ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ТИПА ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Вопрос неуспеваемости обусловленной части школьников начальной общеобразовательной школы в настоящее время все больше привлекает к себе интерес социологов, психологов, педагогов и медиков. Была отмечена выделенная группа детей младшего школьного возраста, которые не могли быть причислены к умственно отсталым, потому что в границах наблюдающихся знаний дети показывали определенную способность к конкретности, обширную «зону ближнего развития». Эти дети младшего школьного возраста были причислены к особенной категории – детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Т.А. Власовой и М.С. Певзнером заинтересованность была направлена на роль эмоционального формирования в развитии личности дошкольника с задержкой психического развития, и таким же образом, на значение нейродинамических расстройств (церебрастенических состояний и астенических расстройств). При этом была определена задержка психического развития, которая возникает на основании психофизического и психического инфантилизма, который связан с нездоровыми влияниями на центральную нервную систему во время беременности мамы, и задержка, которая появляется в раннем периоде жизни малыша в следствии разнообразных патогенных факторов, которые приводят к церебрастеническим и астеническим проявлениям организма [Певзнер 2011].
В итоге, в свой научно-исследовательской работе К.С. Лебединская предложила классификацию типов задержки психического развития по этиопатогенетическому принципу:
· конституционное происхождение;
· соматогенное происхождение;
· психогенное происхождение
· церебрально-органическое происхождение [Лебединский 2012].
Любой из данных типов имеет возможность получить осложнения ряда болезненных симптомов неврологических, энцефалопатических, соматических, и обладает своей клинико-психологической структурой, своими нарушениями познавательной деятельности, своей этиологии и особенностью эмоциональной незрелости.
Задержка психического развития – этиология преходящего отставания созревания психики в общем или некоторых ее функций, замедление темпа осуществления возможных потенциалов организма, которые часто открываются при зачислении в школу и формулируется в нехватке общего резерва знаний, незрелости мышления, односторонности представлений, малой умственной целеустремленностью, доминировании игровых увлечений, быстрой пресыщаемой в умственной деятельности [Ведерников 2013].
Причины появления задержки психического развития возможно поделить на две значительные группы:
· основания биологического характера;
· основания социально – психологического характера.
К основаниям биологического характера относят:
· разнообразные вариации патологии беременности (резус– конфликт, тягостные интоксикации и т.д.);
· недоношенность;
· травмы родовые;
· разнообразные соматические болезни (опасные виды гриппа, рахит, хронические болезни – синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания, туберкулез, пороки внутренних органов и т.д.)
· легкие формы мозговых травм.
Среди оснований социально-психологического направления, можно выделить, следующие:
· преждевременный отрыв малыша от матери и воспитание ребенка в совершенной изоляции в обстоятельствах социальной депривации;
· недостаток полноценной, подобающей возрасту деятельности: игровой, предметной, общение с ровесниками и взрослыми и так далее.
· искаженные обстоятельств воспитания дошкольника в семье (гиперопека, гипоопека) или слишком авторитарное воспитание.
В основании задержки психического развития находится взаимодействие социальных и биологических оснований. При систематизации задержки психического развития Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделили две существенные формы:
Инфантилизм – нарушенный темп развития наиболее поздно формирующейся мозговой системы. Инфантилизм сможет быть согласованный (который связан с нарушением функционального характера, недоразвитостью лобных строений) и дисгармонический (определен явлениями органики головного мозга);
Астения – острая ослабленность неврологического и соматического характера, определенная динамическими и функциональными нарушениями центральной нервной системы. Астения может проявляться соматическими и церебрально-астеническими (повышенной истощаемости нервной системы) проявлениями [Певзнер, Власова 2011].
Рассмотрим более подробно каждый из типов задержки психического развития. Задержка психического развития конституционального происхождения – именуемый гармоническим инфантилизмом (который не осложнен психическим и психофизическим инфантилизмом, по классификации Т.А. Власовой и М.С. Певзнером), при этом эмоционально-волевая сфера стоит словно на более ранней ступени созревания во многом похожая на нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста наиболее младшего возраста. Для этого свойственно превалирование эмоциональной мотивации в поведении детей, увеличенный фон настроения, непринужденность и красочность эмоций при их легкомысленности и неустойчивости, внушаемость. Проблемы в обучении, часто отмечаемые у данных детей в младших классах, объединяют с незрелостью мотивационной сферы и личности ребенка, в общем, с доминированием игровых интересов. Гармонический инфантилизм считается как бы центром формы психического инфантилизма, в котором границы эмоционально-волевой незрелости просчитаются в наиболее истинном виде и часто совмещаются с инфантильным типом телосложения. Данная гармоничность психофизического обличья, присутствие семейных случаев, непатологичность психических особенностей дают возможность допустить прежде всего, врожденно-конституциональную этиологию данного типа инфантилизма. При всем том, часто генезис гармонического инфантилизма можно связать с негрубыми обменно-трофическими расстройствами внутриутробными или первых лет жизни. Такие дети при подходящих обстоятельствах могут показать неплохие последствия выравнивания [Власова 2011].
В данной группе можно выделить следующие виды.
Дисгармонический инфантилизм (проявляемый при заболевании гипофизарным нанизмом) – при недостатке гормонов роста, причина заключается в нарушении эндокринной системы. Дети младшего школьного возраста выделяются увеличенной переутомляемостью, рассеянностью внимания, повышенной педантичностью и неплохими мыслительными навыками.
Гипогенитальный инфантилизм – это недоразвитие вторичных половых признаков. Дети младшего школьного возраста расположены к рассуждениям на разнообразные темы в период продолжительного срока.
Задержка психического развития соматогенного происхождения. Данный вид отклонения развития определен продолжительной соматической недостаточностью разнообразного происхождения: у ребенка просчитаются частые хронические инфекции и аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы, прежде всего, сердца.
В замедлении темпа психического созревания детей младшего школьного возраста существенная роль относится к стойкой астении, уменьшающей не только всеобщий, но и психический тонус. Часто этиология осложняется задержкой эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, который бывает обусловлен пластом невротических наслоений – нерешительностью, пугливостью, и связанными с чувством личной физической неполноценности, а порой порожденными порядком ограничений и запретов, в каком находится соматически больной или ослабленный дошкольник [Лебединский 2012, Акмамбетов 2012].
В астеническом состоянии дошкольник не может справиться с образовательной нагрузкой. Часто обнаруживаются следующие признаки переутомления:
· в сенсорной сфере – перестает слышать;
· в моторной сфере – понижается физическая сила, ухудшается координация движений (почерк, осанка);
· в когнитивной сфере – рассеивается внимание, исчезает интерес к выполняемым заданиям, интеллектуальная деятельность делается менее продуктивной;
· в эмоционально–волевой сфере – появляется повышенная эмоциональная восприимчивость, гиперпривязанность к матери, понижение контактов с малознакомыми людьми, несамостоятельность, плаксивость.
Оздоровительно-коррекционная работа с детям младшего школьного возрастаи с астеническими состояниями содержит определенные направления.
Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут включать медикаментозное лечение.
Создание охранительного режима образовательной работы с учетом состояния дошкольника: жесткое чередование обучения и отдыха; понижение числа занятий; дополнительный день отдыха; в течение образовательной деятельности дошкольнику необходимо дать отдых, поменяв виды деятельности.
Психо-коррекционные мероприятия обращены на развитие навыков образовательной и познавательной деятельности и купирование отрицательных последствий (рост степени самооценки, коррекция страхов и т.д.) [Никишина 2013].
Задержка психического развития психогенного характера объединена с неблагоприятными обстоятельствами развития, которые препятствуют нормальному развитию личности дошкольника. При этом, неблагоприятные обстоятельства среды, рано начавшиеся, продолжительно воздействующие и проявляющие травмирующее воздействие на психику дошкольника, смогут вызвать стойкие сдвиги его нервно-психической сферы, нарушение первоначально вегетативных функций, потом и психического, прежде всего, эмоционального развития. В этих случаях речь идет о патологическом (аномальном) формировании личности ребенка.
Данный тип задержки психического развития надлежит различать с педагогической запущенностью, не представляющей собой патологических проявления, дефицит знаний и умений по причине ограниченности интеллектуальной информации.
Задержка психического развития психогенной этиологии встречается, преимущественно, при патологическом развитии личности ребенка по типу психической неустойчивости, по преимуществу обусловлены явлением гипоопеки – обстоятельствами безнадзорности, при каких у дошкольника не формируются чувства ответственности и долга, виды поведения у них связанны с энергичным торможением аффекта. Не мотивируется формирование интеллектуальных установок и интересов и познавательной деятельности. Поэтому черты аномальной незрелости эмоционально-волевой сферы по типу аффективной импульсивности, лабильности, увеличенной внушаемости у данных детей младшего школьного возраста часто совмещаются с недостаточной степенью познания и представления, необходимого для постижения школьных предметов [Неретина 2014].
Пример патологического созревания личности ребенка по типу «кумира семьи» определен, напротив, гиперопекой и изнеживающим развитием. При этом дошкольнику не прививают черты независимости, ответственности, активности. Для данного психогенного инфантилизма, совместно с малой направленностью в сторону волевого усилия, которые свойственны черты эгоизма и эгоцентризма, неприятия труда, установки на непрерывную поддержку и заботу.
Пример аномального развития личности дошкольника по невротическому типу все чаще встречается у детей младшего школьного возраста, родители которых выказывают агрессию, грубость, жестокость, властность к своему ребенку и иным членам семьи. Именуемый типом «Золушки». В представленных обстоятельствах часто развивается личность стеснительная, пугливая, возбудимая, незрелость эмоциональная у которой проявляется в недостаточной независимости, неуверенности, малой инициативности и энергичности и в дальнейшем данное воспитание может привести к дезадаптации.
Воспитание дошкольника в обстоятельствах двойственного отношения к ребенку. Детям нужно уметь подстраиваться к родителям, педагогам, что может привести к отсутствию главнейших установок и развитию изменчивой личности.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения наблюдается чаще других изображенных этапов и часто располагает значительной выносливостью и выраженностью аномалий, как в познавательной деятельности, так и в эмоционально-волевой сфере, занимает существенное место в рассмотренной патологии развития. Исследование анамнеза представляет присутствие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера в результате выявленной патологии в период беременности матери ребенка (тяжелый токсикоз, инфекция, интоксикация и травма, несовместимость резус-фактора крови плода и матери), недоношенность, асфиксия и родовая травма, постнатальной нейроинфекции, токсико-дистрофирующего заболевания первых лет жизни [Никишина 2013, Прозорова 2014].
Анамнестические данные все чаще свидетельствуют о замедлении перемены возрастных фаз созревания: опоздание развития статических функций, речи, ходьбы, этапов игровой деятельности, навыков опрятности.
В соматическом положении наряду с конкретными признаками задержки физического развития (приостановка роста, недостаточность сосудистого и мышечного тонуса, недоразвитие мускулатуры) зачастую встречается сплошная гипотрофия, что не разрешает опустить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; при этом могут отмечаться и разнообразные виды диспластичности телосложения. В неврологическом положении достаточно часто имеются гидроцефальные, а нередко и гипертензионные стигмы (ограниченные участки с повышенным внутричерепным давлением), проявления вегето-сосудистой дистонии.
Церебрально-органическая недостаточность, в основном, проявляет конкретный след на структуре самой задержки психического развития – как на проявления эмоционально-волевой незрелости, так и на сущность определенных нарушений интеллектуальной деятельности. Эмоционально- волевая незрелость показана органическим инфантилизмом. У детей младшего школьного возраста отсутствует характерная для ребенка с нормальным развитием оживленность и красочность эмоций; свойственен низкий интерес в оценке, небольшой уровень притязаний. Внушаемость может иметь резкий нюанс и часто сопутствует отсутствием критики. Игровую деятельность определяет скудость творческих проявлений и воображения, однообразие и монотонность. Конкретное устремление к игровой деятельности часто выглядит как вариант отхода от проблем в образовательной деятельности. Часто в игру обращается деятельность, которая требует целенаправленной умственной деятельности, например, приготовление к образовательной деятельности [Защиринская 2014].
В зависимости от доминирования того или другого экспансивного фона возможно выделить два существенных вида органического инфантилизма: тормозимый – с доминированием сниженного фона настроения, неуверенностью, пугливостью и неустойчивый – с импульсивностью и эйфорическим оттенком настроения и психомоторной расторможенностью.
Для задержки психического развития рассматриваемого типа свойственны проблемы в развитии познавательной деятельности, определенные недостаточностью памяти, внимания, пассивностью психических процессов, их неторопливостью и сниженной переключаемостью, и при этом, недостаточностью некоторых корковых функций.
Психолого-педагогические экспериментальные исследования, которые провели в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, утверждают, что у таких детей младшего школьного возраста детей проявляется недостаточность формирования фонематического слуха, неустойчивость внимания, неустойчивость тактильного и зрительного восприятия, проблемность оптико-пространственного синтеза, кратковременной и долговременной памяти, неразвитость сенсорной и моторной стороны речи, зрительно-моторной координации, неразвитость автоматизации действий и движений. Часто открывается плохая ориентировка на «право – лево», проявляется явление зеркальности в письме, а также затруднения в отличии сходных графем [Лубовский 2014].
В зависимости от генезиса (конституционального, церебрального, психогенного, соматогенного), так же от периода влияния на организм ребенка нездоровых факторов задержка психического развития может дать различные версии патологий в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере. Вследствие исследования психических процессов и потенциалов обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития был определен ряд характерных особенностей в их эмоционально- волевой сфере, познавательной сфере, в поведении и личности ребенка в целом. Были определены общие для детей с задержкой психического развития черты, разнообразной этиологии:
· низкая работоспособность в следствии увеличенной истощаемости;
· незрелость воли и эмоций;
· односторонний запас коллективных представлений и информационных сведений;
· обедненный словарный запас;
· несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
· неполная сформированность игровой деятельности [Певзнер 2011].
Учитывая все, что было рассмотрено, можно определить, что этим детям младшего школьного возраста нужен особенный подход. Запросы социума к образовательной деятельности, которые бы учитывали особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития просчитаются при:
Соблюдении установленных гигиенических требований при проведении образовательной деятельности и занятий, то есть, занятия должны проводиться в проветриваемом помещении, должно быть обращено внимание на степень освещенности помещения и размещение детей младшего школьного возраста на образовательной деятельности.
Скрупулёзный подбор наглядного материала для проведения образовательной деятельности и его расстановку таким образом, чтобы бесполезный материал не отрывал внимание дошкольника от сути занятия.
Контроль за организацией образовательной деятельности детей младшего школьного возраста: существенно обдумывать вероятность замены на образовательной деятельности одного вида занятия другим, обязательно включение в планы физкультминуткок и музыкальных пауз.
Следует наблюдать за реакцией, за поведением всех детей и применять индивидуальный подход к детям младшего школьного возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.