Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Средства формирования функциональной грамотности у обучающихся в начальной школе»
Притча о знаниях и применении их на деле:
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. — Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Говоря современным языком эта притча о функциональной грамотности школьников.
Я предлагаю вам поиграть. У нас необычная научная лаборатория под названием «ФГ». Вы научные сотрудники этой лаборатории. Сегодня мы будем использовать полученные знания, умения и навыки. Я ваш научный руководитель нашего проекта.
Выполняя задания на каждом этапе получаем пазл, в конце мастер-класса из этих пазлов должны получить продукт проекта.
Задание 1.
a+b a*b (a+b)*2 a+b+a+b
Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
длина |
ширина |
формула, решение |
|
|
|
Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина 4м.
длина |
ширина |
формула, решение |
|
|
|
К какому компоненту можем отнести данный приём работы? (математическая грамотность)
МГ- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Задание 2.
А.Л. Барто
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Приём «Диалог с автором», продуктивное чтение.
Барто спрятала информацию от читателей между строк.
1 строчка Понятно ли кто герой стихотворения? (Таня)
Знакома ли она автору? (да. Наша)
Что происходит с героиней? (плачет) Как она плачет? (громко) А почему она плачет громко? (привлекает внимание) Может ли плакать тихо?
Это взрослый или ребёнок? Почему?
2 строчка Что становится понятно? (возраст, причины слёз)
Значит это ребёнок, маленький.
Где происходят действия? (на берегу)
Какой реки? Большой? (маленькой, речка)
Когда происходят события? Время года? (лето)
Нам становится понятно, что маленькая девочка Таня знакомая автору гуляла на берегу реки, играла в мячик и уронила в воду.
А почему же она плачет?
3 строчка Кому могут принадлежать эти слова? (маме, папе, автору…)
Из этих слов понятно как автор относится к девочке?
Как он её называет? (Танечка)
Что означает слово тише? Ты плачь, но не громко? Или совсем не плачь? (успокаивает) значит знает что с мячиком наверно всё хорошо.
Проверим свои предположения.
4 строчка Как же автор помог девочке? Он что ей объяснил?
Какую мы информацию узнаём о мячике? (что он резиновый и не утонет)
К какому компоненту можем отнести данный приём работы? (читательская грамотность)
ЧГ – базовый навык ФГ. В современном мире работать с информацией становится обязательным условием успешности.
Задание 3.
В приведённой ниже таблице описаны свойства 3 предметов, сделанных из дерева, камня и железа.
Свойство |
Предмет № 1 |
Предмет № 2 |
Предмет № 3 |
Тонет ли в воде? |
Да |
Нет |
Да |
Хорошо ли горит? |
Нет |
Да |
Нет |
Притягивается ли магнитом? |
Да |
Нет |
Нет |
Определите из чего сделаны предметы?
1. _____________________________
2. _________________________________
3. ________________________________
К какому компоненту можем отнести данный приём работы? (естественно-научная грамотность)
ЕНГ- способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умений использовать в дальнейшей жизни. Наша задача помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Задание 4.
Маше нужно купить батон за 30 р. и пакет молока за 50 р. Сколько денег у Маши, если у нее есть показанные на рисунке купюры и монеты?
А) 100 рублей б) 85 рублей в) 80 рублей г) 75 рублей
К какому компоненту можем отнести данный приём работы? (финансовая грамотность)
ФГ – для младшего школьника – это умение пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объёмах.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к данной экономической категории. С деньгами радостно и спокойно жить, но где-то ведь надо эти деньги хранить.
А где вы предпочитаете хранить сбережения? (в сбербанке, под подушкой, закопать в землю)
На столах лежат банкноты. Я хочу чтобы эти деньги были использованы.
Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, чтобы набежали методические проценты.
Если мастер-класс был не очень полезен, то положите под подушку, может, придётся когда-нибудь достать.
Если на мастер-классе время проведено зря, то закопайте в огороде, пусть ждёт своего часа.
Вот мы и получили продукт нашей работы научной лаборатории. (ФГ из пазлов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.