Методические рекомендации к разделу «Филологический анализ текста» предназначены для учащихся 9-11 классов, изучающих русскую литературы, готовящихся к экзамену по данной дисциплине. Они включают разные виды работы по филологическому анализу художественного текста: анализа художественного произведения, образа-персонажа, эпизода; интерпретация рассказа; анализу поэтического текста (литературные понятия, речевые клише); рецензия.ворд
Филологический анализ текста.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНОУРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФИЛИАЛ В Г.ОЗЁРСКЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 32»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗДЕЛУ
«ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
УЧЕБНОЙ ДИСИЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 911 КЛАССОВ ОЗЁРСК2016
Авторсоставитель:
Аверина М.А., учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук
Рецензенты: Бодрова Л.Т., к.ф.н., доцент кафедры литературы ЧГПУ
Свиридова А.В., д.ф.н., профессор русского языка ЧГПУ
Методические рекомендации к разделу «Филологический анализ текста» учебной
дисциплины «Литература» для учащихся 911 классов / Учебнометодические рекомендации.
Сост. Аверина М.А. – Озёрск: Издательство ОФ ЮУрГУ, 2007. 20 с.
Методические рекомендации к разделу «Филологический анализ текста»
предназначены для учащихся 911 классов, изучающих русскую литературы, готовящихся к
экзамену по данной дисциплине. Они включают разные виды работы по филологическому
анализу художественного текста: анализа художественного произведения, образаперсонажа,
эпизода; интерпретация рассказа; анализу поэтического текста (литературные понятия,
речевые клише); рецензия.
2 Часть первая
Анализ художественного прозаического текста
При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и
художественную форму. Идейное содержание включает:
тематику произведения — выбранные писателем социальноисторические характеры в
их взаимодействии;
проблематику — наиболее существенные для автора стороны и свойства уже
отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;
пафос произведения — идейноэмоциональное отношение писателя к изображенным
социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и
сентиментальность).
Пафос — высшая форма идейноэмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая
в его творчестве. Предпосылкой героического пафоса в художественной литературе является
героика действительности, борьба с силами природы, борьба за независимость и
национальную свободу. Когда автор описывает дела и чувства людей, которым присуще
глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и
принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос.
Формы трагического пафоса весьма разнообразны и исторически изменчивы.
Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния
человека неличностным, враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен
исключительной нравственной высотой и значительностью.
Большое значение в искусстве XIX –XX веков приобрел романтический пафос, с
помощью которого утверждается важность стремления личности к эмоционально
предвосхищаемому универсальному идеалу.
К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен
семейнобытовой сферой проявления чувств героев и автора. Все эти виды пафоса несут в
3 себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую
эстетическую категорию.
Комическое — это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически
изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические
противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или
юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет
гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в
нравственнобытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к
изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое
противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих
проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический
хохот.
Художественная форма включает в себя:
детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания
и речь (монологи и диалоги), бытовую обстановку, пейзаж, сюжет (последовательность
и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и
пространстве);
композиционные детали: порядок, способ и мотивировку повествования и описания
изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды,
обрамление (композиция образа соотношение и расположение предметных деталей в
пределах отдельного образа);
стилистические детали: изобразительновыразительные детали авторской речи,
интонационносинтаксические и ритмикострофические особенности поэтической речи
в целом.
Художественное пространство – один из важнейших компонентов произведения.
Различаются закрытое (дом, усадьба, тюрьма, замок и т.д.) – открытое (море, поле, горы и
т.д.), вертикальное – горизонтальное и
художественные
линейное (дорога, путь)
пространства. Чтобы проанализировать их роль в художественном произведении необходимо
определить, какое пространство описывает автор (бытовое, сказочное, романтическое,
природное), в каком отношении находятся пространства в произведении (не пересекаются,
противоположны, переплетаются, принадлежат отдельным героям), закрытые или открытые
эти пространства, статичны или динамичны они, наполненные (чем?) или пустые. Затем важно
4 определить, соответствует ли тип персонажа пространству, и сделать вывод о том, каков
образ пространственного мира писателя.
Когда движение в пространстве становится направленным, появляется одна из
важнейших пространственных форм – дорога. Дорога – тип художественного
пространства. Путь – движение героя в этом пространстве. Анализируя художественное
произведение, важно определить, принадлежат ли герои дороге (устремленные, имеющие цель,
движущиеся) или статичны (бесцельны), какова траектория их движения. Что символизирует
дорога? Конкретное реальное пространство, путь внутреннего развития героя, его судьбы.
Она может служит изображению психологии героя, выражать концепцию исторического
развития страны или народа. Подводя итог исследованию, необходимо ответить на вопросы,
помогает ли дорога раскрытию смысла изображаемых событий и идейного замысла, автор –
человек пути или нет, его идеал – дорога, движение и бесконечность или нет.
Художественное время ещё один из важнейших компонентов произведения. Время
бывает календарное (весна, зима, утро, ночь), историческое, т.е. связанное с конкретным
историческим периодом (начала Х1Х века,
канун восстания декабристов, отмены
крепостного права и т.д.), биографическое (идиллическое – время детства и отрочества в
родительском доме, авантюрное – приключения, опасности, испытания героя), обыденно –
житейское (бессобытийное – это время чаще всего контрастирует с основным временем
произведения). В ходе анализа художественного времени мы предлагаем ответить на
следующие вопросы. Какое время описано в произведении? Настоящее, прошедшее, будущее?
Бытовое, мифологическое, христианское и т. д.? Почему? Одно или несколько времён?
Каковы отношения между временами, совпадают, переплетаются, следуют одно за другим и т.
д.? Почему? Авторское отношение ко времени бывает различным: автор не поспевает за
быстро меняющимися событиями, созерцает, активно включается, останавливает, выключает
время из произведения.
Мотив – устойчивый смысловой элемент текста, повторяющийся в произведении. В
ходе анализа важно определить, есть ли в произведении повторяющиеся слова, какое из них
несет наибольшую смысловую нагрузку, как повторение слова влияет на сюжет, выражает ли
идею произведения. Если вы на все перечисленные выше вопросы вы ответили «да», то это –
мотив. Далее необходимо описать, как мотив помогает выстроить сюжет и оформить
композицию. В выводе важно отметить, традиционный или оригинальный мотив в
произведении, как он связан с судьбой автора.
5 Схема анализа литературнохудожественного произведения
1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления,
рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Примерный план характеристики художественного образаперсонажа
1. Место персонажа в системе образов произведения.
2. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
3. Социальное и материальное положение.
6 4. Внешний облик.
5. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов,
склонностей и привычек:
6. характер деятельности и основных жизненных устремлений;
7. влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
8. Область чувств: тип отношения к окружающим; особенности внутренних переживаний.
9. Авторское отношение к персонажу.
10. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
с помощью портрета;
в авторской характеристике;
через характеристику других действующих лиц;
с помощью предыстории или биографии;
через цепь поступков;
в речевой характеристике;
через “соседство” с другими персонажами;
через окружающую обстановку.
11. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
План анализа эпизода
1 Действующие лица эпизода:
портретные и речевые характеристики,
авторское отношение к персонажам,
ваше отношение,
художественные средства для изображения персонажа.
2 Развитие действия. Конфликт эпизода:
отношения героев друг с другом,
цели героев в данном эпизоде,
что они делают для достижения своих целей,
результат поступков,
вспомогательные художественные приёмы (лирические отступления, пейзаж и т.д.),
их роль.
7 3 Место эпизода в контексте произведения.
4 Необходимость данного эпизода для развития действия всего произведения и
раскрытия характеров персонажей.
Интерпретация рассказа
1.
Внимательно прочитайте рассказ. Подумайте над заглавием. Символично ли
оно? Какие ассоциации у вас возникли?
2.
Прочитайте первый абзац, главу, начало рассказа (экспозиция). Можно ли
спрогнозировать тему уже в начале рассказа?
3.
4.
Сравните начало и конец. Оправдались ли надежды?
Вернитесь к началу рассказа. Какова его интонация: доверительная,
насмешливая, философская?
5.
В какой форме выражено начало рассказа: обращение к читателю,
повествование, описание, рассуждение?
6.
Какие жанровые элементы присутствуют в рассказе: сказ, исповедь, диалог,
монолог, эпическое рассуждение, элементы идиллии, фарса, фантасмагории, травести.
Эклектичен ли жанр?
7.
Особенности композиции: кольцевая, рамочная (рассказ в рассказе), вставные
эпизоды, новеллы, легенды.
8.
9.
Герои рассказа: портрет, психологические характеристики, характерные детали.
Система образов: главные и второстепенные герои. Какую роль играют
второстепенные персонажи
10.
11.
В каких отношениях находятся герои: антагонисты, протагонисты.
Чередование действий, событий, природные зарисовки. Какую роль играют в
раскрытии темы и идеи рассказа?
12.
Наблюдение
за стилем:
нарративноописательный,
экспрессивный,
суггестивный.
13.
14.
15.
Аллюзии, реминисценции, приметы времени.
Как данный рассказ вписывается в контекст всего творчества писателя?
Заключение, вывод.
8 Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя
1. Место писателя в развитии русской литературы.
2. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
3. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
4. Традиции и новаторство писателя в области:
идей;
тематики, проблематики;
творческого метода и стиля;
жанра;
речевого стиля.
5 Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
Как вести краткую запись о прочитанных книгах
1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его
мировоззрение.
2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.
3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий.
Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении
(дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция,
рабочие).
4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны
экономических и общественнополитических интересов и стремлений современников).
5. Краткий план содержания.
9 10 Глава вторая
Анализ поэтического текста
Анализ поэтического текста включает в себя решение трёх вопросов: истолкование,
восприятие, оценка. Речь может идти о вашем личном интеллектуальноэмоциональном
восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это
произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии
стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками,
литературоведами, композиторами, художниками.
Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы.
Анализировать стихотворение необходимо с учётом контекста творчества автора и русской
поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны
ссылки на истолкование стихотворения специалистамилитературоведами, сопоставление
различных точек зрения.
Оценка – это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и
вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве
автора, литературе в целом. Оценка – это и точка зрения других авторов, и ваше собственное
мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.
План разбора лирического стихотворения
1. Дата написания.
2. Реальнобиографический и фактический комментарий.
3. Жанровое своеобразие.
4. Идейное содержание:
5. Ведущая тема.
6. Основная мысль.
7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или
статике.
8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
9. Преобладание общественных или личных интонаций.
10. Структура стихотворения. Сопоставление и развитие основных словесных образов по
сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации, по умозаключению.
11 11. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором (метафора,
метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп),
сарказм, перифраза).
12. Речевые особенности в плане интонационносинтаксических фигур (повтор, антитеза,
инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание).
13. Основные особенности ритмики (тоника, силлабика, силлаботоника, дольник,
свободный стих; ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест).
14. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая,
составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
15. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава,
сонет, “онегинская” строфа).
16. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой
инструментовки.
План анализа стихотворения
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются
ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да — благодаря каким словам
мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из
стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально
окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова
среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по
ассоциациям или по звукам).
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если
да, то какая.
5. Какая строка становится смыслом для создания стихотворения. Роль первой строки
(какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).
6. Роль последней строки. Какие слова, которыми он может закончить стихотворение,
представляются поэту особенно значимыми.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
12 10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня,
баллада).
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза,
аллитерации, оксюморон).
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение
этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого
поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с
творчеством другого поэта.
Анализ стихотворения (речевое клише)
В стихотворении… (автор, название) говорится о…
В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.
Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении
стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
Стихотворение можно разделить на…части, так как…
Композиционно стихотворение делится на…части.
Звучание стихотворения определяет…ритм.
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки…
позволяют услышать….
Поэт хочет запечатлеть словами….
Для создания настроения автор использует…. С помощью…автор создает нам
возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ.
Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
13 Глава третья
Рецензия как один из жанров филологического анализа текста
Рецензия (лат. – оценка) – отзыв, критическая оценка художественного, научного,
публицистического произведения.
Оценка своей собственной творческой работы (авторецензия) помогает увидеть её по
новому, «свежим глазом», развивает критическую мысль. Содержание рецензии (или
авторецензии) должно ответить примерно на такие вопросы:
Соответствует ли работа теме? Достаточно ли ясно выражена главная мысль?
Сохраняется ли последовательность мыслей и логическая связь между ними?
Все ли мысли доказываются фактами, материалом произведения, цитатами и
пр.? есть ли логические обобщения?
Как выражено отношение автора к тому, что он пишет? Какие образные средства
использованы для этой цели?
Как писать рецензию
(речевые клише)
1 Об авторе
Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован).
Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик,
поэт…), но и …
Его книги (рассказы, произведения) вызывают…(чувства, мысли, поступки)
2 О сюжете
Это рассказ о….
Сюжет построен так, что…
Центральной сюжетной линией стала…
14 В центре внимания автора…
3 О героях
Геройрассказчик пытается объяснить…
Автор населил свои книги героями (людьми…)
Мир, в котором живут герои…
Главный герой есть…
Его герой…
4 О впечатлениях о произведении
Первое впечатление…
На первый взгляд кажется, что…
Атмосфера рассказа…
Книга поражает (удивляет…)
2 О тематике и проблематике
Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк.
Заложена стержневая тема о…
Автор пишет о…
Много мест уделено проблеме…
Проблему можно было бы определить как…
3 Об авторской позиции
Автор не определился (с чем?)
Писатель предпочёл (что? Чему?)
Он (автор) скрупулёзно анализирует…
Автор приоткрывает…
Вывод неожидан.
Интересно для нас предложение автора о…
Автор полагает (убеждает, считает, убедительно доказывает) (что?)
4 Введение литературоведческой терминологии
Учитывая стиль произведения…
Удачна композиция.
Автор предпочёл обычному рассказу жанр…
Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.
Интересны речевые характеристики героев.
5 Критические замечания
15 Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
Нельзя не учитывать…
В отличие от автора, я считаю, что…
Неравнодушного читатель не может не удивить отсутствие (чего?)…
Писатель упускает из виду…
Приложение 1
Литературоведческие понятия,
используемые при анализе прозаического текста
Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, система образов, сюжет, коллизия,
внутренний и внешний план, система зеркал, мотив, идеал, тема, микротемы, метасюжет
(метафизическое пространство), пафос, эклектика жанра, доминанта, психологизм,
доминирующая деталь, мастерство художника, примета времени, цепь антитез, формула,
триада, протагонист, антагонист, оппозиция, антиномия, художественное пространство и
время (см. даты, время года, обстоятельства места и времени, глаголы), дискретное время,
рассказ в форме (сказа, диалога, монолога, обращения, исповеди и т.д.), стилистические и
лексические особенности, роль деталей, ремарок, символика, аллегория, гротеск,
литературное направление (архаика сентиментализма, романтизма, высокой оды и т.д.),
модификация героя, типаж, историкокультурный контекст, условнометафорическое
пространство.
16 Приложение 2
Литературные понятия, используемые при анализе стихотворения
Понятие
Творческая
биография автора
Содержание
История жизни и
автора
творчества
Рекомендации по использованию
Фактам биографии автора следует
уделить внимание обязательно, если они
разбираемого
произведения
История создания
произведения
Мировоззрение
автора
Время, место, история
создания, черновые
варианты произведения.
Система взглядов, их
эволюция, в т.ч.
просматриваются в тексте произведения,
если есть посвящение, имена, названия,
даты и т.д.
Этот материал необходим, если он
углубляет, расширяет ваше восприятие
произведения.
Не стоит рассматривать мировоззрение
отдельно. О нём следует говорить в той
гражданская позиция,
эстетические,
мере, в которой это необходимо для
понимания произведения.
Лирика
религиозные взгляды.
Род литературы,
Анализируя лирическое произведение,
Тематика
стихотворений
передающий
переживания человека,
следует учитывать его специфику:
внимание к внутреннему миру человека,
его мысли и чувства.
Гражданская, любовная,
отсутствие сюжета.
Самое употребимое
из определений
философская,
вольнолюбивая,
пейзажная лирика.
этого ряда – философская лирика, так
как она может включать пейзаж как
способ выражения переживания, может
любви,
быть
посвящена
теме
размышлению о судьбе родины,
как
осмыслению таких понятий,
свобода, Бог, творчество.
О жанре стоит говорить, если налицо его
и только в связи с
признаки,
содержанием.
Содержание стихотворения реализуется
Жанр
Лирическое
Содержание
стихотворение, песня,
ода, элегия, послание,
дума и др.
Тема, идея, проблема,
17 Форма
Композиция
Средства
выразительности
Тропы
конфликт, пафос
с помощью композиции,
образной
Расположение и
соотнесение частей.
Фонетические
Семантические
Морфологические
Синтаксические
Эпитет, метафора,
сравнение,
олицетворение,
системы, стихотворной речи.
Следует следить
за развитием
поэтической мысли.
Следует рассмотреть, как средства
выразительности
обогащают
всех
впечатление
уровней
об
изображаемом явлении, как участвуют в
выражении авторского отношения к
поднятой проблеме.
Следует рассмотреть, какими оттенками
смысла троп обогащает впечатление об
изображаемом явлении, как он участвует
метонимия, синекдоха,
оксюморон, гипербола,
в передаче авторского отношения к
изображаемому.
Синтаксические
фигуры
литота, перифраз,
аллегория
Риторический вопрос,
обращение,
Синтаксические
рассматриваются
как
фигуры
средство
риторическое
восклицание, умолчание,
художественного
изображения
неотрывно от цели – придания тексту
художественной выразительности.
сферы
Следует
употребления понятий поэт, автор и
разграничивать
лирический герой.
Лирический герой
Стихотворная речь:
размер
инверсия, градация,
параллелизм, повтор,
антитеза, многосоюзие,
бессоюзие
Условный образ поэта,
лирическое «я»,
художественный
«двойник» автора в
произведении.
Ямб
Хорей
Амфибрахий
Анапест
Дактиль
18 рифмы
Смежные (парные)
Кольцевые
Перекрёстные
19 Библиография
1. Аверинцев С.С. Филолог. Русский язык: Энциклопедия – М., 1979.
2. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособиететрадь по литературному
моделированию. – М., 1999
3. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург,
2002.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и
аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект;
еукатеринбург: деловая книга, 2004.
5. Винарская Е.Н. Выразительные свойства текста. М., 1971.
6. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1980.
7. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М.,
1991
8. Долинин К.А. Интерпретация текста М., 1985.
9. Зарубина Н.Д. текст: лингвистический и методологический аспекты. М., 1981
10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972
11. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
12. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ художественного текста: Учебное
пособие. – Барнаул, 1991.
13. Рогова К.А.
О филологическом анализе художественного текста //
Художественный текст: Струкура. Язык. Стиль. – СПб, 1993.
14. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л, 1990.
Словари и справочники
15. Квятковский А.В. Поэтический словарь. М.: 1966.
16. Литературный энциклопедический словарь. М.: 1987.
17. Словарь литературоведческих терминов. М.: 1974.
18. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: 1987.
19. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: 1984.
20 21
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Филологический анализ текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.