Физкультминутки как элемент здоровье сберегающих технологий в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка 4.8

Физкультминутки как элемент здоровье сберегающих технологий в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
2 кл
25.03.2017
Физкультминутки как элемент здоровье сберегающих технологий в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье представлена система работы по здоровье сбережению учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование физкультурных минуток. Проведение динамических пауз и разминок необходимо для активизации внимания учащихся, снятия психического и физического напряжения, облегчения восприятия нового материала на уроке. Двигательные и речевые физкультурные минутки проводятся исключительно на любом уроке, и на тех уроках, где дети много пишут, и там, где много говорят.Статья посвящена использованию физкультурных минуток с учащимися начальной школы, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Физкультминутки как элем. здоровьесберег. технолог....docx

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .

Соболева Е.К., г. Кострома,
 ГКОУ «Школа №3 Костромской области для детей с ОВЗ»

      Закон Российской Федерации «Об образовании» относит здоровье школьников к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важной задачей образовательного учреждения по охране здоровья обучающихся является: пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся. За период обучения в школе среди учащихся с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями органов зрения, отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной системах. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности.
   
Причинами значительного дефицита двигательной активности школьников являются:

·        длительное пребывание на уроках, чрезмерная учебная нагрузка;

·        загруженность домашними заданиями;

·        нехватка свободного времени;

·        предпочтение пассивного отдыха.

Все это проявляется в снижении уровня здоровья и повышении заболеваемости учеников.    Важной задачей специальной  школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья, позитивного отношения детей к своему здоровью. В ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями разработана программа формирования здорового и безопасного образа жизни, которая включает:

·        овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

·        соблюдение режима дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

·        формирование умения следить за своим физическим состоянием;

·        развитие основных физических качеств.

В процессе обучения и воспитания у учащихся с нарушением интеллекта должна появиться установка на сохранение и укрепление собственного здоровья, сформироваться навыки здорового и безопасного образа жизни.  Необходимо, чтобы школа обеспечивала здоровье сберегающий характер учебной деятельности, здоровье содержащий режим дня школьника.

Поэтому, специальная школа должна сыграть важную роль в оздоровительном процессе учащихся за счёт внедрения в практику здоровье сберегающих технологий. Здоровье сберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учеников. Решая вопрос заботы о здоровье учащихся, особенно важна охранительная позиция взрослых (учителей и родителей) по отношению к детскому здоровью, а также формирование у детей положительного отношения к здоровому образу жизни.

Задача учителя - правильно организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность через соблюдение  режима дня школьников с ОВЗ, проведение комплекса утренней зарядки, оздоровительных мероприятий. К оздоровительным занятиям в режиме дня учащихся относится проведение физкультминуток на уроках.

Нагрузка на учащихся в школе с каждым годом повышается. Быстро утомляясь на уроке, ученики отвлекаются, внимание их рассеивается. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.  В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Одни и те же физкультминутки быстро надоедают, поэтому мною подобран разнообразный материал для их проведения, взятый из разных источников и адаптированный для учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями. Выполняем с детьми оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Их можно делать как стоя за партой, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать» ногами.

Можно проводить упражнения, которые выполняются строго под счёт, с равномерным чередованием вдоха и выдоха. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда можно включить и ходьбу на месте, бег, прыжки, приседания и так далее. Эти физкультминутки хороши в виде рифмовок:

Вдох и выдох! Раз - присели! Два - привстали! Три - нагнулись!

На уроках чтения при работе над звуками очень помогают упражнения, которые сопровождаются произнесением определенных звуков, например:

Вы, наверное, устали? Да! И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи. И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш»!
Пошипели, помолчали, и, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали и за кустиком пропали.

Самыми популярными, любимыми у детей являются двигательно-речевые физкультминутки, на которых ученики коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения.  При изучении на уроке обучения грамоте в 1классе буквы и звука А с детьми была выучена физкультминутка про аиста. Детям она так запомнилась и понравилась, что они готовы ее выполнять даже во втором классе.

Аист, аист длинноногий! Покажи домой дорогу!
Аист отвечает: топай правою ногой,
Топай левою ногой, вот тогда придёшь домой!

Выполняя движения с речёвкой, учащиеся тренируются в правильном и четком произношении каждого звука в словах, выразительности чтения стихов, отрабатывают понятия «левый»,  «правый». Подобные зарядки хорошо использовать на уроках при изучении определенной темы. Например, на уроке математики при ознакомлении и, в дальнейшем, для закрепления понятий «слева», «справа» применяем такую физкультминутку:

  Это - правая рука, это - левая рука,
Справа - шумная дубрава, слева - быстрая река…
Обернулись мы, и вот стало все наоборот:
Слева - шумная дубрава, справа - быстрая река…

При счёте предметов используем физкультминутки с применением наглядности (на доске картинка с определенным количеством бабочек):
  Присядем столько раз, - сколько бабочек у нас.
     Во 2 классе дети с удовольствием проводят физкультминутки сами. Один ученик показывает движения у доски, все повторяют упражнения со словами. Проводить физкультминутку хочется всем, поэтому ребята меняются ежедневно. Важно, чтобы каждый побывал в роли ведущего.

Часто проводим физкультминутки-игры на внимание. Ведущий показывает упражнение, все остальные повторяют. Игра проводится в полной тишине, темп постепенно увеличивается. Такие игры развивают внимание, настраивают на продолжение урока, помогают собраться после физкультминутки. В начале первого урока используем тренинг-настрой. Слова произносим не громко, но быстро.

Громко прозвенел звонок - начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

На тех уроках, где много пишем, нужны практические упражнения, способствующие укреплению кисти рук, пальцев, для подготовки к письму, разминки перед работой. На уроках письма не обойтись без физкультминуток для пальчиков. Дети их очень любят. И у каждого есть - любимая, например:

Этот пальчик -дедушка, этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я! Вот и вся моя семья!

На уроке обычно проводим две физкультминутки. Это помогает детям отдохнуть, снять напряжение, усталость. Необходимо регулярно проводить зарядку для глаз, особенно на уроках чтения, письма, математики. Это очень простые и понятные детям упражнения: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз, зажмуриться, удивиться. Дети могут следить за движением руки учителя, пробежаться по контуру большого рисунка, а могут, просто закрыв глаза, немного «подремать», расслабиться. Физкультминутки меняют характер деятельности ребенка на уроке, то есть носят деятельностный характер. Происходит переключение, способное предотвратить утомление и даже некоторым образом повысить уровень работоспособности.

Считаю, что физкультминутки на уроках в школе для детей с ОВЗ имеют важное значение в деле сохранения физического здоровья младших школьников, так как длительное пребывание ребенка в статическом положении плохо отражается на его здоровье. Они также способствуют сохранению психического здоровья обучающихся. Регулярно выполняя оздоровительные минутки, школьник должен научиться сознательному отношению к утренней гимнастике, физкультминутке, упражнениям на выработку осанки,  способам закаливания организма, предупреждению вредных привычек.

Литература:

1.     Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», 2015 г

2.     ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3.     Минскин Е. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М., 1982.

4.     Труднев В. Считай, смекай, отгадывай. - М., 1996.


 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕ

Необходимо, чтобы школа обеспечивала здоровье сберегающий характер учебной деятельности, здоровье содержащий режим дня школьника

Необходимо, чтобы школа обеспечивала здоровье сберегающий характер учебной деятельности, здоровье содержащий режим дня школьника

Вы, наверное, устали? Да! И поэтому все встали

Вы, наверное, устали? Да! И поэтому все встали

Громко прозвенел звонок - начинается урок

Громко прозвенел звонок - начинается урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017