Актуальность.
Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ.
ФГОС обучающихся с ОВЗ основа АООП НОО
Адаптированная образовательная программа обучающихся с ОВЗ - это образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ.
В основу разработки АООП положены требования ФГОС и учебные программы по предметам учебного плана.
АООП обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию.
ФГОС НОО обучающихся обучающихся с ОВЗ
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;
обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Общая характеристика Стандарта
ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Назначение Стандарта
Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни .
Стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью;
государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью ;
нравственного развития учащихся с умственной отсталостью;
формирование основ их гражданской идентичности;
учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;
вариативности основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп учащихся с умственной отсталостью.
Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.
Первая цель:
Стандарт должен гарантировать введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить саму возможность определения ребенка как «необучаемого».
Вторая цель:
Стандарт должен гарантировать не только получение образования детям с тяжелыми нарушениями развития, способным обучатся по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Третья цель:
Для ребенка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активными, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ
чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования.
Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах
начального школьного образования детей с ОВЗ.
СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования.
Каждый вариант СФГОС определяет:
требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);
требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом обучающихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей.
Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду - поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Второй вариант (В). Данный вариант также является цензовым. При этом обучающиеся получают образование в специальных коррекционных школах или классах, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Например, период начального школьного обучения глухого ребёнка составляет 6 лет, а не 4 года.
Организация обучения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС
«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
«Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.
Компонент «жизненной компетенции» - овладение
знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку
в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция
обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Личностные результаты являются преимущественно итогом
овладения обучающимися с ОВЗ компонентом жизненной
компетенции.
Два компонента, предусмотренные ФГОС
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет
35 минут.
Продолжительность учебной недели
- 5 дней.
Обучение проходит в одну смену.
в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый
в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый);
в 1 -м классе используется «ступенчатый» режим обучения:
Освоение АООП обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.