Урок по математике для 2 класса по теме "Запись сложения в строчку и столбик" по требованиям ФГОС по программе ПНШ. На уроке используется индивидуальная, парная, групповая формы работы. Устный счёт, где повторяется все вычислительные навыки, также решение задач с помощью различных схем.
Тема урока: Запись сложения в строчку и столбик.
Цель:
создавать условия формирования представления о сложении в строчку
и столбиком;
закрепить вычислительные умения и навыки при решении примеров;
совершенствовать навык решения текстовых задач;
развивать умения анализировать и обобщать
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
записывать действие сложение, используя строчку и столбик;
контролировать знания по изученному материалу.
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и формы обучения:
объяснительноиллюстративный, индивидуальная,
фронтальная, в группах, в парах.
Оборудование: презентация, учебник, рабочие тетради, листы для записи и
фломастеры.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Прежде, чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.
Нука проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
На уроке только «пять».
2.Актуализация знаний.
2. Устный счет.
1) Гимнастика ума: «Прыжок с парашюта»
Сложение однозначных чисел: 6+5, 7+8, 9+9, 9+6, 4+8, 9+3.2) Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки».
Что мы с вами повторили?(Таблицу умножения числа 9)
3) Посмотрите внимательно на ряд чисел записанных на доске: 9, 16, 40,
59,100, 342, 999.
– В каком порядке расположены числа?(В порядке возрастания)
– Назовите наибольшее число.(999)
– Назовите наименьшее число.(9)
– На какие группы можно разделить все числа? (Однозначные, двузначные,
трехзначные)
– Сколько цифр использовали для записи числа 999? (Одну 9)
– Назовите соседей числа 100? (Предыдущее 99, последующее 101)
– Назовите круглые числа? (40,100)
– Сколько в числе 342 отдельных единиц? Десятков? Сотен? (2, 4, 3)
– Замените число 59 суммой разрядных слагаемых? (50 + 9)
– Увеличьте число 16 на 10 (26)
– Уменьшите число 59 на 7 (52)
– Что можно делать с данными числами? «+» и «–»
3.Мотивационный момент. Сообщение темы и целей урока. (Задавать
вопросы. Комментировать ответы, предлагать сформулировать тему и
цели урока.)
1) Постановка проблемы.
Откройте свои тетради.
Запишите число и классная работа.
Выполните поразрядное сложение чисел 43+26, 55+32 в тетради. Кто хочет
выйти к доске?
Один ученик решает пример с подробной записью.
43 + 26 = (40 + 3) + (20 + 6) = (40 + 20) + (3+ 6) = 60 + 9 = 69
– Какое действие выполняли? (Сложение)
– Как складывали? (Поразрядно)
– Какое правило, мы использовали для сложения этих чисел? (Действия
выполняются с единицами, действия выполняются с десятками).
– Как мы записали сложение? (В строчку)
2) Найдите теперь сумму чисел записывая по другому.38 и 41
41 и 25
56 и 13
(Ответы: 79, 66, 69)
– Для этого поработаем в группах. Разделимся на три группы. Наш класс
будет исследовательским институтом. Институт – это высшее учебное
заведение. Главный в группе – ваш научный руководитель, а вы сотрудники
института – исследователи.
– Каждая группа получает листы для записи и фломастеры.
Проверка
– Приглашаем научных руководителей с работами (на доске вывешиваются
работы)
– Как вы находили сумму чисел? (В столбик)
– Чего у нас не хватает в записи? (Результата, +, =)
– Где удобнее поставить знак "+"?
– Чем вы заменили знак "="? (Чертой)
– Расскажите, как вы складывали?
Вывешиваю на доску алгоритм сложения:
Пишу...
Складываю единицы…
Складываю десятки...
Читаю ответ.
Вывод: Как можно записать сложение? (В строчку и столбик)
Кто может сформулировать тему урока?
– Прочитайте тему нашего урока.
Запись сложения в строчку и столбиком.
– Сегодня будем учиться оформлять запись сложения в строчку и столбик.
Какие цели на урок мы можем поставить?
Научиться...(записывать сложение в столбик). Узнавать…(новые
приёмы сложения)... Познакомиться...(со способом сложения
столбиком).
4. Постановка учебной задачи и ее решение
(изучение нового материала)
1)Откройте учебник на странице 36.
Задание №3. Прочитайте его про себя. Что нужно сделать в этом задании?
У когонибудь есть вопросы?Выполните это задание в тетради, в парах.
Как будете готовы поднимите руку.
Проверка на слайде:
56+21; 29+46; 37+30; 145+253; 318+71.
У кого так же поднимите руку. Молодцы!
2)Задание №4. Прочитает его про себя. Что нужно сделать в этом задании?
У когонибудь есть вопросы?
Выполните это задание в тетради, в парах.
Как будете готовы поднимите руку.
Проверка на слайде:
52 43 54 163 823
+ + + + +
21 25 38 324 76
У кого так же поднимите руку. Молодцы!
5. ФизкультминуткаЧитает стихотворение, показывает движение.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
6. Решение частных задач
(первичное осмысление и закрепление
1)Составление задачи. С. 37, №8.
Давайте, прочитаем задание.Что нужно сделать в этом задании?
– Составьте задачу по схеме.
– Назовите составные задачи (Условие, требование, решение, ответ.)
– Можем ответить на требование нашей задачи? (Да)
– Что нам известно?
– Запишите решение задачи. (120 + 150)
– Как можно записывать подругому? (Столбиком)
– Найдите ответ задачи. (270 цветов)
Запишите решение этой задачи в тетради.
Кто хочет ответить у доски?
Как будете готовы поднимите руку.
Давайте, проверим решение.
120
+ 150
270 (ц.)
Ответ: 270 цветов
2)Откройте рабочую тетрадь на странице 19.
Задание №4. Давайте, прочитаем задание. Что нужно сделать в этом задании?
У когонибудь есть вопросы?
Мы выполним задачу под номером один.
Давайте, составим схему по задачи.
?
Ваза - ?
58
блюдо
Кто может еще раз рассказать задачу по схеме?
Запишите ее решение в два действия.
58
42
Кто хочет выполнить это задание у доски?
Остальные выполните это задание в тетради.
Как будете готовы поднимите руку.
Давайте, проверим запись на доске.
1)58+42=100(с.) – в вазе.
2)100+58=158(с.) – всего.
Ответ: 158 слив.
У кого так же поднимите руку. Молодцы!
7. Индивидуальная работа. Пока некоторые работают по карточкам,
остальные у доски выполняют сложение столбиком.(Задания на диске)Карточка А
Вставьте в «окошки» знаки действий, чтобы получились верные равенства.
9 ∙ 5 = 9 4 9 9 ∙ 7 = 9 9 9 9
9 ∙ 5 = 9 18 18
9 ∙ 2 = 27 9
9 ∙ 6 = 50 4
9 ∙ 3 = 9 9 9
9 ∙ 4 = 9 5 9
9 ∙ 7 = 70 7
9 ∙ 5 = 9 7 18 9 ∙ 3 = 50 23
Карточка В
Из пакета взяли 7 яблок и 5 груш. Узнай по этому условию:
1) На сколько больше яблок, чем груш, взяли из пакета?
2) Сколько всего яблок и груш взяли из пакета?
Если задача решается сложением, номер вопроса обведи
, если
вычитанием –
.
Карточка С
1)Вставь в кружок около каждой задачи знак действия, с помощью
которого она решается.
В кроссворде 15 слов. Катя уже отгадала 8 слов. Сколько слов ей
осталось отгадать?
С одной яблони дети сорвали 10 яблок, а с другой – 8. Сколько всего
яблок дети сорвали с двух яблонь?
На диске записано 5 песен, а на кассете – в 8 раз больше. Сколько
песен записано на кассете?
Жене 11 лет, а Саше 8. На сколько лет Женя старше Саши?
8. Итоги урока.
Рефлексия
Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив
таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
Что особенно заинтересовало вас во время урока?
Что нового узнали на уроке?
Какими действиями можно записать сложение слагаемых?
– Оцените свое настроение на уроке. На столе у вас лежат яблочки: красные и
зелёные. Если вы чувствовали себя хорошо, у вас радостное настроение, всёполучалось. Вам было легко и комфортно на уроке выберите зелёное
яблочко.
– Если вы не всегда чувствовали себя хорошо, у вас менялось настроение, вам
нужна ещё помощь, то выберите красное яблочко.
– Подойдите к доске и повесьте своё яблоко на яблоню.
– Спасибо всем. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
9. Домашнее задание
Учебник:
Стр. 37, № 5 и № 6