Физкультминутки - активный отдых на уроке
Оценка 4.7

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика +1
1 кл—4 кл
11.03.2019
Физкультминутки - активный отдых на уроке
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач нашего государства. В нашей стране ликвидированы многие очень опасные инфекционные заболевания, такие как оспа, чума, холера; сведены до минимума дифтерия, полиомиелит. Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут.
Физкультминутки - активный отдых на уроке..docx
Семенова Татьяна Ильинична                             учитель начальных классов,     Отличник образования . Физкультминутки – активный отдых на уроках           Здоровье   –   важнейший   фактор   работоспособности   и   гармоничного   развития человеческого,   а   особенно   детского   организма.   Понятие   здоровья   в   настоящее   время рассматривается   не   только   как   отсутствие   заболевания,   болезненного   состояния, физического  дефекта, но и состояние полного  социального, физического и психического благополучия.          Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач нашего государства. В нашей стране ликвидированы многие очень опасные инфекционные заболевания, такие как оспа, чума, холера; сведены до минимума дифтерия, полиомиелит. Но,   несмотря   на   достигнутые   успехи,   нынешнее   состояние   здоровья   и   уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут.        «Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая  наследственность, вредное  влияние  окружающей  среды  и  условий  жизни,  как в семье,   так   и   в   образовательных   учреждениях:   недостаточное   освещение   рабочих   мест, перегруженность   основными   и   дополнительными   занятиями,   неблагополучие психологического   климата   школьных   коллективов,   интенсификация   образования…»   (из материалов коллегии Министерства образования).           Огромное   значение   имеет   оздоровительная   работа,   целенаправленное   физическое воспитание   (вовлечение   всех   детей   в   лыжные   прогулки,   занятия   бегом,   туристические походы,   обучение   плаванию),   физкультминутки,   закаливание,   рациональное   питание школьников.      Хочу поделиться опытом проведения физкультминуток, которые так необходимы детям во время уроков, особенно, когда они учатся в первом классе.          В школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро   утомляясь,   они   отвлекаются,   внимание   их   рассеивается.   Но   хорошие физкультминутки активизируют внимание детей, снимают психологическое и физическое напряжение,   облегчают   восприятие   нового   материала.   Иногда   одни   и   те   же физкультминутки быстро надоедают, поэтому я собрала их   из различной   литературы, некоторые переделала, некоторые сочинила сама.         В   физкультурную   минутку   я   обычно   включаю   3­5   упражнений   (ходьба   на   месте, потягивание   с   подниманием   руки   вверх,   приседание,   наклоны   и   повороты   туловища), каждое из которых повторяется 4­6 раз, да еще в игровой форме.         способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства.         Использование   на   уроках   различных   игровых   моментов   позволяет   удовлетворить базовые   возрастные   потребности   ребенка   в   игре,   подражании,   движении,   практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.         Дети   с   удовольствием   подражают   движениям   лягушат,   зайцев,   обезьян,   медведей, бабочек и других животных. Например, на уроке сообщаю, что сегодня идем гулять в зоопарк.   Или   даже   сегодня   идем   в   лес   на   экскурсию.   И   под   музыку   дети   подражают движениям животных. Веселые зайчата высоко скачут на двух ножках, маленькие журавли прыгают на одной ноге, потом на другой. Лягушата сжались в комочек, сидя на корточках,       Игра   –   это   один   из   способов   развития   в   ребенке   его   интеллекта,   творческих лошадки   прижаты   к   полу,   высоко   подпрыгнули   вверх.   Красивые   бабочки   порхают. Неуклюжие медвежата, непоседливые обезьянки танцуют. При этом дети не только делают физкультминутки,   подражая   животным,   но   незаметно   для   себя   готовятся   к   урокам природоведения, т.е. знакомятся с повадками животных, различать птиц и зверей и др.        Некоторые физкультминутки помогают при изучении какой­либо темы. Например, на уроке   математики   при   ознакомлении   детей   с   понятиями   «справа»,   «слева»   я   провожу физкультминутку.        На уроках письма без физкультминуток для пальчиков не обойтись. При этом дети коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения. А на уроках чтения физкультминутки очень помогают при работе над звуками упражнения, которые сопровождаются произнесением определенных звуков.       На уроках чтения и письма провожу зарядку для глаз. При этом дети могут следить за движением руки учителя, пробежаться по контуру большого рисунка. Иногда закрыв глаза, могут немножко «подремать».       Детям очень нравятся танцевальные  физкультминутки, или ритмические упражнения, которые   выполняются   под   музыку,   например   «Танец   утят».   Необходимы   детям   и оздоровительно­гигиенические физкультминутки. Их можно выполнять как стоя за партой, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».          Учащиеся 1­2 классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки, сопровождаемые эмоциональным чтением стихотворных текстов. И при этом важно, чтобы содержание   текстов   увлекало   детей   своей   образностью,   переносило   их   в   мир   добра, красоты. И, стараюсь, чтобы такие физкультминутки не способствовали перевозбуждению нервной системы. Главное физкультминутки выполняли свою оздоровительную функцию, т.е. помогли детям отдохнуть, снять напряжение, усталость.     Маленькие ножки Бежали по дорожке. Маленькие ножки Устали немножко. Маленькие ножки Присели на дорожку. Маленькие ножки Отдохнули немножко. Ручки в стороны, в кулачок, Раз, два, три – на бочок. Ручки вверх, в кулачок, Раз, два, три – на бочок. Ручки вниз, в кулачок Раз, два, три – на бочок. Ручками захлопали –  Раз, два, три. Ножками затопали –  Раз, два, три. Повернись налево, Повернись направо. Раз, два – выше голова, Три, четыре – плечи шире, Пять, шесть – можно сесть. Вот рука И вот рука! Хлоп, хлоп, хлоп! Вот нога И вот нога! Топ, топ! Я иду, и ты идешь, Топ, топ, топ! Я пою, и ты поешь,  Руки хлопают: Хлоп, хлоп! Наши алые цветки Распускают лепестки, Вечерок чуть дышит, Лепестки колышет, Наши алые цветки Закрывают лепестки, тихо засыпают, Головой качают. Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг­скок, прыг­скок Прыг­скок, прыг­скок Травушку покушали, Тишину послушали.. Выше, выше, высоко Прыгайте легко. Утром рано. Утром рано я встаю. Я сама постель стелю, Руки мою, шею мою, Уши мою, ноги мою, Умываться я люблю. Мы умеем чисто мыться. Кто не хочет быть грязнулей, Моет руки, моет уши, Добела, добела! Ты, журчи, журчи, водица, Хорошо ты нам помыться Помогла, помогла! (О.Высоцкая) Я на дудочке играю. Я на дудочке играю Ти­ли­ли, ти­ли­ли! Пляшут зайки на лужайке Ти­ли­ли, ти­ли­ли! А теперь на барабане Бум­бум­бум, трам­там­там! Сразу зайки разбежались  По кустам, по кустам! (Т.Волгина) Курочка. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки –  Желтые цыплятки, Ко­ко­ко! Ко­ко­ко! Не ходите далеко! Лапками гребите, Зернышки ищите. (Т ВВолгина) Кошка. Я купила кошке К празднику сапожки. Причесала ей усы, Сшила новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать. Зайчики. Солнечные зайчики Прыг, прыг, скок. Прыгают как мальчики, Прыг, прыг, скок. П двору, по улице Прыг, прыг, скок. По весенней лужице Прыг, прыг, скок. Ягодка по ягодке. Собирала я в лесу Ягодку малину. Я домой не донесу Полную корзину. Петух. Петушок у нас горластый По утрам кричит нам: «Здравствуй»! Дети   имитируют   движения петуха: переставляют ноги, руки отведены назад в виде крыльев. На ногах его сапожки, На ушах его сережки, На головке – гребешок, Вот какой он, петушок! Конь.   показывают Наклон   вперед, сапожки. Руки   вверх   и   в   стороны,   Руки показывают   сережки. вверх. Повторяют первоначальные движения.   Конь меня в дорожку ждет, Бьет копытом у ворот. На ветру играет гривой Пышной, сказочной, красивой, Быстро на седло вскачу, Не поеду – полечу, Цок­цок­цок­цок, Цок­цок­цок­цок. Руки   за   спиной,   сцеплены   в замок.   Поочередно   поднимают ноги,   согнутые   в   коленях, покачивают   головой.   Подскоки на месте. Руки   вверх,   стоя   на   месте сначала   машут   одной,   затем другой рукой. Подскоки на месте. Матрешка. Куколке Матрешке Строим дом хороший. Вот такой широкий, Вот такой высокий. В дом вошла Матрешка –  Наша кукла­крошка. В дом вошла и пляшет. Всем платочком машет. Жук. Я жук, я жук Жужжу, жужжу. Кружу, кружу. На листке сижу. И не тужу, и не тужу! Я жук: жжж … Медвежата. Медвежата в чаще жили. Головой своей крутили. Вот так, вот так Головой своей крутили. Медвежата мед искали. Дружно дерево качали. Вот так, вот так Дети   поднимают   руки   вверх. Разводят   в   стороны,   опять поднимают вверх. Затем подпрыгивают (одна рука на поясе, другая с платочком). Дети   плавно   размахивают руками,   ритмично   переступают ногами.   Полный   поворот   с вытянутыми в стороны руками. Взмах руками вверх и прыжок. Летательные движения. Имитация   ходьбы   медвежат. Круговые движения головой. Имитация ходьбы медвежат. Наклоны   в   стороны.   Руки Дружно дерево качали. вперед. Имитация ходьбы медвежат. Наклоны вперед. Подскоки на месте, поочередно поднимая полусогнутые ноги. Вперевалочку ходили И из речки воду пили А потом они плясали. Выше лапы поднимали. Вот так, вот так Выше лапы поднимали. Мы в строю шагаем браво. Мы науки познаем. И налево, и направо. И, конечно же, кругом. Это – левая рука, Это – правая рука. Ох, наука нелегка! Это – левая нога, Это – правая нога. Ох, наука нелегка! (Эта физкультминутка помогает закрепить пространственные понятия) Чудачок­Человечек. Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромны круг, А потом еще кружочки, треугольный колпачок,  Вот и вышел очень­очень Развеселый Чудачок. Мини­стишки Цапля весело гуляла, Всех лягушек разогнала. Покачалась, покачалась. Тину с лапок обобрала, обобрала. Шейкой длинной повертела, всю округу осмотрела. К солнцу сладко потянулась. Вся встряхнулась, вся встряхнулась И, укрывшись в камышах, затаилась, улыбнулась. Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь – богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво; И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! Вдох и выдох! Раз присели! Два – привстали, Чтоб задержки никакой! Три – нагнулись  И достали до носка одной рукой. Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись.  Это – правая рука, Это – левая рука. Справа – шумная дубрава, Слева – быстрая река… Обернулись мы, и вот Стало все и наоборот: Слева – шумная дубрава, Справа – быстрая река… Неужели стала правой Моя левая рука? Присядем только раз, Сколько бабочек у нас. Сколько зайчиков у нас. Столько мы подпрыгнем раз! Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты! Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Мы писали, мы писали. А теперь все дружно встали. Ножками потопаем, Ручками похлопаем, Затем пальчики сожмем, Сядем, и писать начнем. Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет! Комплекс 1 Рекомендуется для урока математики плечам; 4 – и.п. 4 раза, темп медлен ный. 1. И.п. – сидя за партой, руки опущены. 1 – руки к плечам; 2 – руки – вверх; 3 – руки к 2. И.п. – сидя за партой, руки на пояс. 1 – отвести локти назад, прогнуться; 2 – 4 – держать; 5 – 6 и.п. 6 раз, темп медлен. 3. И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – 3 – круговые вращения руками назад; 4 – и.п. 4 раза, темп средний. 4. И.п.­ стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – полуприсед, руки к плечам, ладонями вперед; 2 – 4 – держать; 5 – 6  ­ и.п. 6 раз, темп медленный. 5. И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре сзади, ноги выпрямлены. 1 – прогнуться, поднять нижнюю часть туловища, образуя «полумост»; 2 – 4  ­ держать; 5 – 6 – и.п. 6 раз, темп медленный. 6. И.п. – о.с. 1 – прыжок ноги врозь, хлопок над головой; 2 – и.п. 6 – 8 прыжков, темп средний. Методические указания Упражнение 1 – роднимая руки вверх, смотреть на пальцы рук, потянуться, глубоко вдохнуть. Упражнение   2   –   отводя   локти   назад,   глубоко   вдохнуть,   плечи   развести,   сблизить лопатки. Упражнение 3 – круговые движения выполнять с амплитудой, хорошо сближая лопатки. Упражнение 4 – приседая спину держать ровно. Упражнение 5 – хорошо выпрямлять туловище. Упражнение 6 – прыжки выполнять легко, мягко приземляясь на носки. Комплекс 2 Рекомендуется для урока письма 1. И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2 – 3 – подняться на носки; 4­ и.п. 4 раза, темп медленный. 2. И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2 – 4 – держать; 5 – 6 – и.п. 6 раз, темп медленный. 3. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; 2 – руки в стороны; 3 – 4 – и.п. 4 раза, темп средний. 4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад, 2 – 4 – держать; 5 – 6 – и.п. 4 раза, темп медленный. 5. И.п.   –   сидя   за   партой,   лицом   к   проходу,   руки   в   упоре.   Имитация   движений «велосипед». Произвольно, темп средний. 6. Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук. 10 с., темп средний. Комплекс 3 Рекомендуется для урока чтения 1. И.п. – сидя за партой, руки на пояс. 1 – наклон головы вперед; 2 – назад, 4 раза, темп медленный. 2. И.п. – сидя за партой, удерживаясь руками за край сиденья сзади. 1 – прогнуться, отвести плечи назад, сблизить лопатки; 2 – 4 – держать;5 – 6 – и.п. 6 раз, темп медленный. 3. И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прогнуться,  локти назад, левую ногу назад на носок; 2 – 4 – держать; 5 – 6 – и.п.; то же правой ногой. 6 раз, темп средний. 4. И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. 1 – поднять ноги, согнутые в коленях;  2 – 4 – держать; 5 – 6 – и.п. 4 раза, темп средний. 5. И.п. ­  стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – 3 – круговые движения туловищем; 4 – и.п. 6 раз, темп средний. 6. И.п. – стойка ноги вместе, руки за спиной, согнуты в локтях, левое предплечье над правым. 1 – левую вперед на пятку; 2 – левую назад на носок; 3 – 4 – и.п. 3 притопа; то же с правой, 6 раз, темп средний. Комплекс 4 Рекомендуется для урока математики 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, руки в стороны; 2 – и.п. 4 раза, темп медленный. 2. И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс.1 – прогнуться, локти отвести назад; 2 – шаг левой   вперед; 3 –  приставить к левой правую ногу; 4 –  расслабиться; то же в обратном направлении. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 3 – пружинистые наклоны вперед прогнувшись, руки в стороны; 4 – и.п. 4 раза, темп средний. 4. И.п. – о.с. 1 – полуприсед, руки за голову; 2 – 4 – держать;5 – 6 – и.п. 4 раза, темп медленный. 5. И.п. – о.с. 1 – поворот налево, руки в стороны; 2 – 4 – прямо, руки к плечам, ладонями вперед; 5 – 6 – и.п.; то же с поворотом направо. 6 раз, темп средний. 6. И.п. – стойка правая впереди левой, руки на пояс. 1 – 2 – смена положения ног прыжком. 6 – 8 прыжков, темп средний. Комплекс 5 Рекомендуется для урока письма 1. И.п. – сидя за партой, руки на пояс. 1 – поднять плечи вверх; 2 – и.п. 4 раза, темп медленный. 2. И.п. – сидя за партой, руки за голову.  1 – прогнуться, отвести локти назад; 2 – 4 – держать; 5 – 6 – и.п. 6 раз, темп медленный. 3. И.п. – о.с. 1 – наклон влево; 2 – 4 – прямо, руки к плечам, ладони вперед, держать; 5 – 6 – и.п.; то же наклоняясь вправо. 4 раза, темп средний. 4. И.п. – о.с. 1 – стоя на правой, согнуть левую в колене, руки на пояс; 2 – 4 – держать; 5 – 6 – и.п.; то же стоя на левой, согнуть правую в колене. 4 раза, темп средний. 5. И.п. – сидя за  партой, руки на крышке стола. 1 – 4 – разведение и сведение пальцев «веером», 6 раз, темп средний. Комплекс 6 Рекомендуется для урока чтения 1. И.п. – сидя за партой, руки за голову, пальцы сцеплены в замок. 1 – руки вверх ладонями   вверх,   посмотреть   на   кисти   –   вдох;   2   –   4   –   и.п.   выдох,   4   раза   темп медленный. 2. И.п. – о.с. 1 – подняться на носки, руки на пояс, локти отвести назад; 2 – и.п. 6 раз, темп средний. 3. И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки к плечам, ладони вперед, левую ногу назад на носок; 2­4­ держать,5­6­и.п;то же правой ногой.4 раза, темп медленный. 4. И.п. – сидя за партой,лицом к проходу, руки в упоре сзади. Имитация движений «ножницы». Произвольно, темп медленный. 5. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – опустить руки за спину, согнутые в локтях. Прогнуться; 2 – 4 – держать; 5 – 6 – и.п. 6 раз, темп медленный. 6. И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – полуприсед; 2 – и.п.­ левую вперед на пятку; 3 – полуприсед;и.п. – правую вперед. 6 раз, темп средний.

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке

Физкультминутки - активный отдых на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019