Физика 9 класс У23

  • docx
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физика 9 класс У23.docx

Раздел долгосрочного планирования: Основы динамики

Школа:

Дата :

ФИО учителя:

Класс: 9

Участвовали:

 Не участвовали:

Тема урока

Вес тела, невесомость.

 

 

Цели обучения, достигаемые на этом уроке

9.2.2.10 определять вес тела движущегося с ускорением;

9.2.2.11 объяснять состояние невесомости;

Цель урока

К концу урока учащиеся  смогут: объяснить физическое явление «Невесомость» и решить 1-2 задачи на определение веса тела движущегося с ускорением;

Критерии оценивания

- Знают понятие веса тела,

- Понимают возможность изменения веса

- Объясняют состояние невесомости;

- Понимают причину возникновения невесомости;

-Умеют решать 1-2 задачи на определение веса тела  движущегося с ускорением.

Языковые задачи

 

Учащиеся будут использовать физические термины гравитация, вес тела в устной речи при описании выполняемых операций.

 Лексика и терминология:

Всемирное тяготение, сила тяжести, вес тела, невесомость.

 Сочетания, используемые для диалога и письма:

- найдем неизвестное значение веса тела,

- чтобы найти силу тяжести нужно…,

Воспитание ценностей 

 

Развивать ценность программы курса физики через активную исследовательскую деятельность;

В течение всего урока прививать открытость, сотрудничество, уважение.

Межпредметная связь

Для освоения данной темы, учащимся  необходимы знания полученные при изучении таких предметов, как астрономия, математика.

Предыдущие знания

Учащиеся имеют представление о видах сил, о единицах измерения силы. Решают простейшие задачи с использованием правил нахождения неизвестных компонентов.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок: 

 

Ресурсы

Начало урока

 

Организационный этап.

Психологический настрой:

- Создание эмоционального настроя.

Метод: «Расскажи мне о себе» Здравствуйте, ребята. Начнем урок таким образом – вы встаете из-за парты, когда очередь подходит к учащемуся, и говорите о себе так: «Меня зовут …, я горжусь…», при этом гордиться вы должны собой и говорить вы должны о себе.

- Проверка готовности класса к уроку.

- Отметка отсутствующих.

- Разделение на группы по стратегии «Выбери меня».

 

Физминутка:

Подпрыгните 5 раз. Проанализировав свое самочувствие ответьте на вопросы?

Актуализация знаний. Целепологание:

1. В каком сейчас состоянии вы побывали 5 раз?

2. Скажите, а в космосе с такой же силой вы бы действовали на кресло корабля?

3.  Почему?

Ребята, теперь свяжите ваши ответы с новой темой урока и сформулируйте цель.

Формулируют цели

 

А теперь откроем тетради и учебник и запишем тему урока: «Вес тела. Невесомость»

Рефлексия. Возьмите листочки рефлексии «Таблица достижений»  и заполните столбики «Знаю на начало урока», «Умею на начало урока». И вы уже знаете, что, если в конце урока вы сможете ответить на все вопросы плана изучения физической величины то вы успешно для себя отработали данный урок.

+ или -

Начало урока

Конец урока

Знаю:

1. Определение веса тела

 

 

2. Определение невесомости

 

 

3. Обозначение веса

 

 

4.Единицу веса

 

 

5. Формулу для вычисления веса

 

 

Умею:

1. Изображать вес тела на рисунке

 

 

2. Вычислять вес тела движущегося с ускорением.

 

 

Повторение:

Метод: «Фронтальный опрос»

1.      Что вы можете рассказать о силе тяжести?

2.      Какая связь между силой тяжести и массой?

3.      Чему равна сила тяжести

4.      Зная свою массу, рассчитайте силу тяжести с которой вы давите на пол

Дескрипторы:

1.      Объясняет понятие силы тяжести

2.      Понимает связь между силой тяжести и массой

3.      Записывает формулу силы тяжести

4.      Расчитывает силу тяжести с которой давит на пол

(Словесная оценка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

 

Организовать деятельность учащихся для изучения  силы – вес тела; создать условия для формирования у учащихся практических навыков измерения веса тела.

 

 Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем различные силы. Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одну силу. Вес.

Итак, ребята, мы знаем, что на все тела, находящиеся на Земле, действует сила тяжести. И на нас с вами действует сила тяжести.

Покажите, пожалуйста, куда приложена сила тяжести?

 

А как вы думаете, на что вы давите с некоторой силой? Вследствие чего возникает эта сила? Попробуем дать определение этой силы.

Давайте сравним ваше определение с определением в учебнике.

 

Методический прием  «Чтение с пометками на полях»

«!» - я это знаю

«+» - узнал новое

«- » - думаю иначе

«?» - хочу узнать подробнее

 

Метод: «От теории к практике» (Работаем в парах. Номер пары по ряду и месту в ряду)

Критерии: Учащиеся понимают возможность изменения веса; Объясняют состояние невесомости; Понимают причину возникновения невесомости;

 

Выясним, когда вес тела может изменяться? Опыт: Динамометры, груз. Дети выполняют задание и делают выводы.

Задание

Результаты

Вывод

1. Подвесить груз к пружине

Р=…..Н

F=…….Н

Р……F

2. Быстро поднять пружину с грузом вверх

Р=…..Н

F=…….Н

Р……F

3. Быстро опустить пружину с грузом вниз

Р=…..Н

F=…..Н

Р……F

1.      Что такое вес тела?

2.      В чем различие между весом тела и силой тяжести, действующей на тело?

3.      Тело покоится на опоре. Какие силы действуют на тело и на опору?

4.      А как вы думаете, ребята, может ли быть вес тела равен нулю?

Формативное оценивание: знаки «+» и «-» в соответствии с критериями задания.

Идет обсуждение вопросов

Дескрипторы:

1.      Дают определение веса тела

2.      Понимают различия между весом тела и силой тяжести, действующей на тело?;

3.      Определяют какие силы действуют на тело и на опору;

4.      Объясняют состояние невесомости;

5.      Могут презентовать свои сообщения;

6.      Объективно  оценивают друг друга.

(дифференциация:Учащиеся, работают самостоятельно, сверяют ответы внутри группы. У более сильных учащихся появляется возможность корректировать решение более слабых)

 

Метод: «Работа с карточками»

Критерии: Учащиеся знают понятие вес тела.

Задания уровня «А»

1. «Вес тела – векторная физическая величина». Что означает эта фраза?

2.Запишите определение, обозначение и зарисуйте графическое изображение веса тела  в тетрадь.

3. Объясните как измерить вес тела?

Дескрипторы:

1.      Объясняет почему вес тела является векторной величиной

2.      Графически изображает и записывает определение, обозначение веса тела.

3.      Объясняет как измерить вес тела.

(Письменная обратная связь от учителя)

 

Критерии: Учащиеся могут решать задачи на определение веса тела.

Задания уровня «В-С»

1.      Мальчик массой 50 кг надел на плечи рюкзак массой 5 кг. С какой силой мальчик давит на пол?

2.                  Клетка массой 200 кг поднимается из шахты и движется с ускорением 2 м/с2. Определить вес клетки в процессе ускоренного подъема.

Дескрипторы:

1.      Решает задачу на определение веса неподвижного тела

2.      Решает задачу на определение веса тела движущегося с ускорением

 (Письменная обратная связь от учителя)

Вначале урока вы посмотрели видеофрагмент, можете ответить мне на вопрос, почему жидкость так себя ведет в этом видеофрагменте?

Рассмотрим еще несколько случаев, когда наблюдается изменение веса при движении:

·         Движение по выпуклому и вогнутому мосту

·         Летчик в «мертвой петле»

·         Центрифуга стиральной машины

 

При решении задач используем метод «Алгоритм» как одну из логических форм  организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает, как и в какой последовательности получить результат.

Реактивный самолет описывает петлю Нестерова. Скорость самолета в нижней точки петли 360 км/ч. Радиус петли 200 м. Найти во сколько раз «тяжелее» становится летчик, т.е. какова перегрузка в нижней точке петли?

Решение задачи на движение тела по окружности (верхняя и нижняя «мертвая» петля). Один ученик  решает задачу на  закрытой доске, а весь класс в тетрадях на месте. Самооценка, проверка по доске.

 

 

Просмотр  видеофрагмента «МКС. Поведение жидкости в невесомости». Просмотр видеоролика «Запуск ракеты с космодрома «Байконур»».

(На доске рисунок, человечек)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

 

 

Домашнее задание и инструктаж его выполнения:

1) Подготовить сообщение об опытах в состоянии невесомости проведенных на МКС.

Дескрипторы:

- соответствие содержания и темы;

- защита сообщения.

2) Самостоятельно составить задачу на тему «Вес тела движущегося с ускорением».

Дескрипторы:

- умеют находить вес и силу тяжести; 

- умеет записывать краткую запись;

- умеет составлять выражение по условию задачи, требующей применения  исследовательских навыков.

3) Проблемный вопрос для учащихся: «Почему тело, находящееся на полюсе Земли, имеет больший вес, если бы оно находилось в состоянии покоя на экваторе».

 

Итог урока. Рефлексия:

В течение урока вы оценивали свои действия баллами в «Таблице достижений». Я даю дополнительные баллы за активность……, грамотную речь……. Теперь посчитайте общий балл за урок и поставьте себе оценку исходя из критериев:

4-5 баллов – отметка «3»

6-7 баллов – «4»

8 и больше – «5»

Подведем итоги, заполните, пожалуйста,  листок рефлексии Конец урока. На все вопросы вы ответили?

·         Что такое вес тела?

·         Что такое невесомость?

·         Как обозначается вес тела?

·         Единица веса тела?

·         Формула для вычисления веса тела?

 

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

·         Дифференциация по типам заданий

·         по интересам,

·         по видам деятельности,

·         задачи и вопросы разного уровня сложности

·         скафолдинг.

·         Дифференцированное домашнее задание.

·         Самопроверка

·         Оценивание учителем

·         Письменная обратная связь от учителя

·         Устная обратная связь от учителя и учащихся

·         Рефлексия

 

Физминутка. Техника безопасности поведения в кабинете физики при решении экспериментальных и практических задач.

 

Рефлексия по уроку

 

 

Итоговая оценка

 


 

Скачано с www.znanio.ru