Финансовая грамотность
в четырёх частях часть 1 1 класс
москва
издательство «интеллект-Центр»
2018
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
Ф59
Авторский коллектив:
Ольга Николаевна Исупова
Анна Александровна Козлова
Мария Александровна Лангер
Анастасия Владимировна Половникова
Елена Лазаревна Рутковская
Галина Владимировна Рыченкова
Ф59 Финансовая грамотность : учебное пособие для начальной школы : в 4 частях / [О.Н. Исупова, А.А. Козлова, М.А. Лангер и др.] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.
ISBN 978-5-907157-04-0
Часть 1 : 1 класс. – 2018. – 20 с.
ISBN 978-5-907157-05-7
Учебное пособие по финансовой грамотности подготовлено к апробации по заказу Банка России.
Издание адресовано младшим школьникам. Содержание пособия направлено на формирование разумного финансового поведения учащихся на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
Генеральный директор М.Б. Миндюк
Редактор Д.П. Локтионов
Художественный редактор Е.Ю. Воробьева
Компьютерная вёрстка и макет В.С. Торгашова Художник А.С. Хабибова
Подписано в печать 06.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,5.
Тираж 250 экз. Заказ №
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14
ISBN 978-5-907157-05-7 (ч. 1) © О.Н. Исупова, А.А. Козлова,
ISBN 978-5-907157-04-0 М.А. Лангер и др., 2018
© Оформление – ООО «Издательство
«Интеллект-Центр», 2018
дорогие дрУзья!
Перед вами необычная учебная книга.
Почему необычная?
Потому что она состоит из жизненных ситуаций, каждая из которых многому может научить.
А ещё потому, что ею можно пользоваться на занятиях по разным школьным предметам. Например, на занятиях по окружающему миру и технологии.
Эта книга помогает приобрести полезные для каждого человека знания и учит успешно применять их в своей собственной жизни.
Приглашаем в мир финансовой грамотности!
занятие 1
|
|
Купила ли мама ещё один торт? Почему? |
что нУжно семье?
|
|
Каждому члену семьи что-то нужно. Например, школьникам нужны ручки, карандаши и тетради. Маленьким детям нужны игрушки. Домашнему животному нужен корм. Тому, кто болеет, нужно купить лекарства.
А есть и такие покупки, которые необходимы всей семье. Нужно покупать, например, продукты питания, платить за квартиру, свет и воду.
«Хочу» или «нужно»
|
Когда вы приходите в магазин, хочется купить очень много вещей. Но на все ваши желания может не хватить денег. Поэтому семье приходится думать, на что потратить деньги в первую очередь.
Для любой семьи важно знать, какие покупки необходимы, а от каких можно отказаться. Если потратить слишком много денег, их может не хватить на очень нужные для семьи вещи.
занятие 2 как распоряжаться карманными деньгами
– Мама, мама! – Петя прибежал домой из школы в огромном возбуждении. – У Виталика новый мобильный телефон. Я тоже такой хочу! Вы же мне купите, да?
Мама вытерла руки полотенцем, посмотрела на сына и сказала:
– Это очень дорогая покупка. Мы можем помочь тебе приобрести телефон, но часть стоимости ты оплатишь из своих денег.
– Откуда же у меня деньги на телефон?
– А разве мы не даём тебе каждую неделю карманные деньги?
– Но я же их трачу! – чуть не плача вскричал Петя.
– А ты подумай, на что ты их тратишь.
|
Те деньги, которые дают вам родители, и которыми вы сами можете распоряжаться, называются карманными. Вы можете их тратить по-разному. Кто-то на все деньги покупает лакомства или недорогие игрушки. А кто-то откладывает часть карманных денег, чтобы суметь купить что-то более дорогое.
Мама дала Марусе карманные деньги на неделю. Маруся зашла в магазин школьных принадлежностей и купила много карандашей, разноцветные ручки, красивые блокноты. И денег не осталось. Через день Маруся попросила у мамы ещё денег. Но мама напомнила ей, что карманные деньги были выданы на всю неделю, и отказала дочке в просьбе.
Почему мама больше не дала Марусе денег? Чему мама хочет научить Марусю? |
|
Для любой семьи важно знать, какие покупки необходимы, а от каких можно отказаться. Если потратить слишком много денег, их может не хватить на очень нужные для семьи вещи.
занятие 3
сколько стоит автомобиль?
|
Папа Пети купил машину. На что ещё ему пришлось потратить деньги? |
Чтобы купить любую вещь, нужны деньги. Но некоторые приобретения требуют траты денег и после покупки. Например, автомобиль нужно заправлять бензином, ремонтировать, покупать шины. Недостаточно купить мобильный телефон, придётся потратить деньги на оплату связи и интернета. Даже если вещь вам подарили, за её содержание платить придётся вам.
|
Перед тем, как купить что-либо, следует подумать, хватит ли денег для того, чтобы купленную вещь содержать и использовать. Если нет, то можно выбрать более дешёвый вариант. Автомобиль – удобный транспорт, но если нет денег на его содержание, можно пользоваться общественным транспортом.
|
Деньги часто нужны не только для покупки, но и для того, чтобы купленной вещью пользоваться.
Это необходимо учитывать при покупке.
занятие 4
что такое «своё дело»?
Каждый день мама и Петя приходят за хлебом в магазин. Но сегодня Петя удивлен: он увидел булку, которую никогда не пробовал. Откуда в магазин попала новая вкусная булка?
Мама предложила Пете познакомиться с Пекарем.
Я – главный пекарь. Я с детства очень любил печь булки. А теперь у меня есть своя пекарня. Я сам придумываю, какой хлеб и какие булки буду печь со своими помощниками. Очень важно, чтобы мои булки нравились вам, моим покупателям. Поэтому я часто придумываю что-то новенькое.
В моей пекарне раньше был один этаж, а теперь два. Очень многие ребята с удовольствием покупают мои булки. Так я веду своё дело. Так я зарабатываю деньги.
|
Вещь, которая производится для продажи, называется товаром.
Какой товар производит Пекарь?
Что нужно Пекарю, чтобы испечь булочки и хлеб? Куда потом Пекарь развозит товары? Какими должны быть эти товары, чтобы люди их покупали? |
Чтобы мы смогли купить в магазине разные товары, их нужно произвести. Пекарь печёт хлеб, портной шьёт одежду, фермер выращивает овощи и фрукты. Затем они предлагают эти товары в различные магазины, где мы их можем купить. Так пекарь, портной и фермер зарабатывают деньги. Они ведут своё дело.
Чтобы своё дело было успешным, нужно много работать и постоянно заботиться о том, чтобы твой товар хотели покупать.
Своё дело требует особых умений и позволяет зарабатывать, занимаясь тем, что интересно и привлекательно.
содержание
занятие 1
что нУжно семье? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 занятие 2
как распоряжаться карманными
деньгами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
занятие 3
сколько стоит автомобиль? . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
занятие 4
что такое «своё дело»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.