Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта
Оценка 4.7

Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта

Оценка 4.7
docx
13.05.2023
Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта
Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта.docx

Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта

1)      Для умственно отсталых школьников характерно быстрое истощение нервной системы, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшая выносливость. В случае наиболее выраженных нарушений моторного развития затруднено, а иногда и невозможно формирование навыков самообслуживания. Однако в большей степени, как правило, затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев. Детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вполне доступны наиболее широкие координированные движения, что необходимо использовать при привитии им трудовых навыков. У детей с умственной отсталостью отмечается значительное отставание в развитии физических качеств на 1-3 года от нормотипичных развивающихся детей.

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разработана классификация с учетом физических возможностей, возраста, состояния здоровья, подготовленности для использования при подборе игр, физических упражнений, их дозировке. В соответствии с этим всех детей по их возможностям условно можно разделить на четыре уровня.

 

1)      1 уровень. Дети с тяжелейшими умственными нарушениями, которым постоянно требуется помощь. Учитель на уроках физической культуры и ЛФК решает следующие задачи: развитие движений, налаживание контакта, развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Основой занятий являются повседневные движения.

2 уровень. Ученики с тяжелыми опорно-двигательными нарушениями и с ограниченными возможностями восприятия, внимания, мышления. На занятиях вырабатываются такие формы движения и поведения, которые являются предпосылкой для деятельности (частичное самообслуживание, передвижение). На этой ступени вместе с педагогами, работающими в классах, уже можно развивать прикладные двигательные навыки (пользоваться столовыми приборами, общаться при помощи поддерживающей коммуникации).

3 уровень. Ученики с незначительным поражением опорно-двигательного аппарата. Перед учителем физической культуры и ЛФК стоит задача максимально расширять двигательные возможности детей, учить обращаться с простым спортивным инвентарем (кегли, мячи разного диаметра и т. д.). Детей необходимо учить налаживать отношения с партнерами в группе, управлять эмоциями, принимать правила игры, следовать им, брать на себя ответственность. На этой ступени расширяются возможности для формирования прикладных двигательных навыков, которые в будущем найдут применение в жизни (ходьба на лыжах, велосипедная подготовка, ближний туризм, плавание и т. д.).

4 уровень. Ученики, не имеющие поражений опорно-двигательного аппарата, которые могут выполнять многие виды деятельности. На этом уровне должны постоянно улучшаться физические качества (сила, быстрота, координация, выносливость, гибкость).

 

3-5)           В примерных программах для массовых общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ отражены следующие основные задачи физического развития:

— укрепление здоровья, закаливание организма;

— обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;

— развитие физических способностей;

— формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;

— воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

 — воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности

6) В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.

Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.

Методы формирования знаний.

Первоочередной задачей в формировании навыков у ребенка с умственной отсталостью является формирование знаний о движениях тела. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений. Л. В. Шапкова приводит направления и определенную последовательность формирования знаний и представлений.

7) Метод расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отдельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации).

Этот метод применяется в следующих случаях:

 — при обучении координационно-сложным двигательным действиям в силу влияния патологии, когда нет возможности изучить его целостно;

 — если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой (например, плавание);

 — если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

 — когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

 — когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.

Достаточно плюсов у метода. Недостаток метода заключается в том, что не всегда разученные элементы по частям удается соединить.

 Метод целостно-конструктивного упражнения. Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. В обучении детей с умственной отсталостью необходимо использовать пропедевтический подход. Он необходим для закладывания основы предпонятий и понятий физической культуры в целом (обучении определенному действию в частности), как особой отрасли знаний, способствующих формированию учебной деятельности в единстве всех ее структурных компонентов. Пропедевтическими средствами при обучении двигательным действиям будут являться создание облегченных условий выполнения упражнения (облегченные снаряды для метания, бег за лидером, под уклон), использование подводящих и имитационных упражнений.

8) Принято различать пять основных физических способностей: быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Дети и подростки с умственной отсталостью в большинстве своем имеют низкий соматический статус, слабое физическое развитие. Часто дети с умственной отсталостью испытывают гиподинамию, что непосредственно сказывается на снижение показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости и особенно координационных способностей.

9) В этой ситуации адаптивная физическая культура выступает таким социокультурным феноменом, в котором сочетаются все три фактора воспитания. Физкультурная деятельность содержит и воспитывающую среду, и воспитывающую деятельность, и возможности личностного развития и самореализации. Л. В.Шапкова приводит ряд задач, важных для развития личности ребенка. Решаются эти задачи методами приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение), личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и т. п.), общения в коллективе, создания благоприятного психологического климата.

10) Решаются эти задачи методами приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение), личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и т. п.), общения в коллективе, создания благоприятного психологического климата.

11) Эффективность ЛФК во многом зависит от интереса учащихся к этим занятиям. Интерес обеспечивается посильностью, привлекательностью и разнообразием упражнений, правильной индивидуальной дозировкой физической нагрузки. Необходимо своевременно и тактично оказывать помощь учащимся, вселяя в них уверенность в собственные силы и возможности, обеспечивать положительное эмоциональное состояние детей на занятиях, проявление ими волевых, умственных и физических усилий. Положительный эмоциональный климат на уроках способствует формированию доброжелательных отношений между учащимися, атмосферы взаимопомощи, моральной поддержки. Особого внимания в этом вопросе требуют дети, отличающиеся повышенной возбудимостью, и дети с психопатоподобными проявлениями. Индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам в процессе занятий ЛФК. Учет индивидуальных особенностей физического развития и моторики, а также уровня интеллектуального развития детей позволяет более целенаправленно и эффективно корригировать имеющиеся у них недостатки. В одной и той же группе часто оказываются дети, которым требуются разные физические упражнения. В таких случаях внутри группы следует формировать микрогруппы или подгруппы детей с аналогичными нарушениями. Индивидуальный и дифференцированный подход должен осуществляться с учетом состояния здоровья детей. Так, например, дети, имеющие соматические отклонения, должны быть ограничены по сравнению с остальными детьми в длительности выполнения упражнения. Такому ребенку лучше выполнять упражнения небольшими, но частыми, дробными дозами. Специалист, ведущий занятия по ЛФК, должен постоянно обращаться к индивидуальным картам медицинского освидетельствования детей и на основе их данных планировать объем и интенсивность упражнений для каждого ребенка.  При реализации индивидуального и дифференцированного подхода следует помнить, что коррекция имеющихся у детей грубых нарушений физического развития и моторики должна сочетаться с общим всесторонним физическим развитием, иначе узконаправленное воздействие физических упражнений на нарушенные функции не принесет желаемых результатов. Необходимо также выявить сохранные двигательные возможности данного ученика, с учетом которых и проводить коррекционную работу. К примеру, у ребенка являются сохранными такие качества, как подвижность в суставах, сила, быстрота, но у него имеются нарушения осанки. В этом случае следует применять упражнения на силу, быстроту, подвижность в суставах, но с направленностью на преодоление нарушений в осанке (быстрый бег на коротких дистанциях с сохранением правильной осанки; упражнения на развитие силы мышц спины, живота, ног, плечевого пояса с сохранением правильной осанки). Выполнение упражнений на коррекцию нарушений осанки следует чередовать с упражнениями, направленными на общее физическое развитие, формирование движений и развитие тонкой моторики. Следует помнить, что одни и те же виды упражнений быстро утомляют детей. Поэтому игры и упражнения должны быть разнообразны, интересны и непродолжительны. Команду нужно давать четко, просто, кратко и спокойным тоном. Не следует длительно держать детей на линейке в одной и той же позе, например, «Смирно!», требующей напряжения мышц. При проведении упражнений и подвижных игр с ходьбой или бегом в определенном направлении и с изменением направления следует применять зрительные ориентиры: линии на полу, предметы, ограничивающие направление, флажки или другие игры по физкультуре и ритмике по годам обучения.


 

Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта 1)

Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта 1)

Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным

Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным

Решаются эти задачи методами приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение), личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и…

Решаются эти задачи методами приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение), личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2023