Программа по курсу по учебному курсу «Финансовая грамотность» 9 класс Пояснительная записка
Введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Программа учебного курса рассчитана на 35 часов в 9 классе из расчета 1 час в неделю. Составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности»,
Цель курса: формирование ключевых компетенций учащихся для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи курса: формирование финансовой грамотности и воспитание финансовой культуры
школьников; формирование инвестиционной культуры школьников;
формирование основ экономического мышления и навыков в принятии
самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях; формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к
сознательному участию в экономической жизни общества; формирование практических навыков использования финансовых инструментов;
профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к
деятельности в сфере экономики и финансов; сформировать навыки построения личного финансового плана.
освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами; овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами; формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики; воспитывать ответственность за экономические решения.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты. Структура курса.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Модуль 1. Личное и финансовое планирование |
5 |
2 |
Модуль 2.Депозит |
4 |
3 |
Модуль 3. Кредит |
4 |
4 |
Модуль 4. Расчетно-кассовые операции |
2 |
5 |
Модуль 5.Страхование, пенсии, социальные выплаты |
4 |
6 |
Модуль 6.Налоги |
4 |
7 |
Модуль 7. Инвестиции |
6 |
8 |
Модуль 8. Финансовые махинации |
6 |
|
итого |
35 |
Литература
1. Чумаченко, В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
2. Чумаченко, В.В Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
3. Чумаченко, В.В. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г. Дополнительная литература:
• В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2016;
• А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
• А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;
• Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет:
учебноепосо-бие», М. Интеллект-центр, 2010;
• Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие»,М. Интеллект-центр, 2010;
• Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;
• Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно»,М. Интеллект-центр, 2011;
• Н.Н. Думная, О.А. Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр,
2011;
• Н.И. Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.