ФГОС: Методические и организационные особенности работы учителя школы 1 ступени.
Оценка 4.6

ФГОС: Методические и организационные особенности работы учителя школы 1 ступени.

Оценка 4.6
Семинары
doc
преподавание
Взрослым
30.10.2020
ФГОС: Методические и организационные особенности работы учителя школы 1 ступени.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.
доклад районный семинар.doc

ФГОС: Методические и организационные особенности работы учителя школы 1 ступени.

 Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.  Перед вами на слайде представдены основы ФГОС, их концептуальные и конструктивные особенности, и требования к структуре.

В каждой школе при внедрении ФГОС разработана ООП НОО, в которую вошли разделы, представленные на слайде. Для разработки программы мы все опирались на документы, обеспечивающие реализацию стандарта.

 Основной педагогической задачей является  организация и создание условий, инициирующих детское действие.Основным результатом должно стать развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Механизмами воздействия  стандарта на учебный процесс  явились БУП, программа формирования и развития УУД, планируемые результаты по предметам,учебные  программы, модели оценочной деятельности, образовательные технологии.

В нашей школе для реализации ФГОС  выбрано УМК «Планета знаний», которая состоит из

  • учебников;
  • рабочих тетрадей;
  • дидактических и методических пособий.

Выбранное УМК

  • создает пространство для самостоятельной деятельности учащихся;
  • ориентирован на работу с детьми разного уровня подготовленности  и темпа развития;
  • предоставляет условия для формирования умения делать осознанный выбор.

Основная особенность УМК заключается  в его целостности:

·         единство подходов;

·         единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам;

·         единстве сквозных линий типовых заданий;

·         единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности

 Единство подходов – это культурологический; коммуникативный; деятельностный.

Ò  Культурологический подход создаёт условия для активного, сознательного изучения каждого предмета как компонента культуры; обеспечивает формирование духовно-нравственной личности.

Ò  Коммуникативный направлен на формирование коммуникативно-речевых умений учащихся (умение выражать свои мысли и чувства, доказывать, объяснять, принимать общие решения).

Ò  Деятельностный обуславливает включение учащихся в активную деятельность: практическую, исследовательскую, проектную.

В структуре УМК «Планета знаний» основой организации учебного пространства являются крупные разделы (3-5 на учебный год). Каждый раздел начинается с маршрутного  листа — графического отображения логики его изучения.

Маршруты по учебнику и по теме дают учащимся возможность осмысления последовательности  изучения материала.

Учебный материал делится на инвариантную часть и вариантную.

Ò  Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания и содержит в себе необходимый  учебный материал. Выполнение всех заданий в инвариантной части свидетельствует о том, что учеником достигнута ближайшая цель – освоен обязательный минимум содержания.

Ò  Вариативная часть включает дополнительный материал.  Выполнение заданий в вариативной части показывает, что  ученик достиг максимального уровня освоения материала .

Разная окраска полей страниц учебника  показывает соотношение этих частей для каждого урока.

Ò  Все учебники имеют единую систему заданий и единую маркировку, которая облегчает работу учителя и школьника с учебниками и рабочими тетрадями комплекта

Система заданий:

Задания на «информационный поиск» требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной литературе и словарям, развивает у них потребность в поиске  и проверке информации

«Дифференцированные задания» предоставляют учащимся возможность выбрать в более узком пространстве (из 2-4 ) задания, адекватные уровню своей подготовленности

Ò  Задания «интеллектуальный марафон» ориентированы
на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей,
на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации

Ò  «Творческие задания» направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей

Ò  Одной из групповых форм обучения является работа в паре
 

Ò   Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, коммуникативным навыкам, предоставляется возможность «учиться обучая»

Целевыми установками УМК являются:

Ò  обеспечить условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;

Ò  создать условия для эффективного и оптимального практического усвоения учащимися нового стандарта;

Ò  сформировать,  развить и сохранить у учащихся интерес к процессу обучения;

Ò  создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для каждого учащегося своей траектории усвоения учебного материала;

Ò  ориентировать учебный процесс на воспитание нравственности ребенка.

Учебные программы и пособия УМК «Планета Знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться». Единые подходы и принципы, лежащие в основе учебно-методического комплекта, способствуют формированию у детей младшего школьного возраста прочных знаний, умений и навыков в каждой предметной области и универсальных умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию; решению важных воспитательных задач.

УМК «Планета Знаний», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках Государственных образовательных стандартов II поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса учащихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения.

Изменения в деятельности педагогов

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными. Отслеживает не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные.

        Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель – режиссёр учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему. При этом дети используют эти умения на уроке.

 

Сегодня очевидно, что при оценке достижений учащихся необходимо учитывать не только предметные, но и общеучебные умения. Именно на это нас ориентируют проекты государственных стандартов.

  Изменения в деятельности обучающихся

  Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

 Для определения готовности к обучению у нас в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований осуществить поддержку детей в начале учебной деятельности. В исследовании не ставилась задача обеспечить полноту охвата различных показателей или отдельных элементов готовности к обучению в начальной школе. Основной целью являлось определение оптимального набора показателей, позволяющих осуществить надежный прогноз успешности первоклассника в начальной школе, а также выстроить  программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.   Первоклассники, которые поступили  в школу, в основном дети двух возрастных групп. Половину из них составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, другую половину- от 7 до 8 лет.  Большинство ходили в детский сад( 86%). Подготовку к школе проходили в различных местах: в детском саду, в школе.  По результатам опросов родителей 90% хотели учиться. В среднем среди первоклассников только ____%  детей соответствуют критериям первой группы здоровья, большинство ___% относятся ко второй группе. Основная часть первоклассников имеет благоприятные условия дома для обучения (своя  комната, уголок школьника). Почти 90% соблюдают режим дня.

Для оценки развития познавательной сферы первоклассников нами использовались известные диагностические методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», адаптированные к фронтальному проведению в классе.

Общее развитие первоклассника- один из показателей на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Оно оценивается с помощью методики «Рисунок человека». Чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка. В зависимости от деталей рисунка были сформированы три основные группы учащихся( с высоким, средним и низким уровнями данного показателя).

Особый интерес для учителя представляют методики «Графический диктант», «Образец и правило», выявляющие сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль). В основе успешного или неуспешного выполнения задания детьми лежат следующие умения:

1.      понимать задание и использовать это понимание в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания;

2.      точно следовать предложенной инструкции;

3.      учитывать все указания (правила) работы;

4.      привлекать к выполнению задания имеющийся опыт;

5.      способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания.

Методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. По результатам методики детей также можно условно разделить на три группы.

Методика «Образец и правило» проверяет умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила.

Для проверки фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя использовалась методика «Первая буква». Она выявляет готовность к овладению грамоте.

 Учителями первых классов проводится большая работа и по диагностикам, и по отслеживанию предметных, общепредметных и личностных результатов, работа с потфолио учащихся.

В  заключении хотелось бы  сказать, что претворении ФГОС только начинается, конечно, работаем мы не без ошибок, но стараемся, хочется поблагодарить учителей 1-х классов, которые согласились провести уроки для нас. Учителя 1-х классов уже проводили в школе открытые уроки для учителей начальной школы, рекомендуем им разместить материалы на сайте школы.

 



Скачано с www.znanio.ru

ФГОС: Методические и организационные особенности работы учителя школы 1 ступени

ФГОС: Методические и организационные особенности работы учителя школы 1 ступени

Коммуникативный направлен на формирование коммуникативно-речевых умений учащихся (умение выражать свои мысли и чувства, доказывать, объяснять, принимать общие решения)

Коммуникативный направлен на формирование коммуникативно-речевых умений учащихся (умение выражать свои мысли и чувства, доказывать, объяснять, принимать общие решения)

Целевыми установками УМК являются: Ò обеспечить условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;…

Целевыми установками УМК являются: Ò обеспечить условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;…

Отслеживает не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные

Отслеживает не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные

Особый интерес для учителя представляют методики «Графический диктант», «Образец и правило», выявляющие сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль)

Особый интерес для учителя представляют методики «Графический диктант», «Образец и правило», выявляющие сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020