Физика 9 класс У1

  • docx
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физика 9 класс У1.docx

План урока

Раздел долгосрочного планирования:

Колебания и волны.

Дата:

Класс:  9

Школа:  

Ф.И.О. учителя

Участвовали:

    Не участвовали:

Тема урока

Колебательное движение. Основные величины, характеризующие колебательное движение.

Цели обучения,  достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

 

9.2.5.1.Экспериментально находить период и частоту колебания;

9.2.5.2.Рассчитывать период, и  частоту  колебания по формуле;

 

 

Цель урока

 

Используя расчётную формулу,  смогут экспериментально определить период,  частоту колебания и  решить 2 задачи по теме.

 

 

Критерии оценивания

 

- знает формулу для определения периода колебания;

- знает формулу для вычисления частоты колебания;

- объясняет математическую связь между периодом и частотой колебания;

- могут экспериментально определить период,  частоту колебания

- вычисляет по формуле период и частоту колебания;

 

Языковые  задачи

 

Лексика и терминология:

период, частота, амплитуда колебания;

 

Полезные фразы для диалогового письма:

 

Колебательное движение тела …..

После  выведения шарика из положения равновесия  начинается ….. ……..движение;

 

Воспитание ценностей

-воспитание  умений вести диалог и занимать активную позицию на уроке;

-воспитание отношения к физике, как одному из фундаментальных компонентов естествознания;

Межпредметная связь

 

математика

Предыдущие знания

Определение  механического  движения. Виды движения.

 

Ход урока

Запланированные

этапы урока

         Виды упражнений,  запланированных на урок:

   Ресурсы

 

 

Начало урока

 

Организационный момент

 

 

 

Приветствие учителя.   Создание позитивного настроя.

 

Здравствуйте! Улыбнулись друг другу. Всем хорошего настроения.

 

За работу на этом уроке вы можете заработать максимально  6 баллов.

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

Учитель: В 7 классе и уже в 9 вы изучили несколько видов движения. Ответьте на вопросы:

1.Дать определение механического движения;

2. Какими величинами характеризуется движение? (υ,t,S)

 

Создание проблемной ситуации.

 

·          Найдите у себя на запястье пульс (прочувствуйте его);

·         Посмотрите картинки:

 

Sewing-Machines-89266.gifSwings-87198.gif18768293.gif984d0ee5dcc063fa064d11fb0d33b139.gif

игла швейной   качели часы с             летящая

машины                               маятником    стрекоза

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0743/000ff94a-ee390acb/img4.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0743/000ff94a-ee390acb/img4.jpgkolebatelnoe-dvizhenie_6.jpg

биение сердца     дыхание        колебания шарика

                     человека                         на нити

 

Для наглядности на демонстрационном столе расположены шарик на нити, груз на пружине.  (1 ученик отклоняет шарик и отпускает,  2 ученик приводит в движение груз на пружине)

 

Вопрос: Что может их объединять?

Ответ: Все эти движения повторяются. Предложите ваше название для такого вида движения. Допишите к вашей карточке под стрелочкой.

 

Виды механического движения:

               ↓                                 ↓

       равномерное              неравномерное

                                          ↓                 ↓

                         равноускоренное    колебательное

 

 

Такие повторяющиеся движения называются 

колебательными.

Вывод:

Наряду с поступательным и вращательным движением колебания так же относятся к механическому движению.

 

Глоссарий на доске: Период, частота, амплитуда

 

Учитель вместе с учениками формулирует цель урока.

 

Вы будете уметь определять колебательное движение и  экспериментально находить  величины,  характеризующие колебательное движение.

 

Работа с информацией. Метод « чтение с остановками»

Критерий: - знает формулу для определения периода колебания;

- знает формулу для вычисления частоты колебания;

 

  Класс делится на 2 группы (методом счёта)

1 группа

  Знакомство с физической величиной период колебания и его характеристики.

 

2 группа

 Знакомство с физической величиной частота колебания и её характеристики.

 

Получают информацию из разных источников по выбору

 

Работа с информационным листом

Работа с применением Интернет-ресурса

 

Информационный лист

Величины, характеризующие колебательное движение

1.Смещение - отклонение тела от положения равновесия  [ х] м

2.Период – минимальный промежуток        времени, за который происходит одно полное колебание   [ Т ] ( с)       Т = 1 / νТ = t / n

 3.Частота – число колебаний в единицу времени  [ ν] (Гц) ν = 1/ Т               ν = n / t

 4.Амплитуда-наибольшее по модулю смещение тела от положения равновесия      А = Х mас

 

Взаимообмен мнениями.

 Ученики образуют пары из разных групп и обмениваются изученной информацией.

 

Элективный тест

Критерии:

- знает формулу для определения периода колебания;

- знает формулу для вычисления частоты колебания;

- объясняет математическую связь между периодом и частотой колебания;

 

Вопросы 1:  Колебательное движение, это..

 А) движение, при котором ускорение тела равно нулю;

 В) движение, которое полностью или почти полностью

     повторяется с течением времени;

 С) движение, при котором скорость тела не изменяется;

D) движение, при котором масса тела не изменяется;

 

Вопрос 2Условия необходимые  для возникновения  колебательного  движения

А) - сила тяжести должна быть равна силе упругости;

    - трение должно быть мало, т.к. оно всегда направлено против движения;

 

В)-  сила упругости  должна быть равна нулю;

  -должна быть сила, возвращающая тело в положение равновесия;

 

С) - должна быть сила, возвращающая тело в положение равновесия;

  - трение должно быть мало, т.к. оно всегда направлено против движения;

 

D) - должна быть сила, возвращающая тело в положение равновесия;

  - трение должно быть большим, т.к. оно всегда направлено против движения;

 

 

 

Вопрос3. Воробей, делает взмахи крыльями с частотой 10 Гц. За какое время воробей сделает один взмах.

А) 10 с

В) 1 с

С) 0,01 с

D) 0,1 с

Вопрос 4. Муха делает одно колебание за 3 ∙ 10 – 3 с. Определите частоту колебаний крыльев мухи.

А) 3 Гц

В) 0,3 Гц

С) 300 Гц

D) 30 Гц

 

Дескриптор: выбирает верный ответ

Оценивание: приём обратной связи «Пять пальцев»

 

Выполнение эксперимента:

Критерий: могут экспериментально определить период,  частоту колебания

В классе 8 учеников. Класс делится на 4 пары.

Деление по счёту.

 Карточка 1 гр.

Раздел:

Тема:

Колебания и волны.

Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение.

Цель обучения

9.2.5.1.Экспериментально находить период и  частоту колебания;

9.2.5.2.Рассчитывать период и частоту колебания;

Уровень навыков мышления

 

Применение

 

Критерии оценивания

 

 

- знает формулу для вычисления периода колебания;

- измеряет время 10 колебаний;

- вычисляет период колебания в системе СИ;

 

Оборудование: штатив с муфтой, шарик на нити, часы.

 

Задание: Определить период колебания, если шарик  совершает 10 колебаний.

 

                    Дескриптор

балл

- записывает формулу для вычисления периода колебания;

 

1

- определяет время 10 колебаний;

1

- правильно по эксперим.  данным вычисляет  период колебания в системе СИ;

1

   Всего:

3

Приём взаимооценивания по дескриптору  с 3 группой.

 

 

Карточка 2 гр.

Раздел:

Тема:

Колебания и волны

Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение.

Цель обучения

9.2.5.1.Экспериментально находить период и  частоту колебания;

9.2.5.2.Рассчитывать период и частоту колебания;

Уровень навыков мышления

 

Применение

 

Критерии оценивания

 

- знает формулу для вычисления частоты колебания;

- вычисляет частоту колебания в системе СИ;

 

Оборудование: штатив с муфтой, груз массой 100 г, пружина, часы.

 

Задание: Вычислите частоту  колебания груза на пружине, если число колебаний равно 12.

 

Дескриптор

балл

- записывает формулу для вычисления частоты колебания;

 

1

 

- определяет время  12 колебаний

1

 

- правильно по экспериментальным  данным

вычисляет  частоту  колебаний  в системе СИ;

1

   Всего:

  3

 

 

Приём взаимооценивания по дескриптору с 4 группой.

Осуществление скаффолдинга.

 

 

 

 

 

 

  Карточка 3 гр.

Раздел:

Тема:

Колебания и волны

Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение.

Цель обучения

9.2.5.1.Экспериментально находить период и  частоту колебания;

9.2.5.2.Рассчитывать период и частоту колебания;

Уровень навыков мышления

Применение

 

Критерии оценивания

 

- знает формулу для вычисления периода колебания;

- измеряет время 15 колебаний;

- вычисляет период колебания в системе СИ;

Оборудование: штатив с муфтой, шарик на нити, часы.

 

Задание: Определить период, если шарик на нити совершает 15 колебаний.

 

Дескриптор

балл

- записывает формулу для вычисления периода колебания;

 

1

- определяет время 15 колебаний;

1

- правильно по экспериментальным  данным вычисляет  период колебания в системе СИ;

1

   Всего:

3

 

Взаимооценивание по дескриптору. Осуществление скаффолдинга.

 

 

 

 

Карточка 4 гр.

Раздел:

Тема:

Колебания и волны

Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение.

Цель обучения

9.2.5.1.Экспериментально находить период и  частоту колебания;

9.2.5.2.Рассчитывать период и частоту колебания;

Уровень навыков мышления

 

Применение

 

Критерии оценивания

 

- знает формулу для вычисления частоты колебания;

- вычисляет частоту колебания в системе СИ;

Оборудование: штатив с муфтой, груз массой 200 г, пружина, часы.

Задание: Вычислите частоту  колебания груза на пружине, если число колебаний равно 8.

 

Дескриптор

балл

- записывает формулу для вычисления частоты колебания;

 

1

- определяет время 8 колебаний;

1

- правильно по экспериментальным  данным вычисляет  частоту  колебаний  в системе СИ;

1

   Всего:

3

 

(Взаимооценивание по дескриптору с  учащимися 2 гр)

 

 

   Решение задач.

Вы все знаете, что такое чистое зерно и что такое зерноотходы.

В с/х, а  конкретно в нашем  селе на зернотокудля сортировки зерна находят широкое применение сортировочные машины и устройства, основанные на использовании колебательных движений, которые вызываются действием кривошипно-шатунных механизмов.  К ним относятся молотилки, веялки, решета.  Кроме того решета, совершающие колебания  применяют  и на уборочных  комбайнах.

 

      Индивидуальная работа по карточкам

 

Решение задач.

1 карточка

 

Раздел:

Тема:

Колебания и волны

Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение.

Цель обучения

9.2.5.1.Экспериментально находить период и  частоту колебания;

9.2.5.2.Расчитывать период и частоту колебания;

Уровень навыков мышления

 

Применение

 

Критерии оценивания

 

- знает формулу для вычисления  периода колебания;

- вычисляет период  колебания в системе СИ;

 

Задача:  В нашем  селе на зерно току для сортировки зерна находят широкое применение сортировочные машины и устройства, основанные на использовании колебательных движений, которые вызываются действием кривошипно-шатунных механизмов.  К ним относятся молотилки, веялки, решета. 

Частота колебаний молотилки равна 460 колебаний в минуту. Вычислите период колебания молотилки.

 

                    Дескриптор

балл

- переводит единицу измерения частоты в систему СИ.

 

1

- записывает формулу для вычисления  периода колебания;

1

- правильно вычисляет  период  колебаний  в системе СИ;

1

   Всего:

3

Взаимооценивание по дескриптору.

Осуществление скаффолдинга.

 

 

 

 

 

2 группа

 

Раздел:

Тема:

Колебания и волны

Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение.

Цель обучения

9.2.5.1.Экспериментально находить период и  частоту колебания;

9.2.5.2.Расчитывать период и частоту колебания;

Уровень навыков мышления

 

Применение

 

Критерии оценивания

 

- знает формулу для вычисления  периода колебания;

- вычисляет период  колебания в системе СИ;

 

Задача:

В нашем селе,  для  уборки урожая используют комбайны.  Для улучшения обработки вороха пшеницы в комбайне применяют вентилятор, который создаёт ветер. Под действием ветра   решета  совершают   колебания с частотой 3 колебания за 1 секунду. Определите период колебания.

 

Дескриптор

балл

- правильно записывает условие задачи;

1

- записывает формулу для вычисления  периода колебания;

1

- правильно вычисляет  период  колебаний  в системе СИ;

1

   Всего:

3

Осуществление скаффолдинга

Взаимооценивание по дескриптору

 

Дополнительное задание

Задание:

Придумайтепримеры колебательных движений и укажите положение равновесия  относительно,  которого происходят колебания.

Например:

взмах руками при ходьбе и шаги ног, прыжки на батуте, поршень в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, очистительные «дворники» на стекле автомобиля.

Оценивание метод «Кулак – ладонь»

 

Рефлексия:

 Проводим самооценку по дескрипторам.

У кого максимально 6 б – показали большой палец.

   У кого 4-5 баллов – подняли 3 пальца.

  Остальные – 2 пальца.

 

 

На основе изученного материала предлагаю вам  написать  «Синквейн». Это пятистрочная строфа, каждый ученик записывает в тетради.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной те-мы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

 

Домашнее задание  творческого характера(дифференциация  по гендерному типу).

Задача:

 Человек при ходьбе совершает колебательные движения руками и ногами,  амплитуда которых почти одинакова. Мальчики определяют частоту и период колебаний ног, а девочки частоту и период колебаний р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

Сайт:www//hp

 

Карточки с рисунками

по числу учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Шарик на нити

Груз на пружине

Штатив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка на стол  по числу учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник физики 9 кл

 

Лист с информацией по теме  № 1

(по числу учеников)

 

Сайт:www//Bilimlendkz Тема: Механические колебания.

(слайд 1 – 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест на столе по

числу учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

карточка

(по числу учеников)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование по числу групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка по числу учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование по числу групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка по числу учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование по числу групп

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка по числу  учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка по числу учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка по числу учеников

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даёте ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание  - как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

 

Дифференциация:

-  по источникам информации;

- по гендерному типу;

-  по типу задания;

-  скаффолдинг;

- дополнительное  задание для учащихся,  справившихся с заданием раньше других;

 

- метод взаимооценивания;

-  метод «Пять пальцев»;

- метод «Элективный тест»;

- Формативноеоценвание по дескриптору;

 

-соблюдение техники безопасности при работе с ПК;

- соблюдение т/б при выполнении

   эксперимента;

- соблюдение санитарных норм

   в кабинете физики;

Рефлексия к уроку

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.