Финансовая грамотность: подготовка к ЕГЭ по математике.
Финансы – одна из важнейших сфер жизни и деятельности современного человека. Каждый из нас в настоящее время регулярно участвует в решении различных финансовых задач, связанных с покупками в магазинах, где постоянно бывают различные акции, скидки и иное, с банковскими операциями (кредиты, займы, вклады), с осуществлением различных платежей (коммунальных, страховых, штрафов, взносов и т.д.), с операциями с банковскими картами, ценными бумагами. Эти и многие другие финансовые операции требуют от человека элементарных представлений об экономических понятиях и умений разбираться в финансовых вопросах. Чтобы уметь выбрать наиболее выгодный для себя вариант действий в той или иной финансовой ситуации человеку необходимо владеть определенным набором знаний и умений в области экономики и финансов.
Понимание ключевых финансовых категорий и умение решать финансово-экономические задачи необходимы каждому современному человеку независимо от рода его деятельности, профессии, возраста, интересов, образа жизни. Перед математикой уже сегодня возникает нелегкий путь: адаптация к новым рыночным реалиям. Сегодняшний день открывает возможность через математику познавать сложный, информационный мир. И одна из этих возможностей – это исследование финансового мира. Школьники, решившие посвятить себя экономике и финансам, нуждаются в практических знаниях и занятиях.
Сказанное определяет актуальность проблемы развития финансового образования населения Российской Федерации.
Обучение основам финансовой грамотности может быть встроено в процесс изучения математики. Учитывая потенциальные возможности и специфику математики, особую роль в решении этого вопроса могут играть задачи финансово-экономической направленности.
Следует отметить, что финансовая грамотность теперь может формироваться не только при изучении курса экономики, основ финансового анализа в процессе предпрофильной и профессиональной подготовки обучающихся, но и на основе отдельного комплекса предметов, изучаемых в общеобразовательной школе, в частности курса «Финансовая грамотность». Заметим, что математике в данном случае отводится особая роль, поскольку она предоставляет основной аппарат, позволяющий описывать, моделировать и прогнозировать различные явления в сфере экономики и финансов.
Проблематика финансовой грамотности охватывает широкий круг тем: 1. Планирование и ведение бюджета. 2. Виды расходов: необходимые и необязательные. 3. Знание видов кредитов, оценка стоимости кредита. 4. Понятие пластиковой карты, сходство и различия между кредитными, дебетовыми и предоплаченными картами, преимущества и недостатки каждого вида. 5. Осуществление платежей с помощью пластиковых карт. 6. Способы сбережений. 7. Виды депозитов, умение рассчитывать процентный доход по депозитам. 8. Биржи и рынки ценных бумаг, инвестирование. 9. Риски, связанные с использованием финансовых инструментов.
Методические материалы по курсу «Финансовая грамотность» школьников содержат большой объём информации и это позволяет использовать их не только во внеурочной деятельности – факультативно, для самообразования школьников, но и на уроках, для реализации их индивидуальной образовательной траектории, подключая к обучению родителей и другие формы.
Математика обладает большими потенциальными возможностями в организации процесса обучения, ориентированного на повышение финансовой грамотности учащихся. Реализация этих возможностей может осуществляться по двум направлениям: во-первых, за счет расширения содержания учебного материала в рамках основной подготовки школьников, во-вторых, за счет организации дополнительных занятий, направленных на решение поставленной задачи.
Первое из указанных направлений можно реализовать посредством включения в курс алгебры небольших разделов (параграфов), которые демонстрируют применение математического аппарата в экономике. Такие разделы позволят учащимся увидеть связь между экономикой и математикой, а также расширить свои финансово-экономические знания.
Второе направление связано с созданием элективных курсов по математике, демонстрирующих прикладные возможности математики в решении финансово-экономических проблем. Такие курсы направлены, с одной стороны, на реализацию основной задачи формирования финансовой грамотности учащихся, с другой – на расширение и углубление знаний учащихся по отдельным разделам математики. Таким курсом и является курс «Финансовая грамотность»
Кроме того, математика как учебный предмет имеет одно очень важное и эффективное средство, с помощью которого можно реализовать оба выделенных выше направления. Этим средством являются сюжетные (текстовые, прикладные, практико-ориентированные) задачи, под которыми мы понимаем задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс) с целью нахождения определенных количественных характеристик.Специфика математики определяет основной вид учебной деятельности учащихся на уроках математики, состоящий в решении различных, в том числе сюжетных, задач. Значимость сюжетных задач в процессе обучения заключается в том, что они являются основным средством, которое позволяет проиллюстрировать учащимся сущность математики как науки и формировать первичные навыки математического моделирования.
Под задачей с экономическим содержанием мы будем понимать задачу, содержание которой связано с экономическими объектами и процессами, а ее исследование с помощью математического аппарата способствует осознанному применению математических знаний. В таких задачах отражаются связи математики с экономикой и финансами, раскрываются прикладные аспекты математической науки.
Отдельного рассмотрения требуют вопросы, касающиеся методических особенностей работы над задачами с экономическим содержанием. Эти особенности связаны с реализацией основных этапов методики работы над сюжетной задачей и заключаются в следующем:
1) условие и требование некоторых задач сформулированы с использованием терминов финансовой математики, иногда задачи являются громоздкими, что затрудняет их анализ;
2) вышеуказанная особенность усложняет процесс формализации задачи, т.е. построение математической модели на основе использования метода математического моделирования;
3) математическими моделями таких задач являются прогрессии, функции, уравнения третьей, четвертой степени, уравнения в целых числах, системы уравнений, требующие определенных умений по работе внутри полученной математической модели.
В своих исследованиях О.В. Кривонос и А.Н. Коломейчук отмечают: «Финансовая грамотность формируется не только при изучении курса обществознания (блок экономика), но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. Математике здесь принадлежит особая роль». Задачи на проценты мы начинаем решать с 6 класса, когда учащиеся познакомились с действиями над десятичными дробями. При составлении самостоятельных работ обязательно делаем подборку задач из каталога заданий для подготовки к экзаменам в 9 и 11 классах .
В условиях современных требований к выпускникам средней школы при поступлении в вузы, профилирующие предметы которых связаны с естественными, точными науками, в ЕГЭ по математике профильного уровня с 2015 года добавлена экономическая задача. В частности, задачи с экономическим содержанием, включенные в итоговую аттестацию по математике на профильном уровне, в большинстве своем либо трудно формализуемы, либо имеют нестандартную математическую модель, и для успешного их решения учащимися требуется тщательная реализация всех этапов методики работы над сюжетной задачей с учетом перечисленных выше особенностей.В этих заданиях рассматриваются идеализированные жизненные ситуации, которые являются некоторыми текстовыми упрощениями, моделями, реально возникающих, например, при обращении в банк, покупке или продаже ценных бумаг, выпуск производственной продукции и получение прибыли. Эти задачи условно можно разделить на два типа: использующие дискретные модели (проценты, погашения кредитов, прибыли и убытки) и непрерывные модели (различные производства, объемы продукции).
Содержание типовых задач для учащихся по разделам курса «Финансовая грамотность», реализующих интересы обучающихся 6–11 классов, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Содержание типовых задач по разделам курса «Финансовая грамотность», реализующих интересы обучающихся 6-11 классов
Класс |
Содержание задач по разделам курса |
Учебное время |
Место в ГИА |
Раздел 1. Деньги, их история, виды, функции |
|||
6-9 |
1.1 Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Александровна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Александровны? 1.2 В некоторой стране подоходный налог начисляется следующим образом: с суммы, не превышающей 1000 денежных единиц, взимается 15%, с дохода от 1000 до 2000 денежных единиц с первой тысячи взимается 15%, а с оставшейся суммы взимается 25%, если же доход превышает 2000 единиц, то с первой тысячи взимается 15%, со второй 25%, а с оставшейся суммы взимается 50%. Сколько процентов подоходного налога выплачивает гражданин этой страны, получающий после его выплаты зарплату в 2600 денежных единиц? |
Урок и факультатив |
ОГЭ, ЕГЭ (профиль) |
Раздел 2. Семейный бюджет |
|||
8-9 |
2.1 Семья состоит из отца, матери и их дочери студентки. Если бы зарплата отца увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендии дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4 %. Сколько процентов от общего дохода составляет зарплата матери? |
Факультатив |
ЕГЭ (профиль) |
Раздел 3. Экономические отношения семьи и государства |
|||
8-9 |
3.1. Цена холодильника в магазине ежегодно уменьшается на одно и то же число процентов от предыдущей цены. Определите, на сколько процентов каждый год уменьшалась цена холодильника, если, выставленный на продажу за 20000 рублей, через два года был продан за 15 842 рубля. |
Урок |
ОГЭ, ЕГЭ |
Раздел 4. Семья и финансовый бизнес |
|||
8-9 |
4.1 Клиент взял в банке кредит 12 000 рублей на год под 16%. Он должен погасить кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить ежемесячно? 4.2 В банк был положен вклад под банковский процент 10%. Через год хозяин вклада снял со счета 2000 рублей, а еще через год снова внес 2000 рублей. Однако. Вследствие этих действий через три года со времени первоначального вложения вклада он получил сумму меньше запланированной (если бы не было промежуточных операций со вкладом). На сколько рублей меньше запланированной суммы получил в итоге вкладчик? |
Факультатив |
ЕГЭ (профиль) |
Раздел 5. Собственный бизнес |
|||
8-9 |
5.1 Митя, Антон, Саша и Борис учредили компанию с уставным капиталом 200000 рублей. Митя внес 14% уставного капитала, Антон – 42 000 рублей, Гоша – 0,12 уставного капитала, а оставшуюся часть капитала внес Борис. Учредители договорились делить ежегодную прибыль пропорционально внесенному в уставной капитал вкладу. Какая сумма от прибыли 1000000 рублей причитается Борис? Ответ дайте в рублях. 5.2 В течение торговой сессии курс акций компании Х повысился на 26%, а курс акций компании Yснизился на 10%, в результате чего эти два курса сравнялись. На сколько процентов курс акций Yбыл выше курса акций компании Х до начала сессии? |
Факультатив |
ЕГЭ (профиль) |
Благодаря курсу «Финансовой грамотности» учащиеся рассматривают задачи не только сматематической точки зрения, но и с экономической. В задачах присутствую термины и понятия, не рассматриваемые в математике – акция, уставной капитал и т.д.
При решении экономических задач в условии необходимо выделить последовательные действия, так как очень важен именно порядок действий.
1. Взял кредит – сумма
кредита, количество лет (продолжительность).
2. Банк начислил проценты.
3. Внес периодическую плату по кредиту.
Пункты 2 и 3 могут повторяться в зависимости от количества лет.
4. Внес остаток долга – погасил кредит.
Затем каждое действие выражается математически, и очень важно соблюсти порядок, в котором эти действия происходят.
Задачи можно решать разными способами: 1) используя финансовые формулы; 2) составляя геометрическую прогрессию и находя её сумму; 3) составляя таблицу (схему) для входящих данных и действий с ними; 4) составляя и решая систему уравнений и неравенств, удовлетворяющих условию задачи; 5) с помощью аппарата математического анализа. Отдельные задачи, которые не являются стандартными, требуют комбинирования методов решения. При решении финансовых задач необходимо помнить, что это задача с развернутым ответом, и обоснование выбора решения обязательно. Задачи с экономическим содержанием являются практическими задачами. Они базируются сразу на нескольких школьных предметах: математике, экономике, финансовой грамотности. Такие задачи позволяют наиболее полно реализовывать прикладную и метапредметную направленность в обучении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.