|
Раздел долгосрочного плана: |
Школа: |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дата: |
ФИО учителя : |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Класс: 9 |
Количество учащихся: Количество отсутствующих: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема урока |
Законы движения планет Солнечной системы |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
9.7.2.7 – объяснять движение небесных тел на основе законов Кеплера |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учебные цели урока |
ü Учащиеся будут: ü - знать и понимать законы движения планет ü - определять законы Кеплера ü - применять 3 закон Кеплера для решения задач |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Критерии оценивания |
Знание и понимание: учащиеся -знают различные определения законов Кеплера и понимают их сущность. Применение: -применяют третий закон Кеплера для решения задач |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Языковые цели |
Лексика и терминология, специфичная для предмета: Перигелий, афелий, эксцентриситет, эллипс, большая ось, большая полуось и т.д. Полезные выражения для диалогов и письма: Планеты обращаются……. Такая замкнутая плоская кривая, у которой сумма расстояний…. Закон эллипсов Закон площадей Закон периодов |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Привитие ценностей
|
Формирование чувства уважения к мнению других в групповой работе над постером, чувства ответственности за обучение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Межпредметные связи |
Математика. Решение задач на соотношения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Навыки использования ИКТ |
Одна или две группы могут создать презентацию по предложенному кейсу. Визуализация учебного процесса с использованием электронных источников. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Предваритель- ные знания
|
Строение Солнечной системы. Основные понятия астрономии. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Начало урока
1- 10 мин
11-20 мин
21-30 мин
31-35минута
|
Организационный момент Приветствие учителя. В целях создания коллаборативной среды рекомендуется проведение активити «Давайте говорить друг другу комплименты» Учащиеся становятся в круг, держатся за руки и поочередно говорят друг другу слова добрых и теплых пожеланий. Актуализация знаний «Быстрый тест» или физический диктант на проверку изученного ранее. Задания для диктанта: 1. Закончите предложение: Видимый годичный путь Солнца на небесной сфере называется ...........(учащиеся пишут только одно слово эклиптика). 2. Прохождение светил через меридиан называют...(кульминацией). 3. Сфера произвольного радиуса с центром в месте наблюдения, на которую проекцируются небесные тела определяется как ....(небесная сфера). 4. Географической широте аналогично......(склонение), а долгота есть аналог ........(прямого восхождения). 5. Ось видимого вращения небесной сферы называется ..........( осью мира PP1). Целеполагание: Учитель записывает слово «Законы» и просит учащихся продолжить ... Ученики самостоятельно определяют тему урока «Законы Кеплера».Совместно с учащимися определяют цель обучения на данном уроке. Мотивация Видео -ресурс (G) Работа в группах. Объединение учащихся класса в группы происходит по принципу «Собрать пазл» Кейс – стади Кейс для 1 группы: 1 закон Кеплера Кейс для 2 группы: 2 закон Кеплера Кейс для 3 группы: 3 закон Кеплера Кейс для 4 группы: Выводы из законов Кеплера Содержание кейсов может быть следующим: Кейс № 1 Выдающийся немецкий ученый Иоганн Кеплер используя тщательные многолетние наблюдения датского астронома Тихо Браге, в начале XVII века, изучая обращение Марса вокруг Солнца, установил три закона движения планет. Первый закон Кеплера: Каждая планета обращается по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Эллипсом называется
плоская замкнутая кривая, сумма расстояний от любой точки которой до двух
фиксированных точек, называемых фокусами, является постоянной. Эта
сумма расстояний равна длине большой оси АВ эллипса, т.е.
Ближайшая к Солнцу точка орбиты называется перигелием, а самая далекая от него точка – афелием. Кейс № 2 Второй закон Кеплера: Радиус-вектор планеты за одинаковые промежутки времени описывает равные площади.
Так, если пути Кейс № 3 Третий закон Кеплера: Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей их орбит. Обозначив большую
полуось орбиты и период обращения одной из планет через
Из этой формулы видно, что, чем дальше планета от Солнца, тем больше её период обращения вокруг Солнца. Третий закон Кеплера связывает средние расстояния планет от Солнца с их звездными периодами и позволяет установить относительные расстояния планет от Солнца, поскольку звездные периоды планет уже были вычислены, исходя из синодических периодов. Этот закон позволяет выразить большие полуоси всех планетарных орбит в единицах большой полуоси земной орбиты. Большая полуось земной орбиты принята за астрономическую единицу расстояний (1 а.е.) Ее значение было определено позднее, только лишь в XVIII веке. Кейс № 4 На основании законов Кеплера можно сделать определенные выводы об ускорениях, сообщаемых планетам Солнцем. Для упрощения нужно принять орбиты не эллиптическими, а круговыми. Для планет Солнечной системы такая замена не является грубым приближением. Тогда сила притяжения со стороны Солнца в этом приближении должна быть направлена для всех планет к центру Солнца. Если через T обозначить периоды обращения планет, а через R радиусы их орбит, то согласно третьему закону Кеплера для двух планет можно записать
Нормальное
ускорение при движении по окружности равно a
=
С учетом формулы (1) можно получить выражение: Третий закон Кеплера справедлив для всех планет. С учетом этого можно утверждать, что ускорение каждой планеты обратно пропорционально квадрату расстояния ее от Солнца. Существует уточненная
формула третьего закона Кеплера в виде: От законов Кеплера можно перейти к закону всемирного тяготения. (G) Учащиеся обсуждают предоставленный учителем ресурс в форме кейса и готовят постеры. В процессе презентации или после презентации постеров группы оценивают работы сверстников в устной форме. По ходу презентации выполняются соответствующие записи в рабочих тетрадях. Защита презентаций: Ученики определяют критерии, по которым будут оцениваться их работы. Критерии оценивания: - вовлеченность всех в процесс подготовки и презентации постера; - четкость и логичность изложения; - глубина содержания презентации; определяют значение и границы применимости данного закона Кеплера для решения практических задач в астрономии. -эстетика оформления презентуемой работы. Выводы по теме: 1. Движение планет вызвано силой притяжения к Солнцу. 2. Все планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которых находится Солнце. (закон эллипсов) 3. Радиус-вектор планеты за одинаковые промежутки времени описывает равные площади. (закон площадей) 4. Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей их орбит.
Задание на закрепление: 1.
Задача: Определить, во сколько раз масса Солнца
больше массы Земли, если известно, что период обращения Луны вокруг Земли
27,2 сут, а среднее расстояние ее от Земли 384000 км. ( Период обращения
Земли вокруг Солнца равен 365 суток, среднее расстояние от Земли до Солнца
равно 1,5∙
Откуда
можно рассчитать Подставив числовые значения вычисляют отношение масс. (Ответ: в 330 000 раз)
|
Звучит музыка на слова Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»
Разрезной материал для сборки пазлов
https://www.youtube.com/watch?v=LqYgtlQeVcc
Раздаточный материал с кейсами
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексия 36-38 минута
Домашнее задание 39-40 минута
Использованная литература и ресурсы: |
Ø Сегодня я узнал(а) ....................................................... Ø Было интересно............................................................ Ø Я сумел выполнить задание........................................ Ø Я понял (а)...................................................................... Ø Теперь я могу.................................................................. Ø Я взял для себя............................................................... Ø Я научился (лась).......................................................... Ø Я смог.............................................................................. Ø Меня удивило................................................................. Ø То, что я узнал ............................................................. Ø На следующий урок я.................................................... Ø Хотелось бы .................................................................. Рефлексию можно провести в письменной форме или в кругу.
Составить новые формулировки законов первого и третьего законов Кеплера. Работа с интернет-ресурсом.
1. Воронцов-Вельяминов «Учебник астрономии 11 класс» 2. Р.А.Гладкова...»Сборник задач и вопросов по физике» 3. Балашов М.М. ... «Физика. Механика» 4. Интернет-ресурсы из различных сайтов
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дифференциация- как Вы планируете оказать дополнительную поддержку? Какие задания Вы планируете дать более способным учащимся? |
Оценка – как Вы планируете проверить знания учащихся? |
Межучебные связи Проверка соблюдения правил охраны здоровья и безопасности ИКТ
связи |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Все учащиеся будут: знать определения законов Кеплера; Большинство учащихся будут: понимать смысл законов Кеплера; Некоторые учащиеся: Будут уметь применять формулу третьего закона Кеплера для решения задач.
|
Наблюдение, возведение «подмостков» при работе с кейсами. Оценивание учащихся на различных этапах урока. |
Инструктаж по технике безопасности |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексия по уроку: Реалистичны ли задачи урока? Чему я научил(-а) сегодня? Какова была учебная атмосфера? Удачна ли была подготовленная мной учебная дифференциация? Соблюдался ли тайм-менеджжмент на уроке? Какие изменения я внес (-ла) в план урока и почему? |
Комментарии по проведенному уроку. Ответьте на наиболее важные вопросы по уроку, приведенные в графе слева. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Итоговая оценка
Какие два момента оказались наиболее успешны (рассмотрите преподавание и обучение) ? 1: 2: Какие два момента улучшили урок (рассмотрите преподавание и обучение) ? 1: 2: Что я узнал(а) (выявил)(а)) из урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание? |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.