зависит от количества учебных
дней в неделю
• материальнотехнические условия
• функциональный подход к определению условий
(возможность получения информации различными способами,
проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
• возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с
ОВЗ к объектам инфраструктуры
• информационная среда образовательного
учреждения
9
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Порядок утверждения стандартов
Утвержден Постановлением Правительства от 24
февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и
утверждения федеральных государственных
образовательных стандартов»
проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в
инициативном порядке);
публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для
экспертизы;
все экспертные заключения рассматриваются на Совете;
принимается решение об отклонении, направлении на доработку
или принятии ФГОС;
ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно),
10
регистрируется в Минюсте
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования утвержден
приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован
Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования – в стадии
доработки (после внесения проекта в Совет при
Министерстве в мае 2010 года);
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в
стадии разработки (ориентировочный срок внесения
проектов в Совет при Министерстве – октябрь 2010 года)
11
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
СИСТЕМА обеспечения введения ФГОС
нормативное
финансово
экономическое
организационное
кадровое
информационное
материально
техническое
13
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Проектные механизмы управления: сетевой график введения ФГОС
Нормативные правовые акты
Основные мероприятия
Основные участники
Приказ МОН РФ «О введении ФГОС НОО»
Нормативные правовые акты субъектов
РФ
Примерная ООП НОО
Федеральные требования
Положение о Координационном совете
введения ФГОС при департаменте МОН
РФ
Инструктивнометодическое письмо МОН
РФ
ООП НОО школ в субъектах РФ
Положение о региональном
координационном органе введения ФГОС
Приказ МОН РФ «О введении ФГОС
ООО»
Приказ МОН РФ «О введении ФГОС
С(П)ОО»
Примерная ООП ООО
Примерная ООП С(П)ОО
окт.09
май10
июн.10
авг.10
сен.10
окт.10
ноя.10
дек.10
янв.11
май.11
июн.11
авг.11
сен.11
май.12
Широкое
информи
рование
об
особеннос
тях ФГОС
Подготовк
а
тьюторов
повышение
квалифика
ции
Широкое
информи
рование
о ходе и
первых
результа
тах
введения
ФГОС
НОО
Повышени
е
квалифика
ции
Определение норматива
финансирования ФГОС и
формирование бюджета в
субъектах РФ
Оснащение учебных помещений
Комплектование учебных
фондов библиотек
Реализация ООП НОО в ОУ,
которые готовы к реализации
ФГОС
Создание
и
реализаци
я системы
оценки
достижени
я
планируем
ых
результат
ов в ОУ
Реализация ООП НОО в
ОУ в штатном режиме
МОН РФ, органы
исполнительной власти
субъектов РФ
МОН РФ, органы
исполнительной власти
субъектов РФ, органы
местного
самоуправления,
административно
управлденческий
персонал ОУ, СМИ
МОН РФ; органы
исполнительной власти
субъектов РФ; органы
местного
самоуправления;
административно
управленческий
персонал и педагоги
ОУ, готовых к введению
ФГОС;
профессиональное
сообщество, СМИ
Стажировочные
Стажировочные
площадки во всех ФО
площадки во всех ФО
Все Все
общеобразовате
общеобразовате
льные
льные
учреждения РФ,
учреждения РФ,
имеющие
имеющие
14
ступень НОО
ступень НОО
Органи
зация
взаимо
действия
с
учреждени
ями
дополните
льного
образован
ия детей,
учреждени
ями
культуры и
спорта,
обеспечив
ающих
организац
ию
внеурочно
й
деятельнос
ти
Органи
зация
взаимо
действия
с граж
данскими
институ
тами
ММ
ОО
НН
ИИ
ТТ
ОО
РР
ИИ
НН
ГГ
ИИ
ОО
ТТ
ЧЧ
ЕЕ
ТТ
НН
ОО
СС
ТТ
ЬЬ
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Нормативное обеспечение введения ФГОС
Уровень
образовательного
учреждения
Основная образовательная
программа начального общего
образования
Нормативная база
образовательного учреждения
Федеральный уровень
Примерная основная
образовательная программа
начального общего образования
Планаграфик введения ФГОС
Инструктивнометодическое письмо
Порядок проведения экспертизы
учебников
Федеральный перечень
учебников
Федеральные требования
15
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Новые финансовые механизмы: подушевое финансирование
Приложение 2
Региональный бюджет
(«Образование»: учебные расходы + зарплата)
K1×Nг/с + ∆1
K2×Nг/с + ∆2
М.Б.1
М.Б.2
Ω1
k1×Nг/с×δ1
Ω2
k2×Nг/с×δ2
ОУ1
ОУ2
Адаптация
→ 0
∆i
→ 1
i
М.Б.i – местный
бюджет iго
муниципального
образования
N норматив
г/с – город/село
Ki – численность
школьников в МО
ki – численность
школьников в ОУ
i – коммунальные
расходы
16
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Новые финансовые механизмы: новая система оплаты труда
Приложение 3
Субвенция
муниципальному
бюджету
Фонд стимулирования
руководителей
5%
85%
ФОТ
образовательного
учреждения
Учебные расходы
10%
6080%
Базовая часть ФОТ
Стимулирующая
часть ФОТ
2040%
ФОТауп+увп+моп
ФОТпп
30%
70%
Общая часть ФОТпп
Специальная часть ФОТпп
Ст
70%
30%
34
ппо
52
кл
ФОТ
11
ук
кл
кл
1
Ст – стоимость
образовательной услуги; к –
количество учащихся (1 – 11
классы);
у – годовое количество
17
учебных часов
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Финансовоэкономическое обеспечение введения ФГОС
Федеральный уровень
Методика формирования
расходов на реализацию
ФГОС
Методика формирования
системы оплаты и
стимулирования труда
Уровень
образовательного
учреждения
Локальные акты,
регламентирующие
установление заработной платы
работников учреждения
Дополнительные соглашения к
трудовому договору с
педагогическими работниками
18
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Совершенствование учительского корпуса и ФГОС
Внедрение НСОТ: зарплата зависит от качества
Педагогическая практика и стажировки
на базе инновационных площадок
Повышение квалификации
модульный принцип
современные достижения педагогической науки и практики
подушевое финансирование
Педагогическое образование
современная психологопедагогическая подготовка
(базовые центры подготовки педагогов)
подготовка профессиональных менеджеров образования
Обновление аттестации: подтверждение квалификации
Обновление квалификационных требований: компетентностный подход
19
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Ожидаемый результат повышения квалификации
– это профессиональная готовность работников образования
к реализации ФГОС
• обеспечение оптимального вхождения
•
•
работников образования в систему ценностей
современного образования
принятие идеологии ФГОС общего образования
освоение новой системы требований к структуре
основной образовательной программы, условиям
ее реализации и оценке достижений обучающихся
• овладение учебнометодическими и
информационнометодическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач
ФГОС
20
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Кадровое обеспечение введения ФГОС
Федеральный уровень
Рекомендации по обновлению
содержания повышения
квалификации
Уровень
образовательного
учреждения
Планграфик повышения
квалификации
Примерные дополнительные
профессиональные
образовательные программы по
вопросам введения ФГОС
Внутришкольное повышение
квалификации (научно
методические семинары)
Подготовка тьюторов
Обновление должностных
инструкции работников
учреждения
21
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Организационное обеспечение введения ФГОС
Федеральный уровень
Федеральный
координационный орган по
подготовке и введению
ФГОС
Всероссийские семинары
совещания, научно
практические конференции
Общероссийский мониторинг
введения ФГОС
Серия научнометодических
изданий
Уровень
образовательного
учреждения
Координации деятельности субъектов
образовательного процесса,
организационных структур учреждения
Реализация моделей взаимодействия
учреждений общего и дополнительного
образования детей
Модернизация системы методической
работы
Привлечение органов государственно
общественного управления к
проектированию основной
образовательной программы школы
22
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Информационное обеспечение введения ФГОС
Федеральный уровень
Информирование
общественности (СМИ,
научнометодические
издания,официальные сайты
www.mon.gov.ru
www.standart.edu.ru
www. isiorao.ru и др..)
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
РФ по введению ФГОС
Уровень
образовательного
учреждения
Изучение общественного мнения
Публичный отчет
Сайт учреждения
23
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
ФГОС:
• Требования к материальнотехническому
оснащению (библиотека – читальный зал –
медиатека – информационнобиблиотечный центр)
• Требования к информационнообразовательной
среде
• Требования к учебнометодическому и
информационному обеспечению
Нужен новый ресурс – учебнометодический
комплекс (учебник + ЭОР + методическое
пособие + средства для контроля и самоконтроля
+ средства для самостоятельной работы +…+…+),
24
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Материальнотехническое обеспечение введения ФГОС
Федеральный уровень
Федеральные требования
Уровень
образовательного
учреждения
Требования к объектам
инфраструктуры учреждения,
их оснащению
Оборудование помещений
Учебнометодические
комплекты, ЭОР
Банк программ, разработок
занятий, дидактических
материалов
25
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Критерии готовности ОУ к введению стандарта
разработана и утверждена основная образовательная программа
нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с
требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие
установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ
приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными
характеристиками должностные инструкции работников
определен список учебников и учебных пособий
определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая
организацию внеурочной деятельности обучающихся
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения
ФГОС
осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
обеспечены кадровые, финансовые, материальнотехнические и иные условия
реализации основной образовательной программы начального общего образования в
соответствии с требованиями ФГОС
26
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Что дальше?
Федеральный уровень с участием субъектов Российской
Федерации:
разработка примерной основной образовательной программы,
включающей в том числе:
базисный учебный план
планируемые результаты освоения основной образовательной
программы
примерные программы учебных предметов
остальные примерные программы в соответствии со
стандартом
систему оценки достижения планируемых результатов основной
образовательной программы
утверждение перечня учебников соответствующих ФГОС
создание Координационного совета
создание федеральнорегиональной системы повышения квалификации
педагогических работников по проблемам введения ФГОС
организация мониторинга введения ФГОС
27
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Что дальше?
Уровень образовательного учреждения :
разработка основной образовательной программы, включающей :
пояснительную записку
планируемые результаты освоения основной образовательной
программы
учебный план(ы)
программу формирования универсальных учебных действий
рабочие программы учебных предметов, курсов
программу духовнонравственного развития, воспитания
программу формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни
программу коррекционной работы
систему оценки достижения планируемых результатов
разработка локальных актов по вопросам организации и
осуществления образовательного процесса, определенных
уставом образовательного учреждения
модернизация системы методической работы
организация внутри и меж ведомственного взаимодействия по
вопросам введения ФГОС
создание условий реализации ООП
28
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
Министерство образования и науки Российской федерации
Благодарю за внимание !
Лариса Витальевна Шмелькова
зам. начальника отдела
Департамент общего образования
тел. (495) 6291766
Email: shmelkova@mon.gov.ru
29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.