Здоровьесбережение – это не только охрана здоровья, но и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни обучающихся.
Физика – относится к категории «сложных» учебных предметов, поэтому проблема перегрузки на уроках физики актуальна. При планировании учебного материала учитываю индивидуальные особенности учащихся, от этого зависит устойчивость внимания, усидчивость; тип восприятия.
Физика и здоровье человека.
Здоровьесбережение – это не только охрана здоровья, но и укрепление здоровья,
воспитание культуры здорового образа жизни обучающихся.
Физика – относится к категории «сложных» учебных предметов, поэтому проблема
перегрузки на уроках физики актуальна. При планировании учебного материала учитываю
индивидуальные особенности учащихся, от этого зависит устойчивость внимания,
усидчивость; тип восприятия.
Здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
I вид. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание
урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики:
Тема
Вопросы здоровьесбережения
Механическое
Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя
движение.
Скорость.
Инерция.
Переход улицы, тормозной путь автомобиля. Правила безопасного
спуска на лыжах с горы.
Трение.
Безопасность дорожного движения, увеличение тормозного пути
автомобиля на сырой дороге и во время гололёда.
Сила.
Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для человека
в разном возрасте.
Диффузия.
Диффузия в живой природе, её роль в питании и дыхании человека и
живых организмов. Искусственное дыхание
Масса.
Правильное измерение массы тела на весах. Ожирение – угроза
здоровью.
Давление.
Безопасная работа с колющими и режущими инструментами
Давление внутри
жидкости.
Дайвинг. Кессонная болезнь
Атмосферное
Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие
давление.
человека (Метеозависимость людей). Применение в медицинешприца, пипетки, присоски, ЭКГ, медицинских банок.
Архимедова сила. Безопасность поведения на воде. Профилактика первой помощи.
Влажность воздуха. Влияние влажности воздуха на самочувствие человека. Влияние
банных процедур на организм человека. Роль влажности и её
регулирование в промышленных и домашних условиях.
Внутренняя
Проветривание помещения. Требование к воздухообмену в классе.
энергия.
Теплопроводность.
Конвекция.
Излучение.
Электростатика.
Применение статического электричества. Электротерапия,
физиопроцедуры. Вред электростатического явления
Электрический ток. Правила безопасной работы с электроприборами в школе и дома.
Значения безопасного напряжения и силы тока. Оказание помощи при
поражении током.
Короткое
замыкание.
Последствия короткого замыкания. Предохранители и вред
«жучков». Заземление. Правила поведения во время грозы. Правила
безопасной работы с электроприборами в школе и дома.
Напряжение.
Правила поведения возле опор высокого напряжения,
трансформаторных будок. Биоэлектропотенциалы. Правила
поведения около проводов высокого напряжения, если провод
соприкасается с землёй или повис над землёй.
Магнитные
Влияние магнитных бурь на самочувствие человека. Применение
взаимодействия.
магнитов в медицине.
Электромагнитное
поле.
Влияние компьютера, сотового телефона и других электроприборов
на здоровье человека.
Электромагнитные
Техника безопасности и охрана труда при использовании
явления.
электрического оборудования. Электричество в медицине,
информационной службе.Телевидение.
Телевидение и человек
Биологическое
Влияние радиации на биологические организмы.
действие
радиоактивных
излучений.
Физика атома и
атомного ядра.
Последствия аварий на атомных предприятиях (на ЧАЭС).
Экологические проблемы, связанные с использованием
радиоактивных элементов, пути их преодоления. Дозиметры.
Допустимая доза облучения.
Световые явления.
Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места.
Глаз. Зрение.
Признаки утомляемости органов зрения, способы его снятия.
Дефекты зрения и их коррекция при помощи очков. Гимнастика для
глаз.
Звуковые явления. Влияние шума на организм человека. Утомление органов слуха,
способы их снятия. Голосовой и слуховой аппарат человека.
Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека. Внимательное
отношение к звуковым сигналам, шуму машин, поездов и др. видов
транспорта, особенно во время дождя.
II вид. Это может быть стандартный урок. Это урок максимального умственного,
психического, физического и нравственного комфорта.
При проведении таких уроков использую опорные конспекты, алгоритмы решения задач,
тесты, где учащиеся видят весь план работы на уроке, использую критерии оценивания всех
видов деятельности учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания.
III вид. Это запланированный урок здоровья. « Влажность воздуха и ее значение для
здоровья». 10класс, «Радиоизотопы. Их применение и влияние на человека и окружающую
среду». 11 класс. «Влияние мобильных телефонов на здоровье человека», 10 класс.
«Развитие атомной энергетики и влияние на среду» ,11класс.
Проводятся беседы «Электричество, и угроза поражения электрическим током».
При прохождение электрического тока через тело человека вызывает судорожное
сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца.Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1А при длительности 3с –
смертельное поражение, которое определяется не только напряжением, но и
сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.
Обучающие должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены
два метода оживления организма:
искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос
пострадавшего (10—12 раз в 1 мин);
поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия
его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней
трети (60—70 р. в 1 мин).
Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования
электроприборами (рассматриваем эти правила).
В теме «Механические колебания. Звук» важно сообщить обучающимся о том, как
воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на
производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения.
На уроках включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную
сферу.
На уроке используются эмоциональносмысловые разрядки: юмористические или
поучительные картинки, используются поговорки, афоризмы по теме. Этот прием также
позволяет решить одновременно несколько различных задач:
обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и
воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к
активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Использую отрывки из литературных произведений, иллюстрирующих то или иное
физическое явление, что служит не только психологической разгрузке, но и установлению
и укреплению межпредметных связей.