Недостаточно высокий уровень здоровья некоторых учащихся, поступающих в школу, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, влияя на успешность обучения и являясь причиной ухудшения как их здоровья, так и успеваемости.
Вопрос проведения физкультпауз во время проведения занятий широко описан в литературе, но проводить их чаще рекомендуется для дошкольных образовательных заведений, учреждений дополнительного образования, специализированных лечебных заведений и начальных классов общеобразовательных школ. Однако проведение физкультпауз во время учебных занятий в школе и дома учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ освещено в литературе крайне недостаточно и потому данный вопрос представляет интерес.
Физкультпауза усиливает кровообращение, обмен веществ в организме, улучшает осанку, повышает внимание. Т.о.основная задача это поддержание работоспособности и профилактика неблагоприятных влияний учебных нагрузок на организм.
В подборе упражнений необходимо руководствоваться следующими моментами: упражнения должны охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить когда появляются первые признаки утомления: нарушается внимание, снижается активность и т.п.Недостаточно высокий уровень здоровья некоторых учащихся, поступающих в школу, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, влияя на успешность обучения и являясь причиной ухудшения как их здоровья, так и успеваемости.
Вопрос проведения физкультпауз во время проведения занятий широко описан в литературе, но проводить их чаще рекомендуется для дошкольных образовательных заведений, учреждений дополнительного образования, специализированных лечебных заведений и начальных классов общеобразовательных школ. Однако проведение физкультпауз во время учебных занятий в школе и дома учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ освещено в литературе крайне недостаточно и потому данный вопрос представляет интерес.
Физкультпауза усиливает кровообращение, обмен веществ в организме, улучшает осанку, повышает внимание. Т.о.основная задача это поддержание работоспособности и профилактика неблагоприятных влияний учебных нагрузок на организм.
В подборе упражнений необходимо руководствоваться следующими моментами: упражнения должны охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить когда появляются первые признаки утомления: нарушается внимание, снижается активность и т.п.
Физкультминутки в режиме дня.
Недостаточно высокий уровень здоровья некоторых учащихся, поступающих в школу, самым
неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, влияя на
успешность обучения и являясь причиной ухудшения как их здоровья, так и успеваемости.
Вопрос проведения физкультпауз во время проведения занятий широко описан в литературе, но
проводить их чаще рекомендуется для дошкольных образовательных заведений, учреждений
дополнительного образования, специализированных лечебных заведений и начальных классов
общеобразовательных школ. Однако проведение физкультпауз во время учебных занятий в школе и
дома учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ освещено в литературе
крайне недостаточно и потому данный вопрос представляет интерес.
Физкультпауза усиливает кровообращение, обмен веществ в организме, улучшает осанку,
повышает внимание. Т.о.основная задача это поддержание работоспособности и профилактика
неблагоприятных влияний учебных нагрузок на организм.
В подборе упражнений необходимо руководствоваться следующими моментами: упражнения
должны охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее
целесообразно проводить когда появляются первые признаки утомления: нарушается внимание,
снижается активность и т.п.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Физкультпаузы – один из резервов формирования мотивации у школьников к сохранению
индивидуального здоровья.
Физкультпаузы – доступный, без финансовых затрат прием профилактики утомляемости и
гиподинамии.
Физкультпаузы можно и следует широко использовать педагогам в предметном образовании.
Условно выделяют два типа физкультурной паузы: активную с достаточно высоким темпом
упражнений их разнообразием, широкой амплитудой, и пассивную с ограниченными
перемещениями и движениями больше расслабляющего характера.
Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах
Стоя у опоры, 810 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую
ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 23 раза. Дышать ритмично. Темп
средний.
Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение
Исходное положение основная стойка 13 руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох,
задержать напряжение – 35с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив
плечи, выдох. 46 раз. Т.м.
Исходное положение ноги на ширине плеч, руки правая вверху, левая сзади, кисти в кулак.
110 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо.1 отвести
голову назад; 2 наклонить ее назад; 3 выпрямить голову; 4 выпрямить подбородок сильно вперед.
46 раз. Дыхание равномерное. Т. м.
Физкультурная пауза
Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 2039 с.
Исходное положение – о. с. 12 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 34 – руки
вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 46 раз. Т. м.
Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1 руки перед грудью, вдох; 2 рывок согнутыми
руками назад, вдох; 3 рывок прямыми руками назад, вдох; 4 исходное положение, плечи
расслабить, выдох. 68 раз. Т. с.
Исходное положение – стойка ноги врозь. 1 поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть
на руки, вдох; 23 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями;
4 исходное положение. То же влево. По 3–4 раза. Т. с.
Исходное положение – основная стойка Бег на месте 3040 с. с переходом на ходьбу с
замедлением. 1520 с. Т. с. Дыхание не задерживать.
Исходное положение – основная стойка 1 левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в
стороны, вдох; 23 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох
пропорциями; 4 исходное положение. То же с правой ноги. По 34 раза. Т. с.
Исходное положение основная стойка, руки на поясе. 13 – поднимаясь на носке правой ноги,
Физкультурная минутка изометрическая
мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 исходное положение. То же на левой ноге.
По 34 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.
Исходное положение – сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый
носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 810 раз. Дыхание произвольное.
Исходное положение – сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 35
с. Отдых 3 с. 1012 раз. Дыхание произвольное.
Исходное положение – сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая
напряжение 35 с. Отдых 3 с. 1012 раз. Дыхание произвольное.
Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей
Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до
остановки. 1 мин.
Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.
Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.
Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную
сторону. 1 мин.Учебная пора серьезный период, связанный с повышением умственной и психической нагрузи.
Этот период требует большого напряжения нервной системы и психических функций. В этот
период учащимся грозит малоподвижный образ жизни – гиподинамия. Повысить умственную
работоспособность и уменьшить риск заболевания гиподинамией в период учебы и подготовки к
экзаменам в значительной мере помогают комплексы физкультурных минуток (пауз).
Физкультпауза основная форма проведения гигиенической гимнастики в режиме рабочего
дня. Основная функциональная цель отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной
ее характер, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц (или органам, например,
глазам), подвергавшихся воздействию учебной нагрузки.
Список использованной литературы:
1. Авсарагов Г.Р. Обоснование методики занятий физической культурой в различные периоды
учебного процесса – Сочи: Издательство СГУТиКД, 2010.
2. Чирвина Н.В. Формирование основ здорового образа жизни у подростков средствами
физического воспитания в условиях в условиях детского оздоровительного центра.
Автореф. Дис. … канд.пед.наук: 13.00.04 – М. 2010.
3. Федякина Л.К. Анализ исследований по совершенствованию процесса физического
воспитания студентов вузов /Л.К. Федякина, Ю.А. Васильковская, Г.Р. Авсарагов //
Физическое воспитание студентов. 2010.№2.