Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)
Педагогика является одной из отраслей науки. Это признано в мировой науке. Тем не менее, по поводу статуса педагогики ведутся острые споры. Весьма показательна в этом отношении позиция, которую занимал академик Российской академии образования В.В. Краевский, обладавший острым критическим умом. Он отмечал, что природа педагогики интерпретируется трояко. Одна группа авторов считает педагогику междисциплинарным исследованием единства философии, психологии и социологии. Другая группа считает педагогику прикладной наукой, инициируемой все теми же философией, психологией и социологией. В.В. Краевский же, резко критикуя первые две позиции, считал педагогику самостоятельной наукой об образовании [1]. Впрочем, следует отметить, что сам он затруднялся в определении статуса научной педагогики. В.В. Краевский также резко отзывался о философии образования, которая, как он полагал, не способствует решающим образом становлению научной педагогики.
У нас есть веские основания согласиться с этим утверждением [2]. Имея в виду всю мировую научно-философскую и педагогическую литературу, отметим, что крайне редко встречаются книги, посвящённые непосредственно философии педагогики, зато много книг по философии образования. Авторы этих книг, как правило, не берут на себя обязательство проводить концептуальный и методологический анализ непосредственно педагогических теорий. На место этих теорий ставятся рассуждения общего характера, например, о демократизации образования и его приближении к жизни. Часто от имени философии образования выступают философы, уверенные, что им совсем не обязательно детально вникать в устройство педагогических теорий. Подмена философии педагогики философией образования, по сути, уводит в сторону от науки. Педагогика образования несвободна от умозрительных, схоластических моментов.
Наши симпатии, естественно, находятся на стороне педагогики как самостоятельной отрасли науки, а вслед за ней также философии педагогики. Но что же представляет собой педагогика? Это совокупность всех тех теорий, которые, будучи адаптированными к уровню учащихся, позволяют максимизировать степень их компетентности применительно к области всех существующих отраслей науки.
Речь, таким образом, идет о единстве педагогики с философией педагогики. Именно такой подход мы стремились реализовать в наших книгах, посвященных педагогике. В этих книгах центральное место отводится концептуальному и методологическому анализу педагогических теорий, в частности методикам преподавания различных учебных дисциплин [1]. На протяжении всей истории образования и педагогики, при рассмотрении самых разнообразных тем, мы постоянно обращаемся к проблемам педагогики. Нет необходимости вновь возвращаться к ним, поэтому уделим внимание характеристикам основных педагогических направлений.
Анализ исторического пути развития педагогики от Античности до наших дней позволил выделить ряды родственных педагогических направлений, которые, на наш взгляд, как раз и представляют собой педагогические направления (см.табл.1).
Таблица 1.Педагогические направления
Авторы |
Концептуальные акценты |
||||||||||
Интердисциплинар-ные |
Дидактические |
Воспитательные |
|||||||||
Ф |
Э |
Пол |
Пс |
Ч |
Э |
Р |
Я |
Д |
Лич |
Колл |
|
Платон |
• |
• |
|||||||||
Аристотель |
• |
• |
|||||||||
Эразм Роттердамский |
• |
||||||||||
Я.А. Коменский |
• |
||||||||||
Дж. Локк |
• |
• |
• |
• |
|||||||
Ж.-Ж. Руссо |
• |
• |
|||||||||
И. Песталоцци |
• |
• |
• |
• |
|||||||
И. Гербарт |
• |
• |
|||||||||
В. Гумбольдт |
• |
||||||||||
Ф. Фрёбель |
• |
||||||||||
А. Дистервег |
• |
• |
• |
||||||||
К.Д. Ушинский |
• |
• |
• |
||||||||
Л.Н. Толстой |
• |
• |
|||||||||
М. Монтессори |
• |
• |
• |
Авторы |
Концептуальные акценты |
||||||||||
Интердисциплинар-ные |
Дидактические |
Воспитательные |
|||||||||
Ф |
Э |
Пол |
Пс |
Ч |
Э |
Р |
Я |
Д |
Лич |
Колл |
|
Р. Штейнер |
• |
• |
|||||||||
А. Вине |
• |
• |
|||||||||
Дж. Дьюи |
• |
• |
• |
• |
• |
||||||
С. Френе |
• |
||||||||||
Г. Кершенштейнер |
• |
• |
|||||||||
А.С. Макаренко |
• |
• |
• |
• |
|||||||
Л.С. Выготский |
• |
• |
|||||||||
А. Нейл |
• |
• |
|||||||||
П. Фрейре |
• |
||||||||||
Б. Блум |
• |
• |
|||||||||
У. Перри |
• |
• |
|||||||||
Л. В.Занков |
• |
• |
|||||||||
В.В. Давыдов |
• |
• |
• |
||||||||
В. Клафки |
• |
• |
• |
Примечание. Значок • означает, что педагог придерживается соответствующей ориентации, а именно: философской (Ф), этической (Э), политической (П), психологической (Пс), чувственной (Ч), эмпирической (Э), рационалистической (Р), языковой (Я), деятельностной (Д), личностной (Лич), коллективистской (Колл).
В табл. 1. указано всего 11 педагогических направлений, каждое из которых представлено теориями авторов, указанными в соответствующем столбце. Например, личностно-ориентированное педагогическое направление представлено теориями Локка, Руссо, Песталоцци, Ушинского, Толстого, Монтессори, Штейнера. Все эти авторы во главу угла ставили, прежде всего, индивидуальное развитие учащихся. В отличие от них Дьюи, Кершенштейнер и Макаренко обращали первейшее внимание на развитие детских коллективов. Интересно, что Песталоцци и Штейнер придерживались как личностно-ориентированного, так и коллективистски-ориентированного педагогического направления. Один и тот же автор может придерживаться нескольких философских направлений.
Если обратиться к анализу того или иного направления, появляется возможность упорядочить теории авторов, поставив во главу соответствующих дефиниций самую развитую теорию.
Пять дидактических и два коллективистских педагогических направления имеют ярко выраженный педагогический характер. Они представляют собой педагогику как науку. Сложнее обстоят дела с интердисциплинарными направлениями. Их характеристика зависит от того веса, который придается педагогике. Если она фигурирует в качестве акцепторной отрасли науки, то указанное интердисциплинарное направление имеет педагогический смысл. Если же педагогике придается всего лишь донорное значение, то направление приобретает непедагогический, а, например, философский или политологический смысл. В табл.1 приведены теории выдающихся педагогов. В силу этого все четыре интердисциплинарных направления имеют ярко выраженную педагогическую значимость.
Выводы:
1. Краевский В.В., Пружинин Б.А. Проблема научного статуса педагогики. URL: http://www.kraevskyw.narod.ru/papers/kraevskiy-prujinin.htm/
2. Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? - Волгоград: Перемена, 1996. С. 50-53.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.