Физика_9_Закон всемирного тяготения_урок 2_краткосрочный план

  • docx
  • 01.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физика_9_Закон всемирного тяготения_урок 2_краткосрочный план.docx

План урока

Раздел долгосрочного плана: Динамика

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 9

Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Тема урока

Напряженность гравитационного поля. Ускорение свободного падения.

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

9.2.2.6 – формировать  закон Всемирного тяготения и применять при его при решении задач.

Цели урока

понимать, что напряженность гравитационного поля вблизи поверхности Земли величина постоянная и называется ускорением свободного падения;

выводить из закона всемирного тяготения формулу определения напряженности (g(r)) гравитационного поля g=GM/r2 и применять ее при решении задач;

применять закон всемирного тяготения при решении задач.

Критерии успеха

понимает, что напряженность гравитационного поля вблизи поверхности Земли величина постоянная и называется ускорением свободного падения;

применяет закон всемирного тяготения при  решении задач;

Делает вывод о том, что модуль напряженности гравитационного поля материальной точки с массой М на расстоянии r от нее равен g=GM/r2 и применять ее при решении задач.

Языковые цели

 

Учащиеся могут оперировать формулировками понятий «сила», «масса», «вес»,  законы Ньютона.

Привитие ценностей

 

Расширение кругозора учащихся, развитие функциональной грамотности, ответственности и самостоятельности в своем обучении.

Межпредметные связи

Математика (математические преобразования)

Предварительные знания

 Второй закон Ньютона, центростремительное ускорение, период, частота.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

2 мин

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Вступительное слово учителя  (Мобилизующее начало урока.  Психологический настрой на урок.)

 

2.      Проверка выполнения домашнего задания (сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля)

Цель: Проверить уровень усвоения учебного материала, выявить пробелы и  скорректировать их.

А)Актуализация опорных знаний

Форма: коллективная

Метод: индивидуальный

Прием: вопрос-ответ

Взаимопроверка

Вопросы:

1.      Закон Всемирного тяготения.

2.      Физический смысл гравитационной постоянной.

3.      Границы применимости закона.

4.      Анализ формулы закона Всемирного тяготения:

·         При увеличении массы каждого из взаимодействующих тел в 4 раза сила всемирного тяготения…;

 

·         При увеличении в 3 раза расстояния между центрами ша­рообразных тел сила гравитационного притяжения…;

 

·         Если массу одного тела увеличить в 4 раза, а расстояние между телами увеличить в 2 раза, то сила всемирного тяготения….

5.      Открытие планет Нептун и Плутон;

6.      Свойства гравитационного поля (масса мера гравитации).

 

Интерактивная доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

3.      Подготовка к активному усвоению и осмыслению учебного материала.

Цель: Обеспечить  мотивацию и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, выявить готовность  к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний;

            Форма: индивидуальная

Метод:  объяснительно-иллюстративный

 

1. Что называется свободным падением тела?

2. Что такое ускорение свободного падения?

3. Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

4. Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?

5. Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.

Учитель выслушивает ответы учащихся. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки.

 

 

Середина урока

8 мин

 

 

 

 

 

 

15 мин

4.      Изучение нового материала

Цель: изучить закон Всемирного тяготения

Форма:  общеклассная

Прием: проблемно поисковый

 

1.      Напряженность гравитационного

(вблизи поверхности Земли величина постоянная и называется ускорением свободного падения);

2.      Вывод из закона всемирного тяготения формулы g=GM/r2 (напряженность гравитационного поля=ускорения свободного падения)

5.      Закрепление учебного материала (решение задач)

 

Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков по теме закон Всемирного тяготения, через решения задач

 

Форма: индивидуальная, ППС

Метод: проблемный – эвристический

 

1.      Масса Сатурна 5,7•1026 кг, а его радиус— 6•107 м. Определите ускорение свободного падения на Сатурне.

https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2018/10/2018-10-13_19-16-36.jpg

2.      Чему равно ускорение свободного падения на высоте над поверхностью Земли, равной двум ее радиусам?

https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2018/10/2018-10-13_19-34-35.jpg

3.      На какой высоте над поверхностью Земли сила тяготения в 2 раза меньше, чем на поверхности Земли?

https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2018/10/2018-10-13_19-39-14.jpg

4.      С какой силой притягивается к центру Земли тело массой m, находящееся в глубокой шахте, если расстояние от центра Земли до тела равно г? Плотность Земли считайте всюду одинаковой и равной р.

https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2018/10/2018-10-13_19-39-30.jpg

5.      https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2018/10/2018-10-13_20-42-01.jpgЭкипаж поднимающегося аэростата периодически проводит измерения ускорения свободного падения. На сколько уменьшилось значение g на высоте h = 6,4 км?

 

6.      Во сколько раз сила притяжения между Луной и Солнцем больше, чем сила притяжения между Луной и Землей? 

 

https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2018/10/2018-10-13_19-45-51.jpg

презентация

 

 

 

 

 

Конец урока

 

2 мин

 

1.Рефлексия

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

  1.      Сегодня на уроке мы с группой ……
  2. Сегодня на уроке у меня ……
  3. В нашей группе сегодня ……
  4. Для меня на сегодняшнем уроке самым важным было …
  5. Сегодня на уроке я впервые смог…
  6. Самым трудным для меня сегодня было…
  7. Работая в группе я сегодня научился …….

 

2. Домашнее задание.

  Параграф №

Сб. задач Степанова №142-143

 

6.      Итог урока

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Стикеры

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все ученики будут знать закон Всемирного тяготения и  силовую характеристику гравитационного поля;

понимать  физический смысл напряженности гравитационного поля;

Многие  учащиеся смогут:

применять закон  Всемирного тяготения при решении задач базового уровня;

Некоторые учащиеся смогут: решать и анализировать задачи  повышенной сложности на закон Всемирного тяготения.

 

Взаимопроверка.

Самопроверка.

Устный опрос

Смена видов деятельности, передвижение и изменение угла зрение на учителя и доску при индивидуальной  работе и в парах  - снижает утомляемость.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?