"Физиологическое и психологическое развитие подростков" разработка урока для 9 класса

  • pptx
  • 04.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала _ 9_ОБЖ _05.04.2021.pptx






ГБОУ школа № 320

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга

2021

Учитель: Дмитриева Валентина Александровна

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 класс
Тема урока:
Физиологическое и психологическое развитие подростков

Цель и задачи – учебные вопросы урока:

Изучить представление об особенностях физиологического и психологического развития человека в подростковом периоде, уметь учитывать эти особенности при общении с окружающими; знать, как справиться с проявлениями повышенной нервной возбудимости в подростковом возрасте
Понятие о подростковом возрасте, особенностях психологического и физиологического развития
2. Проявления повышенной нервной возбудимости в подростковом возрасте

Учебный вопрос № 1


Понятие о подростковом возрасте, особенностях физиологического и психологического развития
Из психологического словаря: 
«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–19 лет),
которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь»



Психологические особенности подросткового возраста получили название  «подросткового комплекса»


Эмоциональная неустойчивость - внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость
с развязностью, желанием
быть признанным и
оцененным другими –
с показной независимостью

Крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих

Чувствительность к оценке посторонних своей внешности

Проявления полярности психики

Проявления полярности психики

Внешний вид подростка – источник конфликта

Меняется походка, манеры,
внешний облик
Внешний вид подростка часто становится источником
постоянных недоразумений
и даже конфликтов в семье

Эмоциональной особенностью является

эмоциональная неустойчивость подростка - резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием, часто проявляет вспыльчивость, но способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.
Постепенно начинает обретать уверенность в себе
Обладает энтузиазмом (сильное воодушевление,
подъем духа, резкий спад,
отсутствие желания к действиям)
Склонен упрямо придерживаться своих
взглядов, утверждать их повсюду





 

Новообразование подросткового возраста – чувство взрослости

Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней
и претендует на равные права со взрослыми Встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости: интеллектуальная деятельность, самообразование, забота о семье, помощь в решении ежедневных проблем

Общение

Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л. И. Божович, 1968).
Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. 
Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников

Социальная ситуация характеризуется тем, что появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни В то же время ближайшее окружение
(прежде всего родители
и другие взрослые)



относятся к подростку как к ребенку, а он уже почти взрослый……

Интеллектуальные особенности


Происходят изменения в мышлении
Подростка, начинают мыслить
абстрактно, но обычно находят
всему только крайние «контрастные»
объяснения

Возрастает способность к логическому мышлению.
Подросток способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности, а так же
способен прогнозировать последствия своих поступков

Ведущая деятельность (Д.Б. Эльконин)
‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек
Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действий в них.
Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми

Психическое развитие
Теоретическое рефлексивное мышление
Восприятие 
Внимание
Память
Воображение
Потребности
Эмоции
Чувства
Речь / сленг

Хронологические рамки
(возрастные границы)
10 (11) – 13 (14) лет – 16 (19) лет

Возрастные физические особенности подростка

1.Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный

2. Половое созревание

3.Девочки обычно выглядят старше мальчиков



Формирование органов и систем

Скелетная мускулатура претерпевает значительные количественные (весовые) изменения.
Так, мышечная масса у ребёнка в 7 лет составляет 27 % от всей массы тела, в 14–15 лет – 32 % и, наконец, в 17–18 лет достигает величины, характерной для взрослых, – 44 %

Происходит быстрый рост тела, всех органов, причём темпы роста разных частей тела неодинаковы
(быстрее происходит увеличение длины рук и ног)

Основные показатели физического развития подростков

Рост, масса тела, окружность грудной клетки

Большое значение имеют:
состояние осанки
степень развития мускулатуры
мышечный тонус
развитие подкожной жировой клетчатки

Индивидуальные особенности пропорции тела мальчики девочки

Что влияет на физическое развитие в подростковом возрасте ?

Функциональные расстройства органов в подростковом возрасте

Повышение давления, учащения пульса
Иногда отдышка, головная боль
(это происходит с подростками у которых низкая или чрезмерно большая физическая нагрузка)

Возникают проблемы со зрением
(при интенсивном чтении ,работе с компьютером и большой умственной нагрузке)

Учебный вопрос № 2 Проявления повышенной нервной возбудимости в подростковом возрасте


Состояние здоровья человека во многом зависит от того, как он использует окружающие его условия существования для сохранения и укрепления своего здоровья. Состояние здоровья подростков часто ухудшается из-за того, что нагрузки, которые они испытывают, превышают возрастные возможности.

В эмоциональной сфере 
происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей

Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте? 
• воспитывайте выдержку и волю;
• научитесь анализировать ситуацию:
• не давайте выхода отрицательным эмоциям
• не совершайте импульсивных, непродуманных действий
• будьте объективны в оценках поступков других людей;
• постарайтесь всегда быть в хорошем настроении

Выгорание у подростков — это состояние эмоционального и умственного истощения, вызванное длительным стрессом
Такое случается, когда человек так интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, и нарастает тревога. И когда тревожность достигает пика, запускается защитный механизм, который выключает работоспособность. Внимание рассеивается, ухудшается память, снижается способность к восприятию информации

Накопившиеся нерешённые задачи, невозможность сконцентрировать внимание, страх перед новым, контрольными — это только лишь малая часть того, к чему можно прийти от усталости. Всё это формирует не только неуверенность в себе, но и ощущение невозможности изменить ситуацию. Человек может заболеть как физически, так и ментально, находясь в постоянной тревоге и бессилии

Выделяют четыре стадии эмоционального выгорания:

Психическое истощение

Сомнения в своих силах

Грубость и цинизм

Ощущение беспомощности 

Причины эмоционального выгорания

Стресс

Высокая нагрузка

 Эмоциональное давление 

Ощущением необъятности 

Подросткам свойственно жаловаться на высокую нагрузку в школе. Но не всегда в них говорит лень
При возникновении некоторых симптомов ситуация действительно может быть серьёзной и требовать участия взрослых. Если школьник жалуется на усталость даже в выходные и просыпается уже «разбитым», это может быть признаком начинающегося психического истощения   
Бессонница или прерывистый сон, резкое снижение учебных способностей, нервозность и раздражительность

Как бороться с эмоциональным выгоранием у подростков Лучшее, что можно сделать с эмоциональным выгоранием, — предупредить его на ранних стадиях. Но если уже поздно, то для восстановления понадобится время и комплексные меры 

Выгорание — серьёзная проблема, и чтобы помочь подростку справится с ней

Уменьшение нагрузки
Здоровый отдых
Забота о здоровье  
Помощь психолога,  полезно обратиться к специалисту
 Поддержка 
Смена обстановки


Вывод

Таким образом, с подростком происходит следующее:
У подростка появляется своя позиция.
Появляется желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к взрослому человеку
Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются

Переходный возраст- это психологически сложный период, когда ребенок 12-16 лет переходит из детства во взрослую жизнь
Переходный возраст сопровождается рядом изменений:
Физиологических (внешних изменений) Психологических (изменение поведения, отношения к себе и окружающим)

Чтобы обеспечить гармоническое развитие своего организма нужно:

Сохранение и укрепления своего здоровья

Подготовка к полноценной взрослой жизни

Знать закономерности развития своего организма в подростковом возрасте

Берегите себя и своих близких

Урок завершён
Вы можете приступить к выполнению задания и подготовке к итоговой работе по теме «Физиологическое и психологическое развитие подростков»
рекомендую использовать дополнительный материал в файле с заданием к уроку
Спасибо за внимание