«Федеральные государственные образовательные стандарты 2022 и содержание примерных основных образовательных программ по английскому языку»
ФГОС - это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Поэтому важно, чтобы администрация школы и каждый педагог учитывали изменения, связанные с обновленными ФГОС, в подготовке школьной документации и организации образовательного и воспитательного процессов.
Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО: обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
В обновленных ФГОС подробнее описаны результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль. При этом каждое из УУД содержит критерии их сформированности.
При подготовке основных образовательных программ необходимо учитывать, что раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
Изменились требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей. В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
· рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
· программу формирования УУД;
· рабочую программу воспитания.
Нам не придется в содержательный раздел программы ООО включать программу коррекционной работы, так как в школе не обучаются дети с ОВЗ.
Изменения коснулись и структуры рабочей программы воспитания. Положительно, что обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
Не стоит забывать, что рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
Однако, требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули. Для ООО модульная структура также стала не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания: она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей.
По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД. Теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». Для уровня ООО теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Примечательно, что в предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Изменена структура предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль.
Разумно, что изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе.
Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий. При этом надо получить заявления родителей.
Снизится загруженность обучающихся, так как уменьшился объем внеурочной деятельности.
ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО.
Радует, что обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Но при этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Положителен тот факт, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей.
Несомненно, доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.
Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям.
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию.
Создавая рабочую программу по английскому языку необходимо предусмотреть формирование функциональной грамотности на уроках, развитие компетенций 21 века и качеств характера, таких как настойчивость, адаптируемость, лидерство и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.