Феномен молодёжной субкультуры

  • docx
  • 02.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала феномен молодёжной субкультуры.docx

Феномен молодёжной субкультуры

 

Давидович З.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»

 

Прежде чем говорить о субкультуре литературных фанатов, необходимо определить, что такое субкультура и какой смысл вкладывается в это понятие. В культурологических словарях можно найти несколько определений.

«Субкультура - особая форма организации людей (чаще всего молодёжи) — автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами» [1].

«Субкультура — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.<...>Молодёжные субкультуры характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (хотя и не обязательно враждебных) мировоззрениям старших поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т. д.» [2].

Субкультурные образования в известной степени автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри субкультуры.

«В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет её носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре. Субкультура - это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от неё. Однако, большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием или неодобрением» [4].

При изучении субкультуры фанатов ключевыми являются два момента: побег от действительности и стирание различий между автором и аудиторией. Можно сказать, что они и составляют суть этой субкультуры. Фанатство – во многом побег от действительности в иллюзорный мир любимого произведения. Для большинства фанатов этот мир существует как бы параллельно миру реальному, и они делят своё время и силы между тем и другим. А отсутствие границ между автором и читателем как раз и порождает вторичную литературу, в которой читатель становится соавтором. Третий очень важный момент – отрицание романтизма повседневной жизни. В. А. Луков в своем исследовании «Особенности молодёжных субкультур в России» [3] выделяет целую группу субкультур, целью которых является романтическая компенсация повседневной рутины, и называет среди них и субкультуру фанатов произведений Дж. Р. Р. Толкина (хотя и смешивает её с субкультурой ролевых игр).

«Чтобы говорить о «фанфике», необходимо прежде сказать несколько слов о более широкой субкультуре, частью — а в некоторых аспектах и апогеем — которой он является. Это субкультура «фанатства», представляющая собой совершенно неотъемлемую часть масскультуры вообще. Применительно к теме назовем «фанатством» определённую приверженность потребителя масскультуры к её продуктам, будь то телесериал, книга, музыкальная группа или спортивная команда, — а именно приверженность, заставляющую «фаната» предпринимать какие-нибудь активные действия в рамках своей тяги к тому или иному культурному явлению <...>Вовлечённость в субкультуру фанатства обычно подразумевает взаимодействие с другими фанатами: обсуждение любимого феномена, толкование его преображений, обмен слухами и мнениями, игры в персонажей книги или сериала, участие в конкурсах двойников и, наконец, организационную деятельность в пространстве самой субкультуры, как-то: организация фанатских съездов или создание сайтов, посвящённых любимой теме» [4].

Иначе говоря, фанатство – одна из форм массового поведения, наиболее активный и многоаспектный вариант взаимодействия с художественным произведением. Кроме эмоционального восприятия и всех аспектов литературоведческого анализа, оно включает изучение вторичного мира, созданного автором, причём изучение не только снаружи, с позиции читателя, но и «изнутри», с позиции человека, в нём находящегося, а также различные варианты моделирования этого мира: литературное, с помощью написания художественного произведения по мотивам или ролевая игра по мотивам произведения.

Фанатство сочетает в себе противоположные вещи: чрезвычайно бережное отношение к малейшим деталям произведения и разного рода вольные его переложения. Причина этого противоречия заключена в двух ипостасях фаната: исследователя и соавтора. Как исследователь, фанат стремится описать вторичный мир как можно полнее, а как соавтор часто спорит с автором исходного произведения, предлагая свою точку зрения или свой вариант развития событий.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   Культурология. ХХ век [Текст] : энциклопедия. Т. 2. М – Я. – СПб, 1998.

2.   Культурология. ХХ век [Текст] : словарь. – СПб, 1997.

3.   Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст] / В. А. Луков // Социологические Исследования - 2002. - №10.

4.   Шафорост, Ю. Молодежные субкультуры г. Барнаула: социокультурный и психологический аспекты [Электронный ресурс] : дипломная работа / Ю. Шафорост. –Режим доступа:

www.countries.ru/library/typology/shaforost.doc.


 

Скачано с www.znanio.ru