«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Теория Раскольникова - зло или спасение».
Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
русский язык
10 кл
18.10.2019
Задачи:
- создать условия для вдумчивого, заинтересованного чтения романа студентами;
- помочь им глубже понять роман Достоевского «Преступление
наказание»;
- раскрыть отношение писателя к теории Раскольникова;
- вырабатывать у студентов навыки анализа текста, исследовательской работы,
рассуждения.
Методы: работа в группах
Оснащение занятия: учебник, интернет.
Межпредметные связи: история
Тема занятия: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
«Теория Раскольникова - зло или спасение».
Форма проведения: урок- дискуссия
Цель занятия: на основе идейно-художественного анализа романа
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сделать разбор узловых проблем произведения, на основе текста доказать, что суть теории Раскольникова антигуманная, совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека.
Задачи:
- создать условия для вдумчивого, заинтересованного чтения романа студентами;
- помочь им глубже понять роман Достоевского «Преступление
наказание»;
- раскрыть отношение писателя к теории Раскольникова;
- вырабатывать у студентов навыки анализа текста, исследовательской работы,
рассуждения.
Методы: работа в группах
Оснащение занятия: учебник, интернет.
Межпредметные связи: история
достоевский.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Открытый урок
на тему:
«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
«Теория Раскольникова зло или спасение».
10 класс
Урок подготовила: учитель русского языка и литературы Сайпуллаева
З.И.
Махачкала Тема занятия: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
«Теория Раскольникова - зло или спасение».
Форма проведения: урок- дискуссия
Цель занятия: на основе идейно-художественного анализа романа
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сделать разбор узловых
проблем произведения, на основе текста доказать, что суть
теории Раскольникова антигуманная, совесть его не вынесла пролитой крови,
он не смог преодолеть в себе человека.
Задачи:
- создать условия для вдумчивого, заинтересованного чтения романа
студентами;
- помочь им глубже понять роман Достоевского «Преступление
наказание»;
- раскрыть отношение писателя к теории Раскольникова;
- вырабатывать у студентов навыки анализа текста, исследовательской
работы,
рассуждения.
Методы: работа в группах
Оснащение занятия: учебник, интернет.
Межпредметные связи: история
І Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Дежурный, кто отсутствует на уроке?
ІІ Контроль знаний. Тест.
1. В каком году родился Достоевский?
а) 1895 г. в) 1821 г.
б) 1877 г. г) 1827 г.
2. Кем был его отец?
а) юристом в) чиновником
б) врачом г) купцом
3. Роман «Преступление и наказание» написал
а) М.Ю. Лермонтов в) Л.Н. Толстой
б) Н.В. Гоголь г) М.Ф. Достоевский
4. В каком городе родился Достоевский?
а) Москве в) Новосибирске б) Петербурге г) на Кавказе
5. Достоевский закончил
а) Петербургское военно- инженерное училище
б) юридический факультет
г) литературный университет
6. В каком году Достоевский закончил училище?
а) 1837 г. в) 1843 г.
б) 1839 г. г) 1845 г.
7. Как называется первый роман Достоевского?
а) «Преступление и наказание» в) «Униженные и оскорбленные»
б) «Бедные люди» г) «Записки из мертвого дома»
8. За что писатель был арестован и приговорен к смертной казни?
а) За убийство в) за участие в кружке Петрашевского
б) за воровство г) за хулиганство
9. В каком году умер Достоевский?
а) 1886 г. в) 1888 г.
б) 1890 г. г) 1898 г.
10 Где похоронен Достоевский?
а) Москве в) Новосибирске
б) Петербурге г) на Кавказе
ІІІ. Слово преподавателя. Чтение легенды.
У Бирбала были недоброжелатели среди придворных. Они только и ждали
случая, чтобы очернить его перед падишахом.
Как-то раз один из них обратился к Акбару:
- О покровитель мира! Советник Бирбал небеспристрастен в своих решениях.
Вчера были схвачены четыре преступника. Они совершили одинаковые
проступки, но Бирбал дал им разные наказания. Ты сам можешь в том
убедиться.
Когда Бирбал явился во дворец, падишах спросил его:
- Я слышал, Бирбал, что ты вчера в суде за одинаковые преступления вынес
различные приговоры. Так ли это и что это значит?
- Ваше величество! Это правда. Я не допустил несправедливости, я остался
верен правосудию. Золото сплющивается от самого легкого удара, а для того,
чтобы расплющить железо, надо бить тяжелым молотом. Порядочному
человеку хватит и намека, а бессовестного не исправит и наказание. Цель
наказания в том, чтобы исправить виновного. Когда я выношу приговор, я всегда думаю о том, что за человек тот, кто провинился, и каким наказанием
его можно исправить.
- Тогда докажи, что вчера ты вынес справедливые приговоры.
- Ваше величество! Одного я отпустил. Я сказал ему только, что такой
человек, как он, должен стыдиться своего поступка. Он ушел домой и от
стыда принял яд. Другого я сурово отчитал и освободил. Он глубоко осознал
свою вину и ушел прочь из города. Третьего я приказал наказать палками. Он
теперь заперся дома и не показывается людям на глаза. Самый суровый
приговор я вынес четвертому: ему отрезали нос и уши, вымазали лицо сажей,
посадили на осла и возили по городу. Так этот бесстыдник ездил по городу и
смеялся! А когда увидел на улице своего сына, то приказал передать матери,
чтобы она приготовила к его приходу воды для купания и хороший обед. Он,
мол, еще покатается немного по городу и скоро вернется.
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того,
чтобы он не совершался впредь.
ІV. Мозговой штурм.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ
(на интерактивной доске)
1. Составить схему- таблицу
а)Что такое преступление? Обратите внимание на состав слова.
-Через что переступает преступник?
-Почему человек совершает преступление?
-Каие бывают преступления, приведите примеры;
-Кто способен совершить преступление? Какой это человек?
-Против кого бывают преступления?
-Какое, по-вашему, преступление можно считать самым страшным?
-О каких преступлениях в нашем мире вы слышали? Прокомментируйте свои
примеры с точки зрения только что высказанных нами мыслей.
- А война? А тероризм – это преступление?
-б)Что такое наказание?
-Какие бывают виды наказаний?
-Как преступник может принять наказание? Понять наказание?
-Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает
большую пользу?
-Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте
их.
- Какова роль союза И?
А) Работа на интерактивной доске казнь???
Выпороть ремнем, поставить в угол?
1.Суд, кара, мучения, муки совести, (всегда ли?) ответное
убийство, смертная
2.Принять наказание:
*понять и осознать свое преступление,
*раскаяться и просить прощения.
3.Суд закона
(какой он? справедлив ли он по-нашему?)
Суд совести !!!
В чем будет выражаться? Как его переносит нормальный человек?
1.Пере-ступил через что? ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь, совесть,
родных, через самогосебя, если не серийный убийца.
2. Задавлен бытом, живет в жутких условиях, одиночество
3.Должостное, политическое
Убийство, воровство, насилие, взятка,травля человека человеком,
обман, подкуп,
4.Преступник – жестокий, бессердечный, проблемы жизни,
5.Против одного человека, против своего народа,против нации
6.УБИЙСТВО – право лишить жизни другого человека. Такого права нет
ни у одного человека.
война, геноцид, терроризм
Серийный убийца – извращение психики.
V. Самостоятельная работа.
Схематично изобразить жизненный путь преступника.
б)После окончания беседы осматривается вся запись-схема и можно
предложить обобщающие вопросы:
Всегда ли после преступления следует наказание?
Всегда ли преступление долино быть наказано? А что последует после
наказания? Что может произойти с преступником, его душой? Каково
тем, кто так или иначе причастен к преступлению?
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕСТУПНИКА
Как видят студенты преступление, которые осуджают его.
Преступление - это падение , осознание сделанного, два пути: вверх –
раскаяние, и жизнь после прощения; вниз – продолжать преступления.
VI. Обощающее слово учителя:
Если посмотреть по телевидению современные передачи о преступлениях или
фильмы, где идет речь о преступниках, то очень редко можно узнать о том, что происходит в душе человека, готовящегося к преступлению,
совершающего преступление, совершившего преступление. Иногда создается
впечатление об определенной странности преступника. В наше время есть и
психологи, и психоаналитики, и социологи, пытающиеся понять душу
преступника. Но однозначных ответов нет. По-моему, небезынтересно
вчитаться в наблюдения великого писателя-психолога Достоевского. Мы
познакомились с романом «Преступление и наказание». Основное место в
романе занимает теория Раскольникова. Постараемся выяснить отношение
писателя к ней.
VII. Закрепление материала. Работа в группах.Вопросы и задания
учащимся.
- 1 гр. Петербург Достоевского:вы пройдете по тем же улицам, где каждый
день ходил Раскольников и поделитесь с нами своими ощущениями.
Подготовить рассказ. (Пока ребята готовятся, один студент ищет в интернете
иллюстрации «Петербург Д.»
.А) Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников?
Б) Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в
комнату, где живут Мармеладовы?
В) Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той
части города, где обитает главный герой?
Г)Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа?
Д) Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского?
Е) Каковы приметы городского пейзажа Достоевского?
Ж) Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова.
Какое впечатление они на вас произвели?
З) Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу?
И) Что еще происходит на улицах города?
К) Какой цвет преобладает в описываемых картинах города?
Л)Чем необычен Петербург Достоевского (в отличие от изображения города в
произведениях Пушкина, Гоголя)?
Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем): запись в
тетрадях
– Самые трагические и впечатляющие эпизоды разыгрываются в трактирах и
на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы – и это подчеркивает глухоту
страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и
страданию. Человек задыхается и на улицах Петербурга, и в уличной толпе, и
в «битком набитом» трактире, и в своей «каморке». Все несет печать общей
неустроенности, скудности человеческого существования.
- 2 гр. Раскольников до совершения преступления.
А) Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую
фамилию? Б) Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и
ваших впечатлениях о них?
В) А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с
окружающими?
Г) Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки
топор?
Д) Какова суть теории Раскольникова?
Е) В каких условиях рождается эта теория?
Ж) Только ли Раскольников в таком положении?
З) Как относится к письму матери Раскольников?
И) Каков сон Раскольникова.
К) Каково состояние Раскольникова до преступления и во время него?
Вывод: все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого
Раскольникова
и объясняет социальные мотивы преступления.
- 3 .гр. Раскольников во время и после совершения преступления.
А)Какие события предшествовали преступлению и подвели героя к роковой
черте?
б) Какое из этих событий является главным.
В) О чем думает главный герой? Что такое, по - вашему, «безобразная
мечта»?
Г) Каков итог совершения преступления?
Д) А что противопоставлено теории - страшной идее зла?
Е) В чем истоки ее великой любви и жалости?
Ж) Почему Достоевский читается сегодня, переводится на другие языки?
З) Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на
убийство?
Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):
- Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира,
который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств
рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем
в результате борьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона,
идея власти.
Вывод: теория Раскольникова – страшная теория, которая разрешает кровь
по совести. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. Мир
спасет доброта и любовь.
Достоевский утверждает в своем романе: любовь – основа жизни. Потому что решает вечные проблемы – как жить? что делать? У него один
ответ – не убивать, а любить и делать добро. Любовь и доброта спасут мир.
VIII. Рефлексия. Составление кластера. Работа на интерактивной
доске.
Ключевые слова. Все, о чем вы сегодня узнали. Запишите одним словом.
ІХ. Заключительное слово учителя.
Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким
внуком.
Почему бывают плохие люди? – спросил его внук.
Плохих людей не бывает, ответил вождь. – В каждом человеке есть две
половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает
человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности.
А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь,
измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк
светлый, а второй – темный. Понимаешь?
Понятно,- сказал малыш.- Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
И я вам всем желаю, чтобы вы кормили светлого волка. Не забывайте,
что Любовь и Доброта спасут мир.
Х..Выставление оценок.
Д/з. написать эссе «Индивидуалистический бунт Раскольникова»
«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Теория Раскольникова - зло или спасение».
«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Теория Раскольникова - зло или спасение».
«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Теория Раскольникова - зло или спасение».
«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Теория Раскольникова - зло или спасение».
«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Теория Раскольникова - зло или спасение».
«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Теория Раскольникова - зло или спасение».
«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Теория Раскольникова - зло или спасение».
«Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Теория Раскольникова - зло или спасение».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.