Разработка урока истории в 5 классе.
Тема:
Финикийские мореплаватели.
Цель:
сформировать представление о стране Финикии и ее жителях.
Задачи:
познакомить учащихся с географическим положением Финикии, с занятиями
ее жителей, важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры;
развивать логическое мышление, творческие способности и речь учащихся;
формировать умение правильно показывать на карте исторические объекты,
читать карту с опорой на легенду;
воспитывать интерес к культурному наследию человечества.
Ожидаемые результаты:
Знание учащимися географического положения Финикии; основных
занятий финикийцев, особенностей их торговли
Умение кратко описывать природные условия Финикии, показывать на
карте Финикию, ее города, называть основные достижения финикийцев в области
культуры
Понимание содержания термина «колония»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Тест в рабочих тетрадях по предыдущей теме «Законы царя Хаммурапи»
Монологический ответ учащихся по домашнему заданию
3. Сообщение темы, цели и задач урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Использование ИКТ,
дополнительных средств
обучения
В течение двух уроков мы
государством
с
знакомились
Междуречье. Обратите внимание на Работа с картой
Карта «Древний Восток»
1 карту. Торговые пути из Междуречья
выходят к государству с красивым
названием Финикия.
Именно с этим государством и
его жителями мы познакомимся на
уроке.
Запишем тему урока в тетрадь.
Работа учащихся в
Слайд с темой урока
Сегодня мы знакомимся с новым
тетради
государством. Подумайте, на какие
вопросы, связанные с темой мы
Высказывают
предложения по
На экране по мере ответов
учащихся появляется план
урока:
1.Географическое положение
Финикии
2.Природные условия
3. Занятия финикийцев
4. Открытия и достижения
финикийцев в области
культуры
должны будем ответить на уроке.
Конечно, нам, прежде всего,
нужно узнать информацию о стране
Финикии, а затем познакомиться с её
аналогии с
предыдущими
уроками.
жителями.
Мы будем работать по
следующему плану:
В план мы не включили вопрос о
религии. Но вы сможете познакомиться
с ним самостоятельно, используя
дополнительную литературу: «Детскую
энциклопедию по всемирной истории»,
«Аванта +», серию книг «Я познаю
мир», «История для детей».
4. Изучение новой темы.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Использование ИКТ,
дополнительных средств
обучения
2 Приступаем к
I
вопросу:
Географическое
Финикии.
положение
Я предлагаю вам самостоятельно
с помощью карты получить ответ на
вопрос.
этого
данный
объединитесь в группы по 4 человека.
Для
Используя карту в учебнике на стр. 31,
заполните пропуски в тексте на
карточке №1. как только группа будет
готова – поднимите руки.
Выслушать ответы учащихся
Перейдём ко II вопросу.
II.
Природные
условия
Финикии
Работаем с картой «Древний
Восток» (стр. 31) в учебнике.
Постарайтесь с её помощью
определить рельеф местности на
территории этой страны.
Какие крупные реки протекают
по территории Финикии? (Таких
крупных рек, как в Египте и
Междуречье, в Финикии нет. Это
является важным отличием данной
страны).
Эту информацию о природных
условиях мы получили с помощью
карты. А сейчас послушаем сообщение
ребят, которые они подготовили с
помощью дополнительной литературы.
Поработаете в парах. Ваша задача: на
Самостоятельная
Карточки с заданием:
работа учащихся в
группах по
выполнению задания
Ответы учащихся
Используя карту в
учебнике на странице 31,
заполните пропуски в тексте о
географическом положении
Финикии.
Финикия расположена на
_____________ побережье
_____________ моря. Самыми
крупными финикийскими
городами были ________,
________, __________.
Работа учащихся с
картой в учебнике
Ответы учащихся
Карта в учебнике «Древний
Восток»
Выступление
учащейся,
подготовившей
рассказ о природных
условиях Финикии.
Рассказ
сопровождается
показом учащимся
слайдов, которые
были подобраны к
Презентация: Природные условия
Финикии
Карточка с заданием:
Природные условия
1. Теплый климат.
2. Горная местность
3. Снегопады
4. Пустыни
5. Равнинная местность с
плодородными почвами
6. Леса
7.Дожди, приносимые ветром с
3 карточке №2 подчеркнуть те
теме
моря.
природные характеристики, о которых
услышите.
Проверим, как вы справились с
Какие же природные
заданием.
условия в Финикии?
III. Занятия жителей.
Мы подошли к III вопросу о
жителей
занятиях
финикийцев.
Финикии,
Давайте подумаем, проживая в
стране с такими природными
8.
Небольшие
плодородной земли.
участки
Слушая рассказ
остальные ученики
выполняют
дополнительное
задание.
Ответы учащихся
Выслушать мнения
учащихся
Учебник
условиями, чем могли заниматься
люди?
А сейчас мы познакомимся с
текстом учебника, где рассказывается
Самостоятельна
работа с текстом
учебника, чтение
пункта параграфа
о занятиях финикийцев. Наша задача:
сравнить наши предположения с тем,
что было на самом деле.
Откройте учебники на стр. 71
Ответы учащихся
§15, пункт №1.
О каких занятиях финикийцев мы
узнали из текста? (садоводство,
виноделие,
масла,
получение
кораблестроение,
стеклоделие,
торговля лесом,
добывали пурпурную
краску, ремесло).
Выступление
Презентация: Торговля
финикийцев
4 Подробнее о занятии торговлей
учащейся
нам расскажут ребята.
Вам нужно не только внимательно
сопровождается
показом слайдов,
слушать рассказ, но и выполнить
задание: в сообщении будет упомянутм
которые были
подобраны к теме
новый термин, ваша задача – узнать, о
каком понятии идёт речь и постараться
запомнить его значение.
Какой новый термин вы
услышали в рассказе?
Что такое колонии?
Ответы учащихся
Совместное
формулирование
определения понятия
Запишем в тетрадь значение
Работа в тетради
нового термина.
Для чего основывали колонии
Ответы учащихся
финикийцы?
Чем они торговали?
Как называлась самая крупная
колония, основанная финикийцами в
Северной Африке?
IV. Открытия и достижения
финикийцев в области культуры.
Финикийцы
–
отличные
мореплаватели.
Многие народы
удивлялись их умению управлять
Формулировка определения
термина на экране
Картыслайды: Средиземноморье,
Морские путешествия
финикийцев
кораблями.
ограничивались
Жители Финикии не
по
плаванием
Средиземному морю. Они выходили в
Атлантический океан. Неоднократно
плавали вдоль западного побережья
Африки. Но самым грандиозным
считать
предприятием принято
морскую экспедицию финикийцев,
когда они за 3 года сумели обогнуть
Африку, выйдя из порта Красного
5 моря и, вернувшись через Средиземное
море.
Я считаю, что каждый должен
знать и ещё об одном достижении
Оказывается буквы,
финикийцев.
которыми мы пользуемся имеют
отношение к Финикии.
Вспомним,
как называется
письменность египтян?
Вспомним,
как называлась
письменность в Междуречье?
Верно!
рисуночное
Это в основном
письмо.
вот
А
финикийские купцы пользовались при
письме буквами.
Да, финикийцы
создали алфавит. Правда, в нём было
22 буквы и только согласные. Конечно,
возникали сложности при чтении.
На основе финикийского
алфавита греки создали алфавит, где
От
уже были гласные буквы.
греческого алфавита произошли все
алфавиты, в том числе и наша азбука.
О каких открытиях и
достижениях финикийцев вы узнали?
Каково
значение создания
алфавита?
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Таблички на альбомных
листах с изображением
отдельных букв финикийского,
греческого алфавитов.
Ответы учащихся
6 4.Итог урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Использование ИКТ,
дополнительных средств
обучения
Опишите
географическое
положение Финикии?
Отвечают на вопросы
Опишите природные условия
страны.
Чем занимались финикийца?
Что такое колонии?
Какой крупный городколонию
основали финикийцы в Северной
Африке?
5 Домашнее задание
В результате урока мы узнали, где жили финикийцы, чем они занимались, но нам не
известно, как выглядели финикийские города. Предлагаю вам дома подумать и в рисунке
выразить свое представление о городах Финикии.
7 Приложение
к уроку в 5 классе по теме: Финикийские мореплаватели
Рассказ «Природные условия Финикии»
Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря, на узкой
полосе земли между морем и цепью Ливанских гор, подступающими местами почти
вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась в
названиях населённых пунктов. Так названия города Библ – «гора», города Тир –
«скала».
Возможности для пашенного земледелия в виду недостатка плодородных
земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же интенсивно обрабатывали, т.к.
ветры с моря приносили обильные дожди.
Здесь разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу.
Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем.
Здесь встречались такие ценные породы деревьев, как кедр, дуб.
Неотъемлемой частью финикийской природы было море, богатое рыбой и
другими морепродуктами. Кроме того, на дне обитали маленькие «пурпурные
улитки» это вид моллюсков, из которых добывали по капельке сока лилово
красного цвета. Этот сок использовали для приготовления пурпурной краски. Ею
окрашивали ткань.
Финикия – это страна с тёплым климатом, расположена в Восточном
Средиземноморье на местности, где не было крупных рек и долин с плодородными
почвами, почти не было места для пастбищ. Богатство Финикии – кедровые и
дубовые леса, плодовые деревья и дары моря.
Рассказ «Торговля финикийцев»
Финикия – это страна, находившаяся на побережье моря. Поэтому жизнь
Они были искусными
финикийцев была тесно связана с морем.
кораблестроителями.
На небольших судах финикийцы выходили в открытое море. Это умение
жители Финикии использовали для ведения торговли. Они держали в своих руках
почти всю торговлю в Средиземном море.
Восточное Средиземноморье имело много естественных богатств, в которых
нуждались соседние страны.
Первым продуктом, которым издавна торговали финикийцы, была сушёная
рыба – один из основных продуктов питания бедного населения.
Из других богатств Финикии самыми ценными были кедровые и дубовые леса.
Они давали первоклассный кораблестроительный и поделочный материал,
8 например, для изготовления саркофагов, в которых помещались мумии египетских
вельмож.
Большую роль в торговле играло вино превосходного качества, получаемое из
винограда.
Важным предметом торговли было душистое оливковое масло.
Во многих странах славились ювелирные изделия финикийцев: золотые и
серебряные вазы.
Знали Финикию ещё как страну, где мастера выдували из стекла изящные
сосуды, делали бусы.
В Египет вывозили шерстяные и льняные ткани, окрашенные в пурпурный цвет.
Но важные финикийские купцы продавали не только изделия и природные
богатства своей страны. Они закупали товар в других странах и везли его туда, где
в нём нуждались. Например, из Египта – в Грецию вывозили папирус.
На территории современной Испании закупали серебро и выгодно продавали
его другим народам.
Иногда финикийцы торговали «живым товаром» рабами. Они заманивали
людей на корабль, обещая показать интересные вещи, и, как только люди
поднимались на судно, корабль отплывал. Пленников продавали в рабство.
Финикийцы торговали со многими странами Средиземноморья. В тех краях,
где они постоянно бывали, стали основывать колонии. Колонии – это поселения,
основанные в чужих странах. Их создавали для облегчения обмена. Когда торговцы
приезжали в город на чужой стороне, где жили их друзья, родственники,
закупающие товары у местного населения. Из колоний финикийским
мореплавателям можно отправиться в новые, более отдалённые путешествия.
Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген, основанный в
Северной Африке
9 Задания для самостоятельной работы учащихся
Используя карту в учебнике на странице 31, заполните пропуски в тексте
о географическом положении Финикии.
№1
Финикия расположена на _____________ побережье _____________ моря.
Самыми крупными финикийскими городами были ________, ________,
__________.
№2
По ходу рассказа о природных условиях Финикии подчеркните те пункты,
о которых упоминается в сообщении
1. Теплый климат.
2. Горная местность
3. Снегопады
4. Пустыни
5. Равнинная местность с плодородными почвами
6. Леса
7.Дожди, приносимые ветром с моря.
8. Небольшие участки плодородной земли.
10
Финикийские мореплаватели.
Финикийские мореплаватели.
Финикийские мореплаватели.
Финикийские мореплаватели.
Финикийские мореплаватели.
Финикийские мореплаватели.
Финикийские мореплаватели.
Финикийские мореплаватели.
Финикийские мореплаватели.
Финикийские мореплаватели.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.