Финансовая грамотность Учебное пособие для начальной школы в четырёх частях часть 3 -3 класс
Оценка 4.8

Финансовая грамотность Учебное пособие для начальной школы в четырёх частях часть 3 -3 класс

Оценка 4.8
pdf
12.08.2022
Финансовая грамотность Учебное пособие для начальной школы в четырёх частях часть 3 -3 класс
FIN_GRAM_3kl_posobie_Tipogr.pdf

Финансовая грамотность

Учебное пособие для начальной школы

в четырёх частях часть 3 3 класс

москва

издательство «интеллект-Центр»

2018


УДК 373.167.1:336+336(075.3)

ББК 65.26я72

    Ф59

Авторский коллектив:

Анна Александровна Козлова

Мария Александровна Лангер

Анастасия Владимировна Половникова

Елена Лазаревна Рутковская

Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман

Стихи:

Мария Александровна Лангер

Ф59 Финансовая грамотность  : учебное пособие для начальной  школы : в 4 частях / [А.А. Козлова, М.А. Лангер, А.В. Половникова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «ИнтеллектЦентр», 2018.

             ISBN 978-5-907157-04-0

                   Часть 3 : 3 класс. – 2018. – 24 с.

             ISBN 978-5-907157-07-1

Учебное пособие по финансовой грамотности подготовлено к апробации по заказу Банка России.

Издание адресовано младшим школьникам. Содержание пособия направлено на формирование разумного финансового поведения учащихся на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

                                                                                                 УДК 373.167.1:336+336(075.3)

                                                                                                 ББК 65.26я72

Генеральный директор М.Б. Миндюк

Редактор Д.П. Локтионов

Художественный редактор Е.Ю. Воробьева

Компьютерная вёрстка и макет Е.В. Лупенко Художник А.С. Хабибова

Подписано в печать 05.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.

Тираж 250 экз. Заказ №

ООО «Издательство «Интеллект-Центр»

125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14

ISBN 978-5-907157-07-1 (ч. 3)                                     © А.А. Козлова, М.А. Лангер,

ISBN 978-5-907157-04-0                                                    А.В. Половникова и др., 2018

                                                                                             © Оформление – ООО «Издательство

                                                                                        «Интеллект-Центр», 2018


дорогие дрУзья!

Перед вами необычная учебная книга.

Почему необычная?

Потому что она состоит из жизненных ситуаций, каждая из которых многому может научить.

А ещё потому, что ею можно пользоваться на занятиях по разным школьным предметам. Например, на занятиях по окружающему миру и технологии.

Эта книга помогает приобрести полезные для каждого человека знания и учит успешно применять их в своей собственной жизни. Приглашаем в мир финансовой грамотности!

 

занятие 1

деньги настояЩие и ненастояЩие

Гуляя в парке, Петя нашёл среди листвы пятидесятирублёвую купюру. Он так обрадовался, что сразу же кинулся к ближайшей палатке, чтобы купить мороженое.

          Будьте добры, дайте мне эскимо! – Петя протянул про-давцу найденную купюру.

Женщина взяла у Пети 50 рублей и уже было хотела дать мальчику мороженое, но что-то её остановило. Она повертела денежную купюру в руках, пристально её рассматривая, а потом вернула Пете со словами:

          Мальчик, я не могу принять у тебя эти деньги. Они ненастоящие.

 

Почему продавец не взяла у Пети деньги? Как вы думаете, что нужно было сделать Пете, когда он нашёл купюру на улице?

Под лавочкой на автобусной остановке Маруся заметила лежащую 100-рублёвую купюру. Девочка оглянулась по сторонам в надежде найти того, кто обронил деньги. Но поблизости никого не было. Недавно ушедший автобус увёз всех пассажиров. Маруся подняла деньги и стала рассматривать купюру. Припоминая, как в школе рассказывали, что деньги бывают настоящими и фальшивыми, девочка задумалась: «А как же определить? Эта 100-рублёвая бумажка – настоящая или нет?»

 

В чём отличие поведения Маруси и Пети? Почему Маруся засомневалась?

Можно ли определить, настоящие деньги или ненастоящие? Как вы думаете, как это можно сделать?

Печатать деньги государство доверило Банку России – единственной организации, которая может выпускать денежные знаки.

Деньги, которые не были напечатаны Банком России, не являются настоящими, подлинными.

Перед вами настоящие 100-рублёвые купюры, хотя на первый взгляд в этом можно усомниться. Эти купюры называются памятными. Такие деньги выпускаются небольшим количеством в память о важных событиях для нашей страны. Купюры, которые перед вами, выпущены в честь проведения в России зимних Олимпийских игр в Сочи. Расплачиваться памятными купюрами можно, ведь это самые настоящие деньги, выпущенные Банком России.

 

Чем использование памятных купюр отличается попытки использовать фальшивые деньги?

от

Чем же отличаются настоящие деньги?

Во-первых, в процессе печати денег используется особая прочная бумага. Производят такую бумагу всего два завода на территории нашей страны. Один из них расположен в городе Краснокамске, другой в Санкт-Петербурге. Технология производства секретная, больше вы нигде не встретите подобную бумагу.

Во-вторых, деньги печатаются особым способом, чтобы их невозможно было подделать. Для производства бумажных денег используют следующие виды печати:

        офсетная печать: на банкноту наносится специальная плёнка, которая защищает деньги от влаги;

        орловская печать: можно сделать так, что один цвет будет переходить в другой;

        высокая печать: с её помощью можно делать выпуклые над-писи и символы.

Сознательное использование фальшивых денег является серьёзным преступлением.

Если случайно человеку попалась фальшивая купюра и он по незнанию пытался ею расплатиться, купюра будет изъята полицией, но отвечать по закону гражданин не будет. В тюрьме окажутся те, кто умышленно (то есть специально) печатает и использует фальшивые деньги.

Нужно уметь отличать настоящие деньги от ненастоящих. 

Ненастоящими деньгами нельзя расплачиваться.

занятие 2

что могУт деньги

 

Что получил Петя в обмен на мяч?

Что получила мама в обмен на деньги?

Наш Медведь на рынок шёл, Чтобы мёд купить у пчёл. Только мёд купить, ребята, Будет Мишке трудновато. Ни купюр нет, ни монет,

Карт кредитных тоже нет.

Как медведю поступать?

Лапу зиму всю сосать?

 

Как Медведю получить мёд, если деньгами в лесу не пользуются? Как вы думаете, как приобретались нужные товары или продукты, когда не было денег?

Не сразу в жизни людей появились деньги. Рыбак вынужден был идти к земледельцу, чтобы обменять пойманную рыбу на зерно, а охотник менял дичь на нож, который ему изготавливал кузнец. Обмен одной вещи на другую (его называют словом «бартер») был неудобным и не всегда равноценным.

Прошло много времени, прежде чем люди стали использовать деньги. Оказалось, что применение денег значительно облегчает обмен между людьми. Монеты и банкноты удобно хранить и использовать. Ещё более удобно использовать современные банковские карты и электронные деньги.

Мишка по лесу идёт, Он себе малину рвёт. Для компота и варенья, Для любимого печенья.

Подскажите, дети, Мишке:

Деть куда ему излишки?

 

Зачем Медведю понадобились деньги?

Как он их может заработать?

Почему Медведь складывает монеты в копилку?

С помощью денег мы определяем, сколько стоит любой товар. Деньги позволяют нам покупать то, что необходимо для жизни. Часть денег мы можем отложить, чтобы приобрести желаемую вещь через определённое время.

Деньгами мы оплачиваем покупки и осуществляем сбережения.

занятие 3

легко ли вести своё дело

Пекарь рассказал о том, как он ведёт своё дело.

          Как вы помните, я веду своё дело и так зарабатываю деньги. Но когда ты ведёшь своё дело, есть риск его потерять. Вы знаете, что мои булочки нравятся жителям города.

Но однажды я просто не смог их испечь.

Что-то случилось с машиной у поставщика муки. И Пекарь решил ему позвонить.

          Скажи, пожалуйста, когда приедет машина с мукой? – спрашивает Пекарь Мукомола. – У меня осталось совсем немного муки. Её не хватит на выпечку булок.

          К сожалению, машина сломалась. Нужно пару дней, что-бы её починить. Как только мы её починим, мука приедет в Пекарню, – ответил Мукомол.

          Что же делать? – пришёл в ужас Пекарь.

И придумал.

Безе

(стоимость продуктов)

Яйца – 10 десятков по 10 монет за десяток Масло – 10 кг по 50 монет Сахар – мешок за 40 монет

Бидон молока – 30 монет

Джем – 10 монет

 

Что придумал пекарь? Почему он не стал ждать, когда разрешится проблема с мукой?

На производство безе пошло 10 десятков яиц и мешок сахарного песка. Плюс работа двух пекарей – по 40 монет в день.

Получилось испечь 1000 безе! Пекарь продал их по 1 монете за штуку.

 

Сколько денег потратил пекарь на производство безе?

Сколько денег получил Пекарь, продав безе? Будет ли он продолжать производить безе? Почему вы так думаете?

Однажды на улице Пекарь встретил Машу и Петю. Они ему сказали, что сегодня в магазине купили новую булку. Пекарь удивился – он не выпускал новых булок, зашёл в магазин и…

Что увидел Пекарь?

Так Пекарь узнал, что у него появился конкурент – другой пекарь из соседнего городка, который привёз в магазин свои булки.

«Что же делать?» – задумался пекарь. И решил посоветоваться со своими помощниками. Вот что они предложили.

          А давайте больше не будем выпускать наши булки! Мы лучше будем печь хлеб и делать мороженое, – предложил первый помощник.

          Сейчас большой урожай вишни. Она стоит недорого. Да-вайте украсим наши булки вишенками, – предложил второй помощник.

          А давайте всем рассказывать, что другие булки сдела-ны из плохой муки, а мы печём свои булки только из хорошей, – предложил третий помощник.

          А давайте будем продавать булки чуть подешевле, – предложил четвёртый помощник.

И Пекарь решил…

Конкуренты – это обладатели своего дела, которые производят одинаковый товар. Покупатели могут захотеть купить товар не у вас, а у вашего соперника. Поэтому наш Пекарь должен подумать, как не потерять своих покупателей.

Своё дело всегда связано с рисками. Владелец своего дела должен быть готов их преодолевать.

занятие 4

когда рискУешь деньгами

После уроков к Пете подошёл приятель Миша.

          Петя, у тебя есть деньги? Не мог бы ты мне одолжить на время 30 рублей. Я забыл свои деньги дома, а мне очень хочется купить пирожок.

Петя знал, что у него ровно три монеты по десять рублей. А все вместе они составляют 30 рублей. Те самые 30 рублей, которые он хотел положить в копилку. Петя давно собирал деньги, чтобы купить новый набор любимого конструктора. До заветной суммы оставалось совсем чуть-чуть. Но как же отказать другу? «Не по-товарищески это получится», – подумал Петя.

Петя полез в карман.

          На, держи! – протянул Петя Мишке монетки.

          Спасибо, друг! – кивнул приятель и побежал в буфет, на ходу бросив: – Я тебе сразу верну, как только у меня будут свои 30 рублей. Может быть, даже завтра…

Но ни на следующий день, ни через неделю, ни даже через месяц Мишка так и не вернул долг.

 

По какой причине Петя потерял деньги? В чём была его ошибка?

Рассмотрите рисунки.

 

Можно ли назвать действия Пети рискованными? Что в каждом случае он рискует потерять? На какой картинке вы видите пример риска потери денег?

Вы наверняка узнали нашего Пекаря, который успешно продаёт булочки и пирожные жителям города. Но так было не всегда. Когда-то давно он задумался о собственной пекарне. Пекарь смог накопить денег и решил открыть пекарню, чтобы не только радовать жителей города, но и зарабатывать деньги. Одолевали сомнения нашего Пекаря: хватит ли у него средств, сможет ли он выпекать такие булочки, чтобы они понравились покупателям, получится ли заработать.

 

Почему Пекарь сомневается в своём решении открыть пекарню? Можно ли считать открытие своего дела рискованным шагом?

Мы знаем, как Мишка любит мёд. Зная это, Лиса предлагает ему общее дело: Мишка даёт денег Лисе, она покупает ульи и пчёл, получает мёд, разливает его по банкам и продаёт на рынке. Доход обещает делить пополам. Другими словами, Лиса предлагает Мишке вложить деньги в её дело.

 

Является ли предложение Лисы примером финансового риска? Чем рискует Медведь? Что бы вы посоветовали Мишке?

Если человек одалживает деньги, есть риск, что он не сможет их вернуть. Если человек имеет своё дело или участвует в совместном предприятии, он рискует ничего не заработать и даже разориться. Риск потери денег является финансовым риском.

Принимая решения, связанные с деньгами, следует помнить о риске денежных потерь.

занятие 5

если нУЖно взвешивать

Петя с мамой пришли на рынок. Всё здесь для Пети интересно! Мальчик с любопытством смотрит по сторонам: сколько здесь разных товаров! Какие большие прилавки!

          Мама, а это что? – спрашивает Петя, указывая на боль-шие весы.

          Это весы. Многие товары на рынке, прежде чем отдать покупателю, продавец должен взвесить и рассчитать цену.

Мама с Петей подходят к продавцу фруктов.

          Взвесьте, пожалуйста, килограмм яблок и два килограм-ма слив, – просит мама продавца. А Петя уже тянет маму дальше, ведь на соседнем прилавке такое разнообразие шоколадных конфет и разноцветной карамели!

Но мама предупреждает Петю:

          Не торопи меня, пожалуйста, и не отвлекай, пока я де-лаю покупки.

 

Почему мама просит Петю не торопить её? Могут ли обмануть покупателя продавцы, взвешивающие товар?

 

 

Что надо делать, чтоб покупателя не обманули покупке товара, который нужно взвешивать?

при

За покупками можно ходить не только в магазины, но и на рынок: там, как правило, больше выбор овощей и фруктов, а также можно выбрать товар за невысокую цену. Но на рынке продавцы чаще всего сами взвешивают товар. И покупателю надо быть очень внимательным, чтобы не быть обманутым.

Большой любитель грибов Ёж увидел на рынке Лису, которая продавала прекрасные белые грибы. Подойдя к прилавку, он попросил взвесить два килограмма грибов. Лиса поставила на весы корзину и начала складывать в неё грибы. Когда стрелка достигла отметки два килограмма, продавец объявила цену покупки. Но Ёж не спешит отдавать деньги. Ведь он поймал Лису на мошенничестве.

 

Каким же образом Лиса обманывала своих покупателей? На что нужно обращать внимание, совершая покупки?

 

Что хочет проверить мама Пети? Сколько денег переплатила мама за яблоки, если килограмм яблок стоит 120 рублей?

На рынках и в магазинах должны быть контрольные весы, с помощью которых можно проверить реальный вес покупки. Лучше потратить несколько минут на повторное взвешивание, чем потерять деньги.

Для того, чтобы не быть обманутым при покупке товара, который необходимо взвесить, важно наблюдать за

взвешиванием и проверять названную продавцом цену покупки.

занятие 6

зачем семье сбереЖения

Зайчиха собрала в огороде морковь.

 

Почему зайцы не съели всю морковь сразу? Что Зайчиха сделала с частью урожая?

Мы помним, как важно планировать расходы семьи. Зная, какими доходами будет обладать семья, ей предстоит распределить свои средства на определённый срок.

В конце каждого месяца семья Маруси собирается вместе и планирует, на что будут тратиться денежные средства семьи.

 

Перечислите доходы этой семьи. Вспомните, какие расходы семье необходимо планировать. Как вы думаете, почему все траты обсуждаются заранее?

Сначала члены семьи учитывают обязательные расходы: продукты питания, плату за квартиру, за транспорт, товары для дома. И только затем решают, может ли семья позволить себе необязательные расходы, такие как развлечения, экскурсии, покупка игрушек или новой техники. Такое планирование называется составлением семейного бюджета.

Семейный бюджет чаще всего составляется на месяц.

Часто семье требуется совершить крупную покупку, на которую не хватает денег сразу.

И семья решает накопить денег, чтобы приобрести желаемую вещь. Ведь если сейчас купить то, что очень хочется, в ближайшее время может не остаться денег на обязательные расходы.

Накопления для будущей покупки по-другому называют сбережениями.

Если семья тратит слишком много, у неё не получится осуществить сбережения.

Получив доходы, стоит сначала подумать о сбережениях, а потом начать планировать расходы.

занятие 7

деньги в разных странах

Петя и его семья прилетели на отдых в другую страну. Сразу же в аэропорту они направились в пункт обмена валюты.

 

Как вы думаете, почему семье нужно было это сделать?

Медведь решил посетить своих родственников. Его двоюродный брат живёт в другом городе России, а троюродный племянник – в далёкой Австралии.

В каждой стране есть своя валюта – деньги, которые выпускаются и используются на территории этого государства.

Валюта России называется рубль.

В любом городе нашей страны мы можем приобрести желаемые товары на рубли.

Но если мы едем за границу и попадаем в другую страну, расплатиться рублями у нас не получится.

И путешественники идут в пункт обмена валюты и обменивают рубли на валюту той страны, куда они приехали.

Итак, наш Мишка прилетел в Австралию.

Валюта в этой стране называется австралийский доллар.

В аэропорту в обменном пункте предлагают за один австралийский доллар 47 рублей, а в банке – 45 рублей.

 

Где вы посоветуете Медведю обменять валюту и почему?

Собираясь обменять валюту, мы знакомимся с условиями обмена и видим, сколько получим местных денег, если обменяем имеющиеся у нас рубли.

Часто банки и обменные пункты предлагают разные условия обмена валюты, и путешественники стремятся найти наиболее выгодные для них.

Чтобы покупать товары в другой стране, необходимо обменять рубли на валюту этой страны. Важно сделать это на выгодных для себя условиях.

Финансовая грамотность Учебное пособие для начальной школы в четырёх частях часть 3 3 класс москва издательство «интеллект-Центр» 2018

Финансовая грамотность Учебное пособие для начальной школы в четырёх частях часть 3 3 класс москва издательство «интеллект-Центр» 2018

УДК 373.167.1:336+336(075.3)

УДК 373.167.1:336+336(075.3)

Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом

Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом

Узья! Перед вами необычная учебная книга

Узья! Перед вами необычная учебная книга

Женщина взяла у Пети 50 рублей и уже было хотела дать мальчику мороженое, но что-то её остановило

Женщина взяла у Пети 50 рублей и уже было хотела дать мальчику мороженое, но что-то её остановило

А как же определить? Эта 100-рублёвая бумажка – настоящая или нет?»

А как же определить? Эта 100-рублёвая бумажка – настоящая или нет?»

Чем использование памятных купюр отличается попытки использовать фальшивые деньги? от

Чем использование памятных купюр отличается попытки использовать фальшивые деньги? от

Что получил Петя в обмен на мяч?

Что получил Петя в обмен на мяч?

Наш Медведь на рынок шёл, Чтобы мёд купить у пчёл

Наш Медведь на рынок шёл, Чтобы мёд купить у пчёл

Мишка по лесу идёт, Он себе малину рвёт

Мишка по лесу идёт, Он себе малину рвёт

Зачем Медведю понадобились деньги?

Зачем Медведю понадобились деньги?

Как вы помните, я веду своё дело и так зарабатываю деньги

Как вы помните, я веду своё дело и так зарабатываю деньги

Скажи, пожалуйста, когда приедет машина с мукой? – спрашивает

Скажи, пожалуйста, когда приедет машина с мукой? – спрашивает

Получилось испечь 1000 безе! Пекарь продал их по 1 монете за штуку

Получилось испечь 1000 безе! Пекарь продал их по 1 монете за штуку

И Пекарь решил… Конкуренты – это обладатели своего дела, которые производят одинаковый товар

И Пекарь решил… Конкуренты – это обладатели своего дела, которые производят одинаковый товар

Уешь деньгами После уроков к

Уешь деньгами После уроков к

Можно ли назвать действия Пети рискованными?

Можно ли назвать действия Пети рискованными?

Можно ли назвать действия Пети рискованными?

Можно ли назвать действия Пети рискованными?

Мы знаем, как Мишка любит мёд.

Мы знаем, как Мишка любит мёд.

УЖно взвешивать Петя с мамой пришли на рынок

УЖно взвешивать Петя с мамой пришли на рынок

За покупками можно ходить не только в магазины, но и на рынок: там, как правило, больше выбор овощей и фруктов, а также можно выбрать товар…

За покупками можно ходить не только в магазины, но и на рынок: там, как правило, больше выбор овощей и фруктов, а также можно выбрать товар…

Что хочет проверить мама Пети?

Что хочет проверить мама Пети?

Зайчиха собрала в огороде морковь

Зайчиха собрала в огороде морковь

В конце каждого месяца семья Маруси собирается вместе и планирует, на что будут тратиться денежные средства семьи

В конце каждого месяца семья Маруси собирается вместе и планирует, на что будут тратиться денежные средства семьи

Часто семье требуется совершить крупную покупку, на которую не хватает денег сразу

Часто семье требуется совершить крупную покупку, на которую не хватает денег сразу

Петя и его семья прилетели на отдых в другую страну

Петя и его семья прилетели на отдых в другую страну

В каждой стране есть своя валюта – деньги, которые выпускаются и используются на территории этого государства

В каждой стране есть своя валюта – деньги, которые выпускаются и используются на территории этого государства

Валюта в этой стране называется австралийский доллар

Валюта в этой стране называется австралийский доллар
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2022