Изучить уровень физической подготовленности учащихся по нормативам ГТО 2014 в образовательных учреждениях Республики Татарстан. В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания учащихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика. Поэтому преподавательская деятельность в школе направлена на эффективную организацию учебного процесса, который способствует психологическому и социально-культурному становлению учащихся, путем создания условий для формирования осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями и повышением уровня физической подготовленности.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО2014: ПОКАЗАТЕЛИ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ШКОЛЬНИКОВ
Добрышев С.А
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20» г.ОреховоЗуево
Актуальность. В настоящее время тема возрождения комплекса
«ГТО» является актуальной, так как содержит нормативную основу
физического воспитания и является критерием определения уровня
физической подготовленности. В марте 2014 г. рабочей группой Совета
при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта был
опубликован ДОКЛАД «О развитии массового спорта и физического
воспитания населения до 2020 года». Во главу угла этого документа
вынесен тезис, провозгласивший, что «Всероссийский физкультурно
спортивный комплекс — программная и нормативная основа
физического воспитания населения, основной механизм реализации
политики в сфере физической культуры и массового спорта».
Цель исследования. Изучить уровень физической подготовленности
учащихся по нормативам ГТО 2014 в образовательных учреждениях
Республики Татарстан. В настоящее время специалисты в области
физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание
на то, что задачи модернизации российского образования выдвигают
новые требования к системе физического воспитания учащихся.
Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении
молодого поколения, неизмеримо велика. Поэтому преподавательская
деятельность в школе направлена на эффективную организацию
учебного процесса, который способствует психологическому и
социальнокультурному становлению учащихся, путем создания
условий для формирования осознанной потребности в занятияхфизическими упражнениями и повышением уровня физической
подготовленности.
уровень физической подготовленности,
Физическое состояние,
ухудшение здоровья учащихся предопределяют невозможность
противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и
трудностям, связанным с изменением социальнополитического и
экономического устройства общества. От физического и психического
здоровья,
социального благополучия во многом зависит
работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот
вклад, который они призваны внести в возрождении России.
24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о
Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и
обороне». В нем говорится о том, что для дальнейшего
совершенствования государственной политики в области физической
культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г.
вводится в действие Всероссийский физкультурноспортивный
комплекс «Готов к труду и обороне».
Более двадцати последних лет учебные программы школы строились без
учета задач и содержания комплекса ГТО. Внедрение нового
Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) в практику учебных заведений потребует
совершенствования государственных образовательных стандартов
образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска
новых форм и методов практической работы.
Календарный школьный возраст делят на следующие возрастные
периоды:
до 7 лет – первое детство, в этом возрасте ребенок может выполнять
нормативы бронзового знака ГТО I ступени;
от 7 до 11 лет (для девочек) и до 12 лет (для мальчиков) – второе
детство (младший школьный возраст), выполнение нормативов
серебряного и золотого знака ГТО I ступени, нормативов II ступени и
бронзового знака III ступени ГТО;
от 11 лет (для девочек), 12 лет (для мальчиков) до15 лет –
подростковый (средний школьный) возраст, выполнение нормативов
серебряного и золотого знака III ступени и IV ступени ГТО;
от 16 до 18 лет – старший школьный возраст, выполнение нормативов Vступени ГТО
Методы исследования.
В ходе исследования применялись
общепринятые методы, используемые для определения физической
подготовленности школьников, рекомендованные в нормативах ГТО
2014 г.:
челночный бег по формуле «3*10 метров», (сек.);
прыжок в длину с места (см), фиксируется лучший результат из трех
попыток;
подтягивание на высокой перекладине для мальчиков (количество
раз);
подтягивание на низкой перекладине для девочек (количество раз);
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз);
поднимание туловища за одну минуту (количество раз);
бег на лыжах (мин/сек).
Для учета индивидуальности развития каждого школьника более
точно возрастные группы разделяют по биологическому возрасту
школьника, учитывающему его темпы ассимиляции. Биологический
возраст определяется оценкой факторов акселерации (ускорения
физического, полового развития) или ретардации (замедления
развития). Факторы индивидуальной акселерации или ретардации
учитываются введением в нормативы ГТО трех знаков – бронзового,
серебряного и золотого. Это позволяет школьникам одного
календарного возраста с учетом своего биологического возраста
получить соответствующий знак, выполняя более или менее
интенсивные тесты. Кроме того, нормативы ГТО предоставляют
возможность выбора тестов или их варианта из числа рекомендуемых.
Нормативы ГТО учитывают, что с повышением возраста школьника
затраты энергии на одинаковую мышечную нагрузку при выполнении
одинаковых упражнений снижаются,
экономичность мышечной
деятельности повышается. Чем больше период выполнения физических
упражнений, тем меньше становится их эффективность, поэтому
интенсивность упражнений необходимо с повышением возраста
школьника увеличивать.
Результаты исследования. Целью внедрения Комплекса ГТО в
настоящее время является повышение эффективности использования
возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья,гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании
патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан
Российской Федерации.
Основные задачи:
• определение уровня физической подготовленности учащихся,
владение практическими умениями и навыками физкультурно
оздоровительной и прикладной направленности;
• организация массового физкультурноспортивного досуга
учащихся;
• пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;
• повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых
качеств, готовности к труду и защите Родины.
С 2014 года учителя физической культуры вновь начали готовить
учащихся к сдаче комплекса ГТО. Учащиеся школы являются
активными участниками всех спортивных соревнований,
«Президентских состязаний», где показывают хорошие результаты. Вот
уже несколько лет наша школа принимает участие в эксперименте
введении ФГОС ООО и сейчас внеурочная деятельность ведется в 511
классах: это спортивные игры, футбол, баскетбол, волейбол, легкая
атлетика. Внеурочная деятельность как и уроки способствует
укреплению физического здоровья учащихся. Вся внеучебная
деятельность направлена на подготовку внедрения комплекса ГТО.
Выводы. Для стимулирования сдачи норм ГТО правительство
разрабатывает целый комплекс поощрений,
среди которых
обсуждаются: дополнительные баллы для поступающих в высшие
учебные заведения, повышенные стипендии для студентов, премии и
дополнительные дни к отпуску для работающих граждан и пр. Надо
отметить, что в ряде регионов, уже внедривших систему ГТО,
применяют подобные механизмы стимулирования. В итоге вся страна
должна забегать и запрыгать в массовом порядке уже к 2017 году. К
2016 в процесс включатся уже все без исключения образовательные
организации.
В соответствии с планом министерства, уже к 2020 значительная
часть населения страны вовлекут в спортивную деятельность в рамках
комплекса. Отличившихся наградят знаками почета, лучшие из лучших
пополнят олимпийские сборные страны.Литература
•
Галагузова Ю.К.
Всероссийский физкультурноспортивный
комплекс ГТО как воспитательная система //Педагогическое
образование в России.2014.№9. С.3336.
• КачановскийА.Ю.Отечественный опыт вовлечения молодежи в
массовые занятия физкультурой и спортом //Среднее профессиональное
образование.2012.№4.С.6061.
• Овчинников Ю.Д. Тьютор по ГТО //Научное обеспечение системы
повышения квалификации кадров. 2014. №3. С. 7780.
• Указ о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе
«Готов к труду и обороне»// http://kremlin.ru/events/president/news/20636