Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле. Анализировать произведения, на которых изображены фигуры людей в движении, на примере работ А. Дейнеки, Г. Лореса, Г. Баммеса. Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев.
2ЛР: Изготавливать модель фигуры человека. Рисовать фигуру спортсмена в движении. Выполнять наброски своих товарищей или родственников с натуры. Выполнить творческое задание «К сказке в гости». Выполнить коллективное панно «Быстрее, выше, сильнее». Выполнить коллективную работу «Сказочный мир».
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения, изображающие человека и его деятельность, выражать своё отношение к ним на примере работ А. Дейнеки, Г. Лореса, Г. Баммеса.
Обязательный минимум содержания: пропорции человеческой фигуры, модуль (Н), соразмерность, идеальные пропорции (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: Г. Лоренс «Наброски»; Г. Баммес «Хирург»; А. Дейнека «Баскетбол», «Эстафета по кольцу», «Раздолье»; схемы; учебные наброски и рисунки.
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4й класс. – М.: Баласс,
2011.
Уроки 20–23.
Тема. Фигура человека. Пропорции.
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле. Анализировать произведения, на
Иметь
которых изображены фигуры людей в движении, на примере работ А. Дейнеки, Г. Лореса, Г. Баммеса.
представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев.
2ЛР: Изготавливать модель фигуры человека. Рисовать фигуру спортсмена в движении. Выполнять наброски своих
товарищей или родственников с натуры. Выполнить творческое задание «К сказке в гости». Выполнить коллективное
панно «Быстрее, выше, сильнее». Выполнить коллективную работу «Сказочный мир».
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения, изображающие человека и его деятельность, выражать своё отношение к
ним на примере работ А. Дейнеки, Г. Лореса, Г. Баммеса.
Обязательный минимум содержания: пропорции человеческой фигуры, модуль (Н), соразмерность, идеальные
пропорции (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: Г. Лоренс «Наброски»; Г. Баммес «Хирург»; А. Дейнека «Баскетбол», «Эстафета по кольцу»,
«Раздолье»; схемы; учебные наброски и рисунки.
Этапы урока
Содержание
1й урок
Создание
I.
проблемной
ситуации.
действия учителя
действия учеников
Пропорции»,
Учитель записывает тему урока: «Фигура
человека.
рассказывает одну
историю и просит ответить на вопросы.
«В Древней Греции не было принято рассказывать о
своих достижениях при жизни. Их записывали в
специальную книгу и хранили у душеприказчика
(друга, которому больше всего доверяли). А когда
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
© ООО «Баласс», 2014
Страница 1
Формирование УУД
обозначающих
Цвет фраз,
учебные
действия,
соответствует следующим
группам результатов:
познавательные действия;
регулятивные действия;
коммуникативные действия;человек умирал, то душеприказчик рассказывал о
достижениях человека. Так вот, жили в Греции два
замечательных скульптора, их произведениями
восхищалась вся Греция, и когда они умерли, то
душеприказчики должны были рассказать о
творчестве скульпторов. Первый душеприказчик
принёс толстенную книгу, в которой были описаны
лучшие дела первого скульптора, а второй – всего
один листок. Самым главным своим достижением
скульпторы считали создание фигур человека.
Первый скульптор в своей книге на трёхстах
страницах привел расчёты, как создавать фигуры
человека. А расчёты второго скульптора уместились
на одном листке».
– Как вы думаете, чьими расчетами пользуются
скульпторы всего мира: первого или второго
скульптора? Почему?
II.
Формулирование
проблемы.
– Так на какой вопрос мы должны ответить сегодня
на уроке?
личностные результаты.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
– Расчётами второго скульптора,
он придумал более простой
способ,
раз его расчёты
уместились на одном листке.
– Как создавать фигуру
человека более простым
способом?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 2Выдвижение
III.
гипотез.
– А вы как думаете?
Предполагают.
IV. Поиск решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа с текстом.
Работа
с
произведениями
мастеров.
Работа со схемами
и
учебными
рисунками.
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 40–
41 и поработать с текстом в технологии
продуктивного чтения.
До чтения.
– Прочитайте название текста, выделенные слова,
рассмотрите изображение. О чём пойдёт речь в
тексте?
– Рассмотрите схему на с. 40 учебника и
предположите, что такое пропорции, модуль.
– Что выбрано в качестве модуля в расчётах
пропорций фигуры человека?
Во время чтения.
– Проверьте себя по тексту на с. 40 учебника.
После чтения.
– Итак, что такое модуль? Для чего он нужен?
Величина какой части служит для измерения
пропорций тела человека?
2. Учитель предлагает выполнить задания 3, на с.
43 в рабочей тетради.
– Изучите схемы 1, 2 и 3 на с. 42–43 в рабочей
тетради, учебные наброски на с. 41 учебника и
нарисуйте фигуру спортсмена в движении.
Дети рассматривают
читают текст,
страницу,
отвечают.
– О пропорциях, о модуле.
Предполагают.
Предполагают.
Выполняют.
Отвечают.
Выполняют.
Выражение
V.
решения
© ООО «Баласс», 2014
Учитель обращает внимание на проблемный Отвечают.
Страница 3
чтения
Владеть разными видами
смыслового
–
вычитывать фактуальную
информацию.
Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя сВыполняют.
Отвечают.
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Записывают.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
проблемы.
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Применение
VI.
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить в
альбоме наброски своих товарищей с натуры. Для
этого необходимо выбрать ученика, который
согласится позировать перед классом. Ученика
можно усадить на стул или поставить, но при
этом он должен опираться на чтонибудь.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
VIII.
задание.
Домашнее
Учитель предлагает ученикам оценить свою
работу.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Принести готовую фигуру спортсмена для
коллективной работы, её можно вырезать из цветной
бумаги, или нарисовать и раскрасить. Заранее можно
договориться о тех видах спорта, которые будут
представлены на коллективном панно (например,
гимнастика, футбол, бег, борьба).
– При желании можно изготовить подвижную
модель человека по материалам на с. 77 рабочей
тетради.
– Принести рабочую тетрадь, карандаш, ластик,
фломастеры, альбом, клей, ножницы, цветную
бумагу.
2й урок темы
© ООО «Баласс», 2014
Страница 4Актуализация
I.
знаний.
II. Поиск решения
проблемы.
(открытие нового
знания).
Работа с текстом.
Работа
с
произведениями
мастеров.
Работа с учебными
рисунками
и
схемами.
Учитель записывает тему урока: «Фигура
человека. Пропорции», напоминает проблемный
вопрос прошлого урока и просит ответить на
вопросы:
– Вспомните следующие понятия: пропорции
человеческой фигуры и модуль. Как с помощью
модуля построить пропорции фигуры человека?
Учитель предлагает открыть учебник на с. 40–41
и сравнить пропорции мужской и женской фигур.
– Изучите идеальные пропорции мужской и женской
фигур. Чем они отличаются?
– Как проверить, идеальны ли пропорции фигуры
или нет?
– Поработайте в парах. Проверьте, являются ли
идеальными пропорции фигур, изображённых на с.
41 учебника.
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
В качестве
–
модуля
используется высота головы
человека, она укладывается по
высоте всей фигуры 8 раз.
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
– У мужчин шире плечи, у
женщин тоньше талия и т. д.
– Измерить высоту головы и
подсчитать, укладывается ли
этот размер 8 раз в высоте
фигуры.
Выполняют.
Выражение
III.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Отвечают.
Применение
IV.
знаний
(продуктивные
задания).
© ООО «Баласс», 2014
Учитель предлагает выполнить коллективную
работу «Быстрее, выше, сильнее».
Если на предыдущем уроке была договорённость
о 4 видах спорта, значит, лист бумаги
Выполняют.
Страница 5
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Договариваться о правилах
общения; учиться выполнятьроли в группе.
(желательно тонированный) надо условно
разделить на четыре секции. Это можно сделать
с помощью полос разной геометрической формы,
вырезанных из тонированной бумаги и
выложенных на листе в технике мозаики.
Далее те ребята, которые выполнили фигуры
дома, размещают их на листе бумаги, организуя
спортивные группы.
Необходимо добиться
взаимодействия фигур между собой.
Остальные выполняют фигуры спортсменов из
цветной бумаги и также размещают их на листе,
приклеивают.
Атрибуты видов спорта можно дорисовать
пастелью, фломастерами или маркерами или
вырезать из цветной бумаги и приклеить.
Итог урока.
V.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
деятельность.
– Что вам нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Вы выполнили работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы вы оценили свою работу?
Выполняют.
VI.
задание.
Домашнее
– Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш,
ластик, цветные карандаши, фломастеры, акварель,
кисти.
– Прочитать любую сказку, персонажами которой
являются гномы или эльфы.
Записывают.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 6
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.Актуализация
I.
знаний.
II. Поиск решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа с текстом.
Работа
с
произведениями
мастеров.
Работа с учебными
рисунками
и
схемами.
3й урок темы
Учитель записывает тему урока: «Фигура
человека. Пропорции», напоминает проблемный
вопрос прошлого урока и просит ответить на
вопросы:
– Вспомните следующие понятия: идеальные
пропорции человеческой фигуры. Какие пропорции
считаются идеальными?
1. Учитель предлагает открыть рабочую
тетрадь на с. 44–45 и ответить на вопросы:
– Предположите, а всегда ли необходимо соблюдать
идеальные пропорции?
– Рассмотрите центральную картинку в рабочей
тетради на с. 44–45. Какие сказочные герои на ней
изображены? Чем отличаются пропорции их фигур?
– Рассмотрите схемы построения фигурок гнома и
эльфа. В чём отличия?
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
– Когда высота головы человека
укладывается по высоте всей
фигуры 8 раз.
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
Отвечают.
– На картинке изображены гном
и эльф. Гном низкорослый и
коренастый, а эльф утончённый
и высокий, его фигура кажется
удлинённой.
Высота головы гнома
–
укладывается 5 раз по всей
высоте его фигуры, а высота
головы эльфа – 10 раз.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 72. – Выполните набросок фигуры сказочного героя в
рабочей тетради по выбору.
Выполняют.
Выражение
III.
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить на
него.
Отвечают.
Применение
IV.
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает выполнить композицию «К
сказке в гости». Сюжет для композиции можно
придумать любой или проиллюстрировать
известную сказку об эльфах или гномах.
Выполняют.
Итог урока.
V.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
деятельность.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Выполняют.
VI.
задание.
Домашнее
– Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш,
ластик, цветные карандаши, фломастеры, цветную
бумагу, природный материал.
–
Выполнить фигурку сказочного героя,
руководствуясь схемами на с. 46–47 в рабочей
Записывают.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 8
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.Актуализация
I.
знаний.
Применение
II.
знаний
(продуктивные
задания).
тетради, вырезать её и принести для коллективной
работы.
4й урок темы
Учитель записывает тему урока: «Фигура
человека. Пропорции», напоминает проблемный
вопрос прошлого урока и просит ответить на
вопросы:
– Вспомните, как изменяются пропорции при
изображении сказочных героев?
Учитель предлагает выполнить коллективную
работу «Сказочный мир».
Необходимо заранее подготовить фон, можно
использовать тонированную бумагу или
затонировать фон акварельными красками.
Украсить фон можно природным материалом,
используя сухие веточки, лепестки, листья,
можно изготовить яркие цветы из цветной
бумаги, каменные россыпи для гномов тоже
можно сделать из цветной бумаги.
Используя заготовленные дома фигурки эльфов
и гномов, создать панно «Сказочный мир».
Отвечают.
Выполняют.
III. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
деятельность.
– Что вам нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Вы выполнили работу самостоятельно или с
Выполняют.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 9
Ученики отвечают на вопросы
(возможные
ответы
учеников):
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.помощью? С чьей?
– Как бы вы оценили свою работу?
IV.
задание.
Домашнее
– Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш,
ластик, цветные карандаши, фломастеры, цветную
бумагу.
– С помощью родителей сделать копии семейных
военных фотографий или подобрать фотографии
военных событий для «Альбома Славы». Написать
небольшие заметки о своих родственниках –
участниках войны; о событиях войны.
Записывают.
Развитие самостоятельности в
поиске решения различных
изобразительных задач.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 10