Финансовая грамотность
в четырёх частях часть 2 2 класс
москва
издательство «интеллект-Центр»
2018
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
Ф59
Авторский коллектив:
Ольга Николаевна Исупова
Анна Александровна Козлова
Анастасия Владимировна Половникова
Елена Лазаревна Рутковская
Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман
Ф59 Финансовая грамотность : учебное пособие для начальной школы : в 4 частях / [О.Н. Исупова, А.А. Козлова, А.В. Половникова и др.] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.
ISBN 978-5-907157-04-0
Часть 2 : 2 класс. – 2018. – 24 с.
ISBN 978-5-907157-06-4
Учебное пособие по финансовой грамотности подготовлено к апробации по заказу Банка России.
Издание адресовано младшим школьникам. Содержание пособия направлено на формирование разумного финансового поведения учащихся на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
Генеральный директор М.Б. Миндюк
Редактор Д.П. Локтионов
Художественный редактор Е.Ю. Воробьева
Компьютерная вёрстка и макет В.С. Торгашова Художник А.С. Хабибова
Подписано в печать 06.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.
Тираж 250 экз. Заказ №
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14
ISBN 978-5-907157-06-4 (ч. 2) © О.Н. Исупова, А.А. Козлова,
ISBN 978-5-907157-04-0 А.В. Половникова и др., 2018
© Оформление – ООО «Издательство
«Интеллект-Центр», 2018
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Перед вами необычная учебная книга.
Почему необычная?
Потому что она состоит из жизненных ситуаций, каждая из которых многому может научить.
А ещё потому, что ею можно пользоваться на занятиях по разным школьным предметам. Например, на занятиях по окружающему миру и математике.
Эта книга помогает приобрести полезные для каждого человека знания и учит успешно применять их в своей собственной жизни.
Приглашаем в мир финансовой грамотности!
как раЗУмно делать покУпки
Послушайте рассказ учителя о новой покупке Маруси.
– Смотри, какая отличная футболка, мы купили её с мамой вчера на распродаже. – Маруся похвасталась своей обновкой.
– Но у тебя уже три такие же футболки! – раз-вёл руками Петя. – Зачем тебе ещё одна?
– Много ты понимаешь в моде, – возмутилась Ма-руся. – Они совсем не похожи: вот здесь цветочек, здесь кружево, эта короткая, а эта длинная. Тем более, я же говорю, в магазине была распродажа. Мы с мамой заплатили полцены за эту замечательную футболку. Она стоила 1000 рублей, а теперь всего 500 рублей. Так что мы сэкономили целых 500 рублей!
– Я бы сказал, что вы абсолютно напрасно потра-тили 500 рублей, – сказал Петя.
– Ерунда какая-то, мы же сэкономили, – отмахну-лась Маруся. – Или нет? – неожиданно задумалась девочка.
Как вы думаете, кто из ребят прав? Можно ли сказать, что Маруся сэкономила деньги, купив эту футболку? |
Кто потратит меньше денег и купит только то, что необходимо? Как это можно определить? |
Магазины хотят, чтобы покупатели приобретали как можно больше товаров. А наша задача – тратить деньги на то, что нам действительно нужно. Поэтому перед тем, как отправляться за покупками, очень важно составить список того, что мы собираемся покупать. Так мы не будем отвлекаться на красивые прилавки и не купим лишнего. А значит, не потратим на них деньги. И за эти деньги мы сможем позже купить другие нужные вещи.
В магазинах покупателей часто привлекают акции и распродажи. Но покупателю полезно подумать: покупает он ту или другую вещь, потому что она ему нужна, или потому, что она во время распродажи дешевле, чем обычно.
Маруся и мама пришли в магазин, чтобы купить всё необходимое для школы. Маруся обращает внимание на самые красивые тетради, пеналы и наборы карандашей. Всё так хочется купить! Но мама делает покупки строго согласно списку, который они с Марусей составили дома.
|
Часто мы видим вещь, которая нам очень понравилась, и сразу же хочется её купить. Именно в такие моменты нам помогает список покупок не совершить ошибку и не купить лишнее.
Если вещь вам не нужна, а вы её приобрели, хоть и по низкой цене, вы просто понапрасну потратили деньги.
Перед совершением покупок составляйте список и не увлекайтесь акциями и распродажами.
кто такие мошенники?
Послушайте рассказ учителя о том, что приключилось с Петей.
По дороге домой из школы Петя обратил внимание на группу старших ребят, толпившихся в сквере. Он подошёл поближе и старался понять, что же там происходит. Увидев Петю, от толпы отделился молодой человек и подошёл к нему:
– У нас сегодня бесплатная лотерея. Каждый может выиграть приз! Возьми билетик!
– А это точно бесплатно? – неуверенно спросил Петя.
– Конечно. Мы из благотворительной организации.
Помогаем животным, которых бросили хозяева.
Петя взял билетик и спросил:
– А как узнать, какой приз я выиграл?
– Очень легко, – парень позвал ещё одного из толпы.
– Никита, проверь, выиграл ли молодой человек приз!
Никита тут же подошёл к Пете.
– Давай посмотрим твой билетик. Да он счастливый!
Ты выиграл вот этот замечательный телефон!
Петя не верил своему счастью:
– И я могу его забрать?
– Конечно! Сейчас только проверим билет вот у этого пацана. – Никита развернул билет подошедшего к ним мальчика. – Ой, здесь что-то напутано. Этот билет тоже выиграл этот же телефон.
Петя удивился, но не растерялся.
– Но я ведь первым подошёл!
Но второй выигравший тоже не сдавался.
– Ну и что, что первый! Я тоже выиграл телефон и тоже хочу его получить!
– Не ссорьтесь, ребята! – рассудил Никита. – Давайте поступим так: у нас же акция благотворительная. Кто из вас даст хоть несколько рублей, тому телефон и достанется!
Петя, не раздумывая, протянул Никите десять рублей.
– Телефон мой!
Но второй выигравший тоже протянул денежную купюру.
– А я дам 50 рублей, и телефон мой!
– Нет, вот вам ещё 100 рублей! – не унимался Петя, протягивая ещё одну купюру.
– А я тогда отдам 200 рублей!
Пете было очень жалко отдавать последние деньги, но ему и телефон не хотелось упускать. Он протянул те 200 рублей, которые завтра должен был отдать за экскурсию, на которую в выходные поедет его класс. Но и второй играющий не думал уступать и протянул 500 рублей Никите.
И тут Петя опомнился.
– У меня нет больше денег… Я не хочу больше этот телефон… Верните мне мои деньги!
– Нет, деньги мы не вернём. Ты их сам отдал, и они пойдут на помощь бездомным животным. А телефон достаётся вот этому счастливчику!
Какую ошибку совершил Петя? Кто Петю обманул? В чём заключался обман? |
Тех, кто с помощью обмана забирают деньги у доверчивых людей, называют мошенниками.
Часто можно даже не понять, что перед вами мошенники. Они выдают себя за добрых и заботливых людей и часто используют желание человека получить приз или выигрыш. Актёрский талант, красноречие, общительность мошенники используют для того, чтобы приносить людям несчастье.
Мошенников можно встретить на улице, в магазине, на вокзале, на рынке. Они могут звонить по телефону, искать своих жертв в Интернете, а также ходить по домам под видом работников разных организаций.
В дельфинарии, перед началом представления, ведущая предлагает зрителям купить за 100 рублей мячик, который после выступления дельфинов дети могут бросить в бассейн. Один из зрителей, чей мячик вытащит дельфин, получит приз.
|
Если вам предлагают участвовать в лотерее или розыгрыше призов, задумайтесь, не хотят ли мошенники забрать ваши деньги. Избегайте подобных ситуаций, особенно если вы оказались без родителей. Мошенники часто обращаются к детям, надеясь, что их доверчивость принесёт выгоду.
Встречались ли вы с подобной ситуацией в своей жизни? Можно ли сказать, что ученик честно заслужил свою отметку? Что общего в поступке этого ученика и в действиях мошенников? |
Мошенниками, как правило, становятся те, кто не хочет прикладывать усилий, чтобы заработать деньги честно. Они стремятся получить деньги хитростью, используя доверчивость и наивность других людей.
Будьте осторожны мошенников. |
и |
не |
поддавайтесь |
на |
уловки |
откУда в семьЮ приходят деньги
Что изображено на картинке? Что делают Маруся и мама? Предположите, куда дальше они отправятся. Как вы думаете, откуда на банковской карте мамы появились деньги? |
Вы уже знаете, что у любой семьи есть расходы, то есть деньги, которые тратятся на важные для семьи вещи. Но деньги, на которые мы эти вещи покупаем, нужно заработать.
Деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи, называют доходами. Именно благодаря доходам семья
Взрослые члены семьи работают, чтобы получать зарплату. Пожилые люди уже не работают, и им платят пенсию. Студенты получают стипендию, если хорошо учатся. Мамам, ухаживающим за маленькими детьми, платят пособие. Иногда удаётся получить неожиданные доходы, например, выигрыш или подарок. Но рассчитывать на такие доходы нельзя, так как их невозможно запланировать.
Опишите семью Зайчика. Кто приносит в семью деньги? Как вы думаете, ходит ли сейчас мама Зайчиха на работу? Почему? Кто ведёт домашнее хозяйство? Помогает ли Зайчик своей семье? |
Расскажите, что вы знаете о Золушке. Кто трудился в доме или приносил доход в её семью? А кто из героев только тратил деньги? |
Каждый член семьи хочет, чтобы доходы были больше.
Те взрослые, которые не ходят на работу, выполняют домашнюю работу, стремятся создать уют, на дачном участке выращивают овощи и фрукты, делают заготовки на зиму.
Конечно, вы пока не можете зарабатывать деньги. Но это не значит, что вам нечем помогать своей семье. Если вы, например, будете присматривать за младшими братьями и сёстрами, родителям не придётся тратить деньги на няню. Если вы будете бережно относиться к своим вещам, они будут служить вам дольше, у семьи останутся деньги на другие важные расходы.
Помогайте своей семье и старайтесь внести вклад в общий доход.
ЖиЗненная математика
Мама попросила Марусю сходить в магазин за хлебом и молоком. Она дала дочке 100 рублей, исходя из того, что батон белого хлеба стоит 27 рублей, а литр молока – 53 рубля. Значит, денег девочке должно хватить, ещё и сдача должна остаться.
Маруся с удовольствием откликнулась на мамину просьбу и отправилась в магазин. Девочка выбрала хлеб и молоко, подошла к кассе и протянула кассиру 100-рублёвую купюру. В ответ продавец дала Марусе несколько монеток.
Вернувшись домой, радостная Маруся вынула покупки из сумки, а из кармашка достала сдачу и отдала маме. Мама очень удивилась, так как на ладошке дочки лежали две монеты по 5 рублей.
Почему мама удивилась? Что произошло? Почему у Маруси осталось меньше денег, чем должно было быть по расчётам мамы? Сколько сдачи должна была принести Маруся? |
Обрати внимание, когда твои родители идут в магазин, они иногда делают большое количество покупок, стоимость которых трудно сосчитать в уме. Тогда надо проверять точность подсчёта стоимости с помощью чека, который даёт кассир.
|
Посмотри на рисунок. Здесь изображены покупки Марусиной мамы в продуктовом магазине. А рядом – фотография чека.
Сравни покупки и информацию в чеке. Что лишнее включил в чек недобросовестный продавец? Сколько денег переплатила бы мама, если бы не заметила обсчёт? |
Почему Барсук не платит по счёту сразу, а изучает чек? Может ли произойти обсчёт в кафе или ресторане? |
В магазине, на рынке или в кафе можно столкнуться с обсчётом. Нечестные продавцы или кассиры могут воспользоваться невнимательностью покупателя. Часто люди спешат, не проверяют чек и сдачу в магазине, могут совсем не обнаружить обмана.
При покупке товара тщательно пересчитывайте сдачу и проверяйте чек.
сколько стоит «своё дело»
У нашего Пекаря за год появилась вторая пекарня.
|
– Помните, ребята, у меня есть своё дело. Так я зарабатываю деньги. В прошлом году я начал выпускать новые булочки, которые нравятся всем жителям города. И вскоре я посчитал и решил, что могу открыть ещё одну пекарню.
Пекарь понимает, что для открытия второй пекарни ему нужно найти помещение, в котором он будет печь булочки. Ему придётся купить новое оборудование, больше продуктов, нанять работников в помощь, ведь одному не справиться с производством такого количества хлебобулочных изделий. Также придётся подумать о транспорте, который доставит готовые булочки в магазины.
Давайте поможем пекарю подчитать, сколько ему понадобится денег, чтобы испечь булочки.
Пекарь считал: для производства булок каждый день ему нужны продукты:
Муки – 3 мешка по 20 монет
Яиц – 10 десятков по 10 монет за десяток
Масла – 10 кг по 50 монет
Сахар – мешок за 40 монет
|
|
Пекарь считал: для производства булок ему надо, чтобы в цехе работали 5 хлебопёков. Каждый хлебопёк за день работы получает 40 монет.
|
Пекарь считал: для транспортировки хлеба ему необходимо 2 машины. Работа каждого водителя стоит 50 монет в день.
|
|
|
|
Завтра в пекарнях Пекаря появятся 1000 булочек.
И Пекарь решил, что 1 булочку он будет продавать за 2 монеты.
|
|
Те люди, которые зарабатывают деньги, ведя своё дело, должны тщательно всё планировать и подсчитывать. Для производства товара требуются расходы: нужно потратить деньги на материалы, зарплату работников, содержание помещения.
Затем производители решают, сколько будет стоить их товар. Обладатели своего дела хотят получить прибыль, то есть заработать денег больше, чем потратили на производство.
Вести своё дело очень трудно. Требуются знания, трудолюбие, расчётливость.
Своё дело требует расчёта и планирования.
Зачем планировать расходы семьи?
Петя и его родители обсуждают предстоящий отдых. За год они накопили 60 тысяч рублей и хотят поехать на майские праздники на море.
|
Вы видите стоимость расходов на одного человека.
|
Доходы семьи ограничены. Если членам семьи предстоят расходы, они обсуждают, какую сумму денег и на что надо потратить. Ведь нельзя потратить больше денег, чем у тебя есть. А купить важно только то, в чём семья действительно нуждается. Так люди планируют свои расходы.
Медведь купил себе бочонок мёда на 4 дня.
Каждый день Медведь ест мёд и малиновое варенье.
|
Чаще всего расходы планируют на определённое время, например, неделю или месяц. Все имеющиеся у семьи деньги нужно распределить на несколько дней так, чтобы денег хватило на весь период времени. Если этого не сделать, то можно потратить деньги раньше, и их не останется на то, чтобы оплатить все расходы.
Петя и бабушка решили провести воскресенье вместе. Им нужно выбрать, куда они отправятся, и транспорт, чтобы добраться до места назначения.
|
Расходов у семьи много. Чтобы денег хватило, приходится выбирать наиболее выгодные покупки, думать, нужно ли совершить эту покупку сейчас.
Каждый из нас может сокращать расходы семьи, если будет выключать свет и воду, бережно относиться к вещам.
Для того, чтобы денег хватило на определённый срок, все расходы семьи нужно тщательно планировать. Деньги должны быть потрачены на необходимые вещи, то есть расходы должны быть разумными.
Важно научиться планировать расходы: правильно распределять деньги на покупки и не тратить все деньги сразу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.